Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Культура и культурная жизнь России 8 глава




Некоторым особняком стоит творчество русского художника К.С. Петрова-Водкина, которое, с одной стороны, связано с иконописной традицией, с другой стороны, легло в основу нового направления в русской живописи – авангарда (эксперименты с цветом и формой, решительный перевод плоскостного изображения в перспективную картину («Купание красного коня», «Петроградская мадонна»).

§ 5. Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М.В. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве.

В русской художественной культуре конца XIX – начала XX в. получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве, как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.

Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.

Понятие «модернизм» (фр. moderne – современный) включало многие явления литературы и искусства XX в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки» реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма XIX столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л.Н. Толстой, создавший замечательные по художественной выразительности и силе обличения произведения. В 1899 г. был опубликован его последний роман «Воскресение», в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно. Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве.

В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А.П. Чехов: повести и рассказы («Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста» и др.), драматические произведения, поставленные на сцене Художественного театра. В его творчестве отражалась тогдашняя жизнь России, «до ужаса простая» и сложная. И хотя Чехов не был сторонником определенной системы общественно-политических воззрений, его произведения несли в себе ожидание новой, лучшей жизни. «Теперешняя культура, – писал А.П. Чехов в 1902 г., – это начало работы во имя великого будущего».

В годы «внутреннего обновления» начался творческий путь А.М. Горького (Пешкова, 1868–1936). Свой первый рассказ «Макар Чудра» Горький опубликовал в 1892 г. в газете «Тифлисский вестник». Вышедшие в конце 90-х годов «Очерки и рассказы» принесли писателю всероссийскую известность. Героическая романтика молодого Горького была гимном «безумству храбрых», отражала революционные настроения, широко распространившиеся в 90-е годы. В своих произведениях, написанных в это время («Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песнь о Соколе», «Буревестник»), он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать жизнь за свободу. Таковы Данко, Буревестник, воспринимаемые современниками как символ революции.

Велика роль Горького в организации демократических литературно-художественных сил. В начале XX в. начали свой творческий путь многие молодые писатели. В 1893 г. в журнале «Русское богатство» появился первый рассказ И.А. Бунина «Танька». В 1897 г. вышел сборник его рассказов «На край земли», посвященный горькой участи крестьян-переселенцев. В конце 90-х годов появляются первые значительные произведения А.И. Куприна («Олеся», «Молох»).

Основные силы писателей-реалистов группировались вокруг книгоиздательского товарищества «Знание». В это издательство в 1900 г. вступил Горький и стал одним из его руководителей. К участию в сборниках «Знания» он широко привлекал молодых и уже известных писателей.

Творчество А.М. Горького, его общественно-культурную деятельность высоко ценил В.И. Ленин, считая его произведения нужными и своевременными для дела рабочего класса и революции. «...Горький – безусловно крупнейший представитель пролетарского искусства, который много для него сделал и еще больше может сделать. Всякая фракция социал-демократической партии может законно гордиться принадлежностью к ней Горького...» В 1905 г. А.М. Горький вступил в партию большевиков.

Одним из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в которой в полный голос зазвучала тема борьбы рабочего класса. Особенностью ее были социальный оптимизм и романтический пафос. Одним из зачинателей пролетарской поэзии был Е.М. Тарасов. Появление пролетарской поэзии означало развитие демократических и социалистических элементов в русской национальной культуре.

В произведениях некоторых писателей начала XX в. чувствовалась неудовлетворенность приемами и методами критического реализма. А.М. Горький в одном из писем к А.П. Чехову писал о необходимости утверждения «героического реализма», который не только изображал бы жизнь, но и был бы «выше ее, лучше, красивее». Особое значение для формирования этих новых принципов воспроизведения жизни имели драма «Враги» и роман «Мать» Горького, написанные в 1906 г. под влиянием революционных событий этих лет.

Роман «Мать» – героическое произведение, в котором выражена вера в силы народа, прославляется величие борьбы рабочего класса. Впервые в литературе жизнь рабочих изображалась так достоверно. Герои Горького, Павел и Ниловна, имели своих прототипов (руководитель Сормовской партийной организации Петр Заломов и его мать Анна Кирилловна). В России роман «Мать» был напечатан в выпускаемых товариществом «Знание» сборниках, но цензура сильно исказила авторский текст. Полностью на русском языке он вышел в 1907 г. за границей. Одновременно книга была переведена на ряд иностранных языков.

В условиях «наэлектризованности» (П.Д. Боборыкин) общественной жизни накануне революции чрезвычайно возросла роль театра. Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения. 14 октября 1898 г. на сцене театра «Эрмитаж» состоялось первое представление пьесы А.К. Толстого «Царь Федор Иоанович». В 1902 г. театр получил свое здание в Москве (архитектор
Ф.О. Шехтель, ныне МХАТ им. М. Горького).

У истоков нового театра стояли К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии театра, Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью. «Мы приняли на себя дело, – говорил он, – имеющее не простой, частный, а общественный характер. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь». Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Синтез искусств был одной из характерных черт сценического реализма этого времени.

Подлинное рождение Художественного, по-настоящему нового, театра состоялось при осуществлении постановки чеховской «Чайки» в декабре 1898 г., которая с тех пор является его эмблемой. Современная драматургия Чехова и Горького составила основу его репертуара в первые годы существования. Принципы сценического искусства, выработанные Художественным театром и являвшиеся частью общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние на все театральное дело России. Смелая, революционная программа театра имела большой общественный резонанс, вызвала многочиленные выступления театроведов, по-разному оценивавших это событие общественно-культурной жизни.

Резко критически отнеслись к рождению нового театра консервативно-реакционные круги, выразителем которых была газета «Новое время». Но театральных новаций не приняли и представители символизма.
В.Я. Брюсов в статье «Ненужная правда» (1902 г., журнал «Мир искусства») доказывал бессмысленность и бесплодность стремлений передать на сцене «правду жизни». Примерно в это время формируется эстетика условного символического театра, связанная с экспериментами В.Э. Мейерхольда в области сценического искусства. Брюсов был выразителем этих исканий.

В канун первой российской революции, в 1904 г., в Петербурге открылся театр В.Ф. Комиссаржевской, который отражал устремления передовой демократической интеллигенции. Огромный успех имели пьесы Горького «Дачники» и «Дети Солнца». Обличая мещанство, Горький вновь ставил перед русской интеллигенцией вопрос о ее судьбах, о связи с народом, показал то идейное размежевание, которое происходило в ней под влиянием накаленной атмосферы предреволюционных лет. Горький критиковал интеллигенцию за шатания и колебания в отношении революции и высоко ценил ту ее часть, которая нашла достойное место в народной борьбе за свободу. Общественный резонанс, вызванный пьесами Горького, вызвал недовольство властей, запретивших постановку «Дачников» после событий 9 января 1905 г.

На рубеже двух веков существенные изменения произошли и в музыке. Открытие новых консерваторий в Саратове, Одессе, Киеве наряду с уже действовавшими в Москве и Петербурге свидетельствовало об успехах музыкального образования в стране, повышении уровня профессионального мастерства музыкантов и композиторов. Появились новые формы «внешкольного» музыкального образования: в 1906 г. в Москве при содействии С.И. Танеева была открыта народная консерватория, в следующем году организован Дом песни, ставивший целью пропаганду новых идей в музыке. В числе слушателей концертов и лекций, устраиваемых в Доме песни, бывали и рабочие Москвы.

В творчестве композиторов происходил известный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики, все более повышался интерес к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. «Знамением времени» было усиление лирического начала в музыкальных произведениях.
Н.А. Римский-Корсаков, выступавший в это время основным хранителем творческих принципов «могучей кучки», создал полную лиризма оперу «Царская невеста» (1898).

Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С.В. Рахманинова (1873–1943) и А.Н. Скрябина (1871/72–1915). Оба они были выпускниками Московской консерватории и с первых шагов в искусстве заявили о себе как талантливые композиторы и пианисты. На творчестве Рахманинова и Скрябина, как и других композиторов молодого поколения, отразилась идейная атмосфера предреволюционной эпохи, в их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над «обыденностью жизни».

Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Рахманинов вместе с тем следовал в своей музыке лучшим традициям русской музыкальной классики, в его произведениях с особой силой воплощена тема родины. Во многом он был прямым музыкальным наследником П.И. Чайковского.

Идейно-художественный мир Скрябина более сложный. Его творчество отличается художественной самобытностью, новаторством, глубоким философским содержанием. Лучшие симфонические произведения Скрябина созданы под впечатлением революционных событий начала XX в. Гимном революции стала его Третья симфония («Божественная поэма»), первое исполнение которой состоялось в январе 1905 г. под управлением венгерского дирижера Артура Никиша.

В начале XX в. центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства этого времени связаны с деятельностью частной оперы в Москве (С.И. Мамонтова, а затем С.И. Зимина). На сцене Московской частной оперы Мамонтова в полную силу раскрылся талант выдающегося русского певца и актера Ф.И. Шаляпина (1873–1938). «В русском искусстве Шаляпин – эпоха, как Пушкин», – писал о нем Горький.

Русская вокальная школа дала немало замечательных певцов, среди которых звездами первой величины были Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова.

Сложные процессы происходили в изобразительном искусстве. Товарищество передвижников оставалось одной из основных творческих организаций художников России. Многие из передвижников испытали воздействие революционного пролетарского движения (Н.А. Касаткин, С.В. Иванов, И.И. Бродский и др.); продолжали устраиваться выставки передвижников, последняя из которых (48-я) состоялась в 1923 г.

Однако на рубеже веков передвижничество с его обостренным интересом к социальным проблемам, конкретно-историческим образам уже не могло служить художественным идеалом.

Искания в русской живописи, характерные для этого времени, связаны с творчеством прежде всего таких художников, как М.А. Врубель, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.А. Серов. Поиски их носили различный характер. Фантастический, сказочный мир, тяготевший к символике, открыл Врубель (1856–1910). Тема Демона, в течение многих лет волновавшая художника, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека. Импрессионизм получил наибольшее развитие в творчестве Коровина (1861–1939; «Зимой», «У балкона»). Религиозно-этические искания свойственны картинам раннего Нестерова (1862–1942; «Видение отроку Варфоломею»), проникнутым глубоким поэтическим чувством. Гимн прекрасной человеческой личности звучит в полотнах раннего Серова.

В.А. Серов (1865–1911) – крупнейший художник рубежа столетий. Жанр портрета был основным в его творчестве, хотя он писал и пейзажи, и исторические картины. Ученик Репина, он во многом унаследовал и развил присущий ему глубокий художественный психологизм. Портреты Серова – важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русского реалистического искусства (портреты Ф.И. Шаляпина,
И.А. Морозова, графини О.К. Орловой). Для творчества ряда художников, композиторов этого времени характерно возрождение интереса к народной культуре, культуре Древней Руси (картины В.М. Васнецова,
Н.К. Рериха, иллюстрации к русским сказкам И.Я. Билибина, музыка И.Ф. Стравинского).

В конце 90-х годов в Петербурге возникло художественное объединение «Мир искусства». Название кружку дал журнал, издававшийся с 1899 г. на средства княгини М.К. Тенишевой. Впоследствии материально изданию помогал В.А. Серов. К мирискусникам принадлежали художники А.Н. Бенуа (1870–1960), К.А. Сомов (1869–1939), Л.С. Бакст (1866–1924), Е.Е. Лансере (1875–1946), музыкальный критик В.Ф. Нувель, публицист, близкий символистам Д.В. Философов, а также С.П. Дягилев (1872–1929), театральный и художественный деятель с блестящими организаторскими способностями. Он активно содействовал устройству художественных выставок, ставших примечательной чертой общественно-культурной жизни России, пропаганде русского искусства за рубежом (Русские сезоны в Париже).

Мирискусники провозгласили новые эстетические принципы, отвергнув как салонность академизма, так и тенденциозность передвижничества. Намерение искать новые пути в искусстве, стремление посредством искусства преобразить жизнь объединило вокруг новой творческой организации большой круг художников, непосредственно в него не вошедших (Серов, Врубель, Нестеров). «Мир искусства» – широкое культурно-эстетическое движение, которое захватило архитектуру и скульптуру, поэзию, оперное и балетное искусство, художественную критику и искусствознание.

В культурной жизни страны начала XX в. это объединение сыграло важную эстетическую и просветительскую роль. Оно выступило с переоценкой ряда крупных явлений искусства прошлых эпох, особенно XVIII и начала XIX в., забытых или неверно истолкованных в бурную передвижническую эпоху в силу известной субъективности и пристрастности В.В. Стасова.

Мирискусники «открыли» для современников имена Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова. Большое культурное значение имела выставка портрета, организованная А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым в 1905 г. в Таврическом дворце, где экспонировалось около 2 тыс. работ. Исследование творчества отдельных художников, статьи о старинной петербургской архитектуре, работы по истории русского искусства А.Н. Бенуа, И.Э. Грабаря и других способствовали выработке идейно-художественной концепции развития русского искусства.

Художественное творчество мирискусников, как правило, тяготело к ретроспективности, ушедшим эпохам, особенно их интересовал XVIII век. Наиболее значительных успехов художники «Мира искусства» достигли в книжной графике, театрально-декорационном искусстве (иллюстрации А.Н. Бенуа к «Медному всаднику» Пушкина, И.Я. Билибина к русским сказкам, Е.Е. Лансере к повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого, оформление спектаклей в Художественном театре, Русских сезонов в Париже и т.д.). Эти успехи послужили основой для их развития в советское время.

Новые искания были характерны и для скульптуры, которая в этот период переживала значительный подъем. В творчестве П.П. Трубецкого (1866–1938), А.С. Голубкиной (1864–1927) прослеживаются черты импрессионизма. Голубкина – автор первого в русском искусстве скульптурного портрета К. Маркса (1905). На смену гармонии классического спокойствия пришла гармония непрерывного движения.

Воплощением преемственности традиций реализма и бурной его эволюции в новую эпоху было творчество крупнейшего скульптора современности С.Т. Коненкова (1874–1971). По сравнению с мастерами второй половины XIX в. он значительно обогатил и расширил принципы классической пластики, дал им новую трактовку. Его раннему творчеству была присуща символика («Самсон», «Нике»).

Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе. Если для одних (А.А. Блок, В.Я. Брюсов, А. Белый, В.В. Маяковский, А.А. Ахматова) принадлежность к символизму, акмеизму, футуризму означала лишь начало их творческих исканий и впоследствии они нашли путь в литературу большого общественного звучания, то для других (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А. Крученых) идеи модернистского искусства означали суть их творчества.

Модернизм был сложным течением, внутри которого можно выделить отдельные направления, преобладавшие на том или ином этапе его развития (символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм и т.д.). Каждое из них выдвигало свою эстетическую программу, но все они сходились в главном – в отрицании философско-эстетических принципов реалистического искусства. В этом смысле модернистское искусство в целом всегда противостояло реализму.

Символизм был закономерным этапом художественного развития, через который прошли и литература, и изобразительное искусство, и театр. Для всех этих областей культуры символизм стал мировоззренческой основой. Он сформировался в 90-е годы и получил преобладающее распространение в первом десятилетии XX в. В это время вышли книга Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), сборники «Русские символисты» (1894–1895), в издании которых активно участвовал В.Я. Брюсов, с первых лет своей литературной деятельности ставший главой русского символизма. Главную причину упадка литературы Мережковский усматривал в преобладании реализма, будущее же ее он связывал с «божественным идеализмом». Основами нового искусства Мережковский провозгласил «мистическое содержание», «символы» и «расширение художественной впечатлительности».

Символизм получил развитие в творчестве таких поэтов, как В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А. Белый. В кругу символистов начался творческий путь
А.А. Блока (1880–1921). Дебютировал Блок в одном из мистико-религиозных журналов. В 1898–1904 гг. он создает цикл «Стихов о Прекрасной Даме», составивший его первую книгу. Однако уже в это время у него пробуждается интерес к социальной теме: стихотворение «Фабрика» было написано им в 1903 г.

Поэтов-символистов объединяли общие черты миропонимания и поэтического языка. Наряду с требованиями «чистого», «свободного» искусства символисты подчеркивали индивидуализм, доходящий до самолюбования, воспевали таинственный мир, им близка тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку». «И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них», – говорил Д. Мережковский. «Мне нужно то, чего нет на свете», – вторила ему З. Гиппиус, «Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты», – утверждал В. Брюсов. Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха, что вызывалось стремлением поэтов передать необычность своего мироощущения «одними звуками, одними образами, одними рифмами» (В. Брюсов). Несомненен вклад поэзии символизма в развитие русского стихосложения.

Годы, последовавшие за поражением первой буржуазно-демократической революции в России, представляют один из драматических периодов в истории русской культуры прежде всего по накалу идейно-художественной борьбы. Литература и искусство предреволюционного десятилетия отличались большой сложностью и противоречивостью художественных исканий, разнообразием различных течений и групп, каждая из которых выступала со своими лозунгами и манифестами. Общественная жизнь несомненно отражалась в многообразии и существе историко-культурного процесса этого времени. Наступившая в стране политическая реакция, столыпинщина, расправа с революционерами, черносотенные погромы и волна великодержавного шовинизма, прокатившаяся накануне и в годы Первой мировой войны, укрепляли в общественном сознании консервативно-реакционные, охранительные настроения.

Среди либеральной художественной интеллигенции широкое распространение получило богоискательство – «новое религиозное сознание», проповедовавшее идею «нового христианства». Одним из истоков богоискательства была философская концепция «всеединства» В.С. Соловьева, в основе которой лежала утопическая мысль о возможности всемирной теократии. Ему был присущ универсализм мышления, примат духовного, религиозного начала в нравственном обновлении человека. Собрания религиозно-философского общества, возникшего в 1901 г., «ивановские среды» – встречи религиозно-мистически настроенной интеллигенции, происходившие на квартире поэта-символиста В.И. Иванова, – были своеобразными центрами богоискательства в литературно-художественной среде. С докладами и диспутами в этих собраниях выступали А. Белый, Блок, Мережковский, Гиппиус, Розанов. Здесь можно было встретить художников – Репина, Бенуа, Нестерова, писателей – Брюсова, Пришвина, Короленко и многих других.

Некоторые деятели из среды социал-демократов (А.В. Луначарский, В.А. Базаров) увлеклись в этот период идеями богостроительства, пытавшегося соединить социализм с религией. В 1908 г. Луначарский выпустил книгу «Религия и социализм», в которой утверждал, что «философия Маркса есть философия религиозная» и что научный социализм, воспринимаемый как религия, может обрести величайшую силу. Увлечение богостроительством испытал в эти годы и А.М. Горький.

В мае 1909 г. вышел сборник «Вехи», содержавший статьи о русской интеллигенции. Авторами его были широко известные публицисты, религиозные философы, литературоведы, принадлежавшие к партии кадетов или близкие к ним по своим взглядам (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, М.О. Гершензон и др.). «Вехи» имели огромный общественный резонанс. Только в 1909 г. сборник четырежды переиздавался, в печати развернулась огромная полемика, появилось более 150 различных рецензий заметок, статей, среди авторов которых были Л. Толстой, К. Чуковский, М. Шагинян. Резко критически отозвался о «Вехах» В.И. Ленин.

Главным вопросом «Вех» был вопрос о русской интеллигенции, оценке ее роли в революции, об отношении либеральной буржуазии к наследию революционных демократов. Время после революции авторы рассматривали как «эпоху переоценки старых идеологий», считая, что интеллигенция «должна пересмотреть свое миросозерцание». Они обвиняли ее в «отсутствии религиозности», призывали «к самообличению и покаянию», через которое интеллигенция, по их мнению, только и могла обрести «новое сознание». Таким образом, «Вехи» выступали против тех идеологических устоев передовой русской интеллигенции (атеизм, социальность, революционность), которые составляли суть наследства революционных демократов. Они выражали настроения той части буржуазно-либеральной интеллигенции, которая повернула резко вправо после поражения революции. Вопрос об отношениях интеллигенции и народа был «самым больным, самым лихорадочным» (А. Блок) для многих деятелей русской культуры. Они сами понимали, что «культурная элита, изолированная, варящаяся в собственном соку, была оторвана от народной жизни» (Н.А. Бердяев).

Мучительна и сложна была эта проблема для А. Блока. «Стоит передо мною моя тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, – я иду», – писал он в письме К.С. Станиславскому в 1908 г. В представлении Блока интеллигенция и народ всегда противостоят друг другу. Если интеллигенция выступала носителем культуры, то народ был выразителем стихийной, природной силы, в которой поэт видел положительное начало. Однако Блок не смог понять важные, глубинные процессы, происходившие в среде русской интеллигенции после революции 1905 г.

А. Блок рассматривал интеллигенцию как единую силу, принадлежавшую к стану «сытых». В статье «Интеллигенция и народ» (1908) он писал: «Интеллигентных людей, спасающихся положительными началами науки, общественной деятельности, искусства – все меньше... требуется какое-то иное, высшее начало. Раз его нет, оно заменяется всяческими бунтами и буйством, начиная от вульгарного «богоборчества» декадентов и кончая неприметным и откровенным самоуничтожением – развратом, пьянством, самоубийством всех видов. В народе нет ничего подобного... Если интеллигенция все более проникается «волею к смерти», то народ искони носит в себе «волю к жизни». Понятно почему и неверующий бросается к народу, ищет в нем жизненных сил: просто по инстинкту самосохранения».

Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии. «Властителями душ» значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М.П. Арцыбашеву, А.А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы «сверхчеловека», свободного от морально-нравственных и общественных идеалов.

Глубокая враждебность революционным, демократическим и гуманистическим идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева «Санин» (1907), который пользовался большой популярностью как самый «модный» роман. Его герой издевался над теми, кто «готов пожертвовать жизнью ради конституции». С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что «всякий общественный подвиг утратил привлекательность и красоту». Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов, гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции. Один из крупнейших марксистских критиков В.В. Боровский в статье «Базаров и Санин» писал: «Сумма санинских черт означает отказ от полувековой традиции разночинской интеллигенции и прежде всего отказ от служения угнетенным классам – в общественной жизни; отказ от императива долга – в личной».

Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис. Как выразился в одной из своих статей Н.С. Гумилев, «символизм закончил свой круг развития и теперь падает». На смену ему пришел акмеизм (от греч. «акме» – высшая степень чего-либо, цветущая пора). Основоположниками акмеизма считаются Н.С. Гумилев (1886–1921) и С.М. Городецкий (1884–1967). В новую поэтическую группу вошли А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, М.А. Кузмин и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...