Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение места, количества и последовательности звуков в слове




Поезд

Цель: выделение первого (последнего) звука в слове.

Оборудование. Поезд, состоящий из трех вагонов, разные Мелкие игрушки, которые можно посадить в вагончики поезда.

Описание

1-й вариант. Логопед показывает детям поезд и говорит, Что машинистом поезда будет мишка (или любая другая иг­рушка). Поезд отправится только тогда, когда все вагоны бу~


 


 




дут загружены. Машинист просит, чтобы названия грузов начинались со звука [а] (например, «апельсин», «автобус», «аба­жур»). Называя предметы, логопед выкладывает их перед деть­ми, потом предлагает повторить слова вместе с ним, выделяя при этом первый звук в слове.

При последующем проведении игры логопед берет пред­меты, названия которых начинаются с других звуков ([м]: «мак», «молоток», «марка» и др. ).

2-й вариант. Логопед предлагает детям самим «грузить» вагоны. Для этого нужно правильно выбрать те игрушки, на­звания которых начинаются со звука [а]. Перед детьми рас­кладывают разные предметы (например, апельсин, абрикос, ав­тобус, матрешка, ложка, самолет). Логопед просит детей вместе с ним назвать эти предметы и выбрать те, названия которых начинаются на [а]. При этом он произносит слова, слегка ин­тонационно выделяя первые звуки. Если дети правильно вы­бирают предметы, они грузят их в вагоны, мишка-машинист благодарит их, и поезд трогается с места. Подобно проводится игра со словами, начинающимися с других звуков.

3-й вариант. Игра проводится аналогично, но детям нужно уметь выделять не только начальный звук в слове, но и конеч­ный. В каждый следующий вагон нужно погрузить предмет, название которого начинается на тот звук, которым кончи­лось предыдущее слово (например: в первый вагон грузят апель­син, значит, во второй — носок, в третий — корову и т. д. ).

Определение места, количества и последовательности звуков в слове

Буквы рассыпались

Цели: определение места и последовательности звуков в сло­ве, соотнесение звуков и букв.

Оборудование. Предметные картинки, карточки с буквами, из которых составляются слова, проставленные на картинках.

Описание. Логопед предлагает детям назвать картинку, оп­ределить количество и последовательность звуков, составить слово из букв.

Угадай слово

Цели: определение места и последовательности звуков в сло­ве, развитие зрительного внимания.


Оборудование. Карточки с изображениями и названиями 1 четырех предметов и пустых клеток для составления нового • слова.

Описание. Логопед предлагает детям назвать картинки, оп­ределить количество и последовательность звуков, затем по линиям, идущим от букв предложенных слов, правильно соста­вить пятое слово.

Развитие речевого дыхания

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и ар­тикуляционную функции. Дыхание в момент речи существен­но отличается от обычного, когда человек молчит. Вне речи продолжительность выдоха и вдоха примерно одинакова. В мо­мент речи выдох намного длиннее вдоха, человек производит ' вдвое меньше дыхательных движений. Для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в мо­мент речи значительно (приблизительно в 3 раза) увеличива­ется объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Вдох при речи становится более коротким и глубоким. Еще одной особен­ностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи происходит при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кро­ме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего не­возможна звучная речь.

Таким образом, для речеобразования необходимо вырабо­тать сильную, направленную воздушную струю.

Открытая ринолалия тяжело отражается на функциональ­ных свойствах дыхательной системы. У детей вследствие ве-лофарингальной недостаточности наблюдается значительная потеря выдыхаемого воздуха за счет его утечки через нос, из-за чего сокращается продолжительность речевого выдоха. Именно нарушение функции дыхания приводит к гиперна­зализации, к ограничению произнесения всех звуков речи и к появлению в речи детей атипичных компенсаторных арти­куляций (фарингальных и глоточных реализаций). Поэтому | первостепенной задачей в общей системе нормализации про-


 



 



износительнои стороны речи детей с врожденными расщели­нами нёба выступает развитие речевого дыхания.

Развитие речевого дыхания мы рекомендуем проводить в три этапа (рис. 4):

— постановка диафрагмально-реберного типа дыхания;

— формирование длительного ротового выдоха;

— дифференциация ротового и носового выдохов, их дли­
тельности, переключаемости.

Рассмотрим подробнее каждый этап коррекционного обу­чения.

Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания

Формирование

длительного ротового

выдоха

Дифференциация

ротового и носового

выдохов, их длительности,

переключаемости

Формирование речевого дыхания

Формирование фиксированного выдоха

Распределение выдоха в процессе речи

Формирование форсированного выдоха

«Добор» воздуха в процессе речи

Формирование

умения сочетать

фиксированный

и форсированный

выдохи

Рис. 4. Этапы работы над дыханием


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...