Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для развития речевого дыхания




Упражнения для развития речевого дыхания

♦ Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочета-
ния:

«па, папа, папапа, папапапа... »;

«папо, папопу, папопупы, папопупыпэ... »;

«папапопопупу, папапапопопопупупу... »;

«фаф, фаф фаф».

Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем произносить ударным первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т. д.

♦ Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может
быть прямым, обратным, порядковым и т. д.

«один, два»;

«один, два, три»;

«один, два, три, четыре... »

♦ По аналогии с предыдущим упражнением перечислять
дни недели, названия месяцев, времен года.

«понедельник»; «понедельник, вторник»; «понедельник, вторник, среда... » «январь»; «январь, февраль»; «январь, февраль, март... »

♦ Произносить считалочку «Тридцать три Егорки» в уме­
ренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по
три слова. Почувствовав, что эта порция освоена, переходить
на более длительные: вдох через четыре, пять, шесть и т. д.
«Егорок».

Как на горке, на пригорке (вдох)

Стоят тридцать три Егорки, (вдох)

Один Егорка, два Егорки, три Егорки, (вдох)

Четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох)

и т. д. до конца счета.


Следить, чтобы вдох не расходовался в паузах, он расходует­ся только на очередное сочетание слов.

♦ Упражнение аналогично предыдущему.

Шли семеро стариков, (вдох) Говорили старики про горох, (вдох) Первый говорит: «Горох хорош! » (вдох) Второй говорит: «Горох хорош! » (вдох) Третий говорит: «Горох хорош! » (вдох) И т. д. до конца счета.

♦ Наращивание слов в предложении.
Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

♦ Отработка в спокойном темпе длительного и равномер­
ного распределения выдоха при произнесении скорогово­
рок.

Вы ели-ели форелей у ели, / их еле-еле у ели доели.

Кукушка кукушонку сшила капюшон, / надел кукушонок капюшон, / как в капюшоне он смешон.

Не жалела мама мыла, / мама Милу мылом мыла. / Мила мыла не любила, / но не ныла Мила. / Мила — молодчина!

Пришел Прокоп — кипел укроп, / ушел Прокоп — кипел укроп. / Как при Прокопе кипел укроп, / так и без Прокопа кипел укроп.

Был тупогуб, тупогубенький бычок; / у быка бела губа была, тупа.

Турка курит трубку, / курка клюет крупку. / Не кури, тур-: ка, трубку, / не клюй, курка, крупку.

Постепенно в речевой материал необходимо включать сти­хотворные тексты, которые должны сопровождаться членени­ем на паузы, сначала после произнесения одной строчки, за­тем — двух, далее — куплета на одном выдохе.

♦ Среди белых голубей / Вот летает воробей, / Откликайся, не робей. / Вылетай-ка, воробей!


? На санках Саня с Соней /
Едут, санки погоняя. /
Санки — скок, Саню — в бок, /
Соню — бух в сугроб!

? Няня Петю без конца /

Мягкой губкой мыла, / Чтобы смыть с его лица / Синие чернила. Смыла губкой полосу / На щеке и на носу. / Только кончила купать — / Весь в чернилах он опять! С. Маршак

♦ Вот гуси с выводком гусят /

Галдят, шипят, как змеи, / Грузовику они грозят, / Вытягивая шеи. /

Но не страшна грузовику / Гусей горластых стая. / Гудком грозит он гусаку, / Дорогу расчищая.

С. Маршак

При отработке речевого дыхания на материале скорогово­рок и стихотворных текстов сначала необходимо хорошо вы­учить их содержание. Только после этого можно переходить к тренировочным упражнениям.

Речевой материал можно записывать на магнитофон, что позволит ребенку слышать себя со стороны.

Рациональное использование ротового выдоха способству­ет яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мело­дичности и звучности голоса, предохранению его от пере­утомления.

При проведении работы по нормализации дыхания необ­ходимо соблюдать ряд правил:

— заниматься только в проветренном помещении, до еды;

— не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать ко­
личество и темп упражнений, при недомогании лучше
отложить занятия;


 

— не делать слишком большой вдох;

— следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею;

— ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межре­
берные мышцы, мышцы нижней части живота;

— движения необходимо производить плавно, под счет, тихо;

— сочетать дыхательные упражнения с работой артикуля­
ционного и голосового аппаратов.

Коррекция произношения

Правильное звукопроизношение — необходимое условие формирования произносительной стороны речи.

При разработке плана индивидуальной работы по коррек­ции нарушений звукопроизношения необходимо учитывать характер дефекта:

— дефекты, свойственные детям с другими речевыми на­
рушениями;

— дефекты звукопроизношения, характерные для детей с
ринолалией без атипичных артикуляций;

— дефекты звукопроизношения, присущие детям с преоб­
ладанием атипичных компенсаторных артикуляций.

Индивидуально для каждого ребенка с учетом варианта нарушений необходимо определять последовательность поста­новки звуков и подбор речевого материала.

Коррекция нарушений звукопроизношения представлена традиционным алгоритмом: постановка звуков — автоматиза­ция звуков — дифференциация звуков — введение поставлен­ного звука в самостоятельную речь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...