Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постановка зВукоВ. Автоматизация звуков




Постановка зВукоВ

Последовательность постановки звуков определяется осо­бенностями нарушений звукопроизношения детей с расще­линами нёба.

Дефекты звукопроизношения, свойственные детям с дру­гими речевыми нарушениями, устраняются постановкой зву­ков последовательно внутри каждой нарушенной фонетиче­ской группы в соответствии с системой работы по устране-^ нию дислалии. Так, вначале отрабатываются звуки группы свистящих, затем шипящих, аффрикат и сонорных.


 




 

Дефекты звукопроизношения, характерные для детей с ринолалией без атипичных компенсаторных артикуляций, ликвидируются отработкой вначале переднеязычных взрыв­ных звуков. Эти звуки отрабатываются в первую очередь, потому что, во-первых, они — наиболее употребительные в русском языке. Так, по данным A. M. Пешковского, звук [м] самый распространенный, он встречается в речи в среднем 5, 57 раза на каждые 100 фонем (для сравнения: звук [ts] — всего 1, 03 раза). Устранение нарушений произношения пе­реднеязычных взрывных звуков значительно повышает раз­борчивость речи. Во-вторых, у большинства детей этой груп­пы оказываются сохранными опорные для постановки губ-но-губные взрывные звуки.

Затем отрабатываются переднеязычные фрикативные зву­ки, аффрикаты и сонорные.

Дефекты звукопроизношения, присущие детям с преобла­данием атипичных компенсаторных артикуляций, устраняют­ся благодаря тому, что последовательность постановки звуков обуславливается доступностью артикуляционного уклада и сформированностыо воздушной струи.

Рассматривая степень доступности артикуляционного ук­лада для произношения звуков, Г. В. Чиркина выделила опре­деляющие ее факторы: возможность зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и ее легкость.

Возможность зрительного восприятия отдельных элемен­тов артикуляции (языка, губ) способствует образованию свя­зи между зрительными и двигательными образами. С точ­ки зрения зрительного восприятия артикуляционных пози­ций губные согласные звуки усваиваются легче, чем язычные.

Легкость артикуляции рассматривается как близость ее к безусловным рефлекторным движениям. С точки зрения лег­кости артикуляции наиболее простыми считаются гласные, носовые сонорные и взрывные звуки.

Учитывая эти факторы, сначала необходимо отрабатывать гласные и носовые сонорные звуки как наиболее легкие в артикуляционном отношении. Затем проводится постановка йотированных и наиболее легких фрикативных звуков [х], [ф], [в]. Далее отрабатываются взрывные, ротовые сонорные, афф­рикаты.


При постановке звуков первоначально проводятся подгото­вительные упражнения, цель которых — подготовить артику­ляционный уклад отрабатываемого звука. В работе по поста­новке звуков используются различные опорные звуки с учетом индивидуальных возможностей ребенка. Например, звук [ф] является базовым для постановки звука [с], который в свою очередь используется для постановки звуков [ш], [х], [ц]. Звук [ф] также является базовым для постановки звука [п], который затем используется для постановки звуков [т], [к] (рис. 5).

На рис. 5 пунктирной линией обозначены цепи опорных схем взрывных звуков, сплошной — фрикативных звуков и вибрантов.

При корректировке произношения используются различ­ные способы постановки звуков, основанные на подражании и механическом воздействии.

Способ постановки звуков, основанный на подражании, предполагает воспроизведение требуемого артикуляционного уклада без механического воздействия путем имитации. При этом применяются различные анализаторы — слуховой, так­тильно-вибрационный, зрительный, кинестетический, кинети­ческий. Мы рекомендуем обратить внимание на эффектив­ный прием моделирования звука при помощи кистей рук, пред­ложенный К. А. Волковой для обучения глухих детей (прил. 3). С одной стороны, данный прием является зрительной опорой при постановке звуков. С другой — создается внешний ана­лог кинестетического ощущения. Ребенку показывают кар­тинку, затем он выполняет данное движение, сопровождая его произнесением звука. Быстрая смена положения рук облег­чает и произнесение комплексов согласных звуков.

При постановке звуков механическим способом хорошо себя зарекомендовали логопедические зонды.

Автоматизация звуков

Автоматизация звуков направлена на выработку способ­ности произносить звук без сознательного его регулирова­ния. В логопедической практике отмечается длительность процесса автоматизации поставленного звука у детей с от­крытой ринолалией. Для его сокращения можно использо­вать тренировочные упражнения на ограниченном речевом материале, которые способствуют закреплению имеющихся


 


Рис. 5. Цепи опорных схем (по А. Г. Ипполитовой)


у детей произносительных навыков. В специальной методи­ческой литературе описывается опыт работы над произно­шением на ограниченном речевом материале (Г. А. Каше, Г. В. Чиркина и др. ). Авторы в своих работах отмечают, что приобретаемые на ограниченном речевом материале навы­ки могут распространяться (на основе переноса навыка) на речевой материал, не подвергавшийся специальной отработ­ке. Под переносом навыка в широком смысле понимается положительное влияние усвоенных навыков на овладение дру­гими изменениями (Е. И. Андреева), причем более быстрое овладение.

Тренировочные упражнения на ограниченном речевом материале желательно использовать и потому, что у детей с ринолалией большое количество нарушенных звуков, а это лимитирует подбор речевого материала.

Слова, словосочетания и предложения речевого материала дол­жны быть максимально насыщены отрабатываемым звуком, дол­жны исключаться неправильно произносимые звуки, т. е. следу­ет подбирать слова с усвоенными звуками. При этом учитыва­ется и смысловая доступность лексического материала.

На каждом занятии необходимо отрабатывать по три но­вых слова, одно словосочетание и одно предложение. Каждое последующее занятие начинается с повторения отработанно­го материала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...