Определение места, количества и последовательности звуков в слове
Поезд Цель: выделение первого (последнего) звука в слове. Оборудование. Поезд, состоящий из трех вагонов, разные Мелкие игрушки, которые можно посадить в вагончики поезда. Описание 1-й вариант. Логопед показывает детям поезд и говорит, Что машинистом поезда будет мишка (или любая другая игрушка). Поезд отправится только тогда, когда все вагоны бу~
дут загружены. Машинист просит, чтобы названия грузов начинались со звука [а] (например, «апельсин», «автобус», «абажур»). Называя предметы, логопед выкладывает их перед детьми, потом предлагает повторить слова вместе с ним, выделяя при этом первый звук в слове. При последующем проведении игры логопед берет предметы, названия которых начинаются с других звуков ([м]: «мак», «молоток», «марка» и др. ). 2-й вариант. Логопед предлагает детям самим «грузить» вагоны. Для этого нужно правильно выбрать те игрушки, названия которых начинаются со звука [а]. Перед детьми раскладывают разные предметы (например, апельсин, абрикос, автобус, матрешка, ложка, самолет). Логопед просит детей вместе с ним назвать эти предметы и выбрать те, названия которых начинаются на [а]. При этом он произносит слова, слегка интонационно выделяя первые звуки. Если дети правильно выбирают предметы, они грузят их в вагоны, мишка-машинист благодарит их, и поезд трогается с места. Подобно проводится игра со словами, начинающимися с других звуков. 3-й вариант. Игра проводится аналогично, но детям нужно уметь выделять не только начальный звук в слове, но и конечный. В каждый следующий вагон нужно погрузить предмет, название которого начинается на тот звук, которым кончилось предыдущее слово (например: в первый вагон грузят апельсин, значит, во второй — носок, в третий — корову и т. д. ).
Определение места, количества и последовательности звуков в слове Буквы рассыпались Цели: определение места и последовательности звуков в слове, соотнесение звуков и букв. Оборудование. Предметные картинки, карточки с буквами, из которых составляются слова, проставленные на картинках. Описание. Логопед предлагает детям назвать картинку, определить количество и последовательность звуков, составить слово из букв. Угадай слово Цели: определение места и последовательности звуков в слове, развитие зрительного внимания. Оборудование. Карточки с изображениями и названиями 1 четырех предметов и пустых клеток для составления нового • слова. Описание. Логопед предлагает детям назвать картинки, определить количество и последовательность звуков, затем по линиям, идущим от букв предложенных слов, правильно составить пятое слово. Развитие речевого дыхания Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Вне речи продолжительность выдоха и вдоха примерно одинакова. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, человек производит ' вдвое меньше дыхательных движений. Для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно (приблизительно в 3 раза) увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Вдох при речи становится более коротким и глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи происходит при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.
Таким образом, для речеобразования необходимо выработать сильную, направленную воздушную струю. Открытая ринолалия тяжело отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. У детей вследствие ве-лофарингальной недостаточности наблюдается значительная потеря выдыхаемого воздуха за счет его утечки через нос, из-за чего сокращается продолжительность речевого выдоха. Именно нарушение функции дыхания приводит к гиперназализации, к ограничению произнесения всех звуков речи и к появлению в речи детей атипичных компенсаторных артикуляций (фарингальных и глоточных реализаций). Поэтому | первостепенной задачей в общей системе нормализации про-
износительнои стороны речи детей с врожденными расщелинами нёба выступает развитие речевого дыхания. Развитие речевого дыхания мы рекомендуем проводить в три этапа (рис. 4): — постановка диафрагмально-реберного типа дыхания; — формирование длительного ротового выдоха; — дифференциация ротового и носового выдохов, их дли Рассмотрим подробнее каждый этап коррекционного обучения. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания Формирование длительного ротового выдоха Дифференциация ротового и носового выдохов, их длительности, переключаемости
Формирование фиксированного выдоха
Формирование форсированного выдоха
Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи Рис. 4. Этапы работы над дыханием
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|