Двенадцатишаговые программы
Несколько моих близких друзей в течение многих лет принимали активное участие в деятельности общества «Анонимные Алкоголики» и других двенадцатишаговых программах. Мне всегда нравились их рассказы об этом, и я чувствовала, что двенадцатишаговая структура идеально подходит к тому, что я преподаю. Отчаянно пытаясь решить свои эмоциональные проблемы, я одновременно стала более тщательно изучать эти программы. Я прочитала немало книг об алкоголизме и наркомании, посещала собрания и встречи и беседовала со специалистом в этой области. Хотя в моей семье не было алкоголиков, я поняла, что в точности подпадаю под описание косвенного наркомана — человека, связанного отношениями с наркоманом. Сущность косвенной наркомании заключается в том, что человек настолько сосредоточивается на проблемах другого человека, что у него не остается ни сил, ни времени для решения своих собственных. В нашей культуре все мы в какой-то степени являемся косвенными наркоманами. Взаимозависимость — естественный атрибут нашего общества; в ее основе лежит человеческая потребность в любви и общении. Однако в отношениях этого типа вместо того, чтобы удовлетворять свои потребности, мы бессознательно пытаемся решить проблемы других людей, втайне надеясь на то, что и они позаботятся о нас. Если я помогаю тебе решить твои проблемы и отношусь к тебе с заботой и пониманием, ты будешь любить и ценить меня и никогда меня не покинешь. Проблема заключается не в этом обмене заботой, а в подсознательных программах и мотивах. Взаимозависимость приводит к ощущению безнадежности и отчаяния. Мы бессознательно, но от этого не менее серьезно, принимаем на себя ответственность за другого человека, нередко даже в ущерб своим собственным потребностям и интересам. В результате мы чувствуем себя пойманными в ловушку и начинаем испытывать раздражение, но боимся разорвать отношения, так как зависим от этого человека и надеемся на то, что он в конце концов обратит внимание на наши потребности.
Взаимозависимость уходит корнями в детство, в тот период, когда мы начинаем распознавать бессознательные неудовлетворенные эмоциональные потребности наших родителей. Эта схема действует на протяжении всей нашей жизни, до тех пор пока мы не осознаем ее и не начинаем ее изменять. Я считаю, что именно неудовлетворенные в детстве потребности и взаимозависимость являются настоящими корнями наркотической зависимости. Некоторые люди попадают в зависимость от наркотиков или еды, тщетно стараясь заполнить внутреннюю эмоциональную пустоту и избежать чувства изоляции или безнадежности, испытываемых ими в отношениях с другими людьми. Некоторые оказываются в зависимости от других людей, пытаясь в обмен на свою помощь получить любовь и общение, в которых нуждаются, питая при этом иллюзию контроля над ситуацией. Я пришла к выводу, что одновременно являюсь косвенным наркоманом и трудоголиком. Эти два диагноза прекрасно сочетались, так как моя работа заключалась именно в помощи людям. В свободное время я пыталась помогать своим возлюбленным и друзьям, поэтому у меня совершенно не оставалось времени для осознания собственного одиночества и боли. Как обычно, осознание проблемы — первый шаг в ее решении. Мне потребовалось несколько лет наблюдений за собой, чтобы обнаружить, что я постоянно следую одним тем же негативным схемам, тем не менее каждый раз делаю это с меньшим самоотрицанием, большей осознанностью и любовью к себе. Двенадцатишаговые программы — прекрасный и эффективный путь исцеления себя. Мне кажется, что идея создать организацию «Анонимные Алкоголики», которая существует уже более полувека, действительно появилась из какого-то высшего источника. Она продолжает изменяться и развиваться: недавно появилась организация «Взрослые Дети Алкоголиков», цель которой — развить сознательность у новых поколений.
Мы все испытываем зависимость от чего-либо, и в настоящее время на каждого из нас приходится по меньшей мере одна двенадцатишаговая программа! Помимо «Анонимных Алкоголиков» существуют также организации «Ал-Анон» (для супругов, членов семей или друзей алкоголиков или наркоманов), «Анонимные Наркоманы», «Анонимные Кокаинисты», «Анонимные Обжоры», «Анонимные Косвенные Наркоманы», «Анонимные Нимфоманы», «Анонимные Трудоголики» и т. д. «Анонимные Алкоголики» и «Ал-Анон» существуют практически в любом городе нашей страны (их адреса и телефоны вы найдете в любой телефонной книге). Вам не придется ничего платить за участие в этих программах, а информация о вас останется конфиденциальной. Насколько я знаю из своего опыта, в разных местах различные отделы организации могут действовать с различной эффективностью, но все эти встречи проходят в атмосфере безусловной любви и терпимости. Это — базовые принципы, которые действуют, если у васдостаточ-но терпения и настойчивости. Лично мне особенно нравятся три из двенадцати шагов, которые я постоянно использую в своей жизни. Вот моя интерпретация их смысла: 1. Я признаю, что бессилен сам решить эту проблему (избавиться от зависимости, выйти из ситуации). Я пытался решить ее всеми доступными мне средствами и способами и ничего не смог сделать. Я ощущаю отчаяние и беспомощность. 2. Я сознаю, что во Вселенной суиуствует Сила, которая намного могущественнее меня. 3. Я возлагаю решение этой проблемы на данную Высшую Силу и прошу решить ее наилучшим путем для моего блага и блага всех окружающих меня людей. Я считаю, что двенадцатишаговые программы на сегодняшний день являются наиболее эффективным и действенным путем духовного развития. Недалек тот час, когда в каждом квартале по всему миру будут проходить встречи, подобные сегодняшним собраниям участников двенадцатишаговых программ, на которые будут приходить все без исключения. Атмосфера искренности, доверия и подлинной безусловной любви позволит каждому восстановить свою внутреннюю целостность и ощутить подлинную общность с другими людьми и миром.
Организация «Анонимные Алкоголики» сохранила свою чистоту и эффективность потому, что никогда не имела лидера. Мне кажется, что все духовные движения рано или поздно приходят к коррупции, вызванной либо эгоизмом лидера, либо эгоизмом людей, которые пытаются продолжать дело после смерти лидера. Мне кажется, что подлинное просветление приходит к тем, кто отваживается заглянуть в самую мрачную бездну своей души. Это — путь Шивы, путь тантризма. Истинный путь к свету проходит через центр тьмы внутри нас. Voice Dialogue Как-то раз Тана рассказала мне о методе, который использует ее психотерапевт, и дала мне прочитать об этом книгу. Метод назывался «Voice Dialogue» и был разработан двумя психотерапевтами — доктором Хэлом Стоуном и его женой, доктором Сидрой Стоун. Открыв книгу, я почувствовала знакомое возбуждение, которое охватывает меня каждый раз, когда я вступаю в контакт с чем-то или кем-то очень важным для меня. Это же чувство я впервые испытала при встрече с Ширли. Стоуны утверждали, что в каждом из нас уживается несколько субличностей, каждая из которых обладает реальной и отчетливо выраженной энергией, имеющей свои собственные функции, желания, потребности и мнения. Часто внутренний конфликт обусловлен именно конфликтом этих субличностей. Так как мало кто из нас сознает это, почти никому не удается эффективно решать свои внутренние конфликты. В результате мы практически не контролируем свое поведение — оно попросту зависит от того, какая из субличностей доминирует в данный момент. У большинства из нас имеется определенный набор доминирующих, основных субличностей, которые и определяют нашу жизнь большую часть времени. Помимо них существуют и другие субличности, которые подавлены и не имеют возможности для самовыражения. Когда эти сдерживаемые энергии пытаются пробиться на свет, доминирующие субличности отчаянно пытаются удержать власть.
К примеру, у мужчины, который ведет чрезвычайно упорядоченный, консервативный образ жизни, доминируют рациональные и ответственные субличности. У него также есть подавленные субличности, которые, освободившись, могли бы сделать его более свободным, раскованным и эмоциональным. Возможно, они иногда и прорываются наружу — например, когда он влюбляется или прилично выпивает, — но в обычном состоянии его доминирующие субличности прочно держатся за власть. Или представим себе женщину, которая долгое время вела жизнь ответственной, порядочной жены и матери и вдруг начинает испытывать желание построить карьеру. В ней возникает болезненный конфликт между доминирующей субличностью — ответственной домохозяйкой — и новой субличностью — бизнес-леди. «Домохозяйка» рассматривает «бизнес-леди» как эгоистическую личность, угрожающую безопасности ее семьи, в то время как «бизнес-леди» рассматривает «домохозяйку» как нечто старомодное и бесперспективное. В этом конфликте нет правых и неправых; оба мнения важны, обе эти субличности являются важными и необходимыми частями одной личности. Метод «Voice Dialogue» —техника идентификации и анализа субличности. Она дает нам возможность тщательно изучить все те разнообразные энергии, которые существуют внутри нас, и получить некоторую возможность сознательно управлять ими. При работе по этой методике подготовленный специалист вступает в диалог с различными субличностями, или «голосами», клиента и помогает ему найти точку в сознании, из которой он может объективно наблюдать свои различные субличности. Этот метод практически немедленно обеспечивает скачок в сознании клиента и дает ему возможность различать свои внутренние голоса. В основе метода «Voice Dialogue» лежит юнгианский анализ, гештальт-психология, трансакционный анализ, психосинтез и другие известные и эффективные психологические теории. Я считаю, что Хэл и Сидра создали очень удачную компиляцию всего лучшего, содержащегося в перечисленных выше системах. Созданная ими модель сознания, по моему мнению, является наиболее полной, ясной и эффективной из всех существующих. После того как я впервые прочитала о внутреннем диалоге, я испытала необычайный подъем, так как эта теория прояснила и свела воедино множество вещей, которые я открыла внутри себя. Воодушевившись, я немедленно решила узнать как можно больше об этом методе. Один из моих друзей, знакомый с Хэлом и Сидрой, устроил мне встречу с ними.
Я влюбилась в них с первого взгляда, и у нас сразу завязалась глубокая дружба. Хэл отличается глубиной и новаторством мышления, он отличный педагог и психотерапевт. Сидра отзывчива, мудра и исключительно восприимчива. Вместе они образуют исключительно гармоничное сочетание мужской и женской энергии. Меня чрезвычайно поразила их цельность — каждому из них удается поддерживать в себе равновесие силы и человечности. Они стали для меня прекрасными друзьями и учителями, и я благодарна судьбе за всгречу с ними. Чем больше я погружалась в теорию и практику метода «Voice Dialogue», тем сильнее меня поражала его эффективность. Удивительно, но результаты работы по этому методу проявлялись незамедлительно. В течение непродолжительного периода времени мне удалось добиться в себе таких изменений, которых я безуспешно пыталась добиться другими методами в течение многих лет[14]. Один из наиболее важных принципов метода Voice Dialogue заключается в том, что психотерапевт должен прислушиваться к каждому голосу клиента с терпимостью и беспристрастностью. Специалист выступает здесь в роли объективного интервьюера, поощряющего личность выражать свои чувства и мнения полно и свободно. Это позволяет клиенту более полно почувствовать и принять все свои субличности, даже те, которые он в прошлом считал «плохими» или неправильными. Важнее всего — дать возможность всем субличностям выразить себя, быть услышанными и понятыми. В работе по методу «Диалога с голосами» психотерапевт не пытается изменить что-либо во внутреннем мире клиента или решить его проблемы. Он попросту поощряет все субличности клиента искренне выразить себя и быть услышанными. Первый шаг заключается в том, что клиент должен более полно осознать все разнообразие существующих в нем субличностей. Некоторые из них могут находиться в непосредственном конфликте друг с другом; в течение некоторого времени он должен просто пожить с сознанием этого конфликта, не пытаясь немедленно его разрешить. Решение приходит естественно как результат развития осознанности. Когда у доминирующих голосов появляется возможность полностью и без ограничения выразить себя, они полностью расслабляются и менее интенсивно стремятся к власти. Это позволяет выйти на сцену некоторым подавленным или менее развитым субличностям. В результате внутренний мир клиента приходит к большему равновесию и целостности. Важнее всего то, что клиент, услышав и приняв четкое и ясное проявление всех своих субличностей, начинает воспринимать себя в качестве некоей сущности, отдельной от всех этих голосов. Терапевт помогает ему развить так называемое «осознающее эго» — часть личности, которая не идентифицируется ни с одним из голосов, но может влиять на течение жизни. Для описания этого Хэл использует следующую аналогию: пока мы не осознаем разнообразие существующих в нас голосов, нашу личность можно сравнить с машиной, за руль которой поочередно хватаются различные субличности, тогда как мы сами заперты в багажнике} Когда же к нам приходит понимание этого механизма, наше осознающее эго берет управление на себя и самостоятельно выбирает направление движения, учитывая желания субличностей только в том случае, когда считает это необходимым. Так, например, когда мы находимся в до сознательном состоянии, рулем нашей машины может завладеть сидящий в нас ребенок-бунтарь, который направит ее по дороге саморазрушения, и мы ничего не в силах будем сделать. Вступая в диалог с этим ребенком-бунтарем и одновременно — со строгим родителем, против которого он бунтует, и держась на расстоянии от каждого из них, наше осознающее эго получает возможность совершать некоторые выходки, которые ребенок-бунтарь считает веселыми и интересными, но лишь те из них, которые соответствуют моменту и не угрожают нашей жизни! Хэл помог мне понять разницу между осознанностью и духовностью. Наша духовная природа — один из аспектов нашей личности, который может быть либо подавлен, либо развит. Осознанность — это осознание всех аспектов нашей личности. Таким образом, вы можете быть духовно развиты, но, если вы будете идентифицировать себя со своей духовной личностью, вы, вероятно, не будете осознавать весь спектр существующих в вас энергий — таких, как инстинктивная и сексуальная, гнев или весьма заурядная человеческая субличность. В эту ловушку попались многие адепты течения «Нью-Эйдж»; они развили в себе духовность, но не осознанность. Осознанный человек — тот, кто сознает и развивает все аспекты себя. Общаясь с Хэлом и Сидрой, я поняла, почему почти все духовные и психологические дисциплины казались мне ограничиваю пщми: большинство из них были направлены на развитие какой-либо одной субличности, а не всех сразу. Вот почему мне пришлось пройти так много путей и освоить так много наук — каждая из них развивала лишь отдельную часть меня. Поэтому мне было так приятно познакомиться с теорией Хэла и Сидры, объединяющей все противоположности и энергии, существующие внутри нас. Мой опыт с Voice Dialogue подтвердил некоторые мои предположения о характере отношений между душой и личностью, а также огромную важность детской субличности в отношениях между первыми двумя. Духовная сущность рождается и приходит в человеческую форму в качестве ребенка. Поскольку ребенок исключительно чувствителен и уязвим, а мир — не очень безопасная или удобная среда для него, он немедленно начинает развивать в себе механизмы защиты и выживания — поведенческие схемы, позволяющие ему защищать себя и удовлетворять свои потребности. Эти механизмы развиваются в разнообразные субличности, которые все вместе составляют структуру личности. В конце концов ребенок и скрытая в нем духовная сущность оказываются погребенными под непрерывно усложняющейся и негибкой личностной структурой, изначально предназначенной для защиты. Представьте себе, что кого-то пытаются защитить от опасности, поместив его в металлическую коробку и закопав ее на глубину 100 футов в землю. Действительно, подобная «защита» эффективна, но ее ни в коем случае нельзя назвать удобной. Вот почему для каждого из нас так важно вновь найти в себе ребенка и позволить ему выразить себя. Определив истинные чувства и потребности этого внутреннего ребенка и пытаясь сознательно и эффективно их удовлетворить, мы обнаруживаем, что большая часть старых, негибких систем защиты перестает быть необходимой; в результате мы начинаем постепенно расслабляться и избавляться от беспокойства. Ребенок выходит наружу и приносит нам эмоциональную глубину и подлинность, раскованность, невинность и радость. С его помощью мы устанавливаем контакт с нашей душой, ядром нашего бытия. Мы также восстанавливаем контакт со вселенским духом, с единством жизни. Хэл и Сидра утверждают, что в каждом из нас на самом деле существует даже не один ребенок. В нас существуют дети разных возрастов, каждый из которых имеет множество различных аспектов. Вот некоторые из них: Уязвимый ребенок — эмоциональное ядро нашей сущности. С ним связаны все наши самые глубокие чувства. Он исключительно восприимчив, очень нуждается в любви, его легко обидеть и напугать. Он живет внутри каждого из нас и независимо от того, сознаем мы это или нет, постоянно реагирует на все происходящее с нами, остро переживая чувства любви, безопасности, страха и т. д. Он очень нуждается в любви, заботе и защите. Игривый ребенок — та часть нашей личности, которая умеет веселиться и наслаждаться. Он любит играть и смеяться, весело проводить время и постоянно ищет для этого повод. Некоторым взрослым удалось сохранить связь с этим игривым ребенком, и такие люди умеют наслаждаться собой и жизнью (хотя они также могут казаться безответственными, если чрезмерно идентифицируют себя с этим аспектом своей личности). Волшебный ребенок — та часть, которая находится в контакте с невидимыми силами Вселенной. Он обычно любит природу, места, где может общаться с эльфами, феями, духами растений и животных. Ему также нравятся особые действия и ритуалы, связанная с ними атрибутика — магические жезлы, карты Таро, кристаллы и т. д. Творческий ребенок — любит свободно проявлять себя и не боится новизны. Он любит танцевать, петь, рисовать, а также играть на музыкальных инструментах. Ему также нравится любая деятельность, связанная с применением воображения. В нашей культуре творческий ребенок часто подавляется в довольно раннем возрасте внешней критикой, а затем и внутренним критиком. Мудрый ребенок тесно связан с душой. Он —та часть нас, которая умеет находить и познавать истину. Задача каждого из нас —научиться сознательно определять потребности всех этих внутренних детей, удовлетворять их и защищать от внешнего мира. Таким образом мы сможем постепенно избавиться от старых, устоявшихся, бессознательных защитных механизмов. Эти внутренние дети, по мере своего развития, помогут нам во всей полноте ощутить чувства и страсти, нежность, радость, волшебство и нашу внутреннюю мудрость. Состав субличностей, которые сформировались у большинства из нас в качестве защитных механизмов, обеспечивающих выживание, выглядит примерно так: Защитник-контролер — консервативный голос, который пытается защитить нас, заставляя нас следовать определенному набору правил и вести себя определенным образом, наиболее безопасным с его точки зрения. Миляга [15] старается управлять нашим поведением так, чтобы все вокруг любили нас, одобряли наши действия и никогда не относились к нам плохо. Он очень хорошо умеет определять, что нужно другим людям. Улучшатель имеет идеальный образ того, как мы должны выглядеть или действовать, и постоянно пытается заставить нас соответствовать этому образу. Он обычно не сознает, что человек просто не может быть совершенным. Толкатель заставляет нас максимально выкладываться. Он любит составлять список задач и считает, что в жизни важнее всего выполнять поставленные задачи. Как и улучшателъ, он не понимает, что это невозможно, и не принимает во внимание такие не менее важные аспекты личной жизни, как покой или расслабление. Критик постоянно информирует нас о том, что, по его мнению, мы делаем неправильно, где мы ошиблись, в чем мы не правы, а также постоянно убеждает нас в том, что мы ужасно выглядим и вообще неполноценны. Жизнью многих людей управляет именно эта субличность (или комбинация улучшатель-критик). Осознание этого персонажа и отделение от него приносят огромное облегчение. Необходимо просто понять одну вещь — не обязательно все, что говорит критик, является правдой. Подобных субличностей существует бесконечное множество, и каждая из них, в свою очередь, имеет такое же бесконечное множество разновидностей. Вот примеры субличностей из этого набора, которые могут доминировать у одних людей и быть в какой-то мере (или полностью) подавленными у других: хорошая мать или отец, бунтарь, гедонист, рационалист, любовник, авантюрист, художник, гневный голос, духовный искатель и т. д. Используя теорию субличностей и метод «Voice Dialogue», Хэл и Сидра построили свою собственную глубокую и новаторскую теорию взаимоотношений между людьми. Один из ее основных принципов заключается в том, что нас притягивают наши полярные противоположности —люди, которые проявляют энергии, которые подавлены или скрыты в нас самих. Как только мы научимся распознавать те аспекты, которые скрыты в нас и отражаются в других людях, а также при помощи Voice Dialogue контактировать с этими энергиями в себе, число конфликтов в наших отношениях с другими людьми значительно уменьшится. Теория Хэла и Сидры очень помогла мне. Я не могу в рамках этой книги подробно объяснить их основные идеи и методы работы с людьми, но настоятельно рекомендую вам прочесть их основные книги, также вышедшие в издательстве «Натарадж Паблишинг», — «Обнять себя» (объяснение и анализ метода «Voice Dialogue») и «Обнять друг друга» (применение метода «Voice Dialogue» в межличностных отношениях). Метод «Voice Dialogue» помог мне осознать, что основными моими двумя субличностями, с которыми я себя большую часть времени попеременно отождествляла, были «заботливая мать» и «учитель-целитель-психотерапевт». Основной функцией «матери» была забота об окружающих меня людях. «Учитель» был расширенной версией «матери» и старался изменить мир, принимая на себя заботу обо всех и обо всем. Скрытой бессознательной мотивацией в этих ролях было, конечно же, стремление косвенным образом удовлетворить потребности моего внутреннего ребенка. Даря любовь и исцеление окружающим, я надеялась на ответную любовь с их стороны. Пусть это произойдет не сразу, но рано или поздно, став счастливыми и здоровыми, они в конце концов позаботятся и обо мне! Когда я бессознательно отождествляла себя с матерью или учителем, люди, с которыми я общалась, автоматически переходили к роли детей/учеников. В обстановке семинара это было полезным и уместным, но совсем другое дело, когда подобным образом начинали вести себя мои друзья, сотрудники и любимые! Помимо определенных ограничений, которые это накладывало на мои взаимоотношения с людьми, я обнаружила также, что в моей личности присутствуют и другие аспекты, которые никак не могут выйти наружу — ребенок, подросток, «свободный дух», «обычная женщина» и т. д. Я поняла, что разорвать оковы первичной идентификации не так-то просто, если вообще возможно. Она является для нас основной опорой и основным источником чувства безопасности, особенно в трудные периоды. Однако с развитием сознательности мы постепенно начинаем распознавать в себе и другие субличности, время от времени давая и им возможность проявить себя. Последние пару лет я немало работала над собой и в конце концов добилась относительного освобождения уязвимого ребенка внутри себя. Проблема заключается в том, что я до сих пор не научилась принимать правильные решения относительно того, когда и как этот ребенок должен во мне проявляться. Большую часть времени я просто бессознательно бросалась из одной роли в другую — от «матери» к «ребенку». Метод «Voice Dialogue» помог мне развить в себе осознающее эго, что позволило мне более эффективно распознавать в себе субличности и управлять ими. Перед окончанием программы «Творческое Лидерство» я пригласила Хэла и Сидру провести заключительный семинар с моей группой. Этот семинар оказался чрезвычайно полезным и очень помог мне разобраться как в недостатках программы, так и в своей жизни. Мы настолько увлеклись освобождением ребенка, что упустили из виду остальные, уравновешивающие его аспекты личности, в частности «взрослого», который защищает его от мира. Хэл, Сидра и их метод помогли мне свести воедино все, что я знала до этого о себе и о людях, а также достичь большей внутренней цельности. Исцеление отношений Работа с методом «Voice Dialogue» позволила мне по-новому взглянуть на мои взаимоотношения с мужчинами и связанные с этим проблемы. Я поняла, что сильнее всего нас влечет к тем людям, которые в наибольшей степени отражают непроявленное, подавленное в нас. Я также поняла причину неудач, которые постигали меня каждый раз, когда я бессознательно принимала на себя характерные роли, пытаясь, например, удовлетворить потребности своего внутреннего ребенка посредством заботы о других. Двенадцатишаговая программа и «Voice Dialogue» показали мне, что для сколь-нибудь значительных изменений на этом уровне требуется немало времени и терпения. Хотя я становилась все сознательнее и мудрее буквально с каждым днем, мне потребовались годы, чтобы избавиться от глубинных внутренних конфликтов. Были моменты, когда ко мне возвращались отчаяние и беспомощность, но большую часть времени я испытывала небывалый душевный подъем, так как ощущала, что познаю и люблю себя все больше и это отражается на моих взаимоотношениях с окружающими. Со временем мне удалось устранить большинство трудностей в отношениях с друзьями, в частности вновь сойтись с Таной. Для восстановления наших отношений мы использовали процесс структурированного общения, о котором нам рассказал кто-то из друзей. В течение нескольких дней мы проводили по нескольку часов подряд вместе — сидели и разговаривали. Метод оказался очень эффективным, и вскоре мы обе почувствовали, что знаем и понимаем друг друга гораздо лучше. С тех пор мы прибегали к нему каждый раз, когда в этом возникала необходимость, а я также использовала его для коррекции отношений с другими людьми. Сущность этого метода изложена в части 4 данной книги.
*** Мы с матерью продолжали работать над трудностями в наших взаимоотношениях. Стало очевидным, что групповой/семейный подход ничего не дает и лишь повторяет общую схему взаимозависимости. Нам было необходимо что-то более эффективное. Главным открытием, которое мне удалось совершить, было то, что в личностном плане я, по сути, никогда не отделялась от матери до конца. Между нами до сих пор сохранялась очень сильная связь. В моем детстве, полном перемен и проблем, она была для меня единственным источником безопасности, и так как в нашей семье нас было только двое, мы были очень зависимы друг от друга эмоционально. У нее необычайно сильный характер, поэтому мне было очень трудно найти себя. Удивительно, но система ценностей, которую она мне передала, оказалась настолько совершенной, что у меня, в отличие от большинства моих друзей, никогда не возникало желания создать свою собственную. Я наконец-то поняла, что нет ничего неестественного в том, что наши мнения иногда не совпадают, и что мне вовсе не обязательно ни соглашаться с ней абсолютно во всем, ни навязывать ей свое мнение. Мы можем быть одновременно правы. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы исключить из наших отношений характерную для меня косвенную зависимость — бессознательное стремление принимать на себя ответственность за удовлетворение ее нужд и чувств. Я осознала, что прежде меня привязывало к ней бессознательное ощущение вины, которое на сознательном уровне проявлялось в виде раздражения. Вообще, чувство вины лежало в основе большинства моих действий. Когда кто-то рядом со мной испытывал боль, какая-то часть меня автоматически принимала вину за это на себя, поэтому я видела своей целью помощь другим людям. Но вместо этого мне необходимо было научиться определять и удовлетворять свои собственные потребности, жить в первую очередь своей жизнью. Как только я поняла это, мое самоосознание начало расти и я смогла четче обозначить границы между собой и другими людьми, в частности матерью. Осознав свое право на индивидуальность и самостоятельную жизнь, я стала с большей любовью относиться к своей матери и смогла лучше оценить ее любовь, смелость и верность себе.
*** Я также приложила немало усилий для налаживания более или менее нормальных отношений с отцом. Я позволила себе до конца пройти через все чувства, которые испытывала по отношению к нему, — обиду, гнев, осуждение и любовь. Недавно я несколько раз говорила с ним о своем детстве, и во время этих разговоров мы оба смогли выразить то, что чувствовали друг к другу. Думаю, что этот опыт был очень полезен не только мне, но и ему тоже. Самое главное, что мне удалось установить отношения с внутренним отцом — сильной частью меня, которая стоит на страже моих интересов. В результате я почувствовала себя гораздо сильнее. Вся проделанная мною в этом направлении работа, безусловно, отразилась на моих отношениях с мужчинами. За время, проведенное в одиночестве, я лучше узнала себя и научилась себя любить. И хотя мне не удалось полностью избавиться от привычных шаблонов, теперь я отчетливее осознаю свои собственные потребности и желания. Я учусь быть хорошим родителем моему внутреннему ребенку — пытаюсь выяснять все его потребности и принимать на себя ответственность за их удовлетворение. Если раньше я бессознательно надеялась, что любимый человек догадается о том, что мне необходимо, то теперь я сама заявляю о своих потребностях и сама в состоянии их удовлетворить, если в этом возникнет необходимость. Конечно, в реальной жизни идеальных отношений между мужчиной и женщиной не существует. Но мне кажется, что вскоре люди достигнут такого уровня сознательности, что практически все существовавшие до этого схемы отношений изживут себя как недостаточно гармоничные. Я считаю, что в каждом из нас гораздо больше любви, страсти, глубины и радости, чем мы обычно проявляем в отношениях с другими людьми. Мой внутренний голос рассказал мне о том, что могут изменить в этом мире я и другие люди, следующие тем же путем. Я не знаю, как это сделать, — я всего лишь обращаюсь ко Вселенной с просьбой научить меня, постепенно, шаг за шагом. Нет случайности в том, что мне досталось такое удивительное духовное имя — Шакти. Я совершаю путешествие по тантрическому пути — пути, который проходит через самые темные и неизведанные глубины человеческой сущности к свету самореализации. В тантризме Шива и Шакти представляют соответственно мужское и женское начала, а их союз символизирует цельность. Взаимоотношения между этими двумя началами — главное в этой философии, которую я буду прилежно изучать всю свою жизнь.
Остров-сад Если не считать быстрой пересадки с одного рейса на другой во время моего кругосветного путешествия, последний раз на Гавайях я была в семнадцатилетнем возрасте. Поэтому я очень обрадовалась, когда мне предложили провести семинар в Гонолулу. В это время моя мать гостила у друга на острове Кауаи, поэтому я вылетела на Гавайи за неделю до начала семинара, чтобы побыть с ней. Сразу же после приземления на Кауаи я почувствовала себя дома, хотя никогда не была на этом острове раньше. Меня поразила удивительная красота этого места и роскошная, буйная растительность. У меня было такое ощущение, как будто в этом острове воплотилась какая-то божественная энергия. Плавая в лазурном море и разглядывая зеленые склоны холмов, я одновременно ощущала силу и умиротворенность. Частые дожди будто сделали меня чище и здоровее. Уезжая, я знала, что непременно вернусь. В следующем году я побывала на Гавайях уже несколько раз, проводя семинары на Оаху, Мауйи и Гавайи, а также изредка отдыхая на Кауаи. Однажды я нашла на Кауаи прекрасный большой дом, который можно было арендовать для проведения семинаров, и решила следующим летом провести там трехнедельный семинар. Этот семинар был особым. Обстановка была поразительно красивой. Дом находился на холме, возвышавшемся над роскошным уединенным пляжем. По утрам мы занимались йогой, проводили групповые занятия, после обеда гуляли и плавали в океане, играли на пляже и исследовали остров. Вечером мы танцевали, пели или занимались какими-нибудь ремеслами. На этом семинаре мы работали над установлением контакта с внутренним ребенком. Обстановка для этого была идеальной: остров был прекрасен, дом очень уютен и все чувствовали себя в безопасности. Произошло нечто волшебное: все наши внутренние дети почувствовали себя в достаточной безопасности, вышли и стали играть, и вся группа перешла в психическое состояние открытости, невинности и любопытства. Эмоциональная близость между членами группы достигла невероятной глубины, высвободилась огромная творческая энергия. Так как дом был недостаточно большим, чтобы вместить всех участников семинара, многие сняли жилье неподалеку. Во всем царила атмосфера веселой вечеринки, и люди проводили друг с другом дни и ночи напролет, словно подростки. Если при этом и высвобождалась какая-либо сексуальная энергия, это принимало очень невинные и игривые детские формы. Никто не занимался сексом —мы все просто наслаждались и радовались. Я увидела мир совершенно по-новому — глазами моего внутреннего ребенка. Все казалось мне очень реальным и живым. Я поняла, что этот остров был для меня волшебным местом, где я могла найти и выразить сущность своей души. Общение с островом Следующим летом я провела еще один семинар на Кауаи, но до этого целый месяц прожила там одна. Это оказалось чрезвычайно полезным для меня. Каждый день я несколько часов проводила на особом уединенном пляже, который нашла на острове. Этот пляж был самым прекрасным и волшебным местом из всех, которые я знала. Там я словно переносилась назад во времени, к самому началу времен. У меня было странное ощущение, что этот пляж — место моего рождения. Я заметила, что песок на пляже и моя кожа были одинакового цвета, и в воображении представляла, что вышла или была создана из песка на этом пляже. Каждый раз, спускаясь на пляж, я словно совершала переход от своей личности к моей душе; я как будто погружалась в глубокую медитацию. На пляже я ощущала контакт не только со своей душой, но и с волшебно первичной частью себя. Я полностью осознавала и контролировала свое тело — так, как, по моим представлениям, это делает прекрасное здоровое животное. Иногда я чувствовала себя богиней природы. И конечно же, там мой волшебный ребенок любил выходить наружу, чтобы поиграть. Больше всего мне нравится плавать в океане — даже больше, чем заниматься любовью или танцевать под фантастическую музыку. Летнее море было теплым и лазур
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|