Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Верно ли утверждение, что индивидуальный предприниматель всегда является субъектом трудового права?





а) да; б) нет;

 

10. Дополните предложение. Трудовое правоотношение это…

Литература

 

1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (Извлечение) (ст. 7, 8, 13, 14, 22, 35, 41 43, 45, 47) ...

2Трудовой кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-3. с изм. и доп. на 24 декабря 2007 г. № 299-3 (Извлечение) (статьи 1-15)…

3 О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29марта 2001 г. № 2, с изм. и доп. на 26 июня 2008 г. № 5 (Извлечение)

4 О нормативных правовых актах Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3, с изм. и доп.на 7 мая 2007 г. № 213-3 (Извлечение)…

5 Гражданский процессуальный кодекс. Закон Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-3, с изм. и доп. на 5 января 2008 г. № 315-3

6. Всеобщая Декларация прав человека. Декларация от 10 декабря 1948 года (Извлечение)…

7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Пакт от 16 декабря 1966 года. (Извлечение)…

8. Международный пакт о гражданских и политических правах. Пакт от 16 декабря 1966 года. Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 5 октября 1973 г. (Извлечение)

9. О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4….

10.Важенкова Т.Н., Кеник К.И. Практикум по трудовому праву: учеб, пособие. — Минск, 2008.

11.Важенкова Т.Н. Трудовое право Республики Беларусь практическое пособие. — 2-е изд., испр. - Минск, 2006.

13. Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И., Изотко В.П. Энциклопедия трудового права

Серия: Юридический справочник.- Мн., 1998.

17.Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / под общ. ред.

ГА. Василевича. — Минск, « Амалфея » 2008.

19.Круглов В.А. Трудовое право Республики Беларусь. - 3-е изд., перераб.



и доп. - Минск, 2007.

20.Трудовое право: учебник для студентов / под общ. ред. В.И. Семенкова.

- 3-е изд., перераб. и доп. - Минск, 2006.

22. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А, Кучинский В.А. Общая теория государства и

права: Курс лекций / Под общей ред. А.Ф.Вишневского.- Мн., 1998

29.Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: Учебник в 2 томах. Т.

2. Трудовые права в системе прав человека. Индивидуальное трудовое право. - М., 2004.

32.Международная организация труда и права человека / Авт.-сост. А.А. Войтик;

рук. проекта А.Е. Вашкевич.- Мн.:, 2002..

 

 

ТЕМА № 3

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ

План

1. Понятие занятости граждан и ее формы

2. Понятие безработного, его правовойстатус.

3. Государственная служба занятости населения, ее права и обязанности.

4. Социальные гарантии при потере работы и безработице

5. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

 

1. Конституция, гарантирует гражданам право на труд, а также помощь государства лицам, потерявшим работу по независящим от них причинам.

Занятость- это не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая им доход.

Формы занятости:

1. Оплачиваемая деятельность ( работающие по найму, самостоятельно обеспечивающие себя работой ( предприниматели), выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, избранные на оплачиваемую должность, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации )

2. Не связанная с выполнением оплачиваемой работы ( проходящие срочную службу, учащиеся студенты, занятые в общественных и религиозных организациях, деятельность которых не противоречит действующему законодательству ).

К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, граждане, не достигшие трудоспособного возраста и безработные.

2. Безработица –явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового договора, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, не может применить свою рабочую силу.

Безработный — трудоспособный гражданин в возрасте ( женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет) не имеющий работы, не занимающийся предпринимательской деятельностью, не обучающийся в учебных заведениях на дневном отделении, не проходящий воинской службы, который зарегистрирован в государственной службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

Подходящей считается работа (за исключением оплачиваемых общественных работ), соответствующая профессиональной подготовке безработного, учитывающая его возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового места работы.

Признаки безработного:

1. трудоспособность;

2. наличие трудоспособного возраста;

3. постоянное проживание на территории Республики Беларусь;

4. отсутствие занятости по одной из перечисленных форм;

5. регистрация в качестве безработного в государственной службе занятости;

Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется районными службами занятости по месту постоянного проживания безработного.

Документы необходимые для регистрации:

1. паспорт или иной документ его заменяющий, трудовая книжка, свидетельства об образовании, о профессиональной квалификации, справка о среднемесячном заработке за последние два месяца по последнему месту работы, декларация о доходах.

Государственная служба занятости населения содействует гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям — в подборе необходимых работников, организовывает профессиональную ориентацию и подготовку безработных, ведет учет свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, организует работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работ, регистрирует граждан в качестве безработных.

Не являются безработными обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.

Безработными не могут быть зарегистрированы граждане, не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет. Не подлежат регистрации в качестве безработных отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения, проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Если гражданин представил документы, содержащие заведомо ложные

сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, то в регистрации его в качестве безработного также будет отказано. Государство гарантирует безработным:

1.бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

2. выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

3. компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

4. бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

5.возможность участия в оплачиваемых общественных работах;Общественные работы – это общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

6. содействие в организации предпринимательской деятельности.

Государство в соответствии с законодательством о труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим специальные учебные программы, а также военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь.

Государство обеспечивает трудоустройство родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее — обязанные лица), и направлены по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите, путем установления брони для приема их на работу.

На нанимателя закон также возлагает ряд обязанностей по проведению государственной политики в области обеспечения занятости населения, в частности, они обязаны своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников, не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите, создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя, письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты и др.Государственная служба занятости действует на основании Положения о государственной службе занятости населения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2008 № 221.

В государственную службу занятости населения входят:

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь — возглавляет и организует работу государственной службы занятости населения, осуществляет анализ занятости населения, организует профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных и др.;

комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов - организуют и координируют работу в области содействия занятости населения, анализируют и обобщают результаты этой работы, реализуют государственную политику и программы содействия занятости населения на территории области (г. Минска), организуют работу по регистрации граждан безработными и по учету граждан,

• обратившихся по вопросам трудоустройства, содействию им в подборе подходящей работы, оказанию профориентационных услуг, направлению безработных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, участвуют в регулировании вопросов привлечения и
использования иностранной рабочей силы и др.;

государственное учреждение образования «Брестский экспериментальный учебно-методический центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных».

Работу службы занятости возглавляет и организует государственная служба занятости и ее органы на местах. Государственная служба занятости имеет право:.

1) запрашивать у нанимателей информацию о предполагаемом высвобождении работников и данные о потребности в рабочей силе, о количестве высвобожденных и уволенных;

2) направлять нанимателям, при наличии у них потребности, граждан для трудоустройства;

3) разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

4) заключать по доверенности нанимателей и от их имени договоры с гражданами о работе в другой местности, оплачивать им за счет средств нанимателя компенсации по переезду в другую местность для работы;

5) направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

6) оказывать материальную помощь семьям безработных;

7) взыскивать с нанимателей в бесспорном порядке страховые взносы в фонд содействия занятости, штрафы и недоимки по ним.

Государственная служба занятости обязана:

1) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать государственные органы и население о состоянии .рынка труда;

2) вести учет свободных рабочих мест и трудоустраиваемых граждан;

3) информировать граждан и нанимателей о возможностях получения работы и обеспечении рабочей силой;

4) помогать гражданам в выборе подходящей работы, а нанимателям в подборе работников;

5) организовывать профессиональную подготовку, переобучение и повышение квалификации граждан в учебных центрах государственной службы занятости и других учебных заведениях;

6) оказывать услуги по профессиональной ориентации и трудоустройству высвобожденным работникам и другим категориям населения;

7) регистрировать безработных и оказывать им помощь;

8) разрабатывать программы занятости;

9) оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки граждан, если их трудоустройство требует этого, и устанавливать стипендии на время обучения;

10) выдавать пособия по безработице и приостанавливать их выплату, устанавливать надбавки на иждивенцев;

11) подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих в Республике Беларусь.

Все услуги государственной службы занятости оказываются бесплатно.

4. Социальными гарантиями называют те материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы или безработице. Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития. Законодательством предусмотрены следующие виды социальных гарантий таким гражданам:

1) пособие по безработицевыплачивается со дня регистрации в органах государственной службы занятости гражданина в качестве безработного в определенном порядке, ( за первые 13 календарных недель в размере 70% и за последующие 13 календарных недель – 50% средней заработной платы ( дохода ) по последнему месту работы.

В назначении пособия может быть отказано в случае отказа от распределения на работу или отказа от трудоустройства по распреде­лению на работу после окончания государственного высшего, среднего специального учебного заведения без уважительных причин и в случае непредставления декларации о доходах. Период получения безработным пособия включается в трудовой стаж. Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет средств государственного фонда содействия занятости не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев;

2) выплата стипендийпроизводится в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению службы занятости; ( в размере 50%, а при наличии иждивенцев -75% средней заработной платы ( дохода ) по последнему месту работы ).

3) возможность участия в оплачиваемых общественных работах, которые организуются местными органами власти (служба занятости направляет безработного на общественные оплачиваемые работы, а соответствующее предприятие заключает с ним трудовой договор);

4) компенсация затрат по переезду в другую местность на новую работупо предложению службы занятости — производится в соответствии с трудовым законодательством; ( материальная помощь в размере 10 минимальных заработных плат, а также в размере 2 минимальных заработных плат на каждого переезжающего члена семьи.)

5)компенсации и гарантийные выплаты высвобожденным работникампроизводятся в соответствии со ст. 48 ТК (выходное пособие);

6) оплата пособия по временной нетрудоспособностипроизводится в период безработицы. Больничный листок безработному оплачивает служба дней, за счет государственной службы занятости. Если же болезнь наступила не позднее 1 месяца после увольнения по уважительным занятости в размере пособия по безработице, но не более 30 календарных причинам и продолжалась более 1 месяца, то оплата пособия производится по прежнему месту работы за счет фонда социального страхование

7 ) оказание материальной помощи может быть произведено за счет средств фонда занятости членам семьи безработного, находящимся на иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие в связи с истечением его срока.

Обеспечение занятости – совокупность осуществляемых государственными и иными органами и организациями экономических, социальных, правовых и организационных методов, способов, мер и мероприятий, способствующих удовлетворению гражданами личных и общественных потребностей в сфере труда.

 

5. Трудоустройство – система организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства граждан осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

- Трудовым кодексом Республики Беларусь;

- Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006г.№ 125-З . « О занятости населения Республики Беларусь ( с изменениями и дополнениями от 13.11.2008г. )

Закон о занятости включает: преамбулу, 7 глав. Состоит из 29 статей.

Глава 1.Общие положения.

Глава 2. Права граждан в области занятости населения.

Глава 3. Государственная политика и гарантии государства в области содействия занятости населения.

Глава 4. Регулирование и организация занятости населения.

Глава 5. Участие нанимателей в обеспечении занятости населения;

Глава 6. Социальные гарантии и компенсации.

Глава 7. Заключительные положения;

К числу иных законов, содержащих нормы, регулирующие вопросы занятости, относятся:

- Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З « О государственной службе в Республике Беларусь »

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 № 1640 утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы.

Государственная служба занятости действует на основании Положения о государственной службе занятости населения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2008 № 22

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие занятости граждан и ее формы.

2. Понятие безработного, его правовойстатус.

3. Государственная служба занятости населения, ее права и обязанности.

4. Социальные гарантии при потере работы и безработице.

5.Охарактеризуйте виды социальных гарантий.

6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

ТЕСТ

Дополните предложение

Занятость- это ….

 

Укажите формы занятости.

3. Укажите признаки безработного:

а) трудоспособность, б) дееспособность; в) наличие трудоспособного возраста; г) наличие спец. подготовки; д) регистрация в качестве безработного;

 

4. Дополните предложение. Безработными не могут быть зарегистрированы граждане, не достигшие ________летнего восраста.

А) 18; б) 25; г) 16; д) 14;

 

5. Дополните определение.Материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы или безработице называются____________

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.