Вопросы для обсуждения. Основное содержание занятия. Комментарий для ведущего. Занятие 11. Мое детство
Вопросы для обсуждения — Что отличало девушку от остальных людей? — Как ей удалось усыпить воду? — Бывали у вас ситуации, когда вы сильно к чему-то стремились, верили в успех и у вас все получилось? «Чудо». Ребята представляют себя волшебниками и придумывают, какое «чудо» могли бы они совершить для себя, для одноклассников, для мамы, для учительницы. При обсуждении обратите внимание на то, для кого ребятам было легче придумывать «чудо» и почему. Темя 2. Я расту, я изменяюсь Цели: —помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения; —помочь детям научиться планировать цели и пути само изменения.
Занятие 10. Мое детство Разминка «Маленькое имя». Дайте детям следующую инструкцию: «Представьте себе, что вы опять стали маленькими. Как называли вас в детстве? Давайте бросать друг другу мяч, называя детское имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает позу маленького ребенка какого угодно возраста. Все остальные копируют его позу и хором повторяют его имя». Когда все дети примут позы малышей, можно провести обсуждение того, что чувствуют дети в этой роли, почему каждый выбрал тот или иной возраст. «Любимый сказочный герой». Ведущий предлагает детям вспомнить, какая сказка им больше всего нравилась в детстве, а затем изобразить ее главного героя. Остальные отгадывают, какой герой изображен и что это за сказка. «Неопределенные картинки». Ведущий прикрепляет к доске картинку неопределенного содержания с двумя фигурками детей — мальчика и девочки. Дети должны придумать, кто это, чему они радуются, на кого обижаются, о чем мечтают и т. п.
Основное содержание занятия
«Кто в какую игрушку превратился? » Детям дается инструкция: «Попробуйте представить себе, что вас заколдовал волшебник и превратил каждого в какую-нибудь игрушку. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, слона, машину, мячик или во что-нибудь другое? Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берет вас в руки, любуется вами. Постарайтесь запомнить это ощущение. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку только что превращался». В центре внимания поочередно оказывается каждый ребенок. Ведущий при этом помогает детям понять, как через отгадывание игрушки, которую каждый загадал, другие дети передают свое видение различных сторон его Я. «Любимая фотография». Детям предлагается представить себя фотографами и нарисовать свою детскую фотографию — одну из реально существующих либо вымышленную. Затем устраивается выставка этих фотографий.
Комментарий для ведущего Интересно обсудить с детьми перед началом занятия, зачем нужно говорить о своем детстве, вспоминать его. Можно задать этот вопрос уже на предыдущем занятии в качестве домашнего задания, предложить обсудить его с родителями. Часто родители затрудняются дать ответ на этот вопрос. С детьми же эти обсуждения проходят довольно живо, в обобщении беседы все приходят к выводу, что наше детство делает нас такими, какие мы есть. Детство — наше неотъемлемое достояние, воспоминания о нем приносят хорошее настроение и положительную энергию. Занятие 11. Мое детство (Продолжение) Разминка «Мне опять лет пять». Предложите детям представить, что волшебник заколдовал их, превратив в пяти шестилетних детей, и закончить от их лица предложения: «Я люблю... », «Я умею... » и т. п. «Если бы у меня был ребенок... » Участники получают карточки с указанием различных действий, которые взрослые производят с маленькими детьми (кормят, одевают, качают, ведут гулять, умывают и т. п. ). Указанные действия каждый без слов изображает классу, остальные отгадывают, что это за действие.
«Если ребенок плачет... » Ведущий говорит с участниками занятия о том, что нередко, встретив на улице плачущего малыша, взрослые не умеют его утешить. На роль обиженного малыша выбирается один из участников. Остальные по очереди пытаются его утешить. Водящий сам определяет, у кого и почему это лучше получилось. Основное содержание занятия «Случай из детства». Предложите детям вспомнить и рассказать какой-нибудь интересный случай из их детства. Ведущий также может стать рассказчиком, но только после того, как выскажется большинство детей. Для того чтобы настроить группу на рассказы, можно прочесть один-два чужих «случая из детства», например, этот; —Мама, я не пойду! Мамочка, ну возьми меня к себе! —Лена, я повторять не собираюсь: сегодня ты будешь спать у себя в комнате. Все, ушла. Ну как они не понимают, что мне страшно, что я боюсь? И так целый день — сижу дома, болею, все одна да одна. Да еще мама не хочет меня слушать. Она говорит, что я трусишка и фантазерка. А я ничего не придумываю: ко мне вправду ночью приходит крыса. Я проснулась однажды, вокруг темно, а она, такая огромная и страшная, сидела на моем одеяле. И вот я опять одна. Ладно, пока мамы нет, посмотрю - ка, что за книжки у нее на полочке стоят. Вот одна какая красивая, с радугой... И как же взрослые разбираются в этих закорючках? Ну-ка, попробую нарисовать такие же. А что, очень похоже. Ну, вот я и умею писать. Сейчас я напишу «мама»... А теперь — «Леночка». Что там хлопает? Ага, мама вернулась. Сейчас я ей покажу, какую сказку я ей написала... ... Как обидно, просто взяла бы и кинула что-нибудь куда-нибудь. Мама ничего не поняла из моей сказки, да еще и обозвалась: каракули, говорит. И отправила спать. Я-то лягу. Но спать не буду. И свет включу, дотянусь как-нибудь. Только попозже, когда они заснут. И потом все равно перетащу подушку, одеяло и лягу на кресло в большой комнате. Пусть родителям будет стыдно, что их дочь замерзшая, одинокая, беззащитная... А может, совсем уйти из дома? Уйду, уйду, и пусть побегают, поищут меня, вот тогда, наверное, не станут оставлять меня одну. Но что-то не хочется уже вылезать: тепло так... И страшно, и тепло. Ладно, закутаюсь с головой в одеяло, может, крыса меня не заметит. Да я и сама ее не увижу, глаза-то одеялом закрыты.
Ладно, мамочка и папочка, завтра я сама перетащу свою раскладушку к вам в спальню. И еще нужно не забыть спросить у мамы: она меня еще любит? Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку. Сундук, который помог царю (О. Волокитина) Это было давным-давно. В одном государстве жил царь. У него был огромный замок, где кроме него жила его семья и прислуга. В этом замке было множество залов, комнат, длинных коридоров, лестниц, колонн, и легко было заблудиться. Была там одна комната, куда никому не разрешалось входить, кроме самого царя. Никто не знал, что в ней хранится и что царь делает в этой комнате. А там хранились сундуки с сокровищами, их было пять: в одном было золото, в другом — серебро, в третьем — драгоценные камни, в четвертом — волшебные вещи (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка и другие), а в пятом сундуке... Даже сам царь не знал, что там лежит, потому что он не мог его открыть. Каждый раз, когда царь приходил в эту комнату, он открывал сундуки и начинал перебирать свои сокровища, любоваться ими. Царь был жадным, он ни на что не тратил свое золото. Каждый раз, когда царь доходил до последнего, пятого сундука, он останавливался перед ним, представляя, что может там находиться, пытался открыть его, но сундук не поддавался. Тогда царя брала злость, он начинал кричать, топать ногами, в ярости пинать сундук. Но все зря. Сундук, казалось, становился от этого еще крепче. Однажды, когда на дворе была хорошая погода, солнце заглянуло в окна замка. Один луч проник в комнату, где стояли сундуки с сокровищами. Он начал медленно передвигаться по комнате, заглядывая в каждый сундук. Лучик был очарован красотой и роскошью драгоценностей, которые он увидел. И вот он дошел до пятого сундука. Интересно, что там лежит?
Лучик был добрым, ласковым и очень любознательным, он любил раскрывать секреты и узнавать неизвестное. Он быстро забыл о золоте и драгоценностях — все его внимание было приковано теперь к загадочному последнему сундуку. Лучик заметил и его отличие от других сундуков — он был стареньким и невзрачным. Лучик начал ласкать этот сундук своим теплом и светом. Он говорил: «Милый сундучок, меня зовут Лучик, и мне так хочется узнать, что у тебя внутри. Пожалуйста, откройся, покажи, что ты прячешь». Сундучок давно не слышал таких добрых слов. Он не смог отказать Лучику и открылся, скрипя своей старой крышкой. Лучик заглянул в сундук: сверху был толстый слой пыли. Он смахнул ее своими теплыми ручками... и перед ним оказались старинные мягкие игрушки. Лучик обрадовался и начал играть с ними. Да и старый сундучок развеселился и довольно поскрипывал. Вдруг дверь отворилась, и в комнату вошел царь полюбоваться своими сокровищами. Когда он увидел последний сундук открытым, он ринулся к нему. Его глаза жадно заблестели: он надеялся увидеть в этом сундуке золото и алмазы. И вдруг лицо его изменилось, глаза наполнились слезами. Он бережно доставал из сундука одну за другой свои старые игрушки, игрушки своего детства. Царь улыбался сквозь слезы, его глаза становились добрыми и чистыми, как у ребенка. Да, это были те самые игрушки, с которыми царь играл в детстве. Тогда он понял, что этот сундук — самое дорогое, что у него есть, а детство — главная драгоценность его жизни. Царь сказал: «Милый, старый сундук, почему же ты не открывался раньше? Если бы я знал, что здесь лежит! Я бы давно понял, что деньги, золото делают меня злым и жадным. Ты вернул мне детство, и я опять стал таким, каким был тогда». В тот же день царь раздал все свои богатства бедным и оставил в комнате только один сундук с игрушками. С тех пор в эту комнату разрешалось входить любому. Особенно любили здесь бывать внуки царя, которым нравились старинные игрушки. Иногда к сундучку в гости заглядывал Лучик, они стали друзьями. Сундучок был счастлив, потому что знал, что приносит всем хорошее настроение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|