Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темя 5. Что такое сотрудничество?




Темя 5. Что такое сотрудничество?

Цель:

— дать детям представление о понятии «сотрудничество».

 

Занятие 20. Что такое сотрудничество?

Разминка

«Я сегодня обрадовался встрече с... » Ведущий обращает внимание на выражение глаз собравшихся детей, на особен­ности взгляда каждого и, не глядя на адресатов, говорит: «Я сегодня обрадовался встрече с одним человеком, у которого ясные, лучистые глаза... », или: «... у которого глаза печаль­ные, взор потуплен, но когда он посмотрел на меня, в глазах были доброта и доверие»... Дети должны догадаться, о ком идет речь.

Загадав несколько человек, ведущий может назначить во­дящего из числа детей, пусть он попытается подобрать точные слова о выражении глаз одноклассников.

«Спасибо тебе за... » Ведущий беседует с детьми о том, кто нередко в жизни успех зависит от таких мелочей, как, скажем, умение вовремя сказать спасибо. Выбирается водя­щий из числа детей. Его усаживают в центр круга и называют по одному имена одноклассников. Нужно повернуться лицом к названному человеку, посмотреть ему в глаза, найти, за что |его можно поблагодарить, и сказать вслух, например: «Саша, спасибо тебе за то, что ты мне утром улыбнулся»; «Лена, спасибо тебе за то, что ты дала мне на уроке ластик» и т. д.

«Кто лишний? » Выбираются четверо участников. Они по­лучают карточки с изображениями животных, из которых одно — «лишнее», например: тигр, слон, жираф и гусь. Во­дящие распределяют роли между собой и пластически изобра­жают каждый своего животного. Остальные отгадывают, кто изображается, и определяют лишнего в этом ряду. Затем за­дание выполняет вторая четверка и т. д.

 

Основное содержание занятия

«Что такое сотрудничество? » Ведущий заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необ­ходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невоз­можно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе ничего не получится, как это случилось с Лебедем, Раком и Щукой в Известной басне Крылова. Необходимо учиться делать сов­местно разные дела, учиться сотрудничеству. Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы на доске возникает надпись: «Сотрудничество — это умение делать дело вместе». Из каких умений складывается умение сотрудничать:

из умения понять другого;

из умения договориться;

из умения уступить, когда очевидна правота другого;

из умения разумно распределить роли в процессе ра­боты.

Из чего еще?

Ведущий предлагает перейти от слов к делу и попробовать сотрудничать в выполнении одного задания. Дети разделяются на пары. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта варежек. Нужно суметь украсить их узорами или ри­сунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга. На выполнение задания дается 5—7 минут.

По окончании работы устраивается обсуждение, в котором каждая пара рассказывает о том, как им удалось договорить­ся, как шла работа, и демонстрирует результат.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Добрая память (Р. Руднев)

В давние времена существовал на земле один удивительный город. Он был большой и красивый, жизнь в нем была спо­койная и богатая. Населяли его люди, владеющие различны­ми искусствами и ремеслами. Так и звался этот город: Город Мастеров.

Одно было плохо: каждый мастер был сам по себе, мало было между умельцами единства и согласия. Нет, они не ссо­рились, не дрались, а просто не замечали друг друга: настоль­ко каждый был поглощен своим делом и гордился им. К тому же каждый ремесленник ревностно оберегал секреты своего ремесла. Люди были так заняты, что ни один горожанин, по­павший в беду, не мог рассчитывать на помощь другого. Ни­кто никому не помогал, никто ничем не жертвовал для других, никто не просил о помощи. Порой это было неприятно, но с этим мирились, поскольку это не мешало городу процве­тать и богатеть. Жизнь продолжалась, мирная и спокойная.

Но однажды на город надвинулась беда. Звездочет пред­сказал: скоро на город нападут полчища крыс из дикой стра­ны, они разорят его, уничтожат все припасы, и Городу Мас­теров придет конец. Но звездочета никто не послушал. Мас­тера разошлись по своим мастерским и занялись каждый своим делам.

Однако звездочет тоже знал свое дело: он стал искать в древних книгах указания, как можно избавиться от такой на­пасти. Дни и ночи проводил он в библиотеках и архивах и в одном магическом справочнике нашел такое указание: «В море-океане на диком острове растет Дерево Крысиного Стра­ха. Если построить корабль, отправиться на этот остров и со­рвать плод с этого дерева, он поможет избавиться от крыси­ной напасти. Для этого сорванный плод нужно будет закопать на центральной площади, и каждому жителю города придется ежедневно приходить к этому месту в течение трех месяцев и поливать его. Тогда в городе вырастет такое же Дерево Кры­синого Страха, и ни одна крыса не сможет приблизиться к го­родским стенам. Если же хоть кто-нибудь пропустит хотя бы один день, не придет поливать росток, никакого толку не бу­дет. Дерево не вырастет».

Звездочет опять стал стучаться во все двери и рассказывать людям об этом средстве. Но мастера опять не хотели его слу­шать. Они были так озабочены своими делами, что до спасе­ния города руки уже не доходили. Лишь один человек — са­пожник Янек — прислушался к словам звездочета. Дел у него было не меньше, чем у других, просто он больше остальных любил свой город всем своим молодым горячим сердцем.

Янек решил взяться за постройку корабля. Но он понимал, что одному ему это не осилить. Он принялся уговаривать зна­комых столяров и плотников помочь ему. Никто не соглашал­ся. Да еще насмехались над ним и над старым звездочетом: «Что стар, что мал: один выжил из ума, а другой еще его не нажил! »

Прошел целый месяц бесплодных поисков и уговоров. Толь­ко одна девушка Марта — сестра сапожника Янека согласилась помогать брату. Она была искусной швеей и вышиваль­щицей. Янек решил строить корабль в одиночку. Марта взя­лась шить паруса и плести канаты. Звездочет учил Янека раз­бираться в картах и ориентироваться по звездам — это приго­дится в дальнем плавании.

Янек купил топор и начал валить деревья в сосновой роще за городом. Он готовил строительный материал для корабля, а горожане только посмеивались над ним. В тяжелых трудах прошло еще два месяца. Бревна были обтесаны. Янек начал распиливать их на доски. Но это была непосильная работа для одного. Марта целыми днями, не разгибаясь, шила пару­са. Но материя была на исходе, к тому же слишком тонкая, чтобы выдержать сильный морской ветер. Силы у брата и се­стры кончались, они были близки к отчаянию. Звездочет, по­нимая, что труды Янека и Марты могут оказаться напрасны­ми, решил прибегнуть к последнему средству. Он взобрался на высокую гору и стал молиться всем четырем сторонам све­та: «Услышьте меня хоть кто-нибудь, кому дорог этот город! Помогите Янеку и Марте! Не дайте пропасть великому труду! Помогите спасти город! »

Мольбу звездочета услышал гном-волшебник, что жил на чердаке городской ратуши. Он понял, что, когда человеческо­го разума и сил не хватает, надо прибегнуть к волшебству. Гном позвал своего черного кота и велел ему бежать по всем цехам и мастерским и уговаривать людей одуматься. Гном произнес заклинание и выпустил кота в город. Кот бежал по городу: от кузнецов к гончарам, от гончаров к кожевникам, от кожевников к портным, к малярам, к жестянщикам... Все лапы сбил в кровь, но к вечеру обежал всех, уговаривая их оставить на время свои дела и помочь Янеку.

Говорящих котов люди еще не видывали. Чудо подействова­ло: люди задумались над его словами, отвлеклись от работы и поняли, что нужно всем вместе предотвратить беду.

Первым на помощь Янеку пришел плотник. Они вместе рас­пилили бревна на доски. Следом подоспели столяры и помог­ли обработать деревянные детали для корабля. Затем пришли корабелы и по чертежам сколотили большой и крепкий ко­рабль. Кузнецы выковали надежные якоря и цепи. Ткачи при­несли прочную парусную ткань, а портные помогли Марте сшить паруса. Все вместе плели канаты для корабельной ос­настки. К кораблю приладили мачты и оснастили корабль всем необходимым. На главную мачту водрузили флаг с гер­бом города, вышитым Мартой. Звездочет принес на готовый корабль карты, компас и астролябию.

Корабль получился на славу — недаром лучшие руки и го­ловы потрудились над ним. Мастерам так понравилось рабо­тать вместе, что они попросили Янека взять их в плавание. Была сформирована команда корабля, и день отплытия насту­пил.

Все горожане собрались на берегу, чтобы проводить смель­чаков в дальний путь. И тут вдруг кто-то заметил, что у ко­рабля нет имени. Звездочет заявил, что отправляться в даль­нее плавание без названия корабль не может. Все загалдели, выкрикивая слова для названия, но всех перекрыл голос чер­ного кота. Он выгнул спину дугой и произнес: «Др-р-руж-ба — вот каким должно быть название. Иначе не назовеш-ш-шь! » Все согласились с ним, и на борту корабля вывели это слово: «Дружба».

Три месяца плыл корабль по морю-океану. И вот мореходы отыскали дикий остров, сорвали заветный плод. И благопо­лучно возвратились в Город Мастеров.

Каждый день каждый житель города приходил на централь­ную площадь и поливал пробивающийся росток. Дерево рос­ло удивительно быстро и день ото дня набирало силу.

И вот часовые сообщили, что орда крыс надвигается на го­род со всех сторон. Крыс было столько, что не видно было ни земли, ни травы. Они шли, уничтожая все на своем пути. Горожане собрались вокруг волшебного дерева и ждали, что будет. И когда первые крысы уже взбирались по городским стенам, на вершине дерева распустился волшебный цветок. И тут крыс как ветром сдуло. Они с большой скоростью уди­рали прочь от города, оставляя за собой разоренные окрест­ности.

Город Мастеров и поныне стоит на том же месте. Потомки тех, кто спас город от гибели, хорошо помнят уроки предков и уже никогда не забывают помогать друг другу, соседям и друзьям. Народ увековечил память о Янеке и Марте, назвав главную площадь их именами. На ней под волшебным деревом стоит памятник звездочету. Изображения черного кота и парусника «Дружба» вошли в новый герб города. Помнят люди И имена тех, чьими усилиями удалось спасти город. Только старый гном по-прежнему живет на чердаке городской ратуши, не видимый никому.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...