Вопросы для обсуждения. Занятие 21. Что такое право на уважение?. Основное содержание занятия. Занятие 22. Права и обязанности
Вопросы для обсуждения — Как вы думаете, в чем смысл этой сказки? — Как вы обычно реагируете, когда вас усиленно воспитывают: соглашаетесь или протестуете? А как нужно поступать? — Что вам больше всего понравилось в сказке? Занятие 21. Что такое право на уважение? Разминка «Толковый словарь». Ведущий приносит на занятие Толковый словарь русского языка, рассказывает детям, для чего он предназначен, и предлагает побыть в роли его составителей. Он называет любое слово, обозначающее качество человека, например: упрямый, уверенный, надежный и т. п., а дети предлагают свои варианты его толкований. Затем предложенные варианты сравниваются с толкованием данного слова в словаре. Определяется наиболее способный составитель словаря. «Поприветствуй меня, как... » Предложите детям выбрать себе роль животного (верблюда, зайца, свиньи и т. п. ) и от его лица обратиться к окружающим: пригласить в гости, поздравить с днем рождения, наказать, попросить прощения и т. д.
Основное содержание занятия «Закончи рассказы». Прочтите детям несколько историй, предложите им обсудить описанные в них ситуации и придумать, как имеют право поступить их герои. «Шел урок математики. Дети делали чертеж к задаче. Витя немного ошибся, хотел стереть лишнюю линию, но оказалось, что он забыл дома ластик. Витя повернулся назад к Тане за ластиком, но на него обратила внимание учительница Нина Ивановна. Она рассердилась на Витю, накричала на него и записала замечание в дневник. Витя может в этой ситуации... » «Катя вернулась из школы и, как обычно, побежала проведать своего любимого хомячка Тишку. Но его на месте не было. " Я его выбросила, — объяснила мама, — он мне надоел. Он плохо пахнет". Катя может в этой ситуации... »
«Коля вошел в класс после перемены, но на него вдруг ни; того ни с сего налетел Сережа, стукнул его и обозвал дураком. Коля может в этой ситуации... » При обсуждении этих ситуаций ведущий вводит понятие право на уважение», обращает внимание учеников на то, что во всех трех рассказах нарушалось право на уважение главного героя со стороны сверстника, мамы, учительницы. Какие способы борьбы за свои права предложат дети? Достаточно часто при обсуждении ситуаций подобного рода наблюдается любопытная картина: дети по-разному реагируют на нарушение своего права на уважение со стороны разных людей. Если это исходит от сверстника, они считают себя вправе реагировать агрессивно, если со стороны родителей — иногда агрессивно, но чаще заплакать, обидеться и т. п. t подобной ситуации с учительницей они считают, что нужно подчиниться, но привлечь к разбирательству родителей, восстановить справедливость, в некоторых случаях попросить прощения. «Любимая игра». Поиграйте в любую полюбившуюся де-im психологическую игру с выбором одного из них на роль идущего.
Занятие 22. Права и обязанности Разминка «Толковый словарь» (см. занятие 21). Предложите детям [я толкования новое свойство и качество человека, сравнивая определения детей со словарным вариантом. «Точка, точка, запятая». На выполнение задания отводится ровно минута. Ведущий засекает время, а дети должны быстро символически нарисовать любое чувство. Затем рисунки демонстрируются группе, и все отгадывают, какое чувство отображено. «Я — учитель». Предложите детям инструкцию: «Попробуйте превратиться в учителей. Подумайте, какими правами вы обладаете в этом качестве, письменно перечислите их». Когда все справятся с заданием, то по очереди читают свои перечни прав. Остальные должны вычеркивать в своих списках те права, которые совпадут с названными. Победит тот, у кого в списке останется больше всего не вычеркнутых записей.
Основное содержание занятия «Пять главных прав». Ведущий беседует с детьми о том, что каждому обычно хочется иметь побольше прав и поменьше обязанностей. Но в реальности количество прав и обязанностей человека приблизительно равно. Предлагается придумать по пять главных обязанностей и по пять основных прав четвероклассника. «Билль о правах». На основе обсуждения списков прав и обязанностей, составленных детьми в ходе выполнения предыдущего задания, организуется референдум. Какие пункты о правах и обязанностях учеников и учителей в школе могут быть приняты всеми? Учащиеся составляют «Билль о правах ученика и учителя в школе». И Самый Маленький Гном уже готов был сдаться, но вдруг представил себе изгнание Великана из долины, и странное чувство наполнило его. Он почувствовал ответственность перед Великаном, будто он уже был его другом! — Нет! — крикнул он, — вы не прогоните его! Он мой ДРУГ! Наступила тишина. — Но он погубил наши любимые цветы! И неизвестно, чего от него можно ожидать! — настаивал на своем Самый Главный Гном. — Он не хотел причинить нам вреда, — удивляясь своей настойчивости и храбрости, сказал Самый Маленький Гном, — он просто слишком большой. У каждого свои недостатки! Но — Он дело говорит, — раздался одинокий голос Самого Мудрого Гнома. — Великан такой же, как мы, только больше ростом. Почему бы нам не подружиться с ним? Ведь мы дружим с птицами, зверями, которые больше нас. Братья, — обратился он к притихшей толпе, — кто хочет дружить с ним, с самым большим Великаном в мире? — Я! Я! Я! — раздались крики из толпы. Голоса слились в большой хор, эхо которого разносилось над долиной величественной дружественной песней. — Да будет так, — сказал Самый Мудрый Гном, и вся орава вприпрыжку понеслась к подножию горы, а впереди всех мчался Самый Маленький Гном. Они устремились туда, где
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|