Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Культура и культурная жизнь России 7 глава




В 1844 г. Федотов вышел в отставку и решил стать профессиональным художником. На первой картине, написанной маслом, – «Свежий кавалер» (1846 г.) – небольшая комната, расположенные в ней вещи многое рассказывают о привычках хозяина: на столе и следы вчерашнего ужина, и туалетные принадлежности. Под одним столом спит собака, из-под другого виднеется голова гостя. Сам кавалер стоит посреди всего этого хаоса в неожиданно величественной позе, а кухарка с насмешкой указывает раздувшемуся от спеси хозяину на прохудившийся сапог.

«Сватовство майора» (1848 г.) напоминает сцену из водевиля на распространенный сюжет – брак по расчету. Тема денег, корыстолюбия, характерная для реализма, выступает и здесь на первый план. Проигравшийся в пух и прах майор решил поправить свои дела, женившись на девушке из купеческой семьи, которой лестно породниться с дворянином. Появление жениха вызывает общий переполох в доме невесты. Майор стоит в передней и видим только зрителям. Черты его лица напоминают автопортреты самого Федотова, однако это сходство не помешало ему остроумно сравнить ноги майора – кавалериста с изогнутыми ножками стула, стоящего рядом. Сатира явилась уникальным способом раскрыть и обезоружить комическую действительность, то есть подвергнуть ее критике, что Федотову так блестяще удалость. За «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Картина имела огромный успех у публики.

Русская архитектура первых трех десятилетий XIX в. связана со стилем ампир, завершившим развитие классицизма. Ампир, как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность и должен был как бы олицетворять могущество государства. Этот стиль проявился в творчестве архитекторов А.Д. Захарова (1761–1811), А.Н. Воронихина (1750–1814), К.И. Росси (1775–1849), В.П. Стасова (1769–1848).

Характерная черта зодчества того времени – создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге, многие кварталы которого поражают удивительной гармонией и единством. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. На Невском проспекте Воронихиным построен Казанский собор, по его проектам возведены Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске. По проекту А.А. Монферрана (1786–1858) создан Исаакиевский собор – самое высокое здание того времени в России.

После пожара 1812 г. вновь отстраивалась Москва в традициях классицизма и ампира. Возглавлял комиссию для восстановления Москвы О.И. Бове (1784–1834) – представитель ампира. Так возник крупный архитектурный ансамбль на Манежной площади со зданиями университета, перестроенного архитектором
Д.И. Жилярди (1785–1845), и зданием Манежа (архитектор О.И. Бове). О.И. Бове была создана Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были свойственны черты лиризма, интимности, простоты и уюта.

Но затем на смену классицизму и ампиру пришли различные эклектические течения, в том числе русско-византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора К.А. Тона (1794–1881) в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве как памятник победы русского народа в войне 1812 г. По примеру новой и старой столиц преображались и другие города России. Архитектор А.И. Мельников (1784–1854), представитель позднего ампира, создал ансамбль полукруглой площади в Одессе. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю, торговые ряды в Ростове, кафедральный собор в Кишиневе, лицей в Ярославле. По проекту В.П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор.

Реалистические тенденции проявились в скульптуре России 30–50-х гг. XIX века. Основателем русского анимализма в скульптуре является П.К. Клодт (1805-–867). Главным его творением считаются четыре группы «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Петербурге (1833–1850 гг.). В них сочетается точность в передаче натуры с известной обобщенностью формы. Все четыре группы, отлитые в бронзе, были установлены на мосту лишь в 1850 г. Бронзовые отливы этих статуй в 1846 г. были отправлены в виде подарка в Неаполь для украшения входа дворцового парка и стали одним из первых и крупных успехов реалистического русского искусства на Западе.

Памятник И.А. Крылову, выполненный Клодтом в период с 1848 по 1855 гг. и установленный в Летнем саду в Петербурге, является ярким примером русского реализма. Вместо принятого в предшествующий период изображения аллегорических фигур скульптор изобразил Крылова пожилым человеком, который в раздумье сидит с книгой в руках. Несмотря на то, что в русском изобразительном искусстве 30–50-х гг. XIX века по-прежнему торжествовал классицизм и романтизм, реалистический метод уже начинает проявляться. Лишь в 1862 г. Совет Санкт-Петербургской Академии художеств примет решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи.

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предшествующем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно-вокальной и симфонической музыки сложились в новом веке. На этот процесс существенное влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой – русский фольклор. В XIX веке огромное внимание начинает уделяться изучению фольклора. Русские композиторы стали считать народную музыку источником вдохновения и стали часто использовать народные мотивы в своих произведениях. А идея народности – это одна из центральных идей русского реализма.

Творчество А.С. Даргомыжского (1813–1869) достигло расцвета в 40–50-х гг. XIX века, когда в русской художественной культуре утвердилось новое направление – реализм. Он создал выдающиеся произведения в жанрах оперной, камерно-инструментальной и симфонической музыки, продолжил классические традиции, заложенные М.И. Глинкой, и открыл для русской музыки новые пути. Даргомыжскому удалось воплотить в музыке истинно драматические стороны действительности, раскрыть сильные характеры, и в то же время он остался мастером метких комических и сатирических музыкальных портретов. В центре творческих интересов Даргомыжского была вокальная музыка. Он – автор 4 опер и около 100 романсов. Первая опера – «Эсмеральда» написана по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Остальные три связаны с творчеством А.С. Пушкина: «Торжество Вакха», «Русалка» и «Каменный гость».

«Русалка» (1855 г., по одноименной драме) является одним из важнейших произведений Даргомыжского. По жанру это лирико-психологическая бытовая драма. В центре оперы – трагическая судьба простой крестьянской девушки и ее отца, обманутых Князем. Причем вокальная партия главной героини Наташи построена на мягких, распевных интонациях, напоминающих городскую бытовую песню, а партия отца героини основана на народно-бытовых интонациях и не лишена чувства юмора. Потеряв дочь, он сходит с ума, и те же самые интонации, но уже в измененном виде, звучат жутковато. Невероятно точно и тонко удалось Даргомыжскому передать в этой опере различные психологические нюансы героев, поэтому его творчество и рассматривают в русле реализма, где психологизм – одна из черт направления.

В творчестве Даргомыжского появился новый жанр вокальной лирики – сатирическая песня. Яркие примеры подобных произведений – песни «Червяк» и «Титулярный советник» (обе 50-х гг.). Используя речитатив, приближенный к естественной речи, композитору удалось нарисовать выразительные социальные портреты.

В 1830–1840-х годах оформляется давно вызревавшее идеологическое противостояние «славянофилов» и «западников». Западники были сторонниками социальных преобразований по европейским образцам.
В московский кружок западников входили А.Н. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, В.П. Боткин,
Н.Х. Кетчер,
тесно связан с западниками был В.Г. Белинский. К ним относились также И.С. Тургенев,
В.П. Анненков, И.И. Панаев.
Западники не были идеологически едины. Они сообща противостояли славянофилам, но расходились в понимании способов достижения европейских ценностей. Основные направления западников связаны с буржуазно-либеральным и революционным течениями.

В основе идеологии западничества лежало убеждение, что западноевропейская цивилизация продвинулась в осуществлении принципов гуманности, свободы и прогресса дальше всех других стран и пролагает путь всему человечеству к единой земной цивилизации. Поэтому задача России, отставшей от Запада в своем развитии, заключается в том, чтобы в ногу с ним идти к созданию «единой общечеловеческой культурной семьи». С этой точки зрения они обращали внимание в своих характеристиках русского народа и национального характера, прежде всего на то, что мешает России стать цивилизационной страной и что требует исправления.

Наиболее своеобразным направлением, утверждающим самобытность русской культуры, стало славянофильство. Славянофилы поклонялись русскому народу, такому, какой он есть сам по себе. В русском народе они видели мирового лидера, который, опираясь на православную веру, должен стать спасителем человечества. Западное общество чрезмерно индивидуализировано – каждый человек преследует прежде всего свои собственные, часто прагматические интересы. Принципы построения европейских государств – искусственные, рассудочные. Россия же, созрев естественно, органически, сохранила в первозданной свежести «всесторонность и полноту начал».

Славянофилы считали, что Россия должна следовать своим собственным, отличным от европейского, неповторимым, самобытным путем развития. Православную церковь они считали святой лишь постольку, поскольку она является достоянием русского народа. Православие они понимали как свободное сообщество верующих христиан. Славянофилы считали лучшим государственным строем для России самодержавие, которое способно наилучшим образом организовать существование государства и предоставить народу возможность посвятить себя поискам внутренней правды. Но славянофилы подчеркивали, что царь Михаил Романов получил свою власть не от Бога, а от избравшего его народа. Его задача представлять народ, помогать ему и действовать в его интересах. Н. Бердяев видел коренной грех славянофильства в том, что природно-исторические черты русской стихии они приняли за христианские добродетели.

Одним из главных основателей славянофильства был русский философ-идеалист И.В. Киреевский (1806–1856). Философию Гегеля Киреевский рассматривал в одном ряду с философией Аристотеля и католической схоластикой и считал ее завершением западного рационализма. Он противопоставлял философии Гегеля учение Платона и восточно-христианское умозрение. Именно в них Киреевский усматривал перспективы русской религиозной и философской мысли. Он видел в православной вере базу для создания идеальной культуры. Он считал, что причина кризиса европейского Просвещения заключается в утрате духовной цельности религиозной веры и связанном с этим разрыве между интеллектом и духовностью.

Киреевский верил, что Россия может усвоить европейские ценности и при этом сохранить духовные высоты православного христианства. Он считал одним из наиболее важных вопросов отношение веры к современной образованности. Помимо православия, оплотом идеальной культуры должны стать традиции древнерусской общинности. В общине совмещается творческая личность, развившая свои возможности и высшие общинные цели. Отдельные индивиды свободно подчиняются абсолютным ценностям общины и связаны друг с другом единой любовью к церкви. Духовно-нравственная цельность личности находит свое естественное выражение в религиозной вере и в общинной жизни. Крестьянская община совмещает в себе хозяйственное, нравственное и духовное начала. Личные и общественные интересы в общине гармонично сочетаются. Община формирует лучшие человеческие качества, такие как способность пожертвовать собственными интересами во имя общих, честность, трудолюбие. Общинный характер не только формируется, но и инстинктивно наследуется. Общину необходимо поддержать в деревне, освободив ее от тягот крепостничества, и перенести в город, в промышленность.

Киреевский призывал к преодолению крайностей западной и восточных культур. Цель православной культуры он видел в том, чтобы она господствовала над просвещением, придавая ему высший смысл и последующее развитие. В этом заключается новое начало, которое Россия должна внести в мировую культуру.

Наиболее известным славянофилом был русский религиозный философ и поэт А.С. Хомяков (1804–1860). Его статьей «О старом и новом» (1839 г.) датируется возникновение славянофильства. Хомяков делил все религии на две большие группы: кушитскую и иранскую. Принцип деления, который он использовал, базировался на соотношении в религии свободы и необходимости. Иранство он определял как религию свободы, обращающуюся прежде всего к личности человека, дающую ему свободную возможность выбирать между добром и злом. Христианство стало венцом иранской религиозной ветви. Но раскол христианства привел к тому, что свободный дух религии остался только в православии, которому удалось гармонически совместить свободу и необходимость, индивидуальную религиозность и церковную организацию. Хомяков критически относился к достижениям западной цивилизации, к католицизму, протестантизму, классическому идеализму. В католичестве используется догмат о непогрешимости папы римского. Протестантизм, по Хомякову, абсолютизирует индивидуализм и свободу, отчуждая тем самым человека от религии.

Творчество Хомякова концентрируется вокруг идеи соборности. Подлинная соборность возможна только как соединение людей на основе духовной общности, как результат союза свободной воли человека и божественной благодати. Она может проявляться во всех сферах человеческого бытия. Началом соборности является особая внутренняя полнота, универсальное космическое понятие. Соборность – это особый метафизический принцип бытия, достижимый не рациональными познавательными усилиями, а духовными озарениями. Соборности можно достичь только в православной общине. Особенное значение в ее достижении имеют православные культовые обряды, воспитывающие наиболее важные духовные сферы. Рассудочность, философские искания имеют большое значение, но они не должны господствовать над религиозной жизнью. Философия должна углублять соборное начало.

Соборность представляет собой множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство. Этим она отличается от формального, внешнего соединения элементов в ассоциации. Русская крестьянская община, по Хомякову, построена на принципе соборности и подлинного братства, а дружина или коммуна существуют на основе условного договора ассоциативных связей. Хомяков использует противопоставление соборности и ассоциативности для характеристики развития культур в русле мировой истории. Народ он определяет как коллективную личность, наделенную неповторимым обликом и историческим содержанием. Приоритет соборности или ассоциативности определяет глубинную сущность культуры. В соборной культуре дух развивается свободно, устремлен к творчеству, обладает высоким нравственным самосознанием. В ассоциативной культуре преобладает покорность вещественной или логической необходимости.

Надежды на возрождение России Хомяков, как и другие славянофилы, связывал с православной верой и с об щинным началом как оплотом общества. Он был обеспокоен увеличивающимся разрывом между европеизированной интеллектуальной верхушкой, приобщенной к чужеродному началу, и народом. Хомяков мечтал о возвращении русской культуры к ее исконным началам и достижении христианского идеала цельности жизни.

Среди особенных достоинств русской культуры Хомяков выделял ее стремление стать самым христианским из всех человеческих сообществ, а не самым богатым и могущественным. Свою великую миссию русский народ может выполнить тогда, когда целиком проявит свои духовные силы и будет жить по законам православной веры. Россия станет центром мировой цивилизации, считал Хомяков, это право ей дают цельные и многосторонние жизненные принципы.

Понимание русской истории как «всеобщей исповеди», которую «можно читать так же, как житие святых», характерно для взглядов К.С. Аксакова (1817–1860), который в развернутой форме представил критику западной рациональности. Он считал, что рациональность и переоценка логического способа познания стали определяющими факторами в становлении западной государственности. Западное государство в управлении руководствуется внешним законом и внешними правилами принуждения. Внутренняя справедливость для западного человека имеет меньшее значение. Россия как государство так же, как и Запад, устанавливает внешние законы и ограничения. Но как страна она живет по внутреннему нравственному закону, придерживается православной веры и стремится к миру. Аксаков считал, что петровские реформы нарушили гармонию глубокого патриотизма и внешней государственности.

Впоследствии в изменившихся культурно-исторических условиях, славянофильство преобразовалось в почвенничество. А в 70-х годах XIX века русский национализм стал выражать себя в идеях панславизма.

§ 4. Сложность и противоречивость исторической действительности (социальная напряженность, неудачная внешняя политика, быстрое политическое обновление) обусловили многообразие форм историко-культурного процесса. Культура рубежа веков впитала в себя лучшие традиции предшествующего периода. Вместе с тем, в духовной жизни России появились новые тенденции, требовавшие осмысления социальных и нравственных проблем: вновь рассматриваются вопросы соотношения личности и общества, искусства и жизни, места художника в обществе. Все это приводит к поиску новых изобразительных методов и средств.
В России складывается историко-художественный период, названный современниками «серебряным веком» русской культуры.

Система образования на рубеже веков по-прежнему включала в себя 3 ступени: начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии и реальные училища), высшую (университеты, институты). По данным переписи 1913 года уровень грамотности составлял 38–39%. Развитие начального образования связано прежде всего с деятельностью демократического общества; появляются новые типы культурно-просветительских школ для взрослых (наряду с существовавшими воскресными школами) – рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.

Развитие высшего, в особенности технического образования, было обусловлено растущей потребностью в специалистах. В начале ХХ века был открыт новый Саратовский Университет (1909) (всего в стране насчитывалось одиннадцать университетов); в 1912 году в России насчитывалось 16 высших учебных заведений. Получают распространение частные учебные заведения, самое знаменитое – университет Шанявского (1908–1918 гг.). Дальнейшее развитие в начале ХХ века получило женское высшее образование (в стране насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений).

В начале ХХ века выходили 125 газет, в 1913 – более 1000, издается 1263 журнала. По количеству издаваемых книг Россия занимала 3-е место в мире. Крупнейшими издателями этого времени являлись –
А.С. Суворин в Петербурге (он выпустил знаменитую «Дешевую библиотеку»), И.Д. Сытин в Москве (выпустил «Библиотеку для самообразования»).

На рубеже XIX–XX вв. получают развитие новые отрасли науки. В физике это – воздухоплавание.
С развитием этой области связана деятельность И.Е. Жуковского, основоположника современной гидро- и аэродинамики. Профессор Московского университета К.Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания, обосновал возможность межпланетных перелетов. П.Н. Лебедев начинает разработку астрофизики, квантовой теории, теорию относительности, он также является основоположником исследований в области ультразвука. Физиологу И.П. Павлову, первому среди русских ученых, была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. Им также было создано учение о высшей нервной деятельности. В 1908 году Нобелевская премия была вручена И.И. Мечникову за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены В.И. Вернадским.

Едва ли не самой важной областью науки и культуры рубежа веков становится философия. Здесь получает широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия занимается поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания «серебряного века». Основы религиозно-философского Ренессанса были заложены учением В.С. Соловьева (синтез религии, философии, науки; идея Богочеловечества). Также русская религиозная философская мысль развивалась в трудах таких блестящих философов, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, П.А. Флоренский. В этот же период работают такие знаменитые историки, как В.А. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.И. Семевский. Одновременно делается попытка объяснить проблемы социологии, истории, философии с марксистских позиций (П.В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский).

Господствующим направлением в русской литературе на рубеже веков продолжает оставаться реалистическое (Л.Н. Толстой «Воскресение» (1899), «Живой труп» (1900), Чехов А.П. «Палата № 6», «Ионыч» «Чайка», «Дама с собачкой», рассказы Бунина). Продолжателями реализма в литературе стали А.С. Серафимович, В.В. Вересаев, А.И. Куприн и др.

Также в начале ХХ века получает распространение неоромантизм (прежде всего это связано с появлением первых рассказов М. Горького) и декадентство, для которого характерны отказ от гражданственности, погружение в сферу индивидуальных переживаний, культ красоты. Это время порождает замечательную поэзию, развивающуюся во многих направлениях. Наиболее значительное направление – символизм. Принято различать «старших» и «младших» символистов: «старшие» (В. Брюсов, К. Бальмот, Ф. Сологуб, Д. Мережковский,
З. Гиппиус) проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта; «младшие» (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. К 1910 году символизм сменяется акмеизмом (отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму; представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам) и футуризмом. Футуристы делали упор на разрушение старого мира, отрицание традиций в культуре. Футуристы делились на эгофутуристов (И. Северянин, В. Шершневич) и кубофутуристов (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский). Появляется также рабочая поэзия (Ф.С. Шкулев, Я.П. Бердников, Демьян Бедный). Крестьянская тема – основная в творчестве С. Есенина.

Театральное искусство развивалось также в нескольких направлениях: реалистическом (создание и развитие Художественного театра (1892), основанного Станиславским и Немировичем-Данченко), театра
В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге (1904); 3-й студии МХАТ под руководством Е.Б. Вахтангова), метаморфическом (театр В.Э. Мейерхольда).

Лучшие музыкальные традиции продолжаются в Мариинском и Большом театрах. Здесь работали виднейшие представители вокальной школы: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Реформаторами балетной школы становятся балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.И. Павлова (мировое признание они получили после организации «русских сезонов» С.П. Дягилева в Париже в 1909–1912 гг.). В начале ХХ века продолжает свою работу композитор Н.А. Римский-Корсаков, создающий оперы-сказки («Садко» (1896), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Золотой петушок» (1907)). В творчестве молодых композиторов чувствуется усиление интереса к философско-эстетическим проблемам (С.В. Рахманинов: оперы «Алеко», «Франческа да Римини»; А.Н. Скрябин: «Божественная поэма», «Прометей»; И.Ф. Стравинский: балеты «Жар-птица», «Петушок», «Весна священная»).

Произошел подлинный переворот в архитектуре (появление новых строительных материалов – железобетон, металлоконструкции; совершенствование строительной техники). Утверждается новый стиль модерн (свободная планировка для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий, облик которых подчинялся единому образно-символическому замыслу; в декоративной отделке использование цветных витражей; мозаичный фриз с растительным орнаментом). Известные архитекторы: Ф.О. Шехтель, А.В. Щусев,
В.М. Васнецов. В стиле модерн можно выделить несколько направлений: неорусское (Шехтель – здание Ярославского вокзала в Москве (1903), А.В. Щусев – здание Казанского вокзала в Москве (1913–1924),
В.М. Васнецов – здание Третьяковской галереи), неоклассицизм (архитектор И.А. Фомин – особняк
А.А. Половцева на Каменном острове в Петербурге); предконструктивизм (Ф.О. Шехтель – Торговый дом московского купеческого общества; типография «Утро России» (1907)).

Скульптура как и архитектура рубежа веков освобождается от эклектизма. Обновление скульптуры было связано с влиянием импрессионизма. Представителями этого направления были: скульптор П.П. Трубецкой (портрет И.И. Левитана, бюст Л.Н. Толстого, памятник Александру III в Петербурге); Д.А. Андреев (памятник Н.В. Гоголю в Москве), А.С. Голубкина («Идущий» 1903, «Сидящий человек» 1912, «Изергиль» 1904, «Старая» 1911 и др.).

Импрессионизм мало затронул творчество С.Т. Коненкова, отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием («Самсон, разрывающий узы» (1902), «Рабочий – боевик» (1905), целая галерея обобщенно-символических образов на темы греческой мифологии и русского фольклора – «Ника» (1906), «Стрибог» (1910).

На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Происходит поляризация художественных сил. Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. Художники этого направления: А.П. Рябушкин («Русские женщины
XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве XVII века», «Едут», «Московская девушка XVII века»); А.В. Васнецов («Улица в Китай-городе. Начало XVII века»); М.В. Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг»).

Импрессионизм как направление представлен в работах таких художников, как И.И. Левитан («Березовая роща», «Март», «Озеро», «Над вечным покоем»); К.А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма («Париж», «Париж вечером», «Париж. Бульвар капуцинов», «Сирень»).

Центральная фигура искусства рубежа веков – В.А. Серов. Художник работал в различных жанрах, особенно значительно его дарование портретиста (портреты К. Коровина, М. Ермоловой, княгини Орловой). Также великолепны его работы, выполненные в импрессионистической манере («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

Представителями живописного символизма являлись: М. Врубель, творческая индивидуальность которого проявилась в различных видах искусства – в монументальном декоративном панно («Испания»), станковой картине («Царевна-лебедь»), портрете (С. Мамонтов, портрет Н.И. Забелы-Врубель), театральной декорации (к опере «Снегурочка»), книжной иллюстрации (к Лермонтову), центральный образ творчества Врубеля – Демон («Демон сидящий», «Демон поверженный»); В.Э. Борисов-Мусатов – его стилистика развивалась от импрессионистических эффектов к живописно-декоративному варианту постимпрессионизма («Майские цветы», «Призраки», «Весна»).

На рубеже веков появляется художественное объединение «Мир искусства», отличавшееся откровенным неприятием современной действительности (своеобразный ответ российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры на рубеже веков). Для них был характерен поиск художественного образа в минувшем. Художники этого направления: К.А. Сомов («Эхо прошедшего времени», «Осмеянный поцелуй», «Дама в голубом»), Н.А. Бенуа (версальские версии), Е.Е. Лансере («Никольский рынок в Петербурге»). Ко второму поколению мироискусников принадлежат Б.М. Кустодиев («Купчиха»), З.Е. Серебрякова («Пьеро/Автопортрет в костюме Пьеро», «Крестьяне»).

Другое крупное объединение, возникшее в начале ХХ века, – «Голубая роза», в которое вошли художники-символисты. Художники этого объединения: П.В. Кузнецов «Мираж в степи», М.С. Сарьян «Финиковая пальма». Художники объединения «Бубновый валет» (1910–1916) обратились к эстетике постимпрессионизма, кубизма, а также к приемам русского лубка. Художники этого направления – Р.Р. Фальк («У пианино. Портрет Е.С. Потехиной-Фальк»), И.И. Мешков, М.Ф. Ларионов.

В 1910-х годах в живописи зарождается примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки. Представители этого направления – М. Ларионов («Отдыхающий солдат»), Н.С. Гончарова («Мытье холста»), М.З. Шагал («Венчание», «Я и деревня»), П.Н. Филонов («Восток и запад», «Пир королей»). К 1910-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве (В.В. Кандинский, К.С. Малевич).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...