3-й этап. Развитие звукового анализа и синтеза
3-й этап. Развитие звукового анализа и синтеза В развитии фонематического слуха сознательный звуковой анализ и синтез играет большую роль, способствуя, с од- ной стороны, развитию понимания речи, т. е. дети лучше воспринимают и различают морфологические единицы, предлоги, словообразовательные модели, а с другой стороны, оказывая положительное влияние на овладение грамотой (Р. Е. Левина). На данном этапе ребенок должен овладеть навыками: — вычленения первого или последнего звука, определения — определения звука перед или после выделенного звука, — определения количества звуков или слогов в словах. Традиционная методика по формированию навыка звукового анализа и синтеза представлена следующим алгоритмом: анализ ряда гласных звуков — анализ слогов, состоящих из гласного и согласного звуков, анализ согласных звуков — анализ слов различной слоговой структуры (Г. А. Каше, Г. В. Чир-кина). При разработке методики обучения детей с открытой ринолалией мы учитывали, что на ранних стадиях развития речи детей при нормальном онтогенезе понимание речевого высказывания строится на основе улавливания ритмико-ме-лодической структуры слова или предложения. В дальнейшем понимание речевого высказывания опирается на восприятие фонемного состава слова. Для различения фонем необходимо произвести их вычленение из потока речи, т. е. произвести вторичный анализ. Таким образом, в спонтанной речи говорящий не осознает членения высказывания на отдельные составляющие слова и звуки (А. А. Леонтьев). Исходя из этого, выделены два этапа обучения звуковому анализу.
1. Подготовка к звуковому анализу и синтезу, что предпо 2. Звуковой анализ и синтез, предполагающий операции При развитии звукового анализа и синтеза слова была определена следующая последовательность работы: — определение количества слогов в словах разной сложно
— выделение в звуковом потоке гласного (согласного) — выделение из слога гласного (согласного) звука; — выделение первого (последнего) звука в слове; — выделение слова с предложенным звуком из группы слов — определение места, количества, последовательности зву — творческие задания (например, придумать слова с задан Работа по обучению звуковому анализу и синтезу первоначально проводится с опорой на вспомогательные средства (зрительные опоры, выполнение движений). Затем работа осуществляется на основе слухопроизносительных представлений ребенка, т. е. без вспомогательных средств. Звуковой анализ и синтез проводится только на материале слов с правильно произносимыми звуками. Приведем примеры игровых упражнений для развития элементарного звукового анализа и синтеза. Определение количества слогов в слове Домик Цель: определение количества слогов в слове. Оборудование. Карточка с прорезями на уровне крыши (для выставления количества слогов) и окна (для выставления картинки). Описание. Логопед предлагает назвать картинку, появившуюся в окне домика; определить количество слогов в ее названии; выставить цифру на «крыше домика», соответствующую количеству слогов в слове. Подбери слог к словам Цель: определение недостающего слога в слове.
Оборудование. Карточки со слогами и вспомогательной картинкой. Описание. Логопед произносит начало слова, ребенок должен определить недостающий слог в слове, найти соответствующую карточку, определить количество слогов в слове. Выделение в звуковом потоке гласного (согласного} звука Определи звук Цель: выделение из звукового потока гласного (согласного) звука. Оборудование. Зрительные символы. Описание 1-й вариант. Логопед называет поток звуков, ребенок должен выделить заданный звук, подняв зрительный символ — карточку, букву или флажок. 2-й вариант. Логопед называет звуковой ряд согласных звуков. Ребенок должен выделить заданный звук, подняв зрительный символ. Выделение первого {последнего} звука в слове Назови имя Цель: звуковой анализ и синтез слов. Оборудование. Карточки с изображениями двух девочек и вспомогательных картинок. Описание. Логопед предлагает детям по начальным звукам изображений вспомогательных картинок определить имя каждой девочки. Каждой букве свое место Цель: выделение первого звука в слове. Оборудование. Карточки с буквами и предметные картинки. Описание. Логопед предлагает ребенку назвать картинки, расположенные справа на карточке, выделить первый звук в их названиях и соотнести его с буквами, предложенными на карточке слева. Ребенок соединяет карандашом букву и картинку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|