1-й этап. Развитие неречевого слуха
1-й этап. Развитие неречевого слуха На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Упражнения на развитие неречевого слуха способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. Упражнения на развитие неречевого слуха включают задания на распознавание: — звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, ду — звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, ше — действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стучание, звуки Проводятся игры на узнавание голосов товарищей, голосов других людей, мелодий. Приведем примеры некоторых игровых упражнений. Кто позвал? Цель: развитие слухового восприятия. Описание. Водящему закрывают глаза повязкой, остальные дети становятся вокруг него. Один из детей должен по имени позвать, а тот должен отгадать, кто позвал. Кто пришелв гости? Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти. Описание. Логопед знакомит детей со звучащими игрушками — бубном, погремушкой, барабаном. Потом сообщает, что к ним в гости собираются мишка, зайка и лисичка. Мишка придет в гости с барабаном, зайка — с погремушкой, лисичка — с бубном. За ширмой звучит игрушка. Дети должны догадаться, кто идет в гости. Если дети угадали, игрушка появляется из-за ширмы. Кто кричит? Цель: развитие слухового внимания. Описание. Логопед знакомит детей с игрушечными уточкой, пчелкой, кошечкой. Потом имитирует крик утки, жужжание пчелы, мяуканье кошки. Дети должны догадаться, кто кричит. Аналогично можно имитировать крик животных, птиц, насекомых.
Угадай, на чем играют Цель: развитие слухового внимания. Описание. Логопед знакомит детей со звучащими игрушками, например с барабаном, дудочкой, колокольчиком. По очереди дети отворачиваются и отгадывают, какая игрушка звучит. Три медведя Цель: развитие навыка узнавать голоса по тембру. Описание. На наборное полотно логопед выставляет картинки с изображением медведей (из сказки «Три медведя»). Потом произносит фразу из сказки разными голосами. Например, «Кто ел из моей миски? » Дети должны отгадать, кто сказал эту фразу. 2-й этап. Развитие речевого слуха В психолингвистической литературе отмечается, что единицей восприятия речи является слог, поскольку слоги идентифицируются быстрее, чем другие единицы речи (А. А. За-левская). Поэтому работу по развитию фонематического восприятия на этом этапе мы рекомендуем начинать с обучения дифференциации слогов. При этом необходимо учитывать порядок появления противопоставлений при нормальном речевом онтогенезе; корреляцию фонетического и фонологического развития; особенности фонологических дефектов детей с открытой ринолалией. 1. Порядок появления противопоставлений при нормальном речевом онтогенезе. Сначала проводится дифференциация слогов с акустически наиболее контрастными согласными ротовыми -— носовыми звуками («ма — фа», «мо — хо»), затем наиболее контрастными ротовыми звуками одного способа образования и различного местообразования («фа — Ха»). Далее в упражнениях фонематического дифференцирования ребенок должен научиться выделять слоги со зву- ками одного местообразования и различного способа образования («фа — та»). В последнюю очередь проводится работа по различению слогов с глухими — звонкими («па — ба»), твердыми — мягкими («та — тя»), свистящими — шипящими («са — ша») звуками (В. И. Бельтюков, А. Д. Салахо-ва, Р. Якобсон, 1985).
2. Корреляция фонетического и фонологического развития. 3. Особенности фонологических дефектов детей с откры У детей с дефектами звукопроизношения с преобладанием заднеязычных артикуляций без атипичных реализаций фонологические нарушения проявляются в произнесении артику-ляторно далеких звуков. Поэтому дифференциация слогов начинается на базе наиболее контрастных звуков по местооб-разованию. У детей с дефектами произношения, типичными для других речевых нарушений, фонологические дефекты проявляются при произнесении артикуляторно близких звуков. Поэтому в работе по развитию фонематического слуха с детьми этой группы методические задания используются выборочно. Материал изучается в достаточно быстром темпе с более динамичным усложнением заданий. Сначала упражнения по развитию фонематического дифференцирования проводятся на материале слогов. При этом используются упражнения на распознавание близких по зву- ковому составу слогов. После того как ребенок научится безошибочно различать определенный слоговой ряд, можно начинать проводить тренировочные упражнения по воспроизведению более сложных слоговых рядов. Далее проводится работа по различению слов, близких по звуковому составу, состоящих из правильно произносимых ребенком звуков. Для этого используются следующие типы игровых упражнений:
— повторить за логопедом слова, близкие по звуковому со — провести сравнение лексического значения слов, близ — подобрать картинки к словам, близким по звуковому — дополнить предложение, выбрав из ряда слов, близких по — исправить ошибку, допущенную логопедом (правильные Приведем примеры упражнений. ? Выделить слог «на» из слогового ряда: ? Определить, какой слог лишний: ♦ Повторить за логопедом слова, близкие по звуковому со «вол — пол — дол — кол — тол, тик — так — тук — ток» и т. д. ♦ Провести сравнение лексического значения слов, близ Что означает «лужи»? Что означает «лыжи»? ♦ Подобрать картинки к словам, близким по звуковому со «лук — сук», «булка — белка», «удочка — уточка», «ночь — Дочь», «пила — Мила», «молоток — коробок», «сова — софа» и т. д.
♦ Выбрать лишнее слово, которое по звуковому составу не «мак — бак — так — башмак». ♦ Дополнить предложение, выбрав по картинкам нуж У девочки... (батон). У бабушки... (нитка). У девочки... (бутон). У бабушки... (ватка). У папы... (плетка). У мальчика... (бинт). У папы... (пленка). У мальчика... (винт). ♦ Исключить лишнее слово: ♦ Разделить картинки с изображениями предметов, в на «малина», «носки», «майка», «ноги», «машина», «мыло», «нож», «мухомор», «нос». ♦ Отобрать из набора картинок только картинки с изо
«фартук», «вата», «фата», «фантик», «вишни», «ванна», «василек», «фрукты», «флажок», «флакон», «ворона». ♦ Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи. Дети должны вставить пропущенное слово. Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (подушка). Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка). ♦ Логопед читает стихотворение. Ребенок должен выб Что скатали мы зимой?., (дом, ком, гном, сом) Что построили с тобой?., (дом, ком, гном, сом) На крючок в реке попал?., (дом, ком, гном, сом) Может все, хоть ростом мал?., (дом, ком, гном, сом)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|