Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование урока в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования




В методической литературе отмечается множество подходов к моделированию урока и составлению технологических карт урока.

В структуре технологической карты урока рекомендуется определить следующие блоки (См.: Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. - Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006. - 28с.):

І. Блок целеполагания.
1. Тема урока.
2. Цель урока.
3. Планируемый результат: знания, умения, навыки.
4. Личностноформирующая направленность урока.
(Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности - всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует).

ІІ. Блок инструментальный.
5. Задачи урока.
6. Тип урока.
7. Учебно-методический комплекс.

ІІІ. Блок организационно-деятельностный.
8. Таблица-схема "План урока".
9. Диагностика результатов урока.
10. Домашнее задание.

 

 

План урока обязательно содержит характеристику деятельности учителя и учащихся.

Задание: соотнесите различные формулировки деятельности учащихся

которые приводит А.Н. Артемьева,с уровнямимыслительных умений(поуточненнойтаксономии Блума), сгруппируйте их:

знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, создание.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Интернет- ресурс http://www.resobr.ru/materials/370/5411/?sphrase_id=37574#b (дата обращения 28.11.2013)

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Диктует. Дает:
  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...
Организует:
  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова и т.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют:
  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

 

 

Задание: проанализируйте один из возможных вариантов оформления схемы построения урока.

 

 

План урока

 

Тема урока: побудительные предложения.

Цель урока: охарактеризовать побудительные предложения и научить использовать их в процессе коммуникации.

Задачи урока: познакомить с разными способами выражения просьбы, требования, совета, запрета, приказа; сопоставить побудительные предложения с повествовательными и вопросительными предложениями с точки зрения функции и структуры; сформировать правильное употребление некоторых трудных для учеников форм глаголов повелительного наклонения; способствовать развитию чувства необходимости использовать наиболее эффективные по воздействию речевые средства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного их закрепления (применение их в речевой практике).

Планируемые результаты:

предметные: усвоение понятия побудительное предложение, нахождение места побудительных предложений в системе простых предложений по функции.

метапредметные:

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

успешное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения.

личностноформирующая направленность урока: готовность использовать различные речевые средства в выражении побуждения для достижения желаемого результата в общении, взаимопонимания между людьми; способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Оборудование урока: интерактивная доска, тексты, толковый словарь.

 

 


Этап урока Цель на данном этапе Деятельность учителя Деятельность учащихся Ожидаемые результаты
Организационный момент Приветствие учащихся, создание благоприятной рабочей обстановки. Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка готовности к уроку. Готовность к активной творческой работе.
Актуализация знаний, логически связанных с новым материалом. Повторить уже известные коммуникативные типы простых предложений (повествовательные и вопросительные). Предлагает прочитать выразительно текст (все тексты распечатаны для каждого и выведены на интерактивную доску) и поразмышлять над смыслом этих предложений.     Наблюдая окружающий мир, человек открывает прекрасное в самом себе. Но природа нуждается и в твоей защите. Умей наслаждаться красотой природы и береги её. Задание: найдите среди этих предложений повествовательные предложения.   Чтение текста. Ответы на вопросы, направленные на понимание смысла текста:   - Как вы понимаете смысл первого предложения? - Как можно защищать природу?   Нахождение повествовательных предложений. Формирование высказывания в устной форме. Повторение понятия повествовательное предложение.
Переход к новой теме, ее определению. Формулировка темы и цели урока. Вызвать затруднение в характеристике нового материала, сопоставив его с известным.       -Почему третье предложение не можем отнести к повествовательным? -Какова, на ваш взгляд, цель этого предложения?   Высказывание предположений. Предварительная формулировка темы. Запись темы урока в тетрадях. Определение цели урока. Уметь ставить цель деятельности.
Объяснение новой темы. («Открытие» нового знания). Четко обозначить цель урока, наметить конкретные задачи, определить алгоритм действий.       Наша задача – определить, как можно выразить побуждение средствами русского языка, чтобы добиться результата в своих действиях. -Как это можно сделать? (Можно пронаблюдать за подобными предложениями).     Высказывание предположений.   Уметь выдвигать гипотезы.
  Работа со значением слова «Побудить».     Анализ текста.     -Как вы понимаете значение слова «побудить»?   -Приведем однокоренные слова.     Попробуем продолжить наш текст. Пусть это будут предложения, в которых будут содержаться побуждение к действию, советы, требования или запреты. Но сначала посмотрим, что предлагает автор текста.   Обложи камешками родник. Выпрямь и укрепи надломленный ствол дерева. Отведи руку от подснежника на лесной поляне. Не обижай «братьев наших меньших». -Определим сказуемые в предложениях и посмотрим, на какие вопросы они отвечают. -А теперь поможем автору продолжить текст. Запишите побудительные предложения на эту тему.   Проверка по толковому словарю значения слова.   Побуждение. Побудительный.     Чтение продолжения текста (открывается шторка интерактивной доски, закрывавшая часть текста).   (Один из учеников обозначает сказуемые на интерактивной доске).     Устное сообщение «своих» примеров, коллективное обсуждение их с точки зрения правильности построения и отнесения к побудительным предложениям.     Проговаривание составленных примеров, запись в тетрадях наиболее удачных с обозначением грамматических основ. Умение использовать словарь для характеристики нового слова.     Умение осуществлять анализ текста, делать выводы на основе наблюдений. Умение следовать образцам предложений.
Вывод по новой теме.     Закрепление изученного, применение на практике полученных знаний.   «Мостик» к следующей теме. Обобщение и подведение итогов урока (рефлексия).   Объяснение домашнего задания, выставление мотивированных оценок. (Используется временная шкала на интерактивной доске).     Обобщение наблюдений.   Развитие умения видеть разнофункциональные простые части сложного предложения.     Развитие навыков анализа текста. Логическое продолжение и дополнение текста.     Развитие коммуникативной компетенции.     Мотивирование учащихся на решение более трудных задач. В побудительных предложениях содержится побуждение к действию, приказ, совет, запрет. Побудительными могут быть не только простые предложения, но и части сложного. Чтобы убедиться в этом, прочитаем начало стихотворения В.Солоухина «В узел связаны нити» и охарактеризуем в нем предложения по цели высказывания.   Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, Поглядите на чудо, Которое видеть вы раньше нигде не могли. Он умеет такое, что никто на земле не умеет.   - О чудесах природы узнаем также из следующего текста, в котором есть наставление. Найдем его.   Ученые обнаружили, что растения могут запоминать людей, которые находятся рядом с ними, помнят добро и зло. Конечно, могим было бы спокойнее считать, что береза, которую спиливают на дрова, не чувствует боли. Но это, наверное, все-таки не так. Увидев в лесу цветок илиросток, прежде чем сорвать его, подумай: «Он тоже живой!» (По О. Славину).     Предъявление текста и постановка лингвистической задачи. Проведение беседы по тексту.     Постановка вопросов, направленных на составление высказываний в нужной форме.     - В тексте о Лёше звучит выражение запрета, но чаще нам приходится обращаться с просьбами. Как получить положительный результат и как вежливо это делать, рассмотрим на следующем уроке. А сейчас проанализируем, что мы узнали и чему научились. Предъявляем на интерактивной доске таблицу, предлагаем ее дополнить.     Предложение на выбор заданий разной степени сложности. 1.Упр.139. $ 29. 2. Упр.140. $ 29. 3. Выпишите из текстов сказок побудительные предложения. 4. Сочините сказку, в которых герои побуждают к каким-либо действиям других героев (например, выражают запрет или высказывают просьбу).   Анализ первого предложения с точки зрения цели высказывания и нахождение части сложного предложения, представляющего побуждение. Запись второго предложения; доказательство того, что оно сложное; попутное объяснение постановки запятой в нем.   Чтение текста, определение его главной мысли, озаглавливание, характеристика подчеркнутой части по цели высказывания. (При необходимости повторяются знаки препинания при прямой речи).   Выразительное чтение текста (с инсценированием ситуации), оценка действий туриста, характеристика лингвистических средств, создающих выразительность текста. Выполнение заданий: Чтение текста об истории, приключившейся с Лешей и туристом. Формулировка своей оценки действий туриста и мальчика Леши. Определение того, что придает этой истории сказочный характер.   Однажды Лёша превратился в березку. Стоит, листочками шевелит… А какой-то турист посмотрел на Лёшу и говорит: «Хорошая березка, надо её срубить!..» И как замахнется на Лёшу топором! А Лёша подцепил его за шиворот, приподнял повыше и стал учить его уму-разуму – одной своей тоненькой веточкой, - бьет и приговаривает: «Не руби березок – не руби ёлок – не руби дубков – не руби сосенок – не руби вишенок – не руби ясеней – не руби рябинок – не руби баобабов…» Лёша мно-о-о-о-о-о-ого деревьев знал! (По С.Седову). Ответы на вопросы: - О чем говорит непривычно написанное слово «много»? - А как бы вы продолжили слова Лёши? (Посмотрите, в каком падеже нужно употребить существительные – названия деревьев и кустарников). - Найдите предложение, содержащее запрет. Какое это предложение по цели высказывания? На какой вопрос отвечает сказуемое?   Дополнение таблицы «Виды предложений по цели высказывания».   Повество- Вопро-??? вательные сительные   Выбор одного из домашних заданий. Продолжение формирования лингвистических представлений о синтаксисе простого предложения.   Развитие навыков анализа текстового материала. Выделение главной мысли текста. Развитие представлений о ценностях мира.     Формирование бережного отношения к природе. Нахождение в связном тексте изучаемых речевых средств.     Умение выразить свое отношение к действиям людей в определенных ситуациях.     Использование в речи побудительных предложений. Умение выразить запрет.     Систематизация изученного, встраивание нового знания в систему изученного ранее.   Самооценка своих возможностей.      
               

 

 


Лабораторное занятие №3

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

План

 

1. Виды учебных планов: календарный, тематический, календарно-тематический, план урока.

2. Методика составления календарного плана.

3. Методика составления тематического плана.

4. Методика составления календарно-тематического плана.

 

Задания

 

1. Составить картотеку статей методических журналов, посвященных планированию учебного материала.

2. Сопоставить различные подходы к планированию с точки зрения отражения содержания в планах в различных источниках: журнальных публикациях, авторских пособиях для учителя, методических руководствах к учебникам.

3. Составить календарный план изучения материала в одной из четвертей.

4. Составить календарно-тематический план изучения одной из тем (по выбору).

Литература

 

1. Баранов М.Г. и др. Методика преподавания русского языка.- М.: Просвещение.- 1990.- с. 98-101.

2.Литневская Е.И. и др. Методика…, с.125 -131.

 

 

Примерная схема календарного плана

 

Четверть Раздел программы Кол-во часов на раздел/на рср Письм. работы дикт./изл./соч. Календарные сроки

 

Примерная схема календарно-тематического плана

 

Четверть Раздел программы (включая работу по рср) Оборуд. Методы и приемы Попутн. повтор. Работа по развит. речи Межпр. связи Литерат.

 

 


Примерная схема календарно-тематического плана по ФГОС

 

 

№ п/п Дата Тема урока Изучаемые понятия Деятельность учащихся Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)
Предметные результаты Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) Личност-ные ИКТ-компетент-ность Основы учебно-исслед. и проект. деятельности Основы смыслового чтения и работа с текстом
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.
                     
                     

 

Задание

 

Сопоставить два варианта примерных тематических планов уроков русского языка в 5 классе, опубликованные на сайте «Образовательная система «Школа 2100»: по системе 5 час. в неделю и 6 часов в неделю.

Интернет-ресурс http://www.school2100.ru/ (дата обращения 28.11.2011).

 


Лабораторное занятие №4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...