Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха




Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха

? Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками.

? Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые
губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежут­
ки (ф! ф! ф! ).

? Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдох­
нуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

? Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдох­
нуть носом (рот не закрывать).

? Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообраз­
но выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голо­
сом (м! м! м! ).

? Вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы
рта, сначала через правый, затем через левый.

? Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толч­
кообразно выдохнуть через «трубочку» (у! у! у! ).

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксиро­ванный и форсированный выдох

? Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть с усилением в кон­
це (ф____ ф! ф! ).

? Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце пере­
ходя в плавный выдох (ф! ф! ф____ ).

♦ Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, уд-
| линенно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце
'" (У у! у! )-


 


♦ Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толч­
кообразно выдохнуть, в конце переходящий в плавный выдох

(у! у! у___ )•

? Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, удлиненно выдох­
нуть через нос с усилением в конце с голосом (м__ м! м! ).

? Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно
выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (м! м! м_ ).

? Губы в улыбке. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть
через рот (с____ с! с! ).

? Губы в улыбке. Вдохнуть носом, толчкообразно выдох­
нуть, в конце переходя в плавный выдох (с! с! с__ ).

? Вдохнуть носом. Длительно произносить звук [ш] с уси­
лением в конце (ш___ ш! ш! ).

? Вдохнуть носом. Кратко произносить звук [ш], удли­
нить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш___ ).

При выполнении упражнений, когда воздух должен прохо­дить через рот, для развития самоконтроля мы рекомендуем использовать «носослушатель» (М. Е. Хватцев). «Носослуша-тель» представляет собой резиновую трубку, один конец ко­торой вставляют в ухо ребенка, а другой — в ноздрю. Если при ротовом выдохе воздух проходит через нос, ребенок ощу­щает давление воздушного потока и звуковых волн на бара­банную перепонку, слышит шумы. «Носослушатель» должен применяться при проговаривании всего речевого материала.

Можно также использовать резиновую трубку и стакан воды. Один конец трубки вставляют в ноздрю ребенка, дру­гой — опускают в воду. При утечке воздуха через нос в стака­не появятся пузыри.

Формирование речевого дыхания

Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и уд­линенным выдохом. В момент речи число дыхательных дви­жений вдвое меньше, чем при дыхании без речи, при этом увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (при­близительно в три раза), усиливая давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи.

Работа по формированию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:


 

1) распределение выдоха в процессе речи;

2) «добор» воздуха в процессе речи.

Распределение выдоха в процессе речи заключается в фор­мировании умения сознательно делить объем выдыхае­мого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределе­ние выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи — синтагмы.

Упражнения по формированию умения распределять вы­дох сначала проводятся с использованием слогов. Для этого можно применять прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно необ­ходимо увеличивать количество слогов.

Затем навыки произношения слогов на одном выдохе пере­носятся на слова, словосочетания и предложения. Каждое уве­личение цепочки на одно слово с детьми, в речи которых при­сутствуют атипичные компенсаторные артикуляции, должно отрабатываться в течение недели. С детьми, в речи которых преобладают заднеязычные артикуляции, новый речевой ма­териал отрабатывается в течение трех дней. С детьми с де­фектами звукопроизношения, нехарактерными для детей с расщелинами нёба, увеличение количества слов можно произ­водить ежедневно.

«Добор» воздуха. В процессе речи необходимо научить ребенка быстро, энергично, а главное, незаметно для слуша­телей добирать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе. Тренировочные упражнения снача­ла рекомендуется проводить с использованием детских счи-талочек. Затем «добор» воздуха тренируется на материале стихотворений. Добирать новую порцию воздуха необходи­мо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должна происходить утечка воздуха. Для самоконтроля утечки воздуха между словами ладонь ре­бенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

Работа над дыханием должна проводиться со всеми деть­ми, независимо от степени назализации и характера наруше-', ния звукопроизношения. Отличием в работе над дыханием • является темп усвоения материала на втором и третьем эта-


 



 81


 

пах работы и подбор речевого материала на третьем этапе. При подборе речевого материала необходимо учитывать осо­бенности произношения каждого ребенка, т. е. по возможно­сти исключать дефектно произносимые звуки. В случаях боль­шого количества нарушенных звуков можно использовать метод приближенного произношения (Г. В. Чиркина).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...