Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Культура и культурная жизнь народов 26 глава




В могольскую эпоху развитие также получают музыка и танцевальное искусство. Разделение на индусскую и мусульманскую музыку исчезает, она представляет собой единое целое, включающее в себя региональные стили (хиндустани – северный и каннада – южный) и художественные направления. Танцевальное искусство представлено не только древним классическим стилем храмового танца бхаратнатьям, но и местными стилями – манипури (Восточная Индия), кучипуди (Юг), одисси (Орисса). При дворе Моголов приобрел популярность стиль катхак. Возникший из храмовых представлений на темы из жизни Кришны, он обогатился среднеазиатскими элементами, стал светским, концертным стилем.

Возникновение в XVI в. империи Великих Моголов благоприятно сказалось и на развитии искусства в Индии. В архитектуре утверждается могольский стиль[52], представляющий собой целую эпоху в мусульманском зодчестве, после которой осталась целая вереница шедевров, различающихся по строительному материалу (песчаник и мрамор), по архитектурному замыслу и исполнению, по богатству внутреннего декора, по масштабности и ряду других особенностей. Среди них крепости-дворцы или города-крепости, мавзолеи-гробницы и мечети.

К крепостям-дворцам относятся Красный форт в г. Дели, Агринский форт (построены из красного песчаника), Голкондская крепость (встроена в скальный утес), Старая крепость (Пурана кила) или Джаханпанах
(в г. Дели). Все крепости-дворцы отличаются массивными крепостными стенами, обнесенными рвами. Внутри крепостей размещаются императорские покои, залы общих и частных аудиенций, мечети, гарем, а также функциональные постройки: складские помещения, водоемы и бани.

Среди городов-крепостей следует выделить Фатехпур-Сикри («Город Победы»). Фатехпур-Сикри был построен по приказу Акбара в тридцати километрах юго-западнее г. Агры и служил в период с 1569 по
1585 гг. резиденцией для императорского двора. Фатехпур-Сикри с трех сторон был окружен стенами из местного красного песчаника (толщина стен 2,4 м, высота 9,6 м), с четвертой стороны было создано большое искусственное озеро. Город состоит из множества дворцов и других сооружений, окруженных обширными дворами и террасами. Все здания города ориентированы с севера на юг и соответствуют расположению мечети. Главный вход в Соборную мечеть – так называемый Буланд-Дарваза (Врата великолепия). Общая высота ворот 45 м при ширине фасада 43 м. Широкие каменные ступени образуют цоколь монументального портала, сложенного из красного песчаника, с отделкой из белого мрамора. Фасад венчает ажурная галерея с миниатюрными куполами. Пространственный эффект обеспечивают две поставленные под углом боковые стены центрального портала, украшенные тремя ярусами арок.

Мавзолеи-гробницы помещались в прямоугольный могольский сад-парк с четырьмя входами, ориентированными на страны света. Гробницу окружали водоемы, прогулочные дорожки, места для созерцания усыпальницы.

Таким выдающимся памятником является построенный в середине XVI в. мавзолей Шер-шаха в Сасараме (Бихар). Массивное восьмигранное в плане здание мавзолея возвышается посередине небольшого искусственного озеpa, создающего впечатление, будто величественный мавзолей плывет по воде. Тяжеловесные приземистые пропорции здания, превышающего по ширине 80 м и достигающего почти 50 м в вышину в сочетании с пирамидальной уступчатой формой силуэта, придают всему сооружению внушительную монументальность. Огромную величину полусферического центрального купола мавзолея, увенчанного фигурным шпилем, подчеркивают купола павильонов, многократно повторяющие в миниатюре форму центрального купола. Простота и строгость архитектурных деталей, как купольных павильонов, так и стен дополняют общий величавый характер архитектуры мавзолея.

Выдающимся памятником архитектуры данного типа является мавзолей Хумаюна, расположенный недалеко от крепости Пурана Кила. Квадратная в плане (52´52 м) гробница из красного песчаника с беломраморными орнаментальными подставками, приподнятая на платформу высотой 7 м, стоит среди регулярно разбитого парка, окруженного стеной с монументальными воротами.

Традиционные формы данного типа сооружений были доведены до совершенства и гармонии пропорций в архитектуре мавзолея Тадж-Махал, усыпальницы императора Шахджахана и его любимой жены Мумтаз Махал. Строительство пятикупольного здания мавзолея, превосходящего размерами и роскошью все остальные, бывшие тогда в Индии, продолжалось более 20 лет. Высота Тадж-Махала вместе с куполом достигает
74 м. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 м. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета. Стены Тадж-Махала выложены особыми сортами полированного мрамора, оттенки которого меняются в зависимости от времени дня. В окнах и арках – ажурные решетки, сводчатые переходы, украшенные арабской вязью, которая перенесла на камень 14 сур Корана.

Среди других мавзолеев-гробниц следует отметить мавзолеи императора Акбара в Сикандре, усыпальницы Кутуб-шахов в Голконде, мавзолей Гол Гумбаз (перекрыт одним из самых больших куполов в мире)
в г. Биджапур и некоторые другие.

Среди множества совершенных по архитектуре мечетей особое место занимает Соборная мечеть в г. Дели, построенная Шах Джаханом из красного песчаника. Огромное здание этой мечети доминирует над городом.Минареты, увенчанные беломраморными луковичными куполами, имеют врезки из черного мрамора. Главный фасад с двумя высокими минаретами по углам и с монументальной фестончатой аркой центрального портала отличается изысканностью декора и четкостью своих членений. Мечеть Джами-Мазджид выдержана в классических формах и традициях: интерьер зала перекрыт тремя беломраморными куполами, перетянутыми вертикальными черными перехватами, главный фасад сложен из красного песчаника, а белые с черными полосами мраморные минареты увенчаны мраморными луковичными куполами. Молельный двор вмещает до 20 тыс. человек.

В местах, избежавших мусульманских завоеваний, где правили индусские раджи, продолжали существовать местные архитектурно-художественные стили, некоторые из которых были подвержены влиянию мусульманского стиля. Прежде всего, это касается Раджастхана, где возводились оригинальные дворцовые комплексы: тысячекомнатный дворец в Амере, величественная крепость-дворец в Джодхпуре, стоящая на высоком холме, грандиозный дворец Вир Син-ха в Датии, дворцы правителей Удайпура (прибрежные и озерные). Их отличали многоярусность постройки, наличие декоративного убранства фасадов (беседки, балконы, променадные и смотровые площадки), соединительные галереи, связывающие различные части дворца.

В XVI–XVII вв. при дворе Великих Моголов складывается и достигает высокого совершенства так называемая могольская школа миниатюры. По поручению Хумаюна в 1555 г. художниками Мир Сейидом Али Тебризи и Абд ас-Самадом Мешхеди иллюстрируются рукописи романа о подвигах Хамзы. Эта работа, состоящая более чем из 1400 миниатюр, была закончена в 70-х годах при Акбаре. В правление Акбара развивается не только миниатюра, но и стенная живопись. В Агре была создана большая художественная мастерская, где работали персы, узбеки, арабы, индийцы из разных провинций, которые вскоре заняли ведущие позиции и соответственно обогатили могольскую живопись местными индийскими традициями. Наиболее типичные миниатюры этого периода связаны с изображением различных эпизодов из жизни Акбара. В них выделяемая обычно фигура Акбара является сюжетным центром композиции, к которой направлено внимание всех изображаемых персонажей.

Могольская миниатюрная живопись, сохраняя определенное влияние персидской школы, развивается в самостоятельный индийский стиль и достигает в XVII в., главным образом в период правления Джахангира (1605–
1627 гг.), который особопокровительствовал этому виду искусства. Растет внимание к прорисовке фона, к портретному сходству, уменьшается количество миниатюр на мифологические сюжеты и растет количество миниатюр на сюжеты современности, особенный упор делается на миниатюры, посвященные жизни Джахангира. Литературной основой миниатюр становится «Автобиография Джахангира» («Тазак-е-Джахангири»).

Другим направлением миниатюры становится изображение животных и птиц, а также растений. Одним из шедевров миниатюры того времени становится изображение красного тюльпана, выполненного Мансуром, лучшим художником Джахангира, которому Джахангир даровал титул «Чудо света» («Надир-уль-Аср»). При Джахангире начинают появляться женские портреты его жен и дочерей, а также первые фривольные сцены. При Шах Джахане (1627–1657 гг.) миниатюрная живопись сохранила в основном наработки предыдущей школы, хотя можно отметить, что виртуозность стиля сменилась скрупулезной тщательностью прорисовки деталей (принцип «показа каждого волоска» – «ек бал пардаз») и возросшим натурализмом. При Аурангзебе (1657–1707 гг.) тематика миниатюр выходит за пределы дворца. Появляются рисунки батальных сцен и сцен охоты, а также миниатюры, изображающие любовные сцены. В более поздней могольской провинциальной школе много внимания начали уделять портретной живописи.

После набега на Индию Надир-шаха (1739) и Ахмад-шаха Абдали (1759), происходит упадок могольской школы живописи. Придворные художника начинают покидать г. Дели и искать пристанище при дворах провинциальных правителей, где начинают развиваться местные стили. Расцвет могольской школы миниатюры способствовал развитию ряда местных живописных школ.Так возникает деканская, раджпутская, пахарская миниатюра[53].

Деканская миниатюра – это общее название живописной школы, наиболее ярко проявившей себя в городах Ахмеднагаре, Биджапуре и Голконде. Первоначально деканская миниатюра находилась под влиянием могольской школы, но затем развилась в самостоятельную школу. К наиболее известным миниатюрам этой школы принадлежит собрание миниатюр «Венок paг» («Рагамала») (XVI в.), написанных по мотивам музыкальных paг. Биджапурский стиль представлен богато иллюстрированной энциклопедией «Книга тайного знания» («Нуджум-ал-Улум») (1570), насчитывающей 876 миниатюр. Голкондский стиль характеризует «Диван» Хафиза (1643.), альбом из пяти высокохудожественных миниатюр, полностью свободных от влияния могольской школы.

Отличительной чертой деканской школы стала портретная живопись. Портреты изображаются на фоне красивых пейзажей. Растет мастерство изображения не только лиц, но и тканей и прочих атрибутов портрета. Влияние суфизма сказывается на выражении лица, которое имеет, как правило, задумчивое выражение («Портрет Ибрагима II Адил Шаха Биджапурского» (1615), «Поэт в саду» (1605–1615), «Портрет придворного» (1615). Деканский стиль под воздействием могольского постепенно сходит на нет. Последним очагом этого, но уже позднемогольского, стиля стал Хайдерабад.

Раджастханская миниатюра объединяет такие стили, как стиль мевара, стиль бунди, стиль малва и другие и имеет три жанровых направления: изображение бога Кришны и его деяний (под влиянием движения бхакти); изображения правителей и их жен (или возлюбленных) и жанровые сцены. Основу сюжетов составляли сюжеты «Рагамалы». Все надписи к миниатюрам делались шрифтом деванагари. Литературную основу школы продолжали составлять санскритская любовная поэма «Пятьдесят строф о похищении» («Чаурапанчашика»), «Поэма о Кришне» («Гита Говинда») и баллада «Игривые стансы» («Лаур Чханда»). Таким образом, раджастханская школа была чисто индуистской.

Меварский стиль отличает богатство красок и мастерство декоративного узора. Заметно возрастает значение пейзажа, который на некоторых миниатюрах становится доминирующим. Торговые и иные отношения с Великими Моголами способствовали обогащению стиля за счет усиления декоративного обрамления миниатюры. Миниатюры стали более экспрессивными. Усилилась динамика дворцовых и гаремных сцен. Появились первые откровенно эротические рисунки. Одним из достижений меварского стиля стали иллюстрации к шестикнижью «Ратные подвиги» («Йюддха канда»), произведению, написанному по мотивам «Рамаяны» (1652).

Миниатюры стиля Бунди отличает яркая цветовая гамма и подчеркнутая декоративность. Основная тематика миниатюр тяготеет к «Венку paг» («Рагамале») или к различным поэтическим текстам. Не меньшее внимание уделяется созданию портретов правителей, покровителей художников, а также сценам охоты, в которых также подчеркиваются величие и мужество правителей. Улучшается изображение грациозности женского тела. Здесь, пожалуй, впервые появились изображения обнаженной женской натуры. Кроме этого, в миниатюрах хорошо отражена раджастханская архитектура. Растет количество миниатюр эротического содержания, что является характерной чертой Раджастхаиской школы миниатюрной живописи. Все достоинства стиля наиболее ярко проявились в иллюстрациях к «Бхагавата пуране» (1640 г.).

Стиль Малва близок к меварскому, хотя этот стиль существовал весьма недолго (1630–1700 гг.). Однако миниатюры этого стиля отличаются высокой художественностью, что особенно проявилось в серии иллюстраций к «Рамаяне»: буйная орнаментированная растительность, стилизованные грозные скалы, грандиозные дворцовые постройки. Особенно можно отметить такие миниатюры, как «Похищение Ра-ваной Ситы», «Битва между царями обезьян и демонов». Следующий этап в развитии стиля представлен сюжетами на темы «Рагамалы». К тому времени сложилась живописная традиция персонифицирования paг (как раги, так и рагини). На основе принципов классификации героев и героинь, принятых в литературе, создавались образы paг, их жен, рагини и их сыновей. Каждый из них представлял собой определенную расу. Рага изображалась в облике мужчины, а рагини – в образе женщины. Так, рага Малкаус представала в облике мужчины в голубых одеждах с дубинкой в руках и ниткой жемчуга на шее, которого сопровождают несколько женщин-прислужниц. Весь его облик символизирует чистоту любовных отношений. Он покоряет сердца женщин своей красотой. Его жена, рагини Тара, предстает в белых одеяниях на желтом фоне. У нее высокая грудь и тонкая талия. Она сияет как богиня. Ее локоны – парящие облака, ее лицо – полная луна, на которой выделяются газелеподобные глаза и белые жемчужные зубы. Она носит украшения неповторимой красоты. И весь ее облик озаряет собой стороны света. Она играет на вине, отдыхая на лугу. Струны вины сияют как лучи яркого света, издавая чарующую мелодию. И, очарованные мелодией, кружатся перед ней олени. Таково описание только двух paг.

Пахарская миниатюра знаменует собой расцвет индийской миниатюры. Она объединяла несколько стилей, самым ранним из которых был стиль басоли, а самым поздним – стиль кангра. Пахарская миниатюpa представляет собой искусно исполняемый декоративный стиль, где с большой выразительностью и мастерством изображаются человеческие фигуры и сопутствующий основной теме пейзаж. Миниатюры обычно нарисованы яркими красками. Основу сюжетов составляла вишнуитско-кришнаитская литература. В центре композиции находятся мужские и женские фигуры, часто в любовных и эротических позах. При этом пейзаж соответствует любовному настроению. В стиле басоли особенно выделяются миниатюры на тему поэмы XV в. «Расаманджари», содержащей легкий налет эротики. Иллюстрации создавались на классические сюжеты таких произведений, как «Венок paг» («Рагамала»), «Игры Кришны» («Кришналила»), «Песня о Кришне» («Гитаговинда»).

После смерти Аурангзэба в 1707 г. империя Великих Моголов фактически перестала существовать. В качестве наследников и претендентов на власть выступили: государство маратхов, Бенгалия, Майсур, Хайдабарад. Правители новых государств наслаждались неограниченной властью, непрерывно воевали между собой, что позволило по образному выражению К. Маркса в разгоревшейся в Индии в ХVIII в. «борьбе всех против всех» выйти победителями англичанам.

Завоевав Индию, англичане приступили к ломке ее традиционной структуры. В страну прибыли европейские миссионеры, надеявшиеся «спасти» несчастных туземцев. В Индии были открыты первые школы, в которых преподавание велось на английском языке и по европейскому образцу. Опыт миссионеров был взят на вооружение английской колониальной администрацией. Была проведена реформа образования, смысл которой состоял в том, чтобы обеспечить подготовку кадров для колониальной администрации из самих индийцев. В 1830-е гг. были открыты десятки средних школ с европейской программой обучения, а в 1857 г. три университета – в Калькутте, Бомбее и Мадрассе. В последующий период число университетов и колледжей выросло, многим индийцам была предоставлена возможность получить образование в лучших университетах Англии – Кембридже и Оксфорде. В результате указанных мероприятий в Индию проникают многие европейские идеи и идеалы, знания и опыт, европейские науки, искусство и культура, образ жизни, формируется интеллектуальная элита, ориентирующаяся на европейские духовные ценности, английский язык становится средством общения для европейски образованных выходцев из различных регионов страны.

Отмеченные выше процессы не привели к упадку культуры Индии, но наложили свой отпечаток на развитие ее культурной жизни.

Так, в религиозном сознании индийцев происходят существенные изменения[54]. В начале XVIII в. сикхизм превращается в самостоятельную религиозную систему, а затем эволюционирует в направлении индуизма. Вновь возрождается обычай сати, забвению предаются такие принципы раннего сикхизма, как осуждение неприкасаемости, отказ от антропоморфных изображений Бога, отказ от убиения новорожденных девочек в богатых семьях и т.д. В сикхских храмах стали появляться божества из индусского пантеона, интерьер храмов становится пышнее, дальнейшее развитие получает идея обожествления гуру.

В конце XIX в. появились первые сикхские общественно-политические и просветительские организации «сингх сабха» («общество львов»). Эти организации действовали по всему Пенджабу и внесли существенный вклад в дело распространения образования среди сикхов, популяризацию и развитие языка пенджаби, пропагандировали идею отказа от неприкасаемости, выступили за передачу хальсе управления гурдварами, против засилья махантов, многие из которых, благодаря поддержке англичан, превратились в крупнейших помещиков и выступали за сближение с индуизмом.

В условиях распространения культуры и религии англичан была предпринята попытка реформирования индуизма. Предтечей реформации стал Рам Мохан Рой (1772–1833 гг.) – основатель национальных газет и колледжей, религиозного общества «Брахмо самадж». Рам Мохан Рой не только выступил против целого ряда устаревших и косных обычаев индуизма, но и выдвинул идею единого бога, в монотеистическом духе истолковывал тексты древних упанишад о высшем Абсолюте-Брахмане, попытался сблизить свое толкование с монотеистическими идеями исламской и христианской религией. В 1875 г. в Индии возникло общество «Арья самадж», которое основал Даянанда Сарасвати. Это общество близко к обществу «Брахмо самадж» по реформаторскому духу, по монотеистическому толкованию Вед и стремлению избавиться от устаревших и косных обычаев индуизма. Но «Арья самадж» отказалась от сближения с другими религиями в категорической форме, что нашло свое выражение в лозунге – «Назад, к Ведам!».

Среди реформаторов индуизма одно из ведущих мест занимает жрец калькуттского храма Кали Рамакришна Парамахамса (1836–1886), учивший, что каждый определенный круг решения религиозных проблем и соответствующие формы культа составляли одну из стадий познания единого Бога. После смерти Рамакришны его последователи создали всеиндийскую организацию неоиндуистов – «Миссия Рамакришны». Ее руководителем стал близкий ученик Рамакришны Датта, принявший в монашестве имя Свами Вивекананда (1836–1902). В процессе постижения истины он приходит к выводу о необходимости дальнейшего развития основ учения Рамакришны и в первую очередь системы «веданта». Последняя благодаря усилиям Вивекананды была превращена во всеохватывающую систему неоведантизма, который стал основой нового учения, охватывающего не только все религии, но и всю мораль, и вообще все духовное начало в мире. Развивая мысль Рамакришны об истинности и непротиворечивости всех религий, Вивекананда приступил к реальному воплощению идеи духовного мессианства Индии. В 1897 г. после выступления на религиозном Международном конгрессе в Чикаго и признания его как одного из известнейших проповедникови вероучителей Вивекананда создает Миссию Рамакришны как всемирную организацию с целью развития и распространения идей неоведантизма в глобальном масштабе. Речам Вивекананды внимали во всем мире, а интернационализм и универсализм его учения обеспечил значительную популярность идей неоведантизма в широких индийских массах.

Распад империи Великих Моголов и проникновение в Индию европейцев оказали свое влияние и на развитие языка и литературы. Английский язык, став средством общения, сделал доступными для индийцев классиков европейской литературы – Байрона, Шекспира, Вольтера и др. В то же время переводы с санскрита, арабского, персидского языков способствовали усвоению художественного опыта, который был чрезвычайно полезен зарождавшейся индийской прозе. Традиционная для литературы Индии религиозно-мифологическая тематика постепенно уступает место светской, новые темы и идеи обуславливают применение новых художественных методов. Просветительский реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм сменяют друг друга и соседствуют как в отдельных национальных литературах, так и индивидуальном творчестве писателей.

В XVIII в. Бенгалия стала независимым государством, в 1775 г. она превратилась в индийскую колонию. История тех дней почти не отразилась в литературе XVIII в. Она продолжает развиваться в пределах средневековой традиции. Наиболее характерным для бенгальской литературы этого периода было творчество Бхаротчондро Рая (1707–1760 гг.). Главным его трудом была поэма «Оннодамонгол» – «Песнь во славу Онноды» (Оннода – буквально – «дающая пищу» – одно из имен богини Дурги, бенгальский вариант Парвати – жены Шивы), созданная по заказу раджи Кришначандры, который покланялся Дурге и насаждал ее культ. «Песнь во славу Онноды» написана в традиционном для бенгальской литературы жанре монгол – трехчастных поэм-восхвалений, какие обычно посвящались местным богиням.

В начале XIХ в. зарождается бенгальская проза, а со второй половины XIХ в. утверждаются европейские жанры – повесть, роман, драма. Они представлены творчеством Модхушудона Дотто (1824–1873 гг.) (поэма «Гибель Мегхнада»), Бонкимчондро Чоттопадхая (1838–1894) (повесть «Дочь коменданта крепости», роман «Обитель радости»), Paбиндраната Тагора (1861–1941 гг.) (сборник стихов «Вечерние песни», пьеса «Возмездие природы», рассказ «Разгаданная загадка» и другие).

Вслед за бенгальцами создают свою национальную литературу и другие народы Индии. С начала XVIII в. на севере Индии получает развитие литература на языке урду. На языке урду возникает поэзия стиля накх-шикх. Становление поэзии этого стиля начиналось с простейших поэтических форм. Излюбленным жанром поэтов, писавших на урду, стала лирическая и лирико-философская газель. Одним из крупнейших представителей литературы урду, «шахом газели» был Мир Муххамад Таки Мир (1725–1810 гг.) – свидетель крушения Дели, многих страданий и бед народа. Большинство произведений поэта проникнуто духом печали, а многие стихи несут в себе черты суфийского мистицизма. Он сочувствует обездоленным, страдания людей воспринимает как свои собственные.

На языке урду писал видный поэт, прозаик, историк Мирза Галиб (1796–1869 гг.). В бытность свою придворным историографом Галиб написал исторический труд «Полуденное солнце». Поэтическую славу ему принесли «Диван урду» и «Собрание персидских стихов». Несмотря на сложность поэтических образов стихотворений, Галибу удавалось передавать чувство глубокой и искренней скорби, навеянной индийской действительностью.

В 1803 г. Лаллуджи Лала опубликовал «Океан любви» – первое крупное прозаическое сочинение на языке хинди. Посвященное описанию богочеловека Кришны – традиционной религиозно-мифологической теме, это произведение послужило основой для формирования литературного языка прозы хинди. На хинди писал и великолепный поэт, публицист и выдающийся драматург Бхаратенду Харишчандра (1850–1885 гг.). Он не только сблизил литературный язык хинди с народной разговорной лексикой, но и положил начало драматургии хинди, опубликовав в 1873 г. комедию «Убийство по ведам – не убийство».

В XVIII в. светского драматического театра и репертуара в Индии не существовало. В 1757 г. в Калькутте был основан театр для англичан, а в 1795 г. талантливый музыкант из г. Ярославля Г.С. Лебедев основал театр для индийцев. В театре в переложении Г.С. Лебедева на разговорный бенгальский язык шли английские пьесы. В 1831 г. бенгальцем Тхакуром был основан «Хинду театр». Зарождение индийской оперы связано с постановкой музыкальной драмы в 1853 г. при дворе владетеля княжества Ауд. Начиная с 60-х гг.
XIX в. театральные постановки на гуджаратском языке стали постоянным явлением в Бомбее. Затем возник театр на языке хинди, а в 1872 г. был организован первый профессиональный бенгальский театр. Репертуар театров в основном состоял из произведений, написанных на традиционные мифологические темы.

Наряду с профессиональным театром в Индии продолжал существовать и народный театр. По-прежнему наиболее популярными театральными представлениями были музыкально-танцевальные драмы типа «лила». Начиная со второй половины XIX в., значение индийского народного театра постоянно растет. Его театральные представления все чаще приобретают ярко выраженную социальную и антианглийскую направленность.

В XVIII в. свою былую величественность и пропорциональность форм теряет архитектура Индии. Продолжают строиться новые города, но лишь отдельные архитектурные сооружения могут рассматриваться как достижения индийского зодчества. Среди них следует выделить Джайпур, столицу Раджастхана, возведенную раджой Джай Сингхом. При строительстве Джайпура использовали розовый песчаник (поэтому Джайпур иногда называют «розовым городом»). Центр города имеет регулярную планировку. Для достижения архитектурного единства при возведении зданий использовались арки, купола, эркеры, резные кронштейны. Фасады жилых зданий Джайпура покрыты росписями, изображающими наряду с бытовыми мотивами сцены походов и сражений. На росписях нередко можно встретить изображения бегущего слона с всадником или скачущих лошадей, которые ярким пятном выделяются на стене здания.

Среди городских построек выделяется Дворец ветров (Хава махал), декоративное сооружение с множеством различных окон, проходя через которые, ветер, по мнению строителей, должен был издавать различные звуки, меняющиеся в зависимости от направления ветра. В лучших традициях индийской архитектуры были также возведены г. Лашкар – новая столица княжества Гвалиур, г. Лакнау – столица княжества Ауд, ряд дворцов, храмов и монастырей в Варанаси и другие.

В XVIII в. появляются в Индии постройки европейского типа[55]. Вначале постройки европейцев не отличались от аналогичных построек метрополии (остатки форта Святого Георгия в г. Ченнаи, форта Вильяма в Колкате, первые католические соборы в Гоа и Ченнаи, первые дворцы английских генерал-губернаторов, построенные в викторианском стиле). С течением времени европейские, главным образом английские, архитекторы не могли не попасть под влияние местной архитектуры, индуистской и мусульманской. Это положило начало новому стилю, вобравшему в себя архитектурные принципы всех трех зодческих школ и получившему наименование «индо-мусульманский стиль».

На протяжении XVIII–XIX вв. существенные перемены происходят в изобразительном искусстве Индии. Могольская миниатюра постепенно теряет художественную ценность, прекращает свое существование, но на смену ей приходят живописные школы горных княжеств Джамму, Канга и других. В частности, с 1770 по 1824 г. в рамках пахарской миниатюры наблюдался расцвет стиля кангра, создавшего полную палитру миниатюр на тему шести paг, их тридцати жен (рагини) и сорока восьми сыновей (путр). Малофигурные композиции, самая тщательная проработка и прорисовка деталей, выполненные в манере, близкой к реализму, местный пейзаж в разное время года – ставят стиль кангра на вершину миниатюрной живописи Индии.

Изобразительное искусство Индии первой половины XIX в. развивалось в основном по трем направлениям: традиционной классической литературы; европейской школы рисунка и живописи; народной живописи – лубка, модифицировавшегося под европейским влиянием.

В конце XVIII в. из Англии в Индию вместе с чиновниками административного аппарата приезжают художники, которые рисуют в европейской манере, утверждается пренебрежительное отношение к художественным местным традициям. Созданная англичанами прослойка среди индийцев, старалась во всем подражать европейским традициям и вкусам, заказывая работу индийскому художнику, они требовали выполнения заказа в европейской манере. В итоге индийские художники вынуждены были писать по-новому, не усвоив европейскую манеру письма, они постепенно превращались в отличных копиистов.

Но, несмотря на все отрицательные для индийской культуры факторы, вызванные колониальной зависимостью Индии, тогда же стали возникать и развиваться явления, которые в известной степени были обусловлены и стимулировались именно этими факторами. Речь идет о развитии особого народного лубка в Калькутте и бенгальском лубке. Новые явления проявляются прежде в том, что на раскрашенных лубках вместо индуистских богов и мифических героев уже в 1830 г. появляются такие лубки, как «Англичанин, охотящийся на тигра», «Скачки». Этими произведениями подтверждаются сюжетные и композиционные заимствования из профессиональных работ, сделанных по европейскому образцу. Но самые интересные и значительные изменения в лубке произошли тогда, когда возникла жанровая тема как реакция средних и низших слоев общества на отрицательные стороны городского влияния. Среди лубков жанрового характера самый распространенный мотив – адюльтер: то калькуттский отец семейства в гостях у куртизанки, и она ухаживает за ним, то он держит куртизанку в объятиях, усадив на колени. Все чаще появляются лубочные картины, показывающие семейные скандалы: то жена набрасывается на любовницу, соблазнившую ее мужа, то муж бьет жену, уличив ее в измене. Осуждающая оценка такого поведения передавалась показом самого факта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...