Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для мимических мышц. Для активизации нёбно-глоточного затвора. Формирование ритмической организации речи. Восприятие ритмических структур




Для мимических мышц

Достаточно часто дети с открытой ринолалиеи для сокра­щения утечки воздуха через нос рефлекторно сжимают кры­лья носа, напрягают лобные мышцы, хмурят брови. Подоб­ные гримасы прочно закрепляются и становятся вредными компенсаторными привычками. Для предотвращения появле­ния сопутствующих движений необходимо проводить гимна­стику мимических мышц.

? Сморщить лицо, затем расслабить.

? Попеременно поднимать — опускать брови.

? Одновременно закрывать — открывать глаза.

? Попеременно закрывать правый, левый глаз.

? Одновременно, затем попеременно прищуривать глаза.

? Нахмурить брови, затем расслабить.

? Совершать нюхательные движения.

Для активизации нёбно-глоточного затвора

Первоначально для активизации нёбно-глоточного затвора выполняют упражнения, в основе которых лежат физиологи­ческие акты покашливания, позевывания, глотания.

? Высунуть язык изо рта, «показать горло врачу».

? Покашливать с активным выдохом и произнесением глас­
ных звуков [и], [э], [а], [о], [у], [ы].


 





 


 


♦ Позевывать с произнесением гласных [и], [э], [а], [о],

(У), [ы].

♦ Глотать воду, слюну мелкими порциями, затем имитиро­
вать глотание.

Для активизации нёбно-глоточного смыкания полезны фо­национные упражнения.

Широко открыв рот, ребенок должен повторять гласные
звуки за взрослым сначала на твердой (отрывисто, с напряже­
нием —! ), затем на мягкой (плавной —____ ) атаке голоса:

а! а! а!..                а____ а_____

э! э! э!..                э____ э_____

а! э!                       а____ э_____

Сначала фонационные упражнения проводятся только с гласными [а], [э]. По мере постановки гласных звуков можно увеличивать количество звукосочетаний:

о! о! о!..               о____ о_____

! у! у!..

а! у! а____ у  э! о! э____ о____ а! э! о! а_

и т. д.

Комплекс упражнений подбирается индивидуально для каждого ребенка. Интенсивность упражнений зависит от индивидуальной выносливости детей. Количество упражне­ний постепенно увеличивается от 5—8 раз до 10—12. Каче­ственное наполнение комплекса упражнений зависит от осо­бенностей функций органов артикуляции. Так, для детей с преобладанием атипичных компенсаторных артикуляций комплекс артикуляционной гимнастики направлен на акти­визацию передней и средней частей языка и опускание кор­ня языка, развитие подвижности верхней губы и нижней челюсти. Для детей с преобладанием заднеязычных артику­ляций проводятся упражнения, направленные на развитие тонких дифференцированных движений передней части язы­ка. По мере выработки определенного диапазона движений подвижных органов артикуляции комплекс упражнений ме­няется.

Все упражнения необходимо выполнять ритмично, под счет логопеда. Каждое позиционное движение органов артикуля­ции отрабатывается четко, без усилий, с визуальным контро­лем перед зеркалом.


Формирование ритмической организации речи

Восприятие ритмических структур

Ребенку предлагается по характеру и числу элементарной ритмической структуры определить (выделить, опознать, срав­нить) заданный ритм на слух. Для этого проводятся специ­альные игры.

Теремок

Ребенок по стуку должен отгадать, кто стучит в теремок. Зайчик стучит 1 раз, лягушка — 2, лиса — 3, медведь — 4 раза.

Волк и семеро козлят

Ребенок по стуку должен отгадать, кто стучит. Мама-коза стучит следующим образом: II II, а волк — IIII.

Кто пришел?

Ребенок по стуку должен определить, кто стучит. Кукла стучит 3 раза, мишка — 4.

Воробушек

Ребенок по стуку должен определить, сколько зернышек склевал воробушек.

Воспроизведение ритмических структур

Для развития умения воспроизводить ритмические струк­туры используются тренировочные упражнения в воспроиз­ведении серий ритмических структур по образцу. Ребенку предлагается повторить за логопедом серии ритмических структур: || || |, I I|| |, || || 11|, | 11|| 11 и т. д. В дальнейшем проводятся тренировочные упражнения в воспроизведении ритма по гра­фическому образцу.

Приведем примеры игровых упражнений для развития уме­ния воспроизводить ритмические структуры.

Строители

Ребенок должен отстучать игрушечным молотком задан­ный ритм. При этом сначала воспроизводятся равноударные ритмы, затем разноударные. Инструкция ребенку: «Забей столько же гвоздиков, сколько забила я».


 




 


Шофер

Ребенок должен хлопнуть в ладоши 1 раз, если светофор показывает красный свет, 2 — если «горит» желтый, 3 раза — если зажигается зеленый.

Барабанщик

Ребенок должен отстучать на игрушечном барабане за­данный ритм.

Формирование ритмической организации высказывания

Для формирования ритмической организации высказыва­ния используются следующие задания: отстучать или отхло­пать ритмический рисунок слова, подобрать слово на задан­ный ритмический рисунок, произнести слоговые ряды со сме­ной ударения, рядов слов: ритмично, скандированно, отстукивая походный ритм; прочитать маршевые стихотворения.

Коррекционная работа по формированию ритмической организации высказывания осуществляется с помощью игро­вых упражнений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...