Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциация звуков. Введение поставленного звука в самостоятельную речь. Список использованном и рекомендуемой литературы




Дифференциация зВукоВ

Работа по дифференциации звуков направлена на развитие умения отличать определенный звук от акустически близ­ких звуков и звуков, имеющих артикуляторное сходство.

Сначала сравниваются артикуляции смешиваемых звуков. Ребенку предлагаются задания по определению идентичных \ признаков артикуляционного уклада, затем выделяются отли-гчительные признаки. Далее для дифференциации предлага-|> К> тся слоги и слова, содержащие отрабатываемые звуки. Ре-|бенку попарно предъявляются на слух слоги и слова, содержа-РЦие новый звук, а также звук, который ранее был его | Заменителем, или слова, содержащие звуки, смешиваемые в про-|Изношении. Узнав предъявляемое слово, ребенок должен на-Звать звук, услышанный в нем, затем воспроизвести этот звук  составе слова.



 

В дальнейшем можно использовать упражнения на само­стоятельный подбор слов, содержащих тот или иной звук, а также слов, в которых находятся оба смешиваемых звука.

Введение поставленного звука в самостоятельную речь

На этом этапе у ребенка необходимо сформировать уме­ние безошибочно употреблять звук в самостоятельной речи. Для достижения этой цели традиционно используются тек­сты, стихотворения, скороговорки. Речевой материал прого­варивается сначала медленно, четко, с паузами после каждой строки. Затем темп речи постепенно ускоряется до нормаль­ного. Учитывая возрастные особенности детей, можно ис­пользовать также творческие упражнения, предполагающие самостоятельное составление рассказов, рифмованных чисто-говорок, придумывание сказок о предметах, загадок и пр.

В среднем время введения звука в самостоятельную речь колеблется от 1 до 3 месяцев и зависит от следующих факто­ров:

— возраста ребенка (чем раньше начато логопедическое
воздействие, тем быстрее достигаются результаты);

— степени и типа расщелины (дети с изолированной рас­
щелиной твердого и мягкого нёба достигают результа­
тов обычно более быстрыми темпами в сравнении с деть­
ми с двусторонней расщелиной);

— характера нарушения звукопроизношения (дети с пре­
обладанием атипичных компенсаторных артикуляций до­
стигают результатов в более медленном темпе);

— индивидуальных личностных качеств ребенка.

В результате коррекционной работы по нормализации про­износительной стороны речи происходит:

1) устранение фонетических и фонологических наруше­
ний;

2) нормализация произносительной стороны речи.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авакян Р. В., Хорга Д. С. Сбалансированные списки слов
для речевой аудиометрии // Сб. науч. тр. НИИ по болезням
уха, горла, носа и речи. Т. XIX. М., 1974.

2. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановле­
нию голоса у детей: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак.
под. ин-тов. М., 1973.

3. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. М.,
1964.

4. Вансовская Л. И. Устранение нарушений речи при врож­
денных расщелинах нёба. М., 2000.

5. Василенко З. С. Вторичные деформации зубных рядов и
прикуса по вертикали и методы их ортопедического лечения //
Комплекс, профилактика стомат. заболеваний. Киев, 1984.

6. Васичкин В. И. Справочник по массажу. Л., 1991.

7. Водолацкий М. П., Мельникова М. М., Бабанина Б. Г. и др.
Диспансеризация больных с врожденной патологией лица в
условиях межобластного центра: Метод, рек. для врачей-ин­
тернов и субординаторов. Ставрополь, 1985.

8. Водолацкий М. П., Христофорандо Ю. Д. Эффективность
ортодонтического лечения подростков // Актуал. пробл. ме­
дицины: Тез. докл. краевой науч. конф. Ставрополь, 1995.

9. Волосовец Т. В. Некоторые методы и приемы логопеди­
ческой работы с детьми (от 1, 5 до 3 лет), страдающих ринола-
лией // Актуал. пробл. дефектологии: Тез. докл. межвуз.
науч. конф. М, 1991.

 

10. Воронцова Т. Н. Принципы дооперационной профилак­
тической работы с детьми с врожденными расщелинами губы
и нёба // Речевые расстройства у детей и методы их устране­
ния: Сб. науч. тр. М., 1978.

11. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

12. Гаврилов Е. М. Деформация зубных рядов. М., 1984.

13. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны рус­
ского языка. М.; Л., 1948.

14. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследо­
вание детей 2—4 лет: Метод, пособие. М., 2004.

15. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и под­
ростков: Кн. для логопеда: 2-е изд., перераб. М., 1996.


 

16. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия / Под ред. О. Н. Уса-
новой. М., 1983.

17. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958.

18. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.,
1968.

19. Логопедия: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.
Дефектология / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова
и др.; Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989.

20. Мамедов А. А. Врожденная расщелина нёба и пути ее
устранения. Екатеринбург, 1998.

21. Маркова А. К. Недостатки произношения слоговой струк­
туры слова у детей, страдающих алалией // Специальная шко­
ла. М., 1961. Вып. 3.

22. Персии Л. С, Косырева Т. Ф. Оценка гармоничного раз­
вития зубочелюстной системы. М., 1996.

23. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под
ред. В. И. Селиверстого. М., 1997.

24. Репина З. А. Недостатки речи у детей с дефектом анато­
мического строения речевого аппарата // Дефектология. № 5.
1971.

25. Соломатина Г. Н. Влияние велофарингальной недоста­
точности на формирование фонетической стороны речи у
детей с врожденными расщелинами нёба // Образование в
России: мед. -психол. аспект: Материалы VII Всерос. науч. -
практ. конф. Калуга, 2002.

26. Соломатина Г. Н. Формирование звуко-слоговой струк­
туры слова у детей с ринолалией, обусловленной врожденной
расщелиной губы и нёба // Вестник СГПИ. Вып. 1. Ставро­
поль, 2003.

27. Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М. Влияние зубочелюст-
ных аномалий и деформаций на формирование дефектов зву-
копроизношения в детском возрасте // Актуал. вопр. клин,
стоматологии. Ставрополь, 2004.

28. Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М. Изучение воздействия
зубочелюстных аномалий и деформаций на звукопроизно-
шение у детей // Пед. наука и практика — региону: Матери­
алы межвуз. науч. -практ. конф. Ставрополь, 2004.

29. Уракова А. И. Сравнительная психологическая характе­
ристика ринолаликов и детей с нормальной речью // Дефек­
тология. № 2. 1972.


 




30. Хватцев М. Е. Логопедия. М, 1959.

31. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного
аппарата. М., 1969.

32. Чиркина Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их
коррекции: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1987.

33. Чиркина Г. В. О влиянии особенностей звукопроизно-
шения детей с врожденными расщелинами нёба на овладение
письмом // Соврем, состояние исслед. в изучении, обучении,
воспитании и труд, подготовке детей с нарушениями умств.
и физ. развития. М., 1971.

34. Чиркина Г. В. Обследование звуковой стороны речи у
детей // Методы обследования нарушений речи у детей. М.,
1982.

35. Чиркина Г. В. Преодоление носового оттенка речи у де­
тей с ринолалией // Дошкольное воспитание. № 3. 1983.

36. Edwards, M. Speech and language disability // In M. Edwards
and A. C. H. Watson (eds) Advances. Edinburgh, 1980.

37. Ellis R. The Exeter nasal anemometer // In R. Ellis and F/
Flack (eds) Palatoglossal Malfunction. London, 1979.

38. Grunwell P. Analysing Cleft Palate Speech. Whurr Publishers.
London, 1993.

39. Harding A. Speech development in relation to timing of cleft
palate repair. De Montfort University, 1993.

40. Hewlett N. Processes of development and production. In
P. Grunwell (ed. ) Developmental Speech Desoders. Edinburgh, 1990.

41. O'Gara M. M., Logemann J. Phonetic analyses of the speech
development of babies with cleft palate // Cleft Palate Journal 25, 1988.

42. Писарева З., Тодорова И. Методическо ръководство за
коригиране речта на деца с ринолалия. София, 1979.

43. Selley W. G., Ellis R. E., Flack F. C., Brooks W. A. Coordination
of sucking, swallowing and breathing in the newborn; its relationship
to infant feeding and normal development // British Journal of
Disorders of Communication. 25, 1990.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...