Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3-й этап. Развитие звукового анализа и синтеза




3-й этап. Развитие звукового анализа и синтеза

В развитии фонематического слуха сознательный звуко­вой анализ и синтез играет большую роль, способствуя, с од-


ной стороны, развитию понимания речи, т. е. дети лучше вос­принимают и различают морфологические единицы, предло­ги, словообразовательные модели, а с другой стороны, оказы­вая положительное влияние на овладение грамотой (Р. Е. Ле­вина).

На данном этапе ребенок должен овладеть навыками:

— вычленения первого или последнего звука, определения
места звука в слове (в начале, в середине, в конце);

— определения звука перед или после выделенного звука,
последовательности звуков в слове;

— определения количества звуков или слогов в словах.

Традиционная методика по формированию навыка звуко­вого анализа и синтеза представлена следующим алгоритмом: анализ ряда гласных звуков — анализ слогов, состоящих из гласного и согласного звуков, анализ согласных звуков — ана­лиз слов различной слоговой структуры (Г. А. Каше, Г. В. Чир-кина).

При разработке методики обучения детей с открытой ринолалией мы учитывали, что на ранних стадиях развития речи детей при нормальном онтогенезе понимание речевого высказывания строится на основе улавливания ритмико-ме-лодической структуры слова или предложения. В дальней­шем понимание речевого высказывания опирается на вос­приятие фонемного состава слова. Для различения фонем необходимо произвести их вычленение из потока речи, т. е. произвести вторичный анализ. Таким образом, в спонтан­ной речи говорящий не осознает членения высказывания на отдельные составляющие слова и звуки (А. А. Леонтьев). Исходя из этого, выделены два этапа обучения звуковому анализу.

1. Подготовка к звуковому анализу и синтезу, что предпо­
лагает различные операции на уровне предложения: опреде­
ление количества слов и их порядка в предложении, составле­
ние схем предложений.

2. Звуковой анализ и синтез, предполагающий операции
на уровне звука.

При развитии звукового анализа и синтеза слова была оп­ределена следующая последовательность работы:

— определение количества слогов в словах разной сложно­
сти;


 





— выделение в звуковом потоке гласного (согласного)
звука;

— выделение из слога гласного (согласного) звука;

— выделение первого (последнего) звука в слове;

— выделение слова с предложенным звуком из группы слов
или из предложения;

— определение места, количества, последовательности зву­
ков в слове;

— творческие задания (например, придумать слова с задан­
ными звуками).

Работа по обучению звуковому анализу и синтезу перво­начально проводится с опорой на вспомогательные средства (зрительные опоры, выполнение движений). Затем работа осу­ществляется на основе слухопроизносительных представле­ний ребенка, т. е. без вспомогательных средств.

Звуковой анализ и синтез проводится только на материале слов с правильно произносимыми звуками.

Приведем примеры игровых упражнений для развития эле­ментарного звукового анализа и синтеза.

Определение количества слогов в слове

Домик

Цель: определение количества слогов в слове.

Оборудование. Карточка с прорезями на уровне крыши (для выставления количества слогов) и окна (для выставления картинки).

Описание. Логопед предлагает назвать картинку, появив­шуюся в окне домика; определить количество слогов в ее назва­нии; выставить цифру на «крыше домика», соответствующую количеству слогов в слове.

Подбери слог к словам

Цель: определение недостающего слога в слове.

Оборудование. Карточки со слогами и вспомогательной картинкой.

Описание. Логопед произносит начало слова, ребенок дол­жен определить недостающий слог в слове, найти соответству­ющую карточку, определить количество слогов в слове.


Выделение в звуковом потоке гласного (согласного} звука

Определи звук

Цель: выделение из звукового потока гласного (согласного) звука.

Оборудование. Зрительные символы.

Описание

1-й вариант. Логопед называет поток звуков, ребенок дол­жен выделить заданный звук, подняв зрительный символ — карточку, букву или флажок.

2-й вариант. Логопед называет звуковой ряд согласных звуков. Ребенок должен выделить заданный звук, подняв зри­тельный символ.

Выделение первого {последнего} звука в слове

Назови имя

Цель: звуковой анализ и синтез слов.

Оборудование. Карточки с изображениями двух девочек и вспомогательных картинок.

Описание. Логопед предлагает детям по начальным звукам изображений вспомогательных картинок определить имя каж­дой девочки.

Каждой букве свое место

Цель: выделение первого звука в слове.

Оборудование. Карточки с буквами и предметные картинки.

Описание. Логопед предлагает ребенку назвать картинки, рас­положенные справа на карточке, выделить первый звук в их названиях и соотнести его с буквами, предложенными на кар­точке слева. Ребенок соединяет карандашом букву и картинку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...