Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Культура и культурная жизнь Беларуси 1 глава




В XVII – НАЧАЛЕ ХХ В.

§ 1. Образование и наука. Реформы в области просвещения.

§ 2. Художественная культура Беларуси в XVII–XVIII вв.

§ 3. Художественная культура Беларуси в ХІХ в.

§ 4. Образование Виленской художественной школы.

4.1. Виленская школа как феномен региональной художественной традиции.

4.2. Образование Виленской художественной школы.

4.3. Творчество Ф. Смуглевича.

4.4. Кафедра скульптуры и творчество К. Ельского.

4.5. Творчество Я. Рустэма. Сентиментализм.

4.6. Творчество И. Пешки.

4.7. Творчество И. Олешкевича. Поздний классицизм.

4.8. Джозеф Саундерс и кафедра графики. Становление искусствоведения в Виленском университете.

§ 5. Романтизм в Виленской художественной школе.

5.1. Эстетика романтизма и особенности его развития в Виленской художественной школе.

5.2. Портрет как ведущий жанр живописи романтизма. Творчество В. Ваньковича.

5.3. Историческая картина романтиков. Творчество Я. Дамеля, В. Смоковского и др.

5.4. Пейзаж романтиков. Творчество В. Дмаховского, Н. Орда.

5.5. Бытовой жанр второй трети ХІХ века. Бидермайер. Творчество К. Русецкого.

5.6. Творчество И. Хруцкого.

 

§ 1. В XVI–XVII вв. школа, наука, образование и культура в Беларуси развивались в условиях конфессионального соперничества между православием, католическим костелом и протестантскими реформаторскими движениями. Во 2-ой половине XVI в. с целью укрепления позиций католической церкви и вытеснения реформаторского движения в ВКЛ начал деятельность орден иезуитов. Пользуясь поддержкой правящих сословий и костела, иезуиты открывали многочисленные школы, которые считали основным средством воплощения собственных вполне конкретных планов и замыслов. В 1579 г. они основали первое в ВКЛ высшее учебное заведение – Виленскую академию с такой системой обучения и воспитания, которая была ориентирована на подготовку будущей политической и культурной элиты, дипломатов, интеллигенции, которые были бы ориентированы на костел, Польшу и католический Запад, включая Ватикан. В Беларуси иезуитские школы появились в Полоцке (1581), Несвиже (1584), Орше и Бресте (1616), Хойниках (1622), Гродно (1625), Новогрудке (1644), Витебске (1649), Минске (1672), Слуцке (1704), Слониме и других городах и местечках[93]. Направление этих школ было вначале антипротестантским, а с течением времени стало и антиправославным. В них изучали грамматику, риторику, этику, богословие, физику, математику. Гуманитарно-религиозное образование, которое давали эти школы, сначала соответствовало потребностям духовных и светских феодалов, содействовало расширению кругозора шляхты. Но до середины XVIII в. иезуитские школы перестали соответствовать хозяйственным и политическим требованиям правящих кругов ВКЛ и всей Речи Посполитой из-за формализма и ограниченности их программ (недостаток реальных знаний по природоведению и обществоведению). Кроме иезуитских в Беларуси существовали еще школы кармелитов, картезианцев, бригиток и др. католических монашеских орденов.

Во 2-ой половине XVI – 1-й половине XVII в. вопреки противодействию католической церкви школа и образование в Беларуси развивались под мощным воздействием реформаторских движений: лютеранства, кальвинизма, арианства и др. В лютеранских школах преподавались катехизис, грамматика, арифметика, польский и «русский» (белорусский) языки. В 1560-е годы в Беларуси насчитывалось 163 кальвинистских собора, при которых существовали школы (в Ошмянах, Бресте, Витебске, Глубоком, Заславле, Клецке, Могилеве, Минске, Несвеже, Орше, Пинске, Свислочи, Слуцке, Сморгони, Семятичах, Шклове и др. городах и местечках)[94]. В них изучались математика, история, география, природоведение, религия, латинский и белорусский языки. Арианскими общинами в Беларуси были основаны школы в Ивье, Клецке, Несвиже, Койдонове, Любче (Новогрудской), Лоске и других населенных пунктах. Учителями в этих учебных заведениях работали образованные люди, с европейским уровнем знаний. Некоторые из них даже создавали свои учебники, например, «Катехизис» С. Будного, «Пособие для овладения учения Аристотеля», «Сентенции, которыми необходимо руководствоваться в жизни» Я.Л. Намысловского и др. До середины XVII в. католицизму удалось разгромить протестантизм: с 1612 в Речи Посполитой было запрещено строить протестантские соборы и кирхи, а в середине XVII в. принят указ о закрытии всех протестантских школ[95].

Восточнославянская православная традиция в образовании на белорусских землях выявлялась прежде всего в деятельности братских учебных заведений. Вслед за Виленской братской школой (1584) возникли Брестская, Могилевская, Минская, Пинская, Оршанская, Ельненская, Шкловская, школы при Теперском (Новогрудский повет), Баркулабовском (Оршанский повет) и других монастырях. Братские школы управлялись уставом братства («чином») и уставом школ. В образовательном процессе использовались элементы классно-урочной системы, изучались грамматика, риторика, арифметика, священное писание, география, астрономия, языки (белорусский, польский, греческий, латинский) и др. В числе преподавателей братских школ были
В. Тяпинский, братья Зизании, М. Смотрицкий, Л. Карпович и др. После Брестской церковной унии 1569 г. открылись униатские школы при базыльянских монастырях. В конце XVIII в. иезуиты полностью монополизировали обучение в школах. Все братские школы были закрыты[96].

К середине XVIII в. на территории Беларуси работало около 25 средних учебных заведений, в которых шляхетская молодежь приобретала знания под руководством преподавателей и миссионеров католических (иезуиты, пиары, доминиканцы, францисканцы, католики-лютеране) и униатского базилианского орденов[97]. Ведущая роль в области шляхетского образования до 1773 г. принадлежала иезуитам, которые издавна имели репутацию опытных педагогов и воспитателей. В то время на белорусских землях иезуиты удерживали 17 коллегиумов: в Бобруйске, Бресте, Витебске, Гродно, Драгичине, Динобурге, Жойдишках, Могилеве, Минске, Мстиславе, Новогрудке, Несвиже, Орше, Пинске, Полоцке, Слониме и Слуцке. Иезуитские коллегиумы являлись образцовыми учебными заведениями, на которые ориентировались школы других орденов, в том числе базилианские. Программы по обучению включали изучение латинского языка, схоластики, риторики, метафизики. В коллегиумах Бреста, Полоцка, Пинска, Новогрудка, Дрогичина, Несвижа, Минска, Витебска, Слонима имелись курсы философии и теологии. Иезуитские коллегиумы давали белорусским шляхтичам образование западноевропейского образца. Однако в обучении и воспитании иезуиты придерживались консервативных традиций, схоластики, которые отрывали обучение и воспитание молодежи от потребностей реальной жизни.

Взаимоотношение и соперничество разных течений и направлений религиозного и мировоззренческого плана определяло и специфику самого процесса развития образования и школьного дела в Беларуси. К середине XVIII в. система образования, которая сложилась, перестала соответствовать насущным потребностям общественного развития. Изменения, которые произошли в экономической и политической жизни Речи Посполитой, распространение идеологии Просвещения, вызывали необходимость реорганизации школьного дела. Первым шагом в этом направлении стала реформа пиарских школ, предложенная польским общественным деятелем и педагогом С. Канарским [98]. В итоге расширилось изучение природоведческих и точных наук, в школьную программу включались «политика, или ознакомление с сочинениями по вопросам политическим», «знакомство с местными законами и нравами», эстетическое и физическое воспитание; использовались передовые методики. Реформу пиарских школ одобрили радикально настроенные круги шляхты.

В ВКЛ пиары появились в начале 1720-х гг. и обосновались прежде всего в Вильно, где встретили сильную оппозицию со стороны иезуитов. Тем не менее, в Беларуси пиары открыли свои школы в Лиде, Щучине, позже – в Витебске, Лужках. В 1750–1760 гг. они активно участвовали в процессе реформирования школьного образования[99]. Под руководством С. Канарского разрабатывались школьные программы, создавались учебники, вводились в практику новые методы обучения, для освоения которых молодые пиарские священнослужители посылались в страны Западной Европы. В итоге в курсы преподавания пиарских школ было введено обучение государственного (польского) языка, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: истории, географии, иностранных языков, а также физического воспитания. Иезуитскому направлению воспитания шляхетской молодежи пиары противопоставили светское и гражданское воспитание. Кроме того, пиарские школы давали бесплатное образование, пиары открыли школы для самых бедных.

Начало разложения феодально-крепостной системы, политические события последней трети XVIII в., в том числе разделы Речи Посполитой, отразились и на сфере школьного образования. Более радикальными мероприятиями в сфере образования стали школьная реформа в Речи Посполитой, осуществленная Образовательной комиссией, и открытие новых школ в Российской империи в соответствии с уставом, выработанным Комиссией по созданию народных училищ. В Беларуси школьное образование оказалось в сфере действия двух реформ. Важное значение в проведении реформ в землях Западной и Центральной Беларуси, которые до 1790-х г. оставались в составе Речи Посполитой, сыграл И. Хребтович[100]. В результате реформ увеличилось количество начальных и средних школ, обучение приобретало все больше светский характер.
Только в результате деятельности Образовательной комиссии в Беларуси за короткий срок было открыто
20 новых школ. Высоким уровнем обучения и образования славились Слуцкая гимназия и Полоцкая иезуитская коллегия[101].

Сама Образовательная комиссия была создана в 1773 г. в годы правления короля-реформатора Станислава Августа Понятовского и представляла собой первое в Европе государственное министерство народного образования, которому передавались все школы и богатое имущество ликвидированного в том же 1773 г. ордена иезуитов. Главной целью работы Образовательной комиссии являлось не просто реформирование традиционного шляхетского образования, а создание совершенно новой системы народного образования – государственной и светской. Необходимость секуляризации всей системы образования, просвещения и воспитания формировалась следующим образом: «Молодежь не для костела, а для народа»[102].

В соответствии с этими задачами Образовательная комиссия начала свою работу с разработки новых учебных программ для средних школ, из которых исключались теологические дисциплины, а изучение Закона Божия выносилось за рамки классных занятий. Все иезуитские коллегиумы, а также прикостельные школы католических и базилианского орденов Речи Посполитой Образовательная комиссия разделила на провинции: Коронную (Польскую) и Литовскую, главными образовательными центрами которых стали высшие учебные заведения – Краковская и Виленская академии. Провинции в свою очередь делились на округа, где существовали 6-классные окружные и 3–4-классные подокружные школы. Наблюдение за их деятельностью поручалось академиям. Вся работа в провинциях и округах контролировалась Образовательной комиссией. В 1783 г. был утвержден «Статут, предписанный комиссией народного образования для академий и школ Речи Посполитой», следование которому было обязательным для учебных учреждений всех степеней[103].

В создании и деятельности Образовательной комиссии самое активное участие принимали такие известные деятели просветительско-реформаторского движения в стране «двух народов», как философ-просветитель, идеолог радикальных реформ Гуго Колонтай, ученик С. Канарского епископ Михаил Понятовский, литератор Игнатий Потоцкий, подканцлер ВКЛ Иоахим Хребтович. Первым председателем Образовательной комиссии был назначен виленский епископ Игнатий Масальский.

После первого раздела Речи Посполитой, в результате которого восточные белорусские земли отошли к Российской империи, и ликвидации иезуитского ордена на территории центральной и западной Беларуси осталось 11 иезуитских школ, которые перешли в подчинение Образовательной комиссии: в Гродно, Новогрудке, Минске, Несвеже, Слуцке, Бобруйске, Бресте, Пинске, Дрогичине, Слониме и Поставах. В Вишнево, Волковыске, Холопеничах и Мозыре комиссия основала новые школы. Она контролировала также пиарские школы в Лиде, Лужках и Щучине, базилианские – в Жировичах, Борунах, Березвече, Свержене, миссионерскую – в Лыскове и домениканскую – в Чашниках. Окружными школами были определены поиезуитские коллегиумы Бреста, Гродно и Новогрудка. Позже окружной школой стала и школа в Минске. Некоторые подокружные школы, в частности в Жировичах и Пинске, так же как и окружные имели 6-классную структуру.

Визитация (проверка) школ 1782 г., которую осуществляла Образовательная комиссия, свидетельствовала, что на то время уже подавляющее большинство средних учебных заведений Белорусского края работало согласно предписаниями комиссии. В большинстве школ использовались новые учебники. Среди учительского корпуса было немало способных и квалифицированных преподавателей, таких как В. Госович (Брест), Ю. Ключинский (Слуцк), М. Бавер (Новогрудок), Ю. Романовский (Поставы), Серафимович, Говжевский (Жировичи)[104]. В ряде школ имелись достаточно богатые библиотечные сборы, аптеки, осуществлялся надлежащий надзор за учебой, бытом, питанием и здоровьем учеников.

Для того, чтобы появилось новое поколение более склонных к реформам шляхтичей и школьных учителей, требовалось время. С этой целью Образовательная комиссия сделала ряд шагов в направлении создания так называемого академического (учительского) сословия. Ему, согласно постановления Комиссии 1790 г., давалось разрешение на административную и судебную автономию, самоуправление в делах внутренней жизни, свободу от мелкой опеки костела. Учителей готовила семинария при Виленской академии. Позже кадры для академического сословия набирались из выпускников окружных школ. Постепенно увеличивалось количество светских учителей. В средних школах ВКЛ в 1783–1784 гг. таких работало только три из общего количества 93, а в 1791–1792 гг. – уже 32 из 98. И хотя ВКЛ уступало в этом отношении Короне, где на то время среди 92 учителей насчитывалось 60 светских, прогресс был очевиден.

Свидетельством того, что шляхта постепенно приспосабливалась к изменениям в области образования, было увеличение количества учеников академических школ в конце 1780 – начале 1790-х гг. Так, в Новогрудской школе в 1782 г. обучалось 142 ученика, а в 1792 г. – 156, в Несвижской – соответственно 106 и 125, в Минской – 209 и 277, в Поставской – 46 и 107. В целом за период 1781–1792 гг. количество учащихся по всей Литовской провинции возросло более чем в два раза[105]. Развивалось также профессиональное и начальное образование[106].

Принципиально важные и знаковые изменения произошли благодаря деятельности Образовательной комиссии в системе высшего образования и науки. Начатая в 1773 г. коренная реорганизация Виленской академии, завершилась в 1781 г. созданием на ее базе Главной школы ВКЛ (Schola Pricepes Magni Ducatus Litheania) – высшего учебного заведения нового типа. Вместо существовавших ранее в академии трех факультетов (теологического, философского и факультета канонического права) в Главной школе начали работу два новых (и по названию, и по существу) факультета – физическая коллегия и коллегия моральных наук. В физической коллегии изучались высшая математика, астрономия, физика, химия, механика, природоведческие науки, медицина, в коллегии моральных наук – философия, история, литература, риторика, теология и юриспруденция (римское и местное право). Ректором Главной Литовской школы стал известный ученый-астроном М. Пачобут-Одленицкий (1728–1810), назначенный годом ранее ректором Виленской академии, уроженец Гродненщины[107].

В 1775–1780 гг. статус важного культурного и научного центра ВКЛ приобрело Гродно. Здесь работали специальные учебные заведения, начинал свою кропотливую исследовательскую деятельность Ж. Жилибер – известный ученый-биолог, коллекционер. В Гродно увидели свет первые два тома фундаментального исследования Ж. Жилибера «Флора Литвы» (1781)[108].

В начале 1790-х гг. учебные заведения Образовательной комиссии Белорусского края работали в сложных условиях. Второй раздел Речи Посполитой 1793 г. и решение Торговицкой конфедерации 1794 г. ускорили ликвидацию и роспуск министерства народного образования РП (Образовательной комиссии)[109].

До начала XIX в. в Беларуси сложилась довольно запутанная сеть образовательных учреждений, лишенных единого руководства и не связанных между собой. Диапазон разнообразных учебных систем позволял при желании и возможности получить образование, соответствующее уровню знаний XVI, XVII или XVIII в. на польском, русском, еврейском, французском и немецком языках. Накануне школьной реформы 1803–1804 гг. в Беларуси существовало около 130 начальных, 33 средние и неполные средние школы, значительное количество еврейских религиозных школ, около 40 школ различных католических орденов. Общее количество обучающихся в конце XVIII в. во всех школах (за исключением еврейских) не превышало 4 тыс. человек[110]. Школьное образование было доступно детям шляхты, духовенства, богатых горожан.

В начале XIХ в. в России была проведена реформа образования. В 1802 г. впервые в ее истории создано Министерство народного образования. Европейская часть страны была поделена на 6 образовательных округов, во главе каждого из них царем назначался попечитель. Белорусская губерния вошла в состав Виленского учебного округа, который возглавил магнат А. Чарторийский. Учебно-методическим, научным и административным центром округа стал Виленский университет. В ходе реформы в Беларуси увеличилась сеть светских общеобразовательных школ и количество обучающихся в них, сократилось и количество монастырских училищ. Прочное место в учебных планах заняли природоведческие дисциплины. Были открыты прогрессивные для своего времени ланкастерские школы. Постепенно завоевывало признание женское образование. Появились женские школы, соответствующие уровню начальных училищ. В 1846 г. уже действовало 29 частных пансионов и школ для «бедных девушек»[111].

Но ведущее место в системе школьного образования Беларуси продолжали занимать католические учебные заведения. В 1812–1820 гг. действовала Полоцкая иезуитская академия, которая являлась центром особого иезуитского учебного округа. В учебных заведениях, которые входили в его состав, на территории Беларуси занималось 700 человек (больше 20% общего количества учеников гимназий и уездных училищ).
В конце 1820-х г. в Беларуси действовало 38 уездных (в том числе 23 монастырских) училищ, 4 гимназии, больше 100 приходских школ. Основной контингент учащихся состоял из дворян (84% всех учеников в уездных училищах и гимназиях, 40% в приходских школах)[112].

После выступления декабристов (1825) и восстания 1830–1831 гг. система образования в западных губерниях России была реорганизована в направлении укрепления реакционных принципов «православия, самодержавия, народности». Воплощением этих принципов стала политика русификации, официальное отрицание национальной самостоятельности белорусского языка, закрытие в 1832 г. Виленского университета. Вместе с закрытием университета временно (до 1850 г.) был ликвидирован и Виленский учебный округ. Школы Виленской и Гродненской губерний вошли в состав Белорусского учебного округа, попечителем которого стал Г. Картошевский [113].

В начале 1850-х гг. на территории современной Беларуси существовало 576 учебных заведений, в том числе 1 высшее – Гори-Горецкий земледельческий институт, 12 средних, 45 неполных средних, 45 государственных и частных женских училищ и больше 400 государственных, ведомственных и частных начальных школ. В конце 1850 – нач. 1860-х гг. в них обучалось примерно 16,5 тыс. человек (0,5% населения)[114]. В некоторых деревнях действовали так называемые «тайные» школы, консультативные пункты («оседлые» и «неоседлые»), где сельские дети обучались грамоте, ремесленным навыкам с помощью письменных отставных солдат, дьяконов, путешествующих мастеров и др. Существенные изменения произошли и в составе учителей. Если в начале XIX в. среди них почти всюду преобладало духовенство, то в середине XIX в. 80% учителей гимназий и уездных училищ имели светское образование, больше 50% окончили высшие и специальные педагогические заведения[115]. В этом окружении начинала формироваться белорусская разночинная интеллигенция, зарождались освободительные идеи, пробуждалось национальное самосознание.

Развитие капитализма после падения крепостного права вызвало необходимость в более широком развитии образования. Под давлением общественного мнения и интеллигенции в 1860–1870-х гг. царское правительство провело реформу в области народного образования. В западных губерниях были ликвидированы дворянские уездные училища. В деревне начальными школами стали народные училища, двуклассные начальные училища, в городах учебными заведениями начального типа – городские училища. Мужские гимназии были разделены на 2 типа – классические и реальные. В городах с небольшим количеством населения было разрешено открывать прогимназии. Открывались также женские 7-классные гимназии. Итоги школьной реформы в Беларуси были менее значимые, чем в центральных губерниях России, т.к. здесь она совпала с установлением реакционного курса в политике царизма после подавления восстания 1863–1864 гг.

В 1864 г. за участие студентов и преподавателей в восстании были закрыты Гори-Горецкий земледельческий институт, Новогрудская гимназия, Свислочская и Молодечненская прогимназии. В Беларуси были ликвидированы польские школы, почти все частные училища. Не признавался белорусский язык, который царские чиновники считали «продуктом полонизации». Отклонялись от должности местные учителя католического вероисповедания, а на их место назначались «добропорядочные» личности с внутренних губерний России. Политика царизма в отношении народных училищ в это время определялась «Временными правилами для народных школ в губерниях Виленской, Ковенской, Минской, Могилевской и Витебской» (1863), которые действовали до конца XIX в. Начальные школы в Беларуси отдавались под полный контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Предусматривалось преподавание только самых элементарных знаний: русской и церковнославянской грамматики, арифметики, догматов православия и церковных пений. Учебники для школ Северо-Западного края принципиально отличались от соответствующих учебников для русских губерний государственным объяснением истории края, большим количеством рассказов по истории православия в Беларуси.

Реакция в области образования усилилась после издания Положения о церковноприходских школах (1884), согласно которому были закрыты многие народные училища, а на их базе созданы церковноприходские школы и школы грамоты, подчиненные православному духовенству. В 1889/1890–1893/1894 учебных годах в 11 уездах Полоцкой православной епархии количество школ грамоты увеличилось с 32 до 478, а количество учащихся в них с 415 до 7129, количество церковно-приходских школ и число учащихся в них – с 142 до 143 и с 698 до 702 соответственно[116]. С 1881 по 1899 количество народных училищ в Беларуси сократилось с 1198 до 999. После 1887 г. в соответствии с циркулярами «О мерах по улучшению состава учащихся в гимназиях и прогимназиях» (иначе его называли «циркуляром о кухарских детях») и «Об ограничении приема в средние образовательные заведения евреев 10-процентной нормой» среди учащихся учебных заведений Северо-Западного края начал снижаться удельный вес детей низших сословий.

В конце XIX в. в Беларуси различные ведомства сдерживали и контролировали 13 гимназий, 3 прогимназии, больше чем 20 уездных училищ и больше чем 1400 начальных школ. Общее количество учащихся во всех школах (кроме частных) не превышало 160 тыс. Важную роль в развитии школьного образования в Беларуси сыграли открытые во 2-й пол. XIX – начале ХХ в. учительские семинарии (в Молодечно, Полоцке, Несвиже, Свислоче), женские епархиальные училища и церковно-учительские школы. Но уровень народного образования и количество грамотного населения оставался низким. В 1897 г. количество грамотных в отношении ко всему населению (кроме детей до 10 лет) составляло в белорусских уездах Виленской губернии 33,9%, Витебской – 27,1, Гродненской – 31,5, Минской – 22,7, Могилевской – 21,8, в Беларуси в целом – 25,7%[117].

На рубеже XIX–ХХ вв. система образования вступила в противоречие с потребностями жизни. Отсталость народного образования и просвещения становилась тормозом на пути экономического и социального прогресса. Подобная ситуация была особенно характерна для национальных окраин Российской империи. Так, например, в Беларуси хуже, чем в центральных губерниях финансировалось народное просвещение. Если в 1898 г. расходы на него (в расчете на 1 человека) по земским губерниям России составляли 36,1 коп., то в Витебской губернии – 25,5 коп., Гродненской – 19,3 коп., Минской – 18,7 коп., Могилевской – 10,8 коп[118]. Более низким в Беларуси в сравнении с Европейской Россией был и уровень грамотности населения. По данным переписи 1897 г. в Петербургской губернии грамотные составляли 62% населения в возрасте старше
9 лет, в Московской – 49%, в то время как в Гродненской – 39%, Витебской – 33%, Минской – 24%. В целом грамотных в возрасте старше 9 лет в Европейской России было 30%, а в Беларуси – 25,7%.

Беларусь отставала от центральных губерний и по охвату обучения детей. Так, в губерниях Европейской России в 1898 г. училось 42% детей школьного возраста, а в четырех белорусских губерниях – 32%. Наиболее неграмотной частью населения являлась его многочисленная категория – крестьяне. Из 1541 тыс. крестьян Минской губернии грамотными были 155 тыс. или 10% (6,6% мужчин и 3,24% женщин). Из них только 1072 человека имели больше, чем начальное образование, что составляло всего 0,69% общего количества грамотных. Аналогичное положение было и в других губерниях.

В соотношении количества учащихся начальных школ в возрасте от 7 до 14 лет к детскому населению такого же возраста белорусские губернии, по данным «Однодневной переписи начальных школ России 18 января 1911 г.», имели значительно худшие показатели в сравнении с центральными и некоторыми отдаленными губерниями страны. Этот показатель составлял: в Могилевской губернии – 26,5%, Гродненской – 25,5%, Витебской – 20,6%, Минской – 20,3%, в то время как самый высокий уровень этих соотношений был в Рижском учебном округе, а также Московской, Петроградской и Ярославской губерниях – от 32 до 40%[119].

По расходам на школу, содержание учеников и учителей Виленский учебный округ занимал одно из последних мест среди округов европейской части страны. Так, в среднем в 1910 г. на одну начальную школу в округе было выдано 620,7 руб. В то время как в Московском учебном округе – 1011,2 руб., на одного ученика соответственно – 10,8 руб. и 15,3.; на одного жителя – 43,2 коп. и 82,5 коп.

Во второй половине XIX – начале XX в. в Беларуси произошел довольно резкий скачок количества учебных заведений, прежде всего начальных школ. Если в 1856 г. в Виленском учебном округе было 830 начальных заведений с 22607 учащимися, то на 1 января 1911 г. – 10287 учебных заведений с 544663 учащимися. За 54 года количество учебных заведений возросло в 12,4 раза, а учащихся – в 24,1 раза[120].

Под давлением революционного движения и потребностей экономического развития страны царизм пошел на расширение образования. С 1900 г. до 1914 г. количество начальных и средних школ всех типов, включая частные, увеличилось в Виленском учебном округе с 6297 до 7593, а учащихся в них – с 248 тыс. до 490 тыс. Количество школ церковного ведомства (церковно-приходские и школ грамоты) уменьшилось
с 5 тыс. в 1900 г. до 1,5 тыс. в 1914 г., а количество народных училищ увеличилось соответственно с 1075 до 4784. Важную роль в расширении начального образования играли земские школы, созданные после
1911 г. в Витебской, Могилевской и Минской губерниях. В 1912 г. городские училища переименованы в высшие начальные училища[121].

Увеличилась сеть средних школ: в 1914 г. в Беларуси было 88 средних учебных заведений, в том числе 33 государственные школы различных ведомств и 55 частных полных и неполных средних школ. Рост школьной сети ставил на первый план проблему подготовки учителей. В начале ХХ в. в Беларуси дополнительно открыто 5 учительских семинарий: Оршанская, Борисовская, Гомельская, Бобруйская женская, Рогачевская мужская; учительские институты: Витебский (1910), Могилевский (1913), Минский (1914), организовывались учительские курсы [122]. Созданные учительские институты имели трехклассный состав и продолжительность обучения в три года. В них принимали лиц мужского пола в возрасте от 16 до 25 лет православного вероисповедания с учительским стажем не менее двух лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...