Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Культура и культурная жизнь России 6 глава




Родоначальником пейзажа был С.Ф. Щедрин, сын солдата Преображенского полка. Он изображал парковый ландшафт Павловска и Петергофа. Сын солдата Семеновского полка М.М. Иванов писал виды Крыма и Грузии, т.е. областей, присоединенных к России. Ему принадлежат и батальные сцены: «Вид Очакова» во время осады русскими войсками, «Вид Бендер» и др.

Сын купца Г.И. Угрюмов запечатлел события из русской истории и ее героев: Александра Невского, Минина и Пожарского, избрание Михаила Романова на царствование и др. Значительных успехов достигла еще одна отрасль изобразительного искусства – появляются мастера резца, первые российские скульпторы, сразу же занявшие почетное место в мировом искусстве.

Выдающимся мастером скульптурного портрета являлся Ф.И. Шубин, создавший целую галерею деятелей второй половины XVIII в. Здесь портреты императрицы и ее фаворитов: Орлова, Зубова, Потемкина; представителей просвещенной знати: Голицыных, Шереметевых, Шуваловых; полководцев Чернышева и Румянцева; богатых купцов и промышленников Барышникова и Демидова. Проницательный глаз художника умел обнаружить и передать в мраморе характерные черты модели. Именно поэтому каждый портрет Шубина отличается неповторимой индивидуальностью: художник передал волевое лицо полководца Чернышева, тупую и самодовольную физиономию брата фаворита Екатерины В.Г. Орлова, надменное и жестокое лицо красавицы М.Р. Паниной. Особенно примечательны каждый по-своему два портрета: вдохновенное и обаятельное лицо гениального ученого, друга и земляка М.В. Ломоносова и уродливая, жалкая физиономия Павла I (скошенный лоб, выпуклые глаза, приплюснутый нос и выдающаяся вперед челюсть). Кроме Ф.И. Шубина, выдающимися скульпторами второй половины XVIII века были также М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин и И.П. Мартос.

М.И. Козловский (1753–1802 гг.), украинец по происхождению, сочетал в своем творчестве изысканность XVIII в. с эмоциональной насыщенностью и драматизмом, с поисками героических образов. Его творческий путь, полный напряженных исканий, не был простым и прямолинейным движением к классицизму. Особенно замечательна его скульптура «Поликрат» – одно из самых прекрасных произведений мирового искусства того времени. Здесь ему удалось выразить столько порыва к свободе и столько предсмертной муки, что этот образ производит неизгладимое впечатление. В памятнике А.В. Суворову, выполненному при жизни полководца, скульптор передал символические черты образа. В соответствии с канонами классицизма он героизирован и идеализирован: национальный герой представлен столь же отважным, как и благородным. Воин облачен в римскую одежду и доспехи.

Еще более аллегорична скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва», предназначенная для Петергофа. День Св. Самсона выпадает на 27 июня, когда в 1709 г. в решающем сражении под Полтавой русские войска разгромили шведов. Лев – герб Швеции. Могучая фигура Самсона олицетворяла победоносную Россию, одолевшую хищного льва. По сравнению с портретами Шубина Козловский не стремился в своих произведениях достичь сходства с моделью. Главную свою задачу он видел в раскрытии образа средствами, которыми пользовались ваятели Древнего Рима.

Творчество Ф.Ф. Щедрина (1751–1825 гг.) развивается ровнее, чем у М.И. Козловского. Его «Диана» (мрамор), изображенная в момент купанья, когда она была застигнута Актеоном, еще сохраняет некоторую манерность в своем изящном движении, но очень убедительно выражены скульптором ее испуг и гнев.
В прекрасной «Неве» на «Большом каскаде» в Петергофе он создает уже совсем новый образ женщины – простой и естественной, глубоко человечной в своей дружеской ласке, с которой она наклоняется вперед, обращаясь к своему другу «Волхву» на противоположном берегу каскада. Так же превосходен на том же «Каскаде» и горячий юноша Персей с отсеченной им головой Медузы в руке и с неостывшим гневом в глазах.

И.П. Мартос (1754–1835 гг.) начал работать в XVIII веке. В XIX в. он стал самым крупным представителем классицизма в русской скульптуре. Уже ранние его работы представляют исключительную художественную ценность. Их обаяние заключается в глубокой эмоциональности, которая всегда сообщает его классицизму особую теплоту. В ранние годы Мартос работает главным образом над скульптурными надгробиями, которые получили большое значение в расцвет эмоциональности, связанной с сентиментализмом и классицистическим культом героики. Уже первые его работы, барельефные надгробия Волконской и Собакиной (мрамор), поражают глубиной скорби и вместе с тем сдержанностью. Современники говорили, что они впервые увидели у Мартоса, как «мрамор плачет». Но эти слезы не нарушают величавой тишины и ясной гармонии «плакальщиц и гения смерти». Скорбь не может сломить их мужественного духа.

Первой по времени большой, монументальной скульптурой в России был памятник Петру I («Медный всадник»), воздвигнутый в Петербурге в 1765–1782 гг. французским скульптором Э.М. Фальконе (1716–1791 гг.). В Россию он прибыл в 1766 г., будучи зрелым мастером, но именно здесь в полной мере раскрылся его незаурядный талант. Мастер грациозных статуэток, близких к стилю рококо, у себя на родине (произведения большого пафоса были редким исключением в его парижском творчестве), Фальконе в Петербурге он пробыл 12 лет, напряженно работая над созданием памятника основателю Российской империи – Петру Великому. Он создал в Петербурге произведение титанической силы, исторически верное и в полной мере отвечающее образу Петра. Фальконе показал в своем памятнике и стремительное движение коня, и непреклонную волю всадника, осадившего коня на самом краю скалы; показал в нем властелина, готового растоптать все препятствия на пути к преобразованию страны, к превращению ее в могущественную, мировую державу. Тем самым памятник Петру I стал памятником славы и самой России. В «Медном всаднике» образ гениального царя-преобразователя, указывающего путь обновленной России, передан столь глубоко и выразительно, что скульптура и в наши дни является одним из символов города. Памятник покоится на монолитной гранитной глыбе, составляющей единое целое с всадником и поднятым на дыбы конем.

В архитектуре на смену русскому барокко, отличавшемуся блеском и роскошью, приходит классицизм, использовавший античное наследие. Его отличает простота, четкое сочетание архитектурных членений, подчиненность второстепенных элементов главному, наличие портиков и колоннад. В стиле классицизма возводились столичные ансамбли, загородные дворцы, общественные здания в провинциях, жилые постройки в мелкопоместных усадьбах.

К этому времени относятся и широкие мероприятия по градостроительству. В 1762 г. была учреждена «Комиссия строительства столичных городов – С.-Петербурга и Москвы», которая расширила свои полномочия и утвердила новые планы застройки для 213 провинциальных городов. Это было связано со стремлением придать городу целостный архитектурный облик, в чем нашла отражение идея об «отечестве» как об «общественном узле всех состояний», возникшая в то время в прогрессивных кругах русского общества. Примером новой планировки города может служить Тверь. Условия для придания ей черт регулярного города создал грандиозный пожар 1763 г., практически уничтоживший старые постройки. Новый план предусматривал систему площадей, прямых и широких улиц, чтобы придать городу определенную цельность и симметричность. Однако основное внимание правительства было приковано к Петербургу и отчасти к Москве, где сооружались правительственные и общественные здания, корпуса учебных заведений, больниц, богаделен, гостиных дворов и т.д. В Петербурге вдоль набережной Невы были построены здания Академии художеств и Академии наук. Адмиралтейскую часть столицы украсил грандиозный Гостиный двор и др. Набережные Невы одели в гранит, была сооружена решетка Летнего сада. Монументальные сооружения Москвы пополнились Воспитательным домом.

Архитектуру России второй половины XVIII в. прославили выдающиеся мастера В.И. Баженов,
М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.

Баженов уже в годы обучения в Париже и Риме приобрел репутацию выдающегося зодчего, он был избран академиком Флорентийской и Болонской академий, а Римская академия присудила ему звание профессора. Наиболее знаменитое творение Баженова – сооруженный в 1784–1786 гг. в Москве Пашков дом (старое здание библиотеки им. В.И. Ленина). Построенное на холме сказочное здание отличается легкостью, изяществом и великолепно вписывается в находящийся рядом кремлевский ансамбль. В Москве сохранилось еще несколько зданий Баженова. Проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге тоже был разработан Баженовым, но его строительство в 1797–1800 гг. осуществлено архитектором Бренной.

Трагически сложилась судьба крупных проектов Баженова. Он разработал грандиозный проект Кремлевского дворца, строительство которого вскоре после закладки – в 1775 г. – было прервано, вероятно, в связи с опустошением казны. Так же плачевно закончилось строительство другого детища Баженова – дворца в подмосковной деревне Царицыно. Почти завершенный ансамбль, сооружению которого архитектор посвятил 9 лет, в 1785 г. по приказанию Екатерины разрушили. Это была месть императрицы за близость зодчего к Н.И. Новикову.

Творений Казакова сохранилось значительно больше. Он создавал сооружения самого разнообразного назначения. К серии построек для общественных нужд относится величественное здание Сената в Кремле, здание Голицынской больницы (1-я Градская больница), здание Благородного собрания (Дом союзов) с его знаменитым колонным залом, предназначавшимся для балов и собраний московского дворянства, сооружал Казаков и усадебные комплексы. К ним относится дом Губина (Институт физиотерапии), дом Демидовых (Институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии). Казаков проектировал также строительство церквей, из которых наиболее известна церковь митрополита Филиппа в Москве. Старов работал преимущественно в Петербурге. Им построен собор в Александро-Невской лавре, являвшийся мавзолеем над гробницей Александра Невского. Главным сооружением Старова был Таврический дворец – архитектурный памятник величию России и ее победам в русско-турецкой войне.

Одновременно с русскими зодчими работали и иностранцы. Наиболее талантливыми среди них были француз Валлен Деламот (1729–1801 гг.), шотландец Чарльз Камерон (ок. 1730–1812 гг.), итальянец Джакомо Кваренги (1744–1817 гг.). Первый из них приехал в Россию еще в 1759 г. В своих постройках он делает только первые шаги к строгому стилю классицизма (Малый Зимний дворец, Старый Эрмитаж, склады «Новой Голландии»). Лучшим зданием, в построении которого он принимал участие, было здание Академии художеств, возведенное А.Ф. Кокориновым.

Ч. Камерон (приехавший в 1779 г.) был знатоком античного искусства, и до приезда в Россию ничего не строил. Он работал лишь в загородных дворцах, в Царском Селе и Павловске. Камерон создал в России весьма своеобразный стиль, исполненный утонченной грации и лиризма. Особенно хороши его «Агатовые комнаты» и «Камеронова галлерея» в Царском Селе, представляющие замечательный по разнообразию и прихотливой композиции комплекс сооружений. В Павловске Камерону принадлежит прекрасный замысел дворца, который был закончен (и отчасти изменен) другим зодчим. Лишь парковые павильоны, построенные им самим, сохраняют печать артистической руки этого тонкого зодчего.

Кваренги (приехал в Россию в 1780 г.) работал в стиле более строгого классицизма. Многие его здания носят уже суровый характер. Зодчий стремится к предельной простоте гладких стен (Английский дворец в Петергофе, здание Академии наук в Петербурге), но умеет осторожно смягчить суровость своих зданий тонким фризом из гирлянд («Концертный зал» в Царском Селе, фасады флигелей Государственного банка в Петербурге), великолепными колоннами (Александровский дворец в Царском Селе) или статуями (на фронтонах Государственного банка и Манежа в Петербурге). Единственным зданием, в котором допущено много скульптурных украшений (статуи и бюсты в нишах), был Эрмитажный театр.

2.4. Перемены в общественно-культурной жизни, бытовом укладе, нравах русского общества были очень значительными. При Петре І произошло «изменение всей знаковой системы Древней Руси» (Д.С. Лихачев); вводились новая одежда, новая иерархия чинов, закрепленная «табелью о рангах», была учреждена новая система орденов, в том числе высший военный орден Андрея Первозванного. В 1721 г. Россия стала империей, Сенат присвоил Петру І титул императора. В этом году впервые была проведена новая церемония коронации. Впоследствии этот торжественный акт сопровождал вступление на престол каждого нового монарха.

Но все новшества касались в основном дворянства, зажиточного купечества. Крестьянство, мелкий городской люд, податные сословия они почти не затрагивали. Ношение европейского платья (камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы), бритье бороды были обязательными для дворян и купцов. Несоблюдение этих новых обычаев влекло большой денежный штраф. Крестьяне, которым разрешалось носить бороды, должны были платить специальный «бородовой налог». Обычно он взимался при въезде в город. Право не брить бороду, носить платье старого покроя было сохранено за духовенством. По сравнению с предшествующим временем темп жизни очень изменился и казался даже стремительным. «Под грохот пушек и стук топора»
(А.С. Пушкин) вошла Россия в число великих держав.

Среди петровских преобразований было введение нового летосчисления. Указ Петра І (январь 1700 г.) предписывал перейти на порядок счета лет от так называемого Рождества Христова, принятого во всех европейских странах. По старому русскому календарю новый год начинался с 1 сентября и счет годам велся от сотворения мира, которое якобы произошло за 5508 лет до появления Христа. Переход к новому летосчислению произошел на основе юлианского календаря (старый стиль); в большинстве стран Западной Европы в то время использовали григорианский календарь (новый стиль).

В начале XVIII в. появляется регулярное почтовое сообщение (правда, Ямская гоньба была известна уже с конца XVI в.). От Петербурга до всех «знатных» городов была организована почта для пересылки правительственной официальной корреспонденции. Позднее почтовые конторы стали устраиваться во всех губерниях, чтобы «способы к пересылке писем всякому свободны были». Почта, перевозимая лошадьми, обычно на 13–14-й день после отправления из Москвы достигала северной столицы.

Особенностью общественного быта петровского времени было появление новых форм общения, развлечений, многочисленных светских праздников с иллюминацией, фейерверками и маскарадами. С этого времени берет начало новогодний праздник с наряженной елкой и «огненными потехами». В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр на Красной площади в «Комедийной хоромине», труппа иностранных актеров в течение нескольких лет разыгрывала светские пьесы: трагедии из античной жизни, комедии Ж.-Б. Мольера и др.

Новой формой общения стали ассамблеи. Они устраивались согласно указу царя в домах вельмож. На ассамблею приглашались иностранные купцы, женщины должны были быть в европейских платьях. Здесь танцевали, вели беседу, играли в шашки, шахматы, в отдельной комнате мужчины могли курить. В обществе курить считалось неприличным. При преемниках Петра ассамблеи превратились в балы и сохранились на протяжении длительного времени как форма общения и отдыха дворянства.

В среде образованного русского общества распространялись музицирование, игра на клавикордах, скрипке, флейте. Светская музыка исполнялась на ассамблеях, на торжественных празднествах, во время прогулок в Летнем саду, в домах вельмож, где стали устраиваться концерты любительских оркестров. Особый царский указ делал обязательным посещение этих концертов для столичного дворянства.

Вместе с новыми светскими формами развлечений получили распространение «правила хорошего тона». В специально издававшейся литературе («Приклады, как пишутся комплименты разные», 1708; «Юности честное зеркало», 1717) можно было узнать образцы деловых, дружественных, любовных писем, свод житейских наставлений и нравоучений, правил поведения в обществе молодых дворян. Эти книги, неоднократно переиздававшиеся, способствовали становлению нового быта, пропагандировали новую мораль.

Культурные преобразования первой четверти XVIII в. определяли основные направления историко-культурного развития. Однако культура этого времени представляла еще своеобразный сплав новаций и традиций (появление светской школы и сохранение патриархальных форм обучения; развитие светских знаний и предоставление Синоду права цензуры; новое отношение к человеку и сохранение крепостной зависимости, бесправного положения основной массы народа; во многом переходный еще характер литературы и искусства и т.д.). Новая светская культура еще довольно ограниченно проникала в среду дворянства и купечества; крестьянство же вовсе было лишено возможности приобщения к ней. Правительство отнюдь не стремилось к распространению культурных преобразований в среде крестьян.

§ 3. В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Россия, где крепостное право за многие столетия проникло во все сферы общественной жизни, была благодатным полем для его расцвета. Причиной быстрого становления реализма в художественной культуре России была сложившаяся историческая обстановка: период реакции после восстания декабристов, рост крестьянских волнений, выход на политическую арену разночинцев. В это время наблюдается сложное сочетание и противоборство дворянской и разночинско-демократической культур. Поэтому новое реалистическое течение полностью не вытеснило романтический пафос и мятежность из литературы.

Характерным для русского критического реализма XIX века является понятие о том, что зло коренится не в человеке, а в обществе. Русские писатели-реалисты не ограничивались критикой нравов и современного им законодательства. Для русского реализма вопрос социальности человека – это вопрос его самореализации. Демонстрируются не социальные проблемы как таковые, а Личность в их контексте. Реализм в России показывает общество как «темное царство» «мертвых душ», «бедных людей», а страдания человека как «обыкновенную историю».

Русские критические реалисты изображают действительность с позиций угнетенного, страдающего народа, выступающего в их произведениях мерилом нравственно-эстетических оценок. Идея народности – основной определитель художественного метода русского реалистического искусства XIХ века. Критический реализм не ограничивается обличением безобразного. Он изображает также положительные стороны жизни – трудолюбие, моральную красоту, поэтичность русского крестьянства, стремление передовой дворянской и разночинной интеллигенции к общественно полезной деятельности и многое другое.

Процесс художественного развития России проходил ускоренно, с укороченными и совмещенными циклами. В творческой судьбе одного писателя (Пушкин, Гоголь, Тургенев) совершался переход от романтизма к реализму. Так, творчество А.С. Пушкина (1799–1837) вместило в себя и Возрождение, и романтизм, и критический реализм. С именем Пушкина связывают формирование реализма в русском искусстве. Герой реалистической поэзии Пушкина не отъединен от общества, не бежит от него, он вплетается в естественные и социально-исторические процессы жизни. Его творчество обретает историческую конкретность, в нем усиливается критика различных проявлений социального гнета, обостряется внимание к тяжелой судьбе народа («Когда я городом задумчив я брожу …», «Румяный критик мой …» и др.). В лирике Пушкина видна современная ему общественная жизнь с ее социальными контрастами, идейными исканиями, борьбой передовых людей против политического и крепостнического произвола. Гуманизм и народность поэта наряду с его историзмом – важнейшие черты его реалистического мышления.

Переход Пушкина от романтизма к реализму проявился в «Борисе Годунове» (1825 г.) главным образом в конкретной трактовке конфликта, в признании решающей роли народа в истории. «Судьба человеческая – судьба народная» – вот главная мысль, положенная поэтом в основу трагедии. В конечном итоге и судьба Бориса и судьба Самозванца зависят от того, за кем пойдет народ. Трагедия проникнута глубоким историзмом. Проблемы власти и совести, зла и справедливости, традиции и личного волевого усилия исторического деятеля, роли насилия в историческом процессе – рассматривает Пушкин на национальном материале в трагедии. В ней он рисует Россию эпохи Средневековья и в то же время показывает авантюриста – самозванца Григория Отрепьева – первую русскую личность, типичную для новой эпохи.

«Маленькие трагедии» (1830 г.) – новый этап в драматургии Пушкина. В этих трагедийных миниатюрах небольшого размера Пушкин исследует общечеловеческие страсти и этические начала (зло, добро, зависть, благородство). Видимо, он с особой остротой ощущал противоречие между стремлениями человека и реальной жизнью. Пушкин явился также родоначальником русского реалистического романа. В 1836 году он завершает «Капитанскую дочку».

Дальнейшее развитие реализма в русской литературе связано, прежде всего, с именем Н.В. Гоголя (1809–1852). Критическая направленность русского реализма XIX века выдвигает на передний план сатиру и комедию, которые становятся одним из способов типизации. Критический реализм вызвал к жизни комедию нового типа, основанную на конфликте не традиционно любовном, а социальном. Образ ее – «Ревизор» Гоголя, острая сатира на российскую действительность 30-х годов XIХ века. Гоголь отмечает устарелость комедии с любовной тематикой. По его мнению, в «меркантильный век» имеют больше «электричества» «чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь». Гоголь нашел такую комедийную ситуацию, которая позволила проникнуть в социальные отношения эпохи, подвергнуть осмеянию кознакрадов и взяточников.

Вершина его реалистического творчества – «Мертвые души». В произведениях 30-х годов («Ревизор», «Женитьба» и др.) Гоголь изображает исключительно отрицательные явления общества. Русская действительность предстает в них в своей мертвенности, неподвижности. Жизнь обитателей захолустья рисуется лишенной разумного начала. В ней нет никакого движения. Конфликты носят комический характер, они не затрагивают серьезных противоречий времени. Гоголь с тревогой наблюдал за тем, как под «корою земности» исчезает в современном обществе все подлинно человеческое, как мельчает, опошляется человек. Видя в искусстве активную силу социального развития, Гоголь не представляет себе творчества, не озаренного светом высокого эстетического идеала.

Гоголь в 40-е годы относится критически к русской литературе романтического периода. Он видит ее недостаток в том, что она не дала верной картины русской действительности. Романтики, по его мнению, часто неслись «выше общества», а если опускались к нему, то разве за тем только, чтобы хлестнуть его бичом сатиры, а не передавать его жизнь в образец потомств. Гоголь и самого себя включает в число критикуемых им писателей. Его не удовлетворяет преимущественно обличительная направленность его прошлой литературной деятельности. Гоголь теперь ставит перед собой задачу всестороннего и исторически конкретного воспроизведения жизни в ее объективном движении к идеалу.

Продолжением пушкинских и гоголевских традиций явилось творчество И.С. Тургенева (1818–1883). Тургенев приобрел популярность после выхода в свет «Записок охотника», цикла лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847). Эти очерки отличает принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы. Крепостной порядок предстает зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии. Тургенев соотносит человека не только с обществом, но и природой, с мирозданием в целом. В результате психология героев Тургенева – взаимодействие многих слагаемых как социального, так и естественного ряда.

Во второй половине XIX века традиции критического реализма продолжат писатели-демократы
(И.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Классики русского реализма XIX века – Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой выдвинут художественную концепцию мира и личности, сохранившую и поныне свою актуальность.

Изобразительное искусство России первой половины XIX века продолжает развиваться в русле традиций просветительского классицизма. В 1840-50-х гг. на ежегодных академических выставках царит салонное искусство. В 1847 г. В.Г. Белинский в журнале «Современник» выступает против официального салонного искусства. В статье «Взгляд на русскую литературу 1847 г.» Белинский называет ничтожной живопись, украшающую дворцы, церкви и салоны, подчеркивая, что искусство должно служить общественным интересам, должно быть созвучно времени. В творчестве художников этого периода начинают явно проступать черты нового отношения к искусству и нового мировоззрения, которое наиболее полно смогло реализоваться в художественной системе реализма.

С реалистическими тенденциями связано творчество А.А. Иванова (1806–1858). А.А. Иванов родился в Петербурге в семье профессора Академии художеств, который и стал его наставником в искусстве. Уже первая работа восемнадцатилетнего живописца на сюжет из «Илиады» Гомера – «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824 г.) – показала, что он в совершенстве усвоил академическую манеру живописи.

Казнь и ссылка декабристов потрясли Иванова. За картину на библейский сюжет «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темницу хлебодару и виночерпию» (1827 г.) общество поощрения молодых художников удостоило его большой золотой медали. Но в картине увидели политический смысл. Иванова упрекали в сочувствии к мятежникам и грозили ссылкой. Но дело удалось уладить и в 1830 г. он уезжает в Рим.

Замысел композиции большого произведения «Явление Христа народу» (1837–1857 гг.) возник у Иванова в середине 30-х гг. Вероятно, этот период творчества художника был наполнен раздумьями о социальной драме России, глубокой грустью и религиозными настроениями. Громадное полотно (почти семь с половиной на пять с половиной метров) изображает берег Иордана. Иоанн Креститель проповедует учение Христа. Вопреки академическим правилам художник изобразил Христа – смысловой центр картины – в глубине композиции.

20 лет Иванов писал это плотно. Для него было использовано более 300 этюдов с натуры, 300 рисунков и зарисовок. Образы Мессии, Иоанна, фарисея, смеющегося еврея и других он искал на улице, в купальне, на рынке, среди друзей и знакомых. Так, Иванов изобразил Гоголя в толпе, в виде грешника на заднем плане, объятого смятением и страхом (Гоголь находился в этот период в Риме и переживал тяжелые душевные муки, все более склоняясь к религии). Прототипом странника, или путешественника, стал сам художник, наблюдающий происходящее беспристрастно, как будто со стороны. Иванов не стал изображать Святого Духа в виде голубя или сияющего облака над головой Христа, как последователи романтизма. В его произведении чудо Богоявления совершается в умах и душах людей.

Если первые работы Иванова были написаны в традициях классицизма, то «Явление Христа народу» соединило в себе черты как классицизма, так и реализма. А этюды к этой работе («Дерево парка Гиджи», «Ветка», «Камни на воде» и др.) являются энциклопедическими примерами мирового реалистического искусства.

Павел Андреевич Федотов (1815–1852) является основоположником совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины. Несколько портретов однополчан (он служил прапорщиком) сделали Федотова известным. Из таких портретов он составлял на небольших листах бумаги целые композиции в технике акварели («Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 г.», 1838 г.). Одновременно появились карикатуры и меткие, остроумные зарисовки армейской жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...