Основное содержание занятии. Я умею жалеть. Вопросы для обсуждения. Тема 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?
Основное содержание занятии «Идеальное Я». Ведущий беседует с детьми о том, что каждый человек осознает, каких качеств ему недостает. У многих людей есть некий идеальный образ самого себя — такой, каким ему хотелось бы стать. Вводится понятие «идеальное Я» как сумма тех качеств, которыми человек хотел бы обладать. Задайте детям вопрос: «Если бы каждый из вас был волшебником, какие качества вы бы себе взяли? » Затем предложите подумать о том, какие самые важные качества они хотели бы иметь, и записать их на бумаге, расположив на лесенке из пяти ступенек. На верхней ступеньке — самое важное, самое главное качество, на следующей — чуть менее важное и т. д. Желающие прочитывают свои «лесенки» вслух, затем забирают их домой. Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку. Я умею жалеть Он считал себя не очень-то счастливым человеком. Он часто совершал ошибки, за них его ругали и наказывали люди, которых он любил. Он не умел быстро бегать. Он не был сильным и редко побеждал в драке. Был ли он красивым? Да нет, не особенно. Мама, конечно, говорила, что он симпатяга, но он этому не очень-то верил. Наверное, он был очень умным? Да нет, и слишком умным он не был, он часто делал ошибки. Однажды, в обычный скучный день, ему вдруг захотелось все бросить и уехать в лес. Он взял билет на электричку до ближайшего леса. «Я пришел к тебе, лес! » — воскликнул он, но тут увидел кучи мусора и бутылки, разбросанные другими любителями леса. Он собрал их в пакет и отнес на станцию, а сам вернулся на тропинку. Но шел он недолго. Из глубокой ранки на березе сочился сок. Он покопался в карманах и залепил дырочку жвачкой. И вдруг услышал тоненький звон. Маленький эльф сидел на ветке совсем рядом с ним.
— Эй, послушай, я к тебе обращаюсь! — Эльф приветливо помахал крылышком. — Я знаю, что привело тебя сюда, и хочу помочь тебе. Посмотри-ка мне в глаза. И он, такой большой, подчинился маленькому эльфу. — Твоя беда в том, что ты совсем не знаешь себя, — продолжал эльф. Однако у тебя есть один талант: ты умеешь жалеть. Умеешь жалеть все живое. «Разве уметь жалеть — это талант? И разве это кому-нибудь нужно? » — хотел он спросить. Но эльф внезапно исчез, а он вдруг оказался не в лесу, а на шумной улице. — Я умею жалеть, — произнес он шепотом и твердыми шагами пошел туда, где его уже давно ждали.
Вопросы для обсуждения —Почему герой сказки считал себя не очень счастливым? —Какое качество не замечали в нем окружающие и почему? — Докажите, что умение жалеть все живое можно считать особым талантом, не менее ценным, чем другие (например, в области живописи, музыки или математики).
Тема 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? Цели: — помочь детям осознать личную свободу и свободу другого; — помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей; — помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей. Занятие 19. Кто такой свободный человек? Разминка «Скажи так, чтобы тебе поверили». Дети должны по очереди подходить к водящему и, глядя ему в глаза, говорить одну и ту же фразу: «У тебя добрые глаза». Водящий выбирает тех, в чью искренность легко было поверить. «Взгляд». Раздайте детям карточки с обозначением полярных человеческих качеств: «добрый — злой», «сильный —слабый», «смелый —робкий», «жалостливый —жестокий». Прикрывая нижнюю часть лица, дети одними глазами должны постараться выразить каждый свое качество. Остальные пытаются отгадать его.
«Я психологом родился... » Повторите модификацию игры «Садовник», используя новые названия качеств, роли которых будут исполнять в игре дети. Предложите им постараться говорить с интонацией, соответствующей присвоенному качеству. Например, «Доверие» говорит осторожно и проникновенно, «Застенчивость» — тихо и робко, «Радость» — восклицает и т. д. Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку. О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе Однажды Иван Гавриков разозлился на весь белый свет. Все заставляют его что-то делать. В школе — нужно учиться, сидеть смирно, не драться, не толкаться, не плеваться, не болтать, — всего не упомнить. Дома — опять: учить уроки, делать уборку, посуду за собой мыть. К бабушке в выходные поедешь — и она туда же: «Повтори английский! Почитай книжку! Совсем ты, Ванечка, мало читаешь, один компьютер у тебя в голове... » «Все! Надоело! Вечно я должен что-то делать! Не буду», — твердо решил Иван Гавриков, лег на диван и принялся разглядывать узор на обоях и ползущую но стене муху. «Вот мухе хорошо, — подумал он, — свободное она существо! » Долго смотрел он на муху, а потом уснул. Сон ему приснился очень нравоучительный. Будто мама лежит на кровати и спит, папа в кресле газету читает, а бабушка по телевизору сериалы смотрит. Каждый своим делом занимается, а Ивану есть хочется. А холодильник пустой. Папа денег не заработал — не хотел на работу ходить. Мама из остатков продуктов даже каши не сварила - спать ей хотелось. А бабушка Ивановы брюки не заштопала, так что к пустому холодильнику он в одних трусах бегал. «Мы решили стать свободными! — заявила мама, когда Иван робко насчет завтрака осведомился. — Отойди, я еще сегодня долго спать буду». Сел Иван в одних трусах на холодный пол и зарыдал — так ему есть хотелось, но делать он все равно ничего не хотел. Так прошел первый день, второй, а на третий приполз Иван к холодильнику, нашел сырую картошку и начал ее грызть. Да еще и с кошкой Жмуркой поделился. Увидела это мама, стало ей стыдно, и пошла она варить кашу. Папа на работу собрался, а бабушка достала штопальную иглу и надела очки. И понял Иван Гавриков, что каждый должен что-то делать в меру своих сил, иначе жизнь станет совсем плохая, никчемная.
Открыл Иван Гавриков глаза, посмотрел на муху и сказал: «Эх, муха, никакая ты не свободная. Свободный человек — это я! Я сам себя заставляю что-то делать, не мама, не бабушка, а я сам! » Так сказал Иван... и потянулся за учебником. Медленно потянулся, неохотно. Потому что это довольно трудно — самому заставлять себя что-то делать. «Я так хочу». Ведущий рассказывает ребятам о девочке, которую звали не Маша, не Наташа, а Я так хочу, потому что она всегда делала только то, что хотела. Детям предлагается придумать фразы, характерные для этой девочки, подумать, с какой интонацией она их говорит, поочередно произнести их. Проводится конкурс на самую лучшую девочку Я так хочу. «Любимая игра». Дети припоминают все полюбившиеся им психологические игры этого года или прошлых лет, выбирают одну из них и играют в нее, причем роль ведущего должен взять на себя один из детей. Кто именно, можно определить по желанию, по жребию или голосованием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|