Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Барабанщики. Развитие кинетической организации речи. Развитие фонематического Восприятия




Барабанщики

Ребенок произносит слоги, ритмично отстукивая поход­ный марш.

? Пам — пара — па — памм — паммм!
Пам — пара — па — памм — паммм!
Пам — пара — па — памм — паммм!
Пам! Памм! Паммм!

? Нам — нана — на — намм — наммм!
Нам — нана — на — намм — наммм!
Нам — нана — на — намм — наммм!
Нам! Намм! Наммм!

Ребенок ритмично, скандированно читает стихотворения, имитируя барабанный бой.

♦ Бей в барабан, бей в барабан! Громче бей в барабан! Тра — та — та! Тра — та — та!


 

? Вот солдаты идут,
Вот идут! Вот идут!
Ружья на плечах несут,
Вот несут! Вот несут!

? Вот охотник в лес идет,
Он идет! Он идет!
Волка серого убьет,
Он убьет! Он убьет!
Пиф — пиф — паф!
Пиф — пиф — паф!
Пиф! Паф!

? Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била бурю! (2 раза)

? Левой, правой,
Левой, правой,

На парад идет отряд. На парад идет отряд. Барабанщик чень рад: Барабанит, барабанит Полтора часа подряд!

Развитие кинетической организации речи

Развитию организованных двигательных актов, формирова­нию кинетической организации речи способствует воспроиз­ведение слоговых рядов (А. Р. Лурия, А. К. Маркова, Г. А. Каше).

С детьми с дефектами звукопроизношения, типичными для других речевых нарушений, и детьми с дефектами звукопроиз­ношения без атипичных компенсаторных артикуляций вос­произведение слоговых рядов проводится с использованием взрывных звуков [п], [т], [к], так как у этих детей произноше­ние данных звуков не нарушено или к этому этапу работы уже поставлено.

С детьми с дефектами звукопроизношения с преобладани­ем атипичных компенсаторных артикуляций воспроизведение слоговых рядов начинается с использования фрикативных зву­ков [ф], [х] и сонорных носовых звуков [м], [н]. Взрывные звуки подключаются к работе по мере их постановки.


В процессе работы по воспроизведению слоговых рядов ис­пользуются акцентно-ритмические модели, охватывающие одно-, двух-, трех-, четырехсложные структуры с ударением на

каждом слоге.

Набор слоговых моделей соответствует фонологической

системе русского языка.

При подборе фонетического материала учитываются:

— позиция максимального выявления звуков, т. е. сильная
позиция каждого звука (например, для гласных звуков силь­
ной является позиция под ударением, для согласных взрыв­
ных звуков — начало слова, для согласных фрикативных —
позиция конца слова, для звонких согласных — позиция меж­
ду гласными звуками);

— позиционные модификации звуков в зависимости от ком­
бинаторных условий конкретных словоформ (например,
изменения артикуляционного уклада согласного звука в зави­
симости от последующего гласного);

— орфоэпические нормы русского языка (например, реду­
цированное произнесение безударных гласных звуков, оглу­
шение согласных звуков в позиции конца слова).

Исходя из этого, в начале обучения при воспроизведении слоговых рядов в сочетании с согласным звуком рекомендует­ся использовать гласный [а], не оказывающий позиционного влияния на предшествующий согласный. Постепенно в рабо­ту включаются другие гласные звуки.

Работа по воспроизведению слоговых рядов проводится в определенной последовательности.

♦ Произнесение одинаковых слогов с постепенным увели­
чением их количества:

«па — па, па — па — па, па — па — па — па»; «на — на, на — на — на, на — на — на — на».

♦ Произнесение слогов, состоящих из одинаковых соглас­
ных и разных гласных звуков:

«па — по — пу»; «на — но — ну».

♦ Произнесение слогов, состоящих из одинаковых глас­
ных и разных согласных звуков:

«па — та — ка»; «ма — на».


♦ Произнесение слогов, состоящих из разных согласных
и разных гласных звуков:

«па — ту — ко»; «ма — но — му».

♦ Произнесение закрытых и обратных слогов:
«пап — ап»;

«нан — ан».

♦ Произнесение слогов со стечением согласных звуков:
«птка — птко — птку»;

«мна — мно — мну».

Отработанные слоговые ряды включаются в произнесение различных интонационных моделей: «Птка — птко — пткэ? — Ткпа — ткпо — ткпы! »

При выполнении тренировочных упражнений особое вни­мание уделяется удержанию слогового ряда на слух.

Развитие фонематического Восприятия

Фонематическое восприятие — это способность к вос­приятию звуковой стороны речи, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. Основой фонемати­ческого восприятия является фонематический слух, т. е. спо­собность выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам — фонемам (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Н. Х. Швачкин). Для того чтобы распознать фонему, необходимо различать те ее звуковые признаки, ко­торыми она отличается от других фонем. Общеизвестно, что согласные звуки различаются по пяти дифференциальным признакам — по наличию или отсутствию вибрации голосо­вых складок, по способу артикуляции, по месту артикуляции, по наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу, по месту резонирования. Гласные звуки различаются по трем признакам — по участию или Неучастию губ в артикуляции, по степени подъема языка к Твердому нёбу, по месту подъема языка. Нарушение воспри­ятия хотя бы одного дифференциального признака при­водит к неспособности идентифицировать словоформы (Г. В. Чиркина). Таким образом, фонематический слух кон-


 


 




 

тролирует собственное произношение и произношение ок­ружающих.

Развитие фонематического восприятия проводится в несколь­ко этапов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...