Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1-й этап. Развитие неречевого слуха




1-й этап. Развитие неречевого слуха

На этом этапе проводятся упражнения на различение не­речевых звуков. Упражнения на развитие неречевого слуха способствуют развитию слухового внимания и слуховой па­мяти, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.

Упражнения на развитие неречевого слуха включают зада­ния на распознавание:

— звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, ду­
дочка);

— звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, ше­
лест листьев, шуршание бумаги);

— действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стучание, звуки
транспорта).

Проводятся игры на узнавание голосов товарищей, голосов других людей, мелодий.

Приведем примеры некоторых игровых упражнений.

Кто позвал?

Цель: развитие слухового восприятия.

Описание. Водящему закрывают глаза повязкой, остальные дети становятся вокруг него. Один из детей должен по име­ни позвать, а тот должен отгадать, кто позвал.

Кто пришелв гости?

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Описание. Логопед знакомит детей со звучащими игруш­ками — бубном, погремушкой, барабаном. Потом сообщает, что к ним в гости собираются мишка, зайка и лисичка. Миш­ка придет в гости с барабаном, зайка — с погремушкой, лисич­ка — с бубном. За ширмой звучит игрушка. Дети должны догадаться, кто идет в гости. Если дети угадали, игрушка появ­ляется из-за ширмы.

Кто кричит?

Цель: развитие слухового внимания.


Описание. Логопед знакомит детей с игрушечными уточ­кой, пчелкой, кошечкой. Потом имитирует крик утки, жуж­жание пчелы, мяуканье кошки. Дети должны догадаться, кто кричит. Аналогично можно имитировать крик животных, птиц, насекомых.

Угадай, на чем играют

Цель: развитие слухового внимания.

Описание. Логопед знакомит детей со звучащими игруш­ками, например с барабаном, дудочкой, колокольчиком. По очереди дети отворачиваются и отгадывают, какая игрушка звучит.

Три медведя

Цель: развитие навыка узнавать голоса по тембру.

Описание. На наборное полотно логопед выставляет кар­тинки с изображением медведей (из сказки «Три медведя»). Потом произносит фразу из сказки разными голосами. На­пример, «Кто ел из моей миски? » Дети должны отгадать, кто сказал эту фразу.

2-й этап. Развитие речевого слуха

В психолингвистической литературе отмечается, что еди­ницей восприятия речи является слог, поскольку слоги иден­тифицируются быстрее, чем другие единицы речи (А. А. За-левская). Поэтому работу по развитию фонематического вос­приятия на этом этапе мы рекомендуем начинать с обучения дифференциации слогов. При этом необходимо учитывать порядок появления противопоставлений при нормальном ре­чевом онтогенезе; корреляцию фонетического и фонологи­ческого развития; особенности фонологических дефектов де­тей с открытой ринолалией.

1. Порядок появления противопоставлений при нормаль­ном речевом онтогенезе. Сначала проводится дифференциа­ция слогов с акустически наиболее контрастными согласны­ми ротовыми -— носовыми звуками («ма — фа», «мо — хо»), затем наиболее контрастными ротовыми звуками одного спо­соба образования и различного местообразования («фа — Ха»). Далее в упражнениях фонематического дифференци­рования ребенок должен научиться выделять слоги со зву-


ками одного местообразования и различного способа обра­зования («фа — та»). В последнюю очередь проводится ра­бота по различению слогов с глухими — звонкими («па — ба»), твердыми — мягкими («та — тя»), свистящими — ши­пящими («са — ша») звуками (В. И. Бельтюков, А. Д. Салахо-ва, Р. Якобсон, 1985).

2. Корреляция фонетического и фонологического развития.
Работа по развитию фонематического слуха проводится толь­
ко на материале правильно произносимых звуков (Р. Е. Леви­
на, ЗА. Репина, Г. В. Чиркина, N. Hewlett).

3. Особенности фонологических дефектов детей с откры­
той ринолалией.
Наиболее грубые фонологические дефекты
наблюдаются у детей с преобладанием атипичных компенса­
торных артикуляций,
которые проявляются в смешениях ро­
товых — носовых звуков и в заменах ротовых звуков на носо­
вые. Поэтому методика работы по дифференциации слогов с
детьми этой группы представлена наиболее полно. Так, в нача­
ле упражнения фонематического дифференцирования прово­
дятся на материале наиболее контрастных звуков (ротовых —
носовых). Затем последовательно проводится дифференциа­
ция слогов со звуками одного способа образования и разного
местообразования; одного местообразования и разного спо­
соба образования; глухими — звонкими; твердыми — мягки­
ми; свистящими — шипящими.

У детей с дефектами звукопроизношения с преобладанием заднеязычных артикуляций без атипичных реализаций фоно­логические нарушения проявляются в произнесении артику-ляторно далеких звуков. Поэтому дифференциация слогов начинается на базе наиболее контрастных звуков по местооб-разованию.

У детей с дефектами произношения, типичными для других речевых нарушений, фонологические дефекты проявляются при произнесении артикуляторно близких звуков. Поэтому в ра­боте по развитию фонематического слуха с детьми этой группы методические задания используются выборочно. Материал изучается в достаточно быстром темпе с более динамичным усложнением заданий.

Сначала упражнения по развитию фонематического диф­ференцирования проводятся на материале слогов. При этом используются упражнения на распознавание близких по зву-


ковому составу слогов. После того как ребенок научится безошибочно различать определенный слоговой ряд, можно начинать проводить тренировочные упражнения по воспро­изведению более сложных слоговых рядов.

Далее проводится работа по различению слов, близких по звуковому составу, состоящих из правильно произносимых ребенком звуков. Для этого используются следующие типы игровых упражнений:

— повторить за логопедом слова, близкие по звуковому со­
ставу;

— провести сравнение лексического значения слов, близ­
ких по звучанию;

— подобрать картинки к словам, близким по звуковому
составу;

— дополнить предложение, выбрав из ряда слов, близких по
звуковому составу, нужное слово в соответствии со зна­
чением;

— исправить ошибку, допущенную логопедом (правильные
слова чередовать с асемантическими звукосочетаниями,
произносить слово то правильно, то с искажением про­
изношения одного звука).

Приведем примеры упражнений.

? Выделить слог «на» из слогового ряда:
«на — ма — да — на — да — на — ма».

? Определить, какой слог лишний:
«на — на — ма — на».

♦ Повторить за логопедом слова, близкие по звуковому со­
ставу при этом особое внимание обращать на конечный со­
гласный звук:

«вол — пол — дол — кол — тол, тик — так — тук — ток» и т. д.

♦ Провести сравнение лексического значения слов, близ­
ких по звучанию.

Что означает «лужи»? Что означает «лыжи»?

♦ Подобрать картинки к словам, близким по звуковому со­
ставу:

«лук — сук», «булка — белка», «удочка — уточка», «ночь — Дочь», «пила — Мила», «молоток — коробок», «сова — софа» и т. д.


 



 



♦ Выбрать лишнее слово, которое по звуковому составу не
похоже на остальные:

«мак — бак — так — башмак».

♦ Дополнить предложение, выбрав по картинкам нуж­
ное слово.

У девочки... (батон).        У бабушки... (нитка).

У девочки... (бутон).        У бабушки... (ватка).

У папы... (плетка).           У мальчика... (бинт).

У папы... (пленка).           У мальчика... (винт).

♦ Исключить лишнее слово:
«кот», «дом», «сом», «мом».

♦ Разделить картинки с изображениями предметов, в на­
званиях которых есть звуки [н] — [м], в два столбика:

«малина», «носки», «майка», «ноги», «машина», «мыло», «нож», «мухомор», «нос».

♦ Отобрать из набора картинок только картинки с изо­
бражениями предметов, в названиях которых есть звук [ф]:

«фартук», «вата», «фата», «фантик», «вишни», «ванна», «васи­лек», «фрукты», «флажок», «флакон», «ворона».

♦ Игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стихи. Дети должны вставить пропущен­ное слово.

Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (подушка).

Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка).

♦ Логопед читает стихотворение. Ребенок должен выб­
рать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово в
соответствии со значением.

Что скатали мы зимой?., (дом, ком, гном, сом) Что построили с тобой?., (дом, ком, гном, сом) На крючок в реке попал?., (дом, ком, гном, сом) Может все, хоть ростом мал?., (дом, ком, гном, сом)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...