Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха
Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха ? Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками. ? Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые ? Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдох ? Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдох ? Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообраз ? Вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы ? Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толч Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдох ? Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть с усилением в кон ? Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце пере ♦ Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, уд-
♦ Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толч (у! у! у___ )• ? Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, удлиненно выдох ? Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно ? Губы в улыбке. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть ? Губы в улыбке. Вдохнуть носом, толчкообразно выдох
? Вдохнуть носом. Длительно произносить звук [ш] с уси ? Вдохнуть носом. Кратко произносить звук [ш], удли При выполнении упражнений, когда воздух должен проходить через рот, для развития самоконтроля мы рекомендуем использовать «носослушатель» (М. Е. Хватцев). «Носослуша-тель» представляет собой резиновую трубку, один конец которой вставляют в ухо ребенка, а другой — в ноздрю. Если при ротовом выдохе воздух проходит через нос, ребенок ощущает давление воздушного потока и звуковых волн на барабанную перепонку, слышит шумы. «Носослушатель» должен применяться при проговаривании всего речевого материала. Можно также использовать резиновую трубку и стакан воды. Один конец трубки вставляют в ноздрю ребенка, другой — опускают в воду. При утечке воздуха через нос в стакане появятся пузыри. Формирование речевого дыхания Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. В момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при дыхании без речи, при этом увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (приблизительно в три раза), усиливая давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. Работа по формированию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:
1) распределение выдоха в процессе речи; 2) «добор» воздуха в процессе речи. Распределение выдоха в процессе речи заключается в формировании умения сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи — синтагмы. Упражнения по формированию умения распределять выдох сначала проводятся с использованием слогов. Для этого можно применять прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно необходимо увеличивать количество слогов.
Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Каждое увеличение цепочки на одно слово с детьми, в речи которых присутствуют атипичные компенсаторные артикуляции, должно отрабатываться в течение недели. С детьми, в речи которых преобладают заднеязычные артикуляции, новый речевой материал отрабатывается в течение трех дней. С детьми с дефектами звукопроизношения, нехарактерными для детей с расщелинами нёба, увеличение количества слов можно производить ежедневно. «Добор» воздуха. В процессе речи необходимо научить ребенка быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей добирать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе. Тренировочные упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских счи-талочек. Затем «добор» воздуха тренируется на материале стихотворений. Добирать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должна происходить утечка воздуха. Для самоконтроля утечки воздуха между словами ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе. Работа над дыханием должна проводиться со всеми детьми, независимо от степени назализации и характера наруше-', ния звукопроизношения. Отличием в работе над дыханием • является темп усвоения материала на втором и третьем эта-
81
пах работы и подбор речевого материала на третьем этапе. При подборе речевого материала необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т. е. по возможности исключать дефектно произносимые звуки. В случаях большого количества нарушенных звуков можно использовать метод приближенного произношения (Г. В. Чиркина).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|