Комментарии для ведущего. Сказка о Скрипке (Н. Мишин)
Комментарии для ведущего В последнем задании мы предлагаем одну из возможных коррекционных технологий — работу с субличностями, основанную на теоретических положениях психосинтеза Р. Ассаджиоли. Согласно представлениям психосинтеза, содержанием первых этапов личностного роста человека должно быть глубокое исследование элементов своей личности — субличностей, а затем, на основе их осознания, — управление ими. Однако управлять можно только тем, с чем мы себя не отождествляем. В противном случае наши слабости или достоинства, чувства или влечения существенно ограничивают нас, сами владеют нами. Дети часто не могут управлять своими чувствами, желаниями. Работая с младшими школьниками, мы нередко испытывали потребность в обсуждении с детьми различных составляющих их Я, но не сразу нашли доступные средства, с помощью которых можно было бы ввести идеи психосинтеза. Мы предлагаем использовать язык сказки. Он понятен детям, а задание обратиться к исследованию составляющих своей личности вызывает большой интерес у четвероклассников. Некоторые пытаются самостоятельно дать ответ на вопрос «Кто Я? », кто-то придумывает своих человечков: Болталку, Воображалку и т. п. Форма сказки открывает дорогу к доверительному разговору с ребенком на его языке, может стать началом интересной деле. У певцов и музыкантов должны быть музыкальные способности, у художников — способности к рисованию, у математиков — математические способности. А какие способности должны быть у хорошего врача, у директора фирмы? Далее делается вывод, -что у каждого человека есть какие-то способности. Но некоторые люди либо ничего не знают о них, либо знают, но не используют их. Ведущий предлагает детям обсудить, всегда ли способный ученик является хорошим учеником. В результате обсуждения на доске появляется запись: «Успех = способности + трудолюбие».
Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку. Сказка о Скрипке (Н. Мишин) В одном городе был небольшой музыкальный магазин. В нем продавались разные музыкальные инструменты: кларнеты, трубы, гитары, барабаны и многие другие. Однажды из мастерской привезли много новых скрипок. Среди них была и та Скрипочка, о которой пойдет рассказ. Шло время, скрипки привыкали к жизни в магазине. Когда приходил какой-нибудь музыкант, желающий сделать покупку, они начинали тихонько звенеть и расхваливать свои достоинства. Однажды, когда пришел очередной покупатель, альт закричал: «Посмотрите, какой я большой. Возьмите, возьмите меня! » Одна из скрипок заговорила: «Посмотрите, какой у меня гриф! Он отделан красным деревом». Другая заскрипела: «Это все не важно! Вот у меня — колки из слоновой кости! » Третья стала напевать: «А у меня порожки позолоченные! » И только маленькая Скрипочка тихо сказала: «А у меня хороший звук... » — покраснела и отвернулась. Когда музыкант ушел, все инструменты на нее накинулись: «Кому нужно, чтобы ты хорошо играла, если в тебе ничего красивого нет? Колки, струны, лады — все самое обычное, ничего примечательного». Так проходили месяцы, и никто не обращал внимания на Скрипочку. Ей было обидно, и во время дождя по ее струнам текли маленькие серебряные слезы. А когда было солнце, солнечные зайчики обходили ее стороной, потому что Скрипочка грустила. У Скрипочки был один друг — Мышонок, который иногда прятался в ней от большого рыжего Кота с зелеными глазами. В один теплый вечер в магазин пришел известный музыкант. У него случилось несчастье — украли скрипку, а через два часа ему нужно было играть на большом концерте. Это был такой известный музыкант, что даже Мышонок выглянул на него посмотреть. Все скрипки начали себя расхваливать.
Одна закричала: «Посмотрите, какой у меня гриф — он красного дерева! » «Красного дерева? — переспросил музыкант. — Это хорошо, но нужно посмотреть, как ты играешь». Взял музыкант в руки эту скрипку, провел смычком, а звука нет. Стал музыкант пробовать другие скрипки. Та, которая была с хорошими колками, фальшиво играла, скрипка с серебряными струнами плохо настраивалась. В это самое время к Мышонку подбирался рыжий Кот. Мышонок смотрел на музыканта и не замечал Кота, а Скрипочка сразу его заметила. Коту оставалось совсем немного — прыгнуть и схватить Мышонка. Скрипочка забеспокоилась: как предупредить друга? Застонала одной струной, но Мышонок не услышал. А Кот все ближе подкрадывается. Чуть громче застонала Скрипочка. Кот разбежался, прыгнул и... И тут Скрипочка набралась смелости и звонко запела всеми своими струнами. Мышонок юркнул в щель, а Кот шлепнулся на пол, проехался по полу и врезался в ноги музыканту. Но музыкант даже не почувствовал этого: он видел одну только Скрипочку, слышал только ее чудесный звук. «Вот это да! — сказал он, отшвырнув кота ногой. — Тебя-то, Скрипочка, я и не заметил, даже собрался уходить. Такого чистого звука я давно не слышал. Кто же тебя сделал?.. » Музыкант купил Скрипочку и пошел с ней на концерт. Чудесный звук разносился над залом, проникая в сердца слушателей, вселяя в них надежды, принося радость. Вот в чем было главное достоинство Скрипочки!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|