Предпосылки принятия Гражданского кодекса РСФСР 1964 года
(Рузанова В.Д.) С 1924 года, то есть по прошествии чуть более года с момента принятия ГК РСФСР, в него периодически начинают вноситься отдельные изменения. Максимальное количество изменений и дополнений было сделано в 1924-1930 годах. С 1931 года этот процесс замедлился, а в 1938 году – остановился. Последние изменения в первый ГК РСФСР были внесены в 1945 и 1948 годах. По мнению Д.В. Мурзина, динамика изменений норм ГК РСФСР 1922 года иллюстрирует тенденции развития советского общества: расширение гражданско-правовых начал в 1924-1927 годы, сворачивание НЭПа в 1928-1932 годы, установление классовой однородности общества к 1938 году, частичное изменение политики в послевоенный период.[732] Следует отметить, что развитие советского гражданского законодательства происходило не только в форме внесения изменений в ГК РСФСР, но и также путем принятия нормативных правовых актов в его развитие. Данная черта построения системы отрасли несвойственна для дореволюционного гражданского права, так как традиционно кодификация представлялась как объединение всех норм в едином акте. В период действия ГК РСФСР 1922 года указанный подход частично сохранился: некоторые принятые после введение в действие Кодекса нормативные правовые акты РСФСР и СССР были инкорпорированы в ГК РСФСР в качестве приложений к нему. В то же время начинает прослеживаться и новый подход построения системы отрасли законодательства: нормативные правовые акты, регулирующие гражданские отношения, не включаются в текст Кодекса и не приобщаются как приложения к нему. При этом в данных нормативных правовых актах могло содержаться указание, что они приняты в дополнение и развитие определенных положений ГК РСФСР (например, Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 25.07.1927 года «О залоге товаров, находящихся в обороте и переработке»[733]).
Создание в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик привело к необходимости решения вопроса об обеспечении единообразия регулирования гражданских отношений на всей территории союзного государства. С этой целью в договоре от 30.12.1922 года о создании СССР к ведению Союза было отнесено гражданское союзное законодательство. Однако в Конституции СССР 1924[734] года данная формулировка была изменена: к ведению Союза было отнесено установление основ гражданского законодательства[735]. Таким образом, наряду с системами гражданского законодательства в каждой из республик СССР начала формироваться система общесоюзного законодательства и иных нормативных правовых актов. Их развитие происходило при отсутствии четкого разграничения компетенции СССР и союзных республик в регулировании гражданских отношений. Так, за период с 1923 до 1936 года законами и подзаконными нормативными правовыми актами СССР были урегулированы железнодорожные, водные и воздушные перевозки, отношения органов банков и связи с клиентурой, в значительной степени – отношения по поставкам, в сфере интеллектуальной собственности. Помимо этого, в основном как союзное развивалось в данный период законодательство, определяющее правовое положение юридических лиц и правовой режим государственной собственности.[736] Данные нормативные акты носили комплексный характер, регулируя имущественно-стоимостные и управленческие отношения в указанных областях экономики.[737] Проблема согласования общесоюзного и российского гражданского законодательства решалась с использованием двух юридических приемов: – добавление к статьям ГК РСФСР примечаний, в которых содержалась отсылка к нормативным актам СССР (например, примечания к статьям 54 и 57 ГК РСФСР, отсылающие к актам Союза СССР по вопросу права собственности на торговые суда);
– отмена положений ГК РСФСР и включение к нему в качестве приложения нормативных актов Союза СССР (например, постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 19.03.1928г.[738] были отменены ряд статей ГК РСФСР, посвященных акционерным обществам, и приобщено в качестве приложения к статье 322 Гражданского кодекса Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 17.08.1927г.[739]). Кроме того, в нормативных правовых актах союзного значения могло содержаться указание на необходимость приведения в соответствие с ним гражданского законодательства союзных республик. Так, например, постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937г. «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе»[740] центральным исполнительным комитетам союзных республик предлагалось отменить ранее изданные положения о векселях. Однако по мере развития общесоюзного гражданского законодательства согласование ГК РСФСР и общесоюзных нормативных правовых актов становилось все более сложной проблемой[741]. Во многом это было связано с формированием с начала 1930-х годов системы «плановых хозяйственных договоров», регулируемых общесоюзными нормативными правовыми актами и отражающих развитие социалистической экономики: поставка, капитальное строительство, перевозка грузов, расчеты и кредитование.[742] Данные договоры и принципы их регулирования не были увязаны с положениями ГК РСФСР. Несогласованность развития общесоюзного и республиканского гражданского законодательства усугублялась нарушением единообразия гражданского законодательства союзных республик. По мере внесения изменений в республиканские гражданские кодексы они все больше отличались друг от друга[743]. Вследствие этого, к середине 1930-х годов в условиях сворачивания НЭПа, коллективизации и формирования в масштабах СССР единой плановой экономики возникла идея создания единой системы централизованного регулирования экономических отношений. Впервые она была формализована в постановлении ЦИК и СНК СССР от 20.07.1936г. «Об образовании Народного Комиссариата Юстиции»[744], в котором, в частности, было закреплено положение о единстве гражданского законодательства всей страны. В статье 14 Конституции СССР 1936 года эта идея получила развитие путем отнесения к ведению Союза ССР Гражданского кодекса[745].
Однако ни один из подготовленных проектов ГК СССР не был принят в качестве закона[746], а в 1957 году в Конституцию СССР вносятся изменения, закрепившие возврат к «пирамидальной модели»: Основы гражданского законодательства Союза ССР – гражданские кодексы союзных республик[747]. При этом в литературе отмечалось, что Основы являются особым законом, в котором «заключены лишь наиболее важные и существенные для рассматриваемой отрасли законодательства положения, что создает, в свою очередь, широкий простор для развития текущего союзного и республиканского законодательства»[748]. В этой связи работа по разработке Основ и гражданских кодексов советских республик, в том числе нового ГК РСФСР, была синхронизирована. Значительная часть данной работы была проведена Юридической комиссией при Совете Министров СССР. За период с марта 1957 года по сентябрь 1958 года указанной комиссией было последовательно подготовлено пять вариантов проекта Основ. При этом пятый вариант, который был разослан для рассмотрения в союзные республики, представлял собой, по сути, сокращенный четвертый вариант проекта. Для рассмотрения поступивших замечаний Советом Министров СССР была образована комиссия из представителей ряда министерств и ведомств, в результате ее работы в 1959 году в проекте были восстановлены некоторые ранее сокращенные положения четвертого варианта, отвергнуто предложение сторонников теории хозяйственного права ограничить действие гражданского законодательства лишь отношениями с участием граждан. Доработанный проект был представлен в Совет Министров СССР и после его одобрения направлен в Президиум Верховного Совета СССР. В 1959-1961 годах (порядка 2,5 лет) работа над проектом велась в Комиссиях законодательных предложений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР. В итоге также последовательно было подготовлено четыре варианта проекта, второй из которых был опубликован и получил широкое обсуждение в среде ученых и практикующих юристов.
В итоге четвертый вариант проекта Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, внесенный на рассмотрение сессии Верховного Совета СССР, с незначительными изменениями был принят 8 декабря 1961 года с введением его в действие с 1 мая 1962 года (закон СССР от 08.12.1961 г.) (далее – Основы)[749]. Подготовка проекта нового ГК РСФСР началась в октябре 1956 года Всесоюзным институтом юридических наук (далее – ВИЮН) по поручению Министерства юстиции РСФСР – еще до начала работы по подготовке Основ. Образованная ВЮИН из научных и практических работников комиссия закончила подготовку проекта ГК РСФСР в июне 1957 года. Следует отметить, что данный проект во многом послужил исходным материалом для подготовки первого варианта проекта Основ[750]. В декабре 1957 года проект ГК РСФСР был представлен в Министерство юстиции РСФСР, а затем вместе с проектами ГПК РСФСР и КЗоТ РСФСР вынесен на обсуждение на республиканском совещании научных и руководящих практических работников органов юстиции, состоявшегося 8-9 декабря 1959 года. После принятия Основ проект ГК РСФСР дорабатывался по трем направлениям: приведение его положений в соответствии с положениями Основ; унификация положений данного проекта и проектов гражданских кодексов других союзных республик; обсуждение содержания проекта с юридической общественностью. Так, за период с декабря 1961 года по апрель 1962 года последовательно были подготовлены три редакции проекта ГК РСФСР, последняя из которых была рассмотрена на совещании Юридической комиссии при Совете Министров СССР 17-18 мая 1962 года. В ходе обсуждения было высказано ряд замечаний, которые были учтены при доработке проекта. Затем работа проводилась под эгидой правительственной комиссии, образованной в мае 1962 года Советом Министров РСФСР для рассмотрения проектов ГК и ГПК РСФСР. Комиссия рассматривала замечания на проект, поступившие от министерств и ведомств РСФСР, и в результате чего были внесены изменения примерно в 120 статей из 568. Дальнейшая стадия рассматриваемого процесса (с февраля 1963 года до начала 1964 года) заключалась в постатейном рассмотрении проектов ГК союзных республик сформированными из состава работников ведомств и ученых комиссиями, которые специально для этой цели были образованы при Президиуме Верховного Совета СССР. Цель этой работы заключалась в обеспечении единообразия проектов разных союзных республик с учетом судебной и арбитражной практики, а также предложениями научного характера. В итоге к проекту ГК РСФСР были даны рекомендации по доработке ряда его положений, которые были рассмотрены в комиссии Президиума Верховного Совета РСФСР. Тем самым обеспечивалось единство общесоюзного и республиканского законодательства.
Одновременно с этим комиссией Президиума Верховного Совета РСФСР обобщались и рассматривались предложения к проекту, поступавшие от государственных органов, юридических вузов и депутатов (около 500 замечаний)[751]. В итоге доработанный проект ГК РСФСР был вынесен на сессию Верховного Совета РСФСР и принят 11 июня 1964 года с введением его в действие с 1 октября 1964 года (закон РСФСР от 11.06.1964 г. «Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР») (далее – ГК РСФСР)[752].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|