Постановка зВукоВ. Автоматизация звуков
Постановка зВукоВ Последовательность постановки звуков определяется особенностями нарушений звукопроизношения детей с расщелинами нёба. Дефекты звукопроизношения, свойственные детям с другими речевыми нарушениями, устраняются постановкой звуков последовательно внутри каждой нарушенной фонетической группы в соответствии с системой работы по устране-^ нию дислалии. Так, вначале отрабатываются звуки группы свистящих, затем шипящих, аффрикат и сонорных.
Дефекты звукопроизношения, характерные для детей с ринолалией без атипичных компенсаторных артикуляций, ликвидируются отработкой вначале переднеязычных взрывных звуков. Эти звуки отрабатываются в первую очередь, потому что, во-первых, они — наиболее употребительные в русском языке. Так, по данным A. M. Пешковского, звук [м] самый распространенный, он встречается в речи в среднем 5, 57 раза на каждые 100 фонем (для сравнения: звук [ts] — всего 1, 03 раза). Устранение нарушений произношения переднеязычных взрывных звуков значительно повышает разборчивость речи. Во-вторых, у большинства детей этой группы оказываются сохранными опорные для постановки губ-но-губные взрывные звуки. Затем отрабатываются переднеязычные фрикативные звуки, аффрикаты и сонорные. Дефекты звукопроизношения, присущие детям с преобладанием атипичных компенсаторных артикуляций, устраняются благодаря тому, что последовательность постановки звуков обуславливается доступностью артикуляционного уклада и сформированностыо воздушной струи. Рассматривая степень доступности артикуляционного уклада для произношения звуков, Г. В. Чиркина выделила определяющие ее факторы: возможность зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и ее легкость.
Возможность зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции (языка, губ) способствует образованию связи между зрительными и двигательными образами. С точки зрения зрительного восприятия артикуляционных позиций губные согласные звуки усваиваются легче, чем язычные. Легкость артикуляции рассматривается как близость ее к безусловным рефлекторным движениям. С точки зрения легкости артикуляции наиболее простыми считаются гласные, носовые сонорные и взрывные звуки. Учитывая эти факторы, сначала необходимо отрабатывать гласные и носовые сонорные звуки как наиболее легкие в артикуляционном отношении. Затем проводится постановка йотированных и наиболее легких фрикативных звуков [х], [ф], [в]. Далее отрабатываются взрывные, ротовые сонорные, аффрикаты. При постановке звуков первоначально проводятся подготовительные упражнения, цель которых — подготовить артикуляционный уклад отрабатываемого звука. В работе по постановке звуков используются различные опорные звуки с учетом индивидуальных возможностей ребенка. Например, звук [ф] является базовым для постановки звука [с], который в свою очередь используется для постановки звуков [ш], [х], [ц]. Звук [ф] также является базовым для постановки звука [п], который затем используется для постановки звуков [т], [к] (рис. 5). На рис. 5 пунктирной линией обозначены цепи опорных схем взрывных звуков, сплошной — фрикативных звуков и вибрантов. При корректировке произношения используются различные способы постановки звуков, основанные на подражании и механическом воздействии. Способ постановки звуков, основанный на подражании, предполагает воспроизведение требуемого артикуляционного уклада без механического воздействия путем имитации. При этом применяются различные анализаторы — слуховой, тактильно-вибрационный, зрительный, кинестетический, кинетический. Мы рекомендуем обратить внимание на эффективный прием моделирования звука при помощи кистей рук, предложенный К. А. Волковой для обучения глухих детей (прил. 3). С одной стороны, данный прием является зрительной опорой при постановке звуков. С другой — создается внешний аналог кинестетического ощущения. Ребенку показывают картинку, затем он выполняет данное движение, сопровождая его произнесением звука. Быстрая смена положения рук облегчает и произнесение комплексов согласных звуков.
При постановке звуков механическим способом хорошо себя зарекомендовали логопедические зонды. Автоматизация звуков Автоматизация звуков направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования. В логопедической практике отмечается длительность процесса автоматизации поставленного звука у детей с открытой ринолалией. Для его сокращения можно использовать тренировочные упражнения на ограниченном речевом материале, которые способствуют закреплению имеющихся
Рис. 5. Цепи опорных схем (по А. Г. Ипполитовой) у детей произносительных навыков. В специальной методической литературе описывается опыт работы над произношением на ограниченном речевом материале (Г. А. Каше, Г. В. Чиркина и др. ). Авторы в своих работах отмечают, что приобретаемые на ограниченном речевом материале навыки могут распространяться (на основе переноса навыка) на речевой материал, не подвергавшийся специальной отработке. Под переносом навыка в широком смысле понимается положительное влияние усвоенных навыков на овладение другими изменениями (Е. И. Андреева), причем более быстрое овладение. Тренировочные упражнения на ограниченном речевом материале желательно использовать и потому, что у детей с ринолалией большое количество нарушенных звуков, а это лимитирует подбор речевого материала. Слова, словосочетания и предложения речевого материала должны быть максимально насыщены отрабатываемым звуком, должны исключаться неправильно произносимые звуки, т. е. следует подбирать слова с усвоенными звуками. При этом учитывается и смысловая доступность лексического материала. На каждом занятии необходимо отрабатывать по три новых слова, одно словосочетание и одно предложение. Каждое последующее занятие начинается с повторения отработанного материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|