Ванию старших дошкольников и т.д.
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Н.С. Голицына
Организация и проведение
Тематического контроля
в дошкольном образовательном учреждении
Москва
«Издательство Скрипторий 2003»
УДК 373.2*00
ББК 74.104я70
Г60
Рецензент
Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель РФ Белая К.Ю.
Голицына Н.С.
Г60 Организация и проведение тематического контроля в дош-кольном образовательном учреждении. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. — 112 с. ISBN 5-98527-006-8
В пособии предложены некоторые рекомендации по организации контроля за состоянием воспитательно-образовательной работы в детском саду и прак-тический материал для проведения тематических проверок. Книга адресована руководителям и старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
УДК 373.2*00
ББК 74.104я70
ISBN 5-98527-006-8
© Голицына Н.С., 2004
© ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004
Введение
Одной из функций руководителя и старшего воспитателя до-школьного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы деть-ми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализу-ются через систему мероприятий, а затем необходимо снова про-анализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка - одна из форм контроля.
Главным пргдметом тематического контроля является опреде-ление наличия системы занятий и других воспитательных меропри-ятий, направленных на реализацию программы, воспитания и раз-витие ребенка. Содержанием тематического контроля является изу-чение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Определяя тематику контроля, необходимо прежде всего учесть основные направления работы дошкольного учреждения
в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поста-вили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематичес-кого контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами техноло-гией сохранения здоровья детей. Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гиги-енические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздей-ствий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что помо- * Рекомендации составлены на основе материалов лекций заведующей кафед-рой дошкольной педагогики и методики МИОО К.Ю. Белой.
Жет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего со-вершенствования работы.
Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном уч-реждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.
Формулировка цели тематической проверки должна быть доста-точно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая со-стояние работы по изобразительной деятельности и конкретно од-ного из ее разделов, цель тематической проверки может быть доста-точно простой — выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративно-му рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель про-верки также отражает более глубокие аспекты проблемы:
• развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни; • внедрение новых педагогических технологий в обучении рисо-
ванию старших дошкольников и т.д.
Определив цель и приступая к тематической проверке, необхо-димо составить план ее проведения, который включает:
• изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой; • определение знаний, умения и навыков педагогов по данной про-блеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в фор-мировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии ( Приложение 7); • состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой; • анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, ана-лиз взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной ( Приложение 2).
Блок-схема плана тематической проверки предлагается в настоя-щем пособии ( Приложение 3).
Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспита-тель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение йетей
и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, от-считывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).
Содержание определяет формы организации детской деятель-
ности, через которые можно увидеть содержание, реализующее по-ставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение все-го дня; для тематической проверки по рисованию также следует уви-деть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию само-стоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению пред-ставлений об окружающем для последующего рисования и т.д.
Содержание и формы организации детской деятельности дикту-
ют методы контроля:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|