Барабанщики. Развитие кинетической организации речи. Развитие фонематического Восприятия
Барабанщики Ребенок произносит слоги, ритмично отстукивая походный марш. ? Пам — пара — па — памм — паммм! ? Нам — нана — на — намм — наммм! Ребенок ритмично, скандированно читает стихотворения, имитируя барабанный бой. ♦ Бей в барабан, бей в барабан! Громче бей в барабан! Тра — та — та! Тра — та — та!
? Вот солдаты идут, ? Вот охотник в лес идет, ? Пара барабанов, ? Левой, правой, На парад идет отряд. На парад идет отряд. Барабанщик чень рад: Барабанит, барабанит Полтора часа подряд! Развитие кинетической организации речи Развитию организованных двигательных актов, формированию кинетической организации речи способствует воспроизведение слоговых рядов (А. Р. Лурия, А. К. Маркова, Г. А. Каше). С детьми с дефектами звукопроизношения, типичными для других речевых нарушений, и детьми с дефектами звукопроизношения без атипичных компенсаторных артикуляций воспроизведение слоговых рядов проводится с использованием взрывных звуков [п], [т], [к], так как у этих детей произношение данных звуков не нарушено или к этому этапу работы уже поставлено. С детьми с дефектами звукопроизношения с преобладанием атипичных компенсаторных артикуляций воспроизведение слоговых рядов начинается с использования фрикативных звуков [ф], [х] и сонорных носовых звуков [м], [н]. Взрывные звуки подключаются к работе по мере их постановки.
В процессе работы по воспроизведению слоговых рядов используются акцентно-ритмические модели, охватывающие одно-, двух-, трех-, четырехсложные структуры с ударением на каждом слоге. Набор слоговых моделей соответствует фонологической системе русского языка. При подборе фонетического материала учитываются: — позиция максимального выявления звуков, т. е. сильная — позиционные модификации звуков в зависимости от ком — орфоэпические нормы русского языка (например, реду Исходя из этого, в начале обучения при воспроизведении слоговых рядов в сочетании с согласным звуком рекомендуется использовать гласный [а], не оказывающий позиционного влияния на предшествующий согласный. Постепенно в работу включаются другие гласные звуки. Работа по воспроизведению слоговых рядов проводится в определенной последовательности. ♦ Произнесение одинаковых слогов с постепенным увели «па — па, па — па — па, па — па — па — па»; «на — на, на — на — на, на — на — на — на». ♦ Произнесение слогов, состоящих из одинаковых соглас «па — по — пу»; «на — но — ну». ♦ Произнесение слогов, состоящих из одинаковых глас
«па — та — ка»; «ма — на». ♦ Произнесение слогов, состоящих из разных согласных «па — ту — ко»; «ма — но — му». ♦ Произнесение закрытых и обратных слогов: «нан — ан». ♦ Произнесение слогов со стечением согласных звуков: «мна — мно — мну». Отработанные слоговые ряды включаются в произнесение различных интонационных моделей: «Птка — птко — пткэ? — Ткпа — ткпо — ткпы! » При выполнении тренировочных упражнений особое внимание уделяется удержанию слогового ряда на слух. Развитие фонематического Восприятия Фонематическое восприятие — это способность к восприятию звуковой стороны речи, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. Основой фонематического восприятия является фонематический слух, т. е. способность выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам — фонемам (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Н. Х. Швачкин). Для того чтобы распознать фонему, необходимо различать те ее звуковые признаки, которыми она отличается от других фонем. Общеизвестно, что согласные звуки различаются по пяти дифференциальным признакам — по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок, по способу артикуляции, по месту артикуляции, по наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу, по месту резонирования. Гласные звуки различаются по трем признакам — по участию или Неучастию губ в артикуляции, по степени подъема языка к Твердому нёбу, по месту подъема языка. Нарушение восприятия хотя бы одного дифференциального признака приводит к неспособности идентифицировать словоформы (Г. В. Чиркина). Таким образом, фонематический слух кон-
тролирует собственное произношение и произношение окружающих. Развитие фонематического восприятия проводится в несколько этапов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|