Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Культура и культурная жизнь России 9 глава




Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы» и обрести новые идейно-художественные качества (А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, М.А. Зенкевич).

Творчество А.А. Ахматовой (А.А. Горенко, 1889–1966) занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник «Вечер» вышел в 1912 г. Критика сразу же отметила отличительные черты ее поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность тематики, психологизм. Ранняя поэзия Ахматовой глубоко лирична, эмоциональна. Своей любовью к человеку, верой в его духовные силы и возможности она явно отходила от акмеистической идеи «первозданного Адама». Основная часть творчества А.А. Ахматовой приходится на советский период.

Значительно по своей художественной ценности литературное наследие Н.С. Гумилева. В его творчестве преобладала экзотическая и историческая тематика, он был певцом «сильной личности». Гумилеву принадлежит большая роль в развитии формы стиха, отличавшегося чеканностью и точностью.

Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм
И. Северянина (И.В. Лотарев, 1887–1941). В группе футуристов под названием «Центрифуга» начинали свой творческий путь советские поэты Н.Н. Асеев и Б.Л. Пастернак.

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием «Пощечина общественному вкусу», опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с «Парохода Современности». А. Крученых отстаивал право поэта на создание «заумного», не имеющего определенного значения языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников (1885–1922), В.В. Каменский (1884–1961) сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии.

В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В.В. Маяковского (1893–1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против «всяческого старья», но и за созидание нового в общественной жизни. В годы, предшествовавшие Великому Октябрю, Маяковский был страстным революционным романтиком, обличителем царства «жирных», предчувствующим революционную грозу. Пафос отрицания всей системы капиталистических отношений, гуманистическая вера в человека с огромной силой звучали в его поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». Тему поэмы «Облако в штанах», опубликованной в 1915 г. в урезанном цензурой виде, Маяковский впоследствии определил как четыре крика «долой»: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Он был первым из поэтов, кто показал в своих произведениях правду нового общества.

В русской поэзии предреволюционных лет были яркие индивидуальности, которые трудно отнести к определенному литературному течению. Таковы М.А. Волошин (1877–1932) и М.И. Цветаева (1892–1941). Говоря о литературе предоктябрьского периода, нельзя не сказать о такой ее области, как переводы. Переводческая деятельность была одним из важных путей знакомства с национальной литературой. Русский читатель благодаря переводам знакомился с грузинской, армянской, латышской литературой, киргизским эпосом, а произведения русской классики становились доступными для широких кругов национальной интеллигенции.

Идейно-художественные искания не миновали и жизнь театра, значительно потеснив позиции реализма на сцене Художественного, Камерного и других театров. В эти годы «модными» стали мрачные символистские драмы, большое развитие получил условный театр.

В изобразительном искусстве предоктябрьского десятилетия происходили в целом аналогичные процессы. Появляются новые объединения. «Голубая роза» (1907), «Бубновый валет» (1911), «Ослиный хвост» (1912). Творчество художников, участвовавших в этих группах (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судей-кип, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, П.П. Кончаловский, И.И. Машков и др.), очень разных по своей художественной манере, несло в себе в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к романтизму и символизму, экспериментаторство в области цвета и формы.

К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. К.С. Малевич (1878–1935), создатель этого направления, определил его как супрематизм, искусство чистых форм, беспредметности. В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде знаменитый «Черный квадрат на белом фоне», который рассматривал как главное свое открытие.

В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых художников
(К. Малевич, В. Кандинский, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, М. Шагал, П. Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в окружающем мире не конкретные реалии и свидетельства социальной ситуации, а воплощение идеи мирового устройства. Художественная мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи.

Огромная роль в становлении общественной и творческой зрелости деятелей русской культуры принадлежит эпохе революции 1905–1907 гг. Именно в эти годы вырос интерес к большим общественным проблемам у А. Блока и В. Брюсова, что привело их к переосмыслению своего назначения в литературе и жизни. Общественные настроения революционных лет захватили А. Белого и отразились в сборнике его стихов «Пепел» (1909), который он посвятил Н.А. Некрасову.

Пьеса «Балаганчик», написанная Блоком в 1906 г., где с едкой иронией и сарказмом изображены собрания мистиков, свидетельствовала о начале сознательного преодоления поэтом влияния символистов. Тема Родины, человека, общественного назначения поэта становится ведущей в творчестве Блока в последнее предоктябрьское десятилетие и важной для понимания идейно-художественной эволюции его взглядов. В это время им были написаны циклы стихотворений «Родина» (1907–1916), поэма «Соловьиный сад» (1915), наполненные чувством любви к России, к ее истории, к простому труженику и его «каменистому пути». Для поэзии Блока характерны поиски путей сближения с жизнью, убежденность в правильности разрыва с символизмом.

Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В.Я. Брюсов (1873–1924). Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу его отхода от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел не сразу. Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво. Он приветствовал очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но полагал, что они несут лишь стихию разрушения.

Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к научному осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А.М. Горький высоко ценил энциклопедическую образованность В.Я. Брюсова, называя его самым культурным писателем на Руси. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры.

Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных писателей-реалистов. В творческой судьбе Л.Н. Андреева (1871–1919) они сказались в известном отходе от реалистического метода. Однако реализм как направление в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей продолжали интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьба простого человека, важные проблемы общественной жизни. Традиции критического реализма по прежнему сохраняются и развиваются в творчестве крупнейшего русского писателя И.А. Бунина (1870–1953). Наиболее значительные его произведения той поры – повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911).

1912 год стал началом нового революционного подъема в общественно-политической жизни России.
В декабре 1911 г. большевики сумели организовать издание легальной газеты «Звезда», а в мае 1912 г. – массовой легальной рабочей газеты «Правда», выходившей с перерывами до 1917 г.

Издание ежедневной «Правды» стало новым этапом в истории рабочей печати. Газета издавалась на средства рабочих, наряду с видными партийными деятелями к работе в ней привлекались рабочие-корреспонденты. Идейным руководителем «Правды» был B.И. Ленин. Газета активно содействовала политическому просвещению масс. На ее страницах ставились важные историко-культурные проблемы. Газета рабочих видела свою задачу также в приобщении к искусству широких народных масс. Она пропагандировала лучшие произведения демократической литературы, печатала рассказы и стихи пролетарских писателей и поэтов. В числе первых «правдистов» был Демьян Бедный (Е.А. Придворов, 1883–1945). Газета помогала своим читателям, рабочим и крестьянам, ориентироваться в отечественном культурном наследии.

С эпохи революционного подъема начался новый этап в развитии пролетарской поэзии. В 1914 г. под редакцией А.М. Горького вышел в свет первый «Сборник пролетарских писателей». В предисловии к нему Горький подчеркивал общекультурное значение творчества пролетарских писателей в годы политической реакции. Сами поэты рассматривали свою поэзию как идейно-эстетическую основу, на которой только еще должна возникнуть новаторская и высокохудожественная литература.

В предоктябрьское десятилетие в русскую литературу приходит целая плеяда крестьянских поэтов, среди которых наиболее значительной была личность. C.А. Есенина (1895–1925). Первый сборник его стихов «Радуница» был опубликован в 1916 г. Уже в первых стихах С. Есенин заявил о себе как талантливый, глубоко народный поэт, лирик, певец крестьянской Руси. А.М. Горький создал в эти годы ряд художественных произведений («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», цикл рассказов «По Руси»), которые несли в себе глубокую жизненную правду и, что особенно важно, огромный социальный оптимизм.

На 1912 год приходится начало литературного пути А.С. Серафимовича (А.С. Попов, 1863–1949). Наиболее значительным его произведением, созданным в предоктябрьскую эпоху, был роман «Город в степи». В нем автор впервые показал в литературе становление новой, пролетарской морали.

Русское искусство получает широкое международное признание. Организованные С.П. Дягилевым Русские сезоны в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства В 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры». В следующем году в концертах они могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. с исключительным успехом в Париже выступал Ф.И. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Наконец, с 1909 г. в Париже начались Русские сезоны балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912 г.).

С Русскими сезонами связан расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета начала XX в. был М.М. Фокин (1880–1942), который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем «содружества танца, музыки и живописи» к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В.А. Серова, стал символом русского классического балета.

Большой успех имели балеты И.Ф. Стравинского (1882–1971; «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»), в которых чувствовался обостренный интерес к далеким историческим эпохам, к народной обрядности, фольклору.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...