Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Двенадцатишаговые программы




Несколько моих близких друзей в течение многих лет принимали активное участие в деятельности общества «Анонимные Алкоголики» и других двенадцатишаговых программах. Мне всегда нравились их рассказы об этом, и я чувствовала, что двенадцатишаговая структура идеально подходит к тому, что я преподаю. Отчаянно пытаясь ре­шить свои эмоциональные проблемы, я одновременно ста­ла более тщательно изучать эти программы. Я прочитала немало книг об алкоголизме и наркомании, посещала соб­рания и встречи и беседовала со специалистом в этой облас­ти. Хотя в моей семье не было алкоголиков, я поняла, что в точности подпадаю под описание косвенного наркомана — человека, связанного отношениями с наркоманом. Сущ­ность косвенной наркомании заключается в том, что чело­век настолько сосредоточивается на проблемах другого че­ловека, что у него не остается ни сил, ни времени для реше­ния своих собственных.

В нашей культуре все мы в какой-то степени являемся косвенными наркоманами. Взаимозависимость — естест­венный атрибут нашего общества; в ее основе лежит чело­веческая потребность в любви и общении. Однако в отно­шениях этого типа вместо того, чтобы удовлетворять свои потребности, мы бессознательно пытаемся решить пробле­мы других людей, втайне надеясь на то, что и они позабо­тятся о нас. Если я помогаю тебе решить твои проблемы и отношусь к тебе с заботой и пониманием, ты будешь любить и ценить меня и никогда меня не покинешь. Проблема заключается не в этом обмене заботой, а в подсознательных программах и мотивах.

Взаимозависимость приводит к ощущению безнадеж­ности и отчаяния. Мы бессознательно, но от этого не менее серьезно, принимаем на себя ответственность за другого человека, нередко даже в ущерб своим собственным потреб­ностям и интересам. В результате мы чувствуем себя пой­манными в ловушку и начинаем испытывать раздражение, но боимся разорвать отношения, так как зависим от этого человека и надеемся на то, что он в конце концов обратит внимание на наши потребности.

Взаимозависимость уходит корнями в детство, в тот пе­риод, когда мы начинаем распознавать бессознательные не­удовлетворенные эмоциональные потребности наших ро­дителей. Эта схема действует на протяжении всей нашей жизни, до тех пор пока мы не осознаем ее и не начинаем ее изменять.

Я считаю, что именно неудовлетворенные в детстве пот­ребности и взаимозависимость являются настоящими кор­нями наркотической зависимости. Некоторые люди попа­дают в зависимость от наркотиков или еды, тщетно стара­ясь заполнить внутреннюю эмоциональную пустоту и избе­жать чувства изоляции или безнадежности, испытываемых ими в отношениях с другими людьми. Некоторые оказыва­ются в зависимости от других людей, пытаясь в обмен на свою помощь получить любовь и общение, в которых нуж­даются, питая при этом иллюзию контроля над ситуацией.

Я пришла к выводу, что одновременно являюсь косвен­ным наркоманом и трудоголиком. Эти два диагноза прек­расно сочетались, так как моя работа заключалась именно в помощи людям. В свободное время я пыталась помогать своим возлюбленным и друзьям, поэтому у меня совершен­но не оставалось времени для осознания собственного оди­ночества и боли.

Как обычно, осознание проблемы — первый шаг в ее решении. Мне потребовалось несколько лет наблюдений за собой, чтобы обнаружить, что я постоянно следую одним тем же негативным схемам, тем не менее каждый раз делаю это с меньшим самоотрицанием, большей осознанностью и любовью к себе.

Двенадцатишаговые программы — прекрасный и эф­фективный путь исцеления себя. Мне кажется, что идея создать организацию «Анонимные Алкоголики», которая существует уже более полувека, действительно появилась из какого-то высшего источника. Она продолжает изменяться и развиваться: недавно появилась организация «Взрослые Дети Алкоголиков», цель которой — развить сознатель­ность у новых поколений.

Мы все испытываем зависимость от чего-либо, и в нас­тоящее время на каждого из нас приходится по меньшей мере одна двенадцатишаговая программа! Помимо «Ано­нимных Алкоголиков» существуют также организации «Ал-Анон» (для супругов, членов семей или друзей алкого­ликов или наркоманов), «Анонимные Наркоманы», «Ано­нимные Кокаинисты», «Анонимные Обжоры», «Аноним­ные Косвенные Наркоманы», «Анонимные Нимфоманы», «Анонимные Трудоголики» и т. д. «Анонимные Алкоголи­ки» и «Ал-Анон» существуют практически в любом городе нашей страны (их адреса и телефоны вы найдете в любой телефонной книге). Вам не придется ничего платить за учас­тие в этих программах, а информация о вас останется кон­фиденциальной. Насколько я знаю из своего опыта, в раз­ных местах различные отделы организации могут действо­вать с различной эффективностью, но все эти встречи про­ходят в атмосфере безусловной любви и терпимости. Это — базовые принципы, которые действуют, если у васдостаточ-но терпения и настойчивости.

Лично мне особенно нравятся три из двенадцати шагов, которые я постоянно использую в своей жизни.

Вот моя интерпретация их смысла:

1. Я признаю, что бессилен сам решить эту проблему (избавиться от зависимости, выйти из ситуации). Я пытался решить ее всеми доступными мне средствами и способами и ничего не смог сделать. Я ощущаю отчаяние и беспомощность.

2. Я сознаю, что во Вселенной суиуствует Сила, которая намного могущественнее меня.

3. Я возлагаю решение этой проблемы на данную Высшую Силу и прошу решить ее наилучшим путем для моего блага и блага всех окружающих меня людей.

Я считаю, что двенадцатишаговые программы на сегод­няшний день являются наиболее эффективным и действен­ным путем духовного развития. Недалек тот час, когда в каждом квартале по всему миру будут проходить встречи, подобные сегодняшним собраниям участников двенадца­тишаговых программ, на которые будут приходить все без исключения. Атмосфера искренности, доверия и подлин­ной безусловной любви позволит каждому восстановить свою внутреннюю целостность и ощутить подлинную общ­ность с другими людьми и миром.

Организация «Анонимные Алкоголики» сохранила свою чистоту и эффективность потому, что никогда не имела ли­дера. Мне кажется, что все духовные движения рано или поздно приходят к коррупции, вызванной либо эгоизмом лидера, либо эгоизмом людей, которые пытаются продол­жать дело после смерти лидера.

Мне кажется, что подлинное просветление приходит к тем, кто отваживается заглянуть в самую мрачную бездну своей души. Это — путь Шивы, путь тантризма. Истинный путь к свету проходит через центр тьмы внутри нас.

Voice Dialogue

Как-то раз Тана рассказала мне о методе, который ис­пользует ее психотерапевт, и дала мне прочитать об этом книгу. Метод назывался «Voice Dialogue» и был разработан двумя психотерапевтами — доктором Хэлом Стоуном и его женой, доктором Сидрой Стоун. Открыв книгу, я почувс­твовала знакомое возбуждение, которое охватывает меня каждый раз, когда я вступаю в контакт с чем-то или кем-то очень важным для меня. Это же чувство я впервые испытала при встрече с Ширли.

Стоуны утверждали, что в каждом из нас уживается нес­колько субличностей, каждая из которых обладает реальной и отчетливо выраженной энергией, имеющей свои собс­твенные функции, желания, потребности и мнения. Часто внутренний конфликт обусловлен именно конфликтом этих субличностей. Так как мало кто из нас сознает это, почти никому не удается эффективно решать свои внутрен­ние конфликты. В результате мы практически не контроли­руем свое поведение — оно попросту зависит от того, какая из субличностей доминирует в данный момент.

У большинства из нас имеется определенный набор до­минирующих, основных субличностей, которые и определя­ют нашу жизнь большую часть времени. Помимо них су­ществуют и другие субличности, которые подавлены и не имеют возможности для самовыражения. Когда эти сдер­живаемые энергии пытаются пробиться на свет, доминиру­ющие субличности отчаянно пытаются удержать власть.

К примеру, у мужчины, который ведет чрезвычайно упо­рядоченный, консервативный образ жизни, доминируют рациональные и ответственные субличности. У него также есть подавленные субличности, которые, освободившись, могли бы сделать его более свободным, раскованным и эмо­циональным. Возможно, они иногда и прорываются нару­жу — например, когда он влюбляется или прилично выпи­вает, — но в обычном состоянии его доминирующие субличности прочно держатся за власть.

Или представим себе женщину, которая долгое время вела жизнь ответственной, порядочной жены и матери и вдруг начинает испытывать желание построить карьеру. В ней возникает болезненный конфликт между доминирую­щей субличностью — ответственной домохозяйкой — и новой субличностью — бизнес-леди. «Домохозяйка» рас­сматривает «бизнес-леди» как эгоистическую личность, уг­рожающую безопасности ее семьи, в то время как «бизнес-леди» рассматривает «домохозяйку» как нечто старомодное и бесперспективное. В этом конфликте нет правых и неправых; оба мнения важны, обе эти субличности являются важ­ными и необходимыми частями одной личности.

Метод «Voice Dialogue» —техника идентификации и ана­лиза субличности. Она дает нам возможность тщательно изучить все те разнообразные энергии, которые существуют внутри нас, и получить некоторую возможность сознатель­но управлять ими. При работе по этой методике подготов­ленный специалист вступает в диалог с различными субличностями, или «голосами», клиента и помогает ему найти точку в сознании, из которой он может объективно наблю­дать свои различные субличности. Этот метод практически немедленно обеспечивает скачок в сознании клиента и дает ему возможность различать свои внутренние голоса. В ос­нове метода «Voice Dialogue» лежит юнгианский анализ, гештальт-психология, трансакционный анализ, психосин­тез и другие известные и эффективные психологические теории. Я считаю, что Хэл и Сидра создали очень удачную компиляцию всего лучшего, содержащегося в перечислен­ных выше системах. Созданная ими модель сознания, по моему мнению, является наиболее полной, ясной и эффек­тивной из всех существующих.

После того как я впервые прочитала о внутреннем диа­логе, я испытала необычайный подъем, так как эта теория прояснила и свела воедино множество вещей, которые я открыла внутри себя. Воодушевившись, я немедленно ре­шила узнать как можно больше об этом методе. Один из моих друзей, знакомый с Хэлом и Сидрой, устроил мне встречу с ними.

Я влюбилась в них с первого взгляда, и у нас сразу завя­залась глубокая дружба. Хэл отличается глубиной и нова­торством мышления, он отличный педагог и психотера­певт. Сидра отзывчива, мудра и исключительно восприим­чива. Вместе они образуют исключительно гармоничное сочетание мужской и женской энергии. Меня чрезвычайно поразила их цельность — каждому из них удается поддер­живать в себе равновесие силы и человечности. Они стали для меня прекрасными друзьями и учителями, и я благодар­на судьбе за всгречу с ними.

Чем больше я погружалась в теорию и практику метода «Voice Dialogue», тем сильнее меня поражала его эффектив­ность. Удивительно, но результаты работы по этому методу проявлялись незамедлительно. В течение непродолжитель­ного периода времени мне удалось добиться в себе таких изменений, которых я безуспешно пыталась добиться дру­гими методами в течение многих лет[14].

Один из наиболее важных принципов метода Voice Dia­logue заключается в том, что психотерапевт должен прислу­шиваться к каждому голосу клиента с терпимостью и бесп­ристрастностью. Специалист выступает здесь в роли объек­тивного интервьюера, поощряющего личность выражать свои чувства и мнения полно и свободно. Это позволяет клиенту более полно почувствовать и принять все свои суб­личности, даже те, которые он в прошлом считал «плохими» или неправильными. Важнее всего — дать возможность всем субличностям выразить себя, быть услышанными и понятыми.

В работе по методу «Диалога с голосами» психотерапевт не пытается изменить что-либо во внутреннем мире клиен­та или решить его проблемы. Он попросту поощряет все субличности клиента искренне выразить себя и быть услы­шанными. Первый шаг заключается в том, что клиент дол­жен более полно осознать все разнообразие существующих в нем субличностей. Некоторые из них могут находиться в непосредственном конфликте друг с другом; в течение не­которого времени он должен просто пожить с сознанием этого конфликта, не пытаясь немедленно его разрешить.

Решение приходит естественно как результат развития осознанности. Когда у доминирующих голосов появляется возможность полностью и без ограничения выразить себя, они полностью расслабляются и менее интенсивно стремят­ся к власти. Это позволяет выйти на сцену некоторым по­давленным или менее развитым субличностям. В результате внутренний мир клиента приходит к большему равновесию и целостности.

Важнее всего то, что клиент, услышав и приняв четкое и ясное проявление всех своих субличностей, начинает восп­ринимать себя в качестве некоей сущности, отдельной от всех этих голосов. Терапевт помогает ему развить так назы­ваемое «осознающее эго» — часть личности, которая не идентифицируется ни с одним из голосов, но может влиять на течение жизни.

Для описания этого Хэл использует следующую анало­гию: пока мы не осознаем разнообразие существующих в нас голосов, нашу личность можно сравнить с машиной, за руль которой поочередно хватаются различные субличнос­ти, тогда как мы сами заперты в багажнике} Когда же к нам приходит понимание этого механизма, наше осознающее эго берет управление на себя и самостоятельно выбирает нап­равление движения, учитывая желания субличностей толь­ко в том случае, когда считает это необходимым.

Так, например, когда мы находимся в до сознательном состоянии, рулем нашей машины может завладеть сидящий в нас ребенок-бунтарь, который направит ее по дороге са­моразрушения, и мы ничего не в силах будем сделать. Всту­пая в диалог с этим ребенком-бунтарем и одновременно — со строгим родителем, против которого он бунтует, и дер­жась на расстоянии от каждого из них, наше осознающее эго получает возможность совершать некоторые выходки, ко­торые ребенок-бунтарь считает веселыми и интересными, но лишь те из них, которые соответствуют моменту и не угрожают нашей жизни!

Хэл помог мне понять разницу между осознанностью и духовностью. Наша духовная природа — один из аспектов нашей личности, который может быть либо подавлен, либо развит. Осознанность — это осознание всех аспектов нашей личности. Таким образом, вы можете быть духовно разви­ты, но, если вы будете идентифицировать себя со своей духовной личностью, вы, вероятно, не будете осознавать весь спектр существующих в вас энергий — таких, как инс­тинктивная и сексуальная, гнев или весьма заурядная чело­веческая субличность.

В эту ловушку попались многие адепты течения «Нью-Эйдж»; они развили в себе духовность, но не осознанность. Осознанный человек — тот, кто сознает и развивает все аспекты себя.

Общаясь с Хэлом и Сидрой, я поняла, почему почти все духовные и психологические дисциплины казались мне ог­раничиваю пщми: большинство из них были направлены на развитие какой-либо одной субличности, а не всех сразу. Вот почему мне пришлось пройти так много путей и освоить так много наук — каждая из них развивала лишь отдельную часть меня. Поэтому мне было так приятно познакомиться с теорией Хэла и Сидры, объединяющей все противополож­ности и энергии, существующие внутри нас.

Мой опыт с Voice Dialogue подтвердил некоторые мои предположения о характере отношений между душой и личностью, а также огромную важность детской субличнос­ти в отношениях между первыми двумя. Духовная сущность рождается и приходит в человеческую форму в качес­тве ребенка. Поскольку ребенок исключительно чувствите­лен и уязвим, а мир — не очень безопасная или удобная среда для него, он немедленно начинает развивать в себе механизмы защиты и выживания — поведенческие схемы, позволяющие ему защищать себя и удовлетворять свои потребности. Эти механизмы развиваются в разнообразные субличности, которые все вместе составляют структуру лич­ности. В конце концов ребенок и скрытая в нем духовная сущность оказываются погребенными под непрерывно ус­ложняющейся и негибкой личностной структурой, изна­чально предназначенной для защиты. Представьте себе, что кого-то пытаются защитить от опасности, поместив его в металлическую коробку и закопав ее на глубину 100 футов в землю. Действительно, подобная «защита» эффективна, но ее ни в коем случае нельзя назвать удобной.

Вот почему для каждого из нас так важно вновь найти в себе ребенка и позволить ему выразить себя. Определив истинные чувства и потребности этого внутреннего ребенка и пытаясь сознательно и эффективно их удовлетворить, мы обнаруживаем, что большая часть старых, негибких систем защиты перестает быть необходимой; в результате мы на­чинаем постепенно расслабляться и избавляться от беспо­койства. Ребенок выходит наружу и приносит нам эмоцио­нальную глубину и подлинность, раскованность, невин­ность и радость. С его помощью мы устанавливаем контакт с нашей душой, ядром нашего бытия. Мы также восстанав­ливаем контакт со вселенским духом, с единством жизни.

Хэл и Сидра утверждают, что в каждом из нас на самом деле существует даже не один ребенок. В нас существуют дети разных возрастов, каждый из которых имеет множес­тво различных аспектов. Вот некоторые из них:

Уязвимый ребенок эмоциональное ядро нашей сущ­ности. С ним связаны все наши самые глубокие чувства. Он исключительно восприимчив, очень нуждается в любви, его легко обидеть и напугать. Он живет внутри каждого из нас и независимо от того, сознаем мы это или нет, постоянно реагирует на все происходящее с нами, остро переживая чувства любви, безопасности, страха и т. д. Он очень нужда­ется в любви, заботе и защите.

Игривый ребенок та часть нашей личности, которая умеет веселиться и наслаждаться. Он любит играть и сме­яться, весело проводить время и постоянно ищет для этого повод. Некоторым взрослым удалось сохранить связь с этим игривым ребенком, и такие люди умеют наслаждаться собой и жизнью (хотя они также могут казаться безответс­твенными, если чрезмерно идентифицируют себя с этим аспектом своей личности).

Волшебный ребенок та часть, которая находится в контакте с невидимыми силами Вселенной. Он обычно лю­бит природу, места, где может общаться с эльфами, феями, духами растений и животных. Ему также нравятся особые действия и ритуалы, связанная с ними атрибутика — маги­ческие жезлы, карты Таро, кристаллы и т. д.

Творческий ребенок любит свободно проявлять себя и не боится новизны. Он любит танцевать, петь, рисовать, а также играть на музыкальных инструментах. Ему также нравится любая деятельность, связанная с применением во­ображения. В нашей культуре творческий ребенок часто подавляется в довольно раннем возрасте внешней крити­кой, а затем и внутренним критиком.

Мудрый ребенок тесно связан с душой. Он —та часть нас, которая умеет находить и познавать истину.

Задача каждого из нас —научиться сознательно опреде­лять потребности всех этих внутренних детей, удовлетворять их и защищать от внешнего мира. Таким образом мы сможем постепенно избавиться от старых, устоявшихся, бессознательных защитных механизмов. Эти внутренние дети, по мере своего развития, помогут нам во всей полноте ощутить чувства и страсти, нежность, радость, волшебство и нашу внутреннюю мудрость.

Состав субличностей, которые сформировались у боль­шинства из нас в качестве защитных механизмов, обеспечи­вающих выживание, выглядит примерно так:

Защитник-контролер консервативный голос, кото­рый пытается защитить нас, заставляя нас следовать опре­деленному набору правил и вести себя определенным обра­зом, наиболее безопасным с его точки зрения.

Миляга [15] старается управлять нашим поведением так, чтобы все вокруг любили нас, одобряли наши действия и никогда не относились к нам плохо. Он очень хорошо умеет определять, что нужно другим людям.

Улучшатель имеет идеальный образ того, как мы долж­ны выглядеть или действовать, и постоянно пытается заста­вить нас соответствовать этому образу. Он обычно не соз­нает, что человек просто не может быть совершенным.

Толкатель заставляет нас максимально выкладываться. Он любит составлять список задач и считает, что в жизни важнее всего выполнять поставленные задачи. Как и улучшателъ, он не понимает, что это невозможно, и не прини­мает во внимание такие не менее важные аспекты личной жизни, как покой или расслабление.

Критик постоянно информирует нас о том, что, по его мнению, мы делаем неправильно, где мы ошиблись, в чем мы не правы, а также постоянно убеждает нас в том, что мы ужасно выглядим и вообще неполноценны. Жизнью мно­гих людей управляет именно эта субличность (или комби­нация улучшатель-критик). Осознание этого персонажа и отделение от него приносят огромное облегчение. Необхо­димо просто понять одну вещь — не обязательно все, что говорит критик, является правдой.

Подобных субличностей существует бесконечное мно­жество, и каждая из них, в свою очередь, имеет такое же бесконечное множество разновидностей. Вот примеры суб­личностей из этого набора, которые могут доминировать у одних людей и быть в какой-то мере (или полностью) по­давленными у других: хорошая мать или отец, бунтарь, гедонист, рационалист, любовник, авантюрист, художник, гневный голос, духовный искатель и т. д.

Используя теорию субличностей и метод «Voice Dialo­gue», Хэл и Сидра построили свою собственную глубокую и новаторскую теорию взаимоотношений между людьми. Один из ее основных принципов заключается в том, что нас притягивают наши полярные противоположности —люди, которые проявляют энергии, которые подавлены или скры­ты в нас самих. Как только мы научимся распознавать те аспекты, которые скрыты в нас и отражаются в других лю­дях, а также при помощи Voice Dialogue контактировать с этими энергиями в себе, число конфликтов в наших отно­шениях с другими людьми значительно уменьшится.

Теория Хэла и Сидры очень помогла мне. Я не могу в рамках этой книги подробно объяснить их основные идеи и методы работы с людьми, но настоятельно рекомендую вам прочесть их основные книги, также вышедшие в изда­тельстве «Натарадж Паблишинг», — «Обнять себя» (объяс­нение и анализ метода «Voice Dialogue») и «Обнять друг друга» (применение метода «Voice Dialogue» в межличност­ных отношениях).

Метод «Voice Dialogue» помог мне осознать, что основ­ными моими двумя субличностями, с которыми я себя большую часть времени попеременно отождествляла, были «заботливая мать» и «учитель-целитель-психотерапевт». Основной функцией «матери» была забота об окружающих меня людях. «Учитель» был расширенной версией «матери» и старался изменить мир, принимая на себя заботу обо всех и обо всем. Скрытой бессознательной мотивацией в этих ролях было, конечно же, стремление косвенным образом удовлетворить потребности моего внутреннего ребенка. Да­ря любовь и исцеление окружающим, я надеялась на ответ­ную любовь с их стороны. Пусть это произойдет не сразу, но рано или поздно, став счастливыми и здоровыми, они в конце концов позаботятся и обо мне!

Когда я бессознательно отождествляла себя с матерью или учителем, люди, с которыми я общалась, автоматически переходили к роли детей/учеников. В обстановке семинара это было полезным и уместным, но совсем другое дело, когда подобным образом начинали вести себя мои друзья, сотрудники и любимые! Помимо определенных ограниче­ний, которые это накладывало на мои взаимоотношения с людьми, я обнаружила также, что в моей личности присут­ствуют и другие аспекты, которые никак не могут выйти наружу — ребенок, подросток, «свободный дух», «обычная женщина» и т. д.

Я поняла, что разорвать оковы первичной идентифи­кации не так-то просто, если вообще возможно. Она явля­ется для нас основной опорой и основным источником чув­ства безопасности, особенно в трудные периоды. Однако с развитием сознательности мы постепенно начинаем рас­познавать в себе и другие субличности, время от времени давая и им возможность проявить себя.

Последние пару лет я немало работала над собой и в конце концов добилась относительного освобождения уяз­вимого ребенка внутри себя. Проблема заключается в том, что я до сих пор не научилась принимать правильные реше­ния относительно того, когда и как этот ребенок должен во мне проявляться. Большую часть времени я просто бессоз­нательно бросалась из одной роли в другую — от «матери» к «ребенку». Метод «Voice Dialogue» помог мне развить в себе осознающее эго, что позволило мне более эффективно распознавать в себе субличности и управлять ими.

Перед окончанием программы «Творческое Лидерство» я пригласила Хэла и Сидру провести заключительный семи­нар с моей группой. Этот семинар оказался чрезвычайно полезным и очень помог мне разобраться как в недостатках программы, так и в своей жизни. Мы настолько увлеклись освобождением ребенка, что упустили из виду остальные, уравновешивающие его аспекты личности, в частности «взрослого», который защищает его от мира.

Хэл, Сидра и их метод помогли мне свести воедино все, что я знала до этого о себе и о людях, а также достичь большей внутренней цельности.

Исцеление отношений

Работа с методом «Voice Dialogue» позволила мне по-но­вому взглянуть на мои взаимоотношения с мужчинами и связанные с этим проблемы. Я поняла, что сильнее всего нас влечет к тем людям, которые в наибольшей степени отра­жают непроявленное, подавленное в нас. Я также поняла причину неудач, которые постигали меня каждый раз, когда я бессознательно принимала на себя характерные роли, пы­таясь, например, удовлетворить потребности своего внут­реннего ребенка посредством заботы о других.

Двенадцатишаговая программа и «Voice Dialogue» пока­зали мне, что для сколь-нибудь значительных изменений на этом уровне требуется немало времени и терпения. Хотя я становилась все сознательнее и мудрее буквально с каждым днем, мне потребовались годы, чтобы избавиться от глубин­ных внутренних конфликтов. Были моменты, когда ко мне возвращались отчаяние и беспомощность, но большую часть времени я испытывала небывалый душевный подъем, так как ощущала, что познаю и люблю себя все больше и это отражается на моих взаимоотношениях с окружающими.

Со временем мне удалось устранить большинство труд­ностей в отношениях с друзьями, в частности вновь сойтись с Таной. Для восстановления наших отношений мы исполь­зовали процесс структурированного общения, о котором нам рассказал кто-то из друзей. В течение нескольких дней мы проводили по нескольку часов подряд вместе — сидели и разговаривали. Метод оказался очень эффективным, и вскоре мы обе почувствовали, что знаем и понимаем друг друга гораздо лучше. С тех пор мы прибегали к нему каждый раз, когда в этом возникала необходимость, а я также ис­пользовала его для коррекции отношений с другими людь­ми. Сущность этого метода изложена в части 4 данной кни­ги.

 

***

Мы с матерью продолжали работать над трудностями в наших взаимоотношениях. Стало очевидным, что группо­вой/семейный подход ничего не дает и лишь повторяет общую схему взаимозависимости. Нам было необходимо что-то более эффективное.

Главным открытием, которое мне удалось совершить, было то, что в личностном плане я, по сути, никогда не отделялась от матери до конца. Между нами до сих пор сохранялась очень сильная связь. В моем детстве, полном перемен и проблем, она была для меня единственным ис­точником безопасности, и так как в нашей семье нас было только двое, мы были очень зависимы друг от друга эмоци­онально. У нее необычайно сильный характер, поэтому мне было очень трудно найти себя. Удивительно, но система ценностей, которую она мне передала, оказалась настолько совершенной, что у меня, в отличие от большинства моих друзей, никогда не возникало желания создать свою собс­твенную.

Я наконец-то поняла, что нет ничего неестественного в том, что наши мнения иногда не совпадают, и что мне вовсе не обязательно ни соглашаться с ней абсолютно во всем, ни навязывать ей свое мнение. Мы можем быть одновременно правы.

Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы исклю­чить из наших отношений характерную для меня косвен­ную зависимость — бессознательное стремление прини­мать на себя ответственность за удовлетворение ее нужд и чувств. Я осознала, что прежде меня привязывало к ней бессознательное ощущение вины, которое на сознательном уровне проявлялось в виде раздражения. Вообще, чувство вины лежало в основе большинства моих действий. Когда кто-то рядом со мной испытывал боль, какая-то часть меня автоматически принимала вину за это на себя, поэтому я видела своей целью помощь другим людям. Но вместо этого мне необходимо было научиться определять и удовлетво­рять свои собственные потребности, жить в первую очередь своей жизнью.

Как только я поняла это, мое самоосознание начало расти и я смогла четче обозначить границы между собой и други­ми людьми, в частности матерью. Осознав свое право на индивидуальность и самостоятельную жизнь, я стала с боль­шей любовью относиться к своей матери и смогла лучше оценить ее любовь, смелость и верность себе.

 

***

Я также приложила немало усилий для налаживания более или менее нормальных отношений с отцом. Я позво­лила себе до конца пройти через все чувства, которые испы­тывала по отношению к нему, — обиду, гнев, осуждение и любовь. Недавно я несколько раз говорила с ним о своем детстве, и во время этих разговоров мы оба смогли выразить то, что чувствовали друг к другу. Думаю, что этот опыт был очень полезен не только мне, но и ему тоже.

Самое главное, что мне удалось установить отношения с внутренним отцом — сильной частью меня, которая стоит на страже моих интересов. В результате я почувствовала себя гораздо сильнее.

Вся проделанная мною в этом направлении работа, бе­зусловно, отразилась на моих отношениях с мужчинами. За время, проведенное в одиночестве, я лучше узнала себя и научилась себя любить. И хотя мне не удалось полностью избавиться от привычных шаблонов, теперь я отчетливее осознаю свои собственные потребности и желания. Я учусь быть хорошим родителем моему внутреннему ребенку — пытаюсь выяснять все его потребности и принимать на себя ответственность за их удовлетворение. Если раньше я бес­сознательно надеялась, что любимый человек догадается о том, что мне необходимо, то теперь я сама заявляю о своих потребностях и сама в состоянии их удовлетворить, если в этом возникнет необходимость.

Конечно, в реальной жизни идеальных отношений меж­ду мужчиной и женщиной не существует. Но мне кажется, что вскоре люди достигнут такого уровня сознательности, что практически все существовавшие до этого схемы отно­шений изживут себя как недостаточно гармоничные. Я счи­таю, что в каждом из нас гораздо больше любви, страсти, глубины и радости, чем мы обычно проявляем в отношени­ях с другими людьми.

Мой внутренний голос рассказал мне о том, что могут изменить в этом мире я и другие люди, следующие тем же путем. Я не знаю, как это сделать, — я всего лишь обраща­юсь ко Вселенной с просьбой научить меня, постепенно, шаг за шагом.

Нет случайности в том, что мне досталось такое удиви­тельное духовное имя — Шакти. Я совершаю путешествие по тантрическому пути — пути, который проходит через самые темные и неизведанные глубины человеческой сущ­ности к свету самореализации. В тантризме Шива и Шакти представляют соответственно мужское и женское начала, а их союз символизирует цельность. Взаимоотношения меж­ду этими двумя началами — главное в этой философии, которую я буду прилежно изучать всю свою жизнь.

 

Остров-сад

Если не считать быстрой пересадки с одного рейса на другой во время моего кругосветного путешествия, пос­ледний раз на Гавайях я была в семнадцатилетнем возрасте. Поэтому я очень обрадовалась, когда мне предложили про­вести семинар в Гонолулу. В это время моя мать гостила у друга на острове Кауаи, поэтому я вылетела на Гавайи за неделю до начала семинара, чтобы побыть с ней.

Сразу же после приземления на Кауаи я почувствовала себя дома, хотя никогда не была на этом острове раньше. Меня поразила удивительная красота этого места и роскош­ная, буйная растительность. У меня было такое ощущение, как будто в этом острове воплотилась какая-то божествен­ная энергия. Плавая в лазурном море и разглядывая зеленые склоны холмов, я одновременно ощущала силу и умиротво­ренность. Частые дожди будто сделали меня чище и здо­ровее. Уезжая, я знала, что непременно вернусь.

В следующем году я побывала на Гавайях уже несколько раз, проводя семинары на Оаху, Мауйи и Гавайи, а также изредка отдыхая на Кауаи. Однажды я нашла на Кауаи прек­расный большой дом, который можно было арендовать для проведения семинаров, и решила следующим летом провес­ти там трехнедельный семинар.

Этот семинар был особым. Обстановка была поразитель­но красивой. Дом находился на холме, возвышавшемся над роскошным уединенным пляжем. По утрам мы занимались йогой, проводили групповые занятия, после обеда гуляли и плавали в океане, играли на пляже и исследовали остров. Вечером мы танцевали, пели или занимались какими-ни­будь ремеслами.

На этом семинаре мы работали над установлением кон­такта с внутренним ребенком. Обстановка для этого была идеальной: остров был прекрасен, дом очень уютен и все чувствовали себя в безопасности.

Произошло нечто волшебное: все наши внутренние дети почувствовали себя в достаточной безопасности, вышли и стали играть, и вся группа перешла в психическое состояние открытости, невинности и любопытства. Эмоциональная близость между членами группы достигла невероятной глу­бины, высвободилась огромная творческая энергия.

Так как дом был недостаточно большим, чтобы вместить всех участников семинара, многие сняли жилье неподалеку. Во всем царила атмосфера веселой вечеринки, и люди про­водили друг с другом дни и ночи напролет, словно подрос­тки. Если при этом и высвобождалась какая-либо сексуаль­ная энергия, это принимало очень невинные и игривые детские формы. Никто не занимался сексом —мы все прос­то наслаждались и радовались.

Я увидела мир совершенно по-новому — глазами моего внутреннего ребенка. Все казалось мне очень реальным и живым. Я поняла, что этот остров был для меня волшебным местом, где я могла найти и выразить сущность своей души.

Общение с островом

Следующим летом я провела еще один семинар на Кауаи, но до этого целый месяц прожила там одна. Это оказалось чрезвычайно полезным для меня. Каждый день я несколько часов проводила на особом уединенном пляже, который нашла на острове. Этот пляж был самым прекрасным и волшебным местом из всех, которые я знала. Там я словно переносилась назад во времени, к самому началу времен. У меня было странное ощущение, что этот пляж — место моего рождения. Я заметила, что песок на пляже и моя кожа были одинакового цвета, и в воображении представляла, что вышла или была создана из песка на этом пляже.

Каждый раз, спускаясь на пляж, я словно совершала пе­реход от своей личности к моей душе; я как будто погружа­лась в глубокую медитацию. На пляже я ощущала контакт не только со своей душой, но и с волшебно первичной частью себя. Я полностью осознавала и контролировала свое тело — так, как, по моим представлениям, это делает прекрасное здоровое животное. Иногда я чувствовала себя богиней природы. И конечно же, там мой волшебный ребе­нок любил выходить наружу, чтобы поиграть.

Больше всего мне нравится плавать в океане — даже больше, чем заниматься любовью или танцевать под фан­тастическую музыку. Летнее море было теплым и лазур

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...