Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники гражданского права. Применение в РСФСР гражданского законодательства других союзных республик




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ГК еще не предлагал развернутую систему источников гражданского права, уступив место редким доктринальным исследованиям[797].

Наука выделяла такие формы права как закон и подзаконные нормативные акты, обычное право и "деловые обыкновения", а также правила социалистического общежития, типовые договоры, утвержденные компетентным государственным органом, пыталась выработать принципы их иерархии и взаимодействия.

Кодекс в Основных положениях решил только следующие, но имеющие большое значение задачи:

- определил структуру гражданского законодательства,

- интерпретировал нормы Конституции РСФСР об иерархии актов Союза ССР и союзных республик применительно к гражданским правоотношениям,

- установил принцип действия норм гражданского законодательства в пространстве.

В ч.1 ст. 4 ГК косвенно в качестве источника гражданского права с большей силой чем закон упоминаютсяобщие начала и смысл гражданского законодательства, т.е. принципы гражданского права

Из всех источников гражданского права ГК предметно рассматривает только гражданское законодательство.

В Основах и ГК используются термины «закон» и «законодательство», а также «гражданское законодательство» («акты гражданского законодательства») и «специальное законодательство».

Термином «закон» обозначают, как правило, законы в конституционном смысле, т.е. акты, принятые Верховным Советом СССР и Верховным Советом РСФСР. Понятие «законодательство» включает в себя:

1) как эти законы,

2) так и иные нормативные акты:

А) Указы Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик в пределах их специальной компетенции (ст. 32 Конституции СССР);

Б) подзаконные в узком смысле слова (т.е. издаваемые иными, кроме Верховных Советов органами) нормативные акты

- постановления Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик (ст.ст. 66, 67 Конституции СССР),

- совместные постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС,

- приказы и инструкции министерств СССР, союзных и автономных республик,

- постановления и распоряжения советов народного хозяйства (ст. 8 Закона Верховного Совета СССР от 10.05.1957 г. «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством», ст. 8 Положения о совете народного хозяйства экономического административного района от 26.09.1957 г.)[798],

- решения и распоряжения местных Советов депутатов трудящихся (краевых, областных, районных, городских, сельских и т. п.) и исполнительных комитетов этих Советов (в пределах предоставленных им соответствующими законами прав).

Новицкий И.Б. разновидностью подзаконных нормативных актов считал также административно-плановые акты общего характера, например, план снабжения народного хозяйства[799].

Актами гражданского законодательства, исходя из вышеизложенного, являются законы и иные нормативные акты по вопросам гражданско-правовых отношений (ст.ст. 1 и 2 ГК), а «специальное законодательство», в отличие от современного понимания, это не обязательно акты углубленного содержания по отдельным вопросам гражданского права, но и акты по смежным отраслям.

Так, например, ч.3 ст. 3 ГК, воспроизводя норму ч.3 ст. 3 Основ[800], говорит о взаимодействии общего гражданского законодательства и специального законодательства, регулирующего внешнюю торговлю, применительно к отношениям по внешней торговле. Второе понятие включает в себя в данном случае:

- специальное общесоюзное законодательство о внешней торговле, вытекающее из монополии внешней торговли, осуществляемой Союзом ССР. (например, Положение о торговых представительствах и торговых агентствах СССР за границей[801], постановление Совета Министров СССР от 14.02.1978 г. "О порядке подписания внешнеторговых сделок"[802]),

- нормы международных договоров, в которых участвует СССР или РСФСР, тогда, когда в этих договорах установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском гражданском законодательстве (ст. 569 ГК).

Структура гражданского законодательства включала в себя:

1) на уровне СССР

А) Основы,

Б) общесоюзные гражданско-правовые законы,

В) иные общесоюзные нормативные акты в сфере гражданского права,

2) на уровне союзных республик

А) республиканские кодифицированные гражданско-правовые законы,

Б) иные республиканские гражданско-правовые законы,

В) иные республиканские нормативные акты в сфере гражданского права.

Конституция РСФСР не отнесла, как это сделано сейчас, гражданское законодательство к исключительной компетенции федеративного государства (ст. 14).

Основы являются важнейшим источником гражданского права. Ст. 3 Основ открытым перечнем устанавливает предмет их регулирования.

ГК, принятый в соответствии с Основами и иными общесоюзными гражданскими законами, выступает главным республиканским законом в сфере гражданского права.

Его предмет в сопоставлении с общесоюзным законодательством различается в зависимости от характера регулируемых отношений и их субъектного состава.

Хотя союзная республика в сфере регулирования имущественных отношений между социалистическими организациями могла устанавливать нормы права лишь в случаях, предусмотренных союзным законодательством, (ст.ст. 3, 71 Основ), круг отношений, регулируемых республиканским законодательством, в некоторой мере шире регламентированных в актах союзного законодательства. Это обусловлено тем, что ГК и другие республиканские законы регулируют имущественные и личные неимущественные отношения как предусмотренные, так и не предусмотренные Основами.

Применительно к отношениям между гражданами или с их участием Основы разрешали лишь основные, наиболее принципиальные вопросы и предусмотрели установление норм законодательства союзных республик как в кодексах, так и в иных нормативных актах (например, ст.ст. 10, 27 Основ).

Это находит четкое отражение в юридической технике.

Если регулирование гражданских отношений отнесено к компетенции Союза ССР, то в ГК воспроизводится текст соответствующих норм Основ (например, ст.ст. 1, 2, 4, 5, 6, 7, гл.гл.24, 25, 31, 33, 34, разд. V, VI, VIII).

Основная масса имущественных и личных отношений регулируется совместно общесоюзным и республиканским гражданским законодательством (например, нормы о лицах - гл. 2, о сделках - гл. 3, об исковой давности - гл. 6, о личной собственности - гл. 11, об общей собственности - гл. 12, часть норм обязательственного права - „Общие положения об обязательствах" и гл.гл. 21, 27, 28, 30, 32, 40 „Отдельных видов обязательств", нормы авторского права - разд. IV и наследственного права - разд. VII).

ГК также регулирует имущественные и личные отношения, не предусмотренные Основами и иными союзными нормативными актами (например, нормы о договорах дарения - гл. 23, займа - гл. 26, безвозмездного пользования имуществом - гл. 29, поручения - гл.35, комиссии - гл.36, хранения - гл. 37, о совместной деятельности - гл. 38, конкурсе - гл. 39, обязательствах, возникающих из неосновательного приобретения или сбережения имущества, - гл. 42).

В ряде случаев это делается в силу диспозитивной нормы Основ, а в ряде случаев – в силу прямой отсылки в Основах (например, ст. 25)

Согласно ст. 20 Основ, в случае расхождения закона Союзной республики с законом общесоюзным, действует общесоюзный закон.

В зависимости от того, каким органом (союзным или республиканским) приняты нормы гражданского права, определяется действие этих норм в пространстве.

Нормы союзного законодательства действовали на всей территории советского государства. Действие норм республиканского гражданского законодательства, как правило, было ограничено территорией соответствующей республики.

Вопрос о применении гражданского законодательства одной союзной республики в другой приобретал практическое значение, когда основания возникновения и условия осуществления гражданских прав и обязанностей, или содержание правоотношения, или условия гражданско-правовой ответственности определяются различным образом в этих республиках.

Ранее не существовало прямого указания закона на случай расхождения законов различных союзных республик. В связи с этим Пленум Верховного Суда СССР постановлением от 10.02.1931 г. дал судам следующие руководящие указания[803].

Действительность сделок и актов (в отношении их формы, а также правоспособности и дееспособности участников) определяется на основании законов той республики, на территории которой эти сделки и акты совершались. Имущественные споры, возникающие по поводу осуществления вещных прав, разрешаются по законам той республики, на территории которой находятся соответствующие вещи. К имущественным спорам, возникающим из оснований обязательственного права (в т.ч. из причинения вреда), из брачно-алиментных отношений, применяются, как правило, законы места рассмотрения спора. По требованию одной из сторон суд обязан применить к спорам по обязательствам закон места исполнения обязательства, к искам из причинения вреда - закон места совершения правонарушения. Вопросы исковой давности разрешаются, как правило, по законам места рассмотрения спора.

Несмотря на критику этого Постановления (например, И.Б. Новицким) в связи с выходом Пленума за пределы толкования существующих норм[804] оно сыграло, на наш взгляд, прогрессивную роль в развитии гражданского законодательства.

Новый ГК предусмотрел, что в целях наиболее полной и всесторонней защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и социалистических организаций могли устанавливаться исключения из общего правила относительно действия норм республиканского гражданского законодательства. Круг таких исключений предусмотрен ст. 8 ГК.

Эта статья императивно устанавливает принципы коллизионного регулирования (связь с разделом о международном частном праве):

- закон места нахождения имущества (п.1);

- закон места совершения сделки (п.2, диспозитивно – п.3);

- закон места открытия наследства (п.5),

- разрешение вопросов исковой давности по закону той союзной республики, законодательством которой регулируется данное отношение (п.6).

Случаи применения закона места нахождения имущества к отношениям, вытекающим из права собственности, незначительны, т.к. большинство споров в этой сфере возникает в связи с совершением сделки, причинением вреда или наследованием, для которых установлены свои правила. В основном эта норма применялась к искам о признании права собственности, заявленным собственником имущества, находящегося на территории другой республики.

Закон места совершения сделки применялся при решении трех основных вопросов:

- при определении правоспособности и дееспособности участников сделки,

- при определении требований закона к форме сделки,

- при разрешении спора по обязательствам, возникшим из сделок (в первую очередь, договоров), поскольку иное не предусмотрено законом или соглашением сторон.

В отличие от современного этапа в гражданском праве того времени превалировали императивные нормы, на что справедливо указывал И.Б. Новицкий, объясняя это в первую очередь плановым характером социалистического хозяйства, но отмечая их действие не только в сфере отношений между социалистическими организациями, но и между гражданами (например, ст. 257 ГК).

Но существовали и диспозитивные нормы (уполномочивающие - например, ст. 422 ГК – и условно-обязательные - например, ст. 418 ГК), к которым и относится ч.2 п.3 ст. 8 ГК.

Диспозитивный или альтернативный характер носит правило п.4 ст. 8 ГК. Эта норма устанавливает в качестве презумпции закон места рассмотрения спора по отношению к обязательствам, возникающим из причинения вреда. Возможность преодоления презумпции ограничена законом единственным вариантом закон места причинения вреда, причем применяется он только по ходатайству потерпевшего, т.е. в целях защиты его интересов.

Это еще раз подчеркивает значимость вопроса о целеполагании гражданско-правового регулирования, о принципах осуществления и защиты гражданских прав, о чем мы будем говорить позднее.

 

Юридические факты

 

По справедливому указанию Г.Ф. Шершеневича, «Связь между правом и обязанностью в юридическом отношении возникает в силу юридического факта, под которым понимается всякое обстоятельство, влекущее за собой по закону те или иные юридические последствия. Юридический факт возникает или по воле лиц, вступающих в юридическое отношение, и тогда это будет юридическое действие (сделка, правонарушение) или же помимо их воли, и тогда это будет юридическое событие (истечение срока, смерть, рождение)»[805].

В ГК определение юридических фактов отсутствует, но в отличие от первого российского кодекса он уже довольно четко сформулировал их отдельные виды (ст. 4).

Определения юридических фактов в цивилистической литературе как правило повторяют дефиниции из общей теории права. Так, Ю.К. Толстой определяет юридические факты как обстоятельства, с наличием или отсутствием которых норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения[806]. Халфина Р.О. рассматривала юридический факт как обстоятельство, с которым норма права связывает движение правоотношения[807].

В целях настоящей работы предложим понимать под юридическими фактами - основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений (прав и обязанностей) – определенный комплекс различных по своему содержанию взаимосвязанных юридических явлений, взаимодействие которых влечет за собой движение гражданского правоотношения.

Особого внимания заслуживают следующие характеристики юридических фактов:

- это правовая категория,

- она квалифицируется как таковая источниками права,

- её значение обусловлено последствиями, которые она влечет.

Исследуя понятие и виды юридических последствий, О.А. Красавчиков писал, что под ними обычно понимают две категории явлений, связанных между собой: 1) движение гражданского правоотношения вне связи с его осуществлением (возникновение, изменение или прекращение правоотношения); 2) последствия, наступающие в связи с осуществлением определенного правоотношения (например, истребование вещи по виндикационному иску, взыскание неустойки)[808].

Еще в ХIХ в. В.И. Синайского отмечал: "Юридический факт есть понятие чисто юридическое. Само по себе никакое обстоятельство не может вызвать юридических последствий, если за таким обстоятельством право не признает свойства производить эти последствия"[809]. Поэтому "все явления внешнего мира делят на юридически безразличные и юридически значимые факты"[810]. Это прослеживается в ч.1 ст. 4 ГК: предусмотренные законодательством основания, из которых возникают гражданские права и обязанности, и не предусмотренные законом, но порождающие их действия.

Все упомянутые в ст. 4 ГК юридические факты можно разделить на:

I действия граждан и организаций,

1) правомерные

А) сделки (ст. 41 ГК)

- предусмотренные законом,

- не предусмотренные законом, но не противоречащие ему,

Б) административные акты (например, ст. 296 ГК), в т.ч. -

для государственных, кооперативных и других общественных организаций - акты планирования,

В) открытия, изобретения, рационализаторские предложения, создание произведений науки, литературы и искусства,

Г) иные действия граждан и организаций,

2) неправомерные

А) причинение вреда другому лицу (гл. 40 ГК),

Б) приобретение или сбережение имущества за счет средств другого лица без достаточных оснований (гл. 42 ГК);

II события, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Их гражданско-правовая характеристика будет раскрыта в соответствующих главах. Здесь же отметим следующее.

Предложена, пусть пока и грубая, неполная система юридических фактов.

Правомерные действия граждан и организаций наука разделила на юридические акты (сделки, административные акты) и юридические поступки.

Представляется, что под иными действиями граждан и организаций закон в первую очередь понимал юридические поступки: например, находка вещи (ст. 144 ГК), обнаружение клада (ст. 148 ГК), совершение действий, свидетельствующих о признании долга, влекущих за собой перерыв исковой давности, если одной из сторон или обеими сторонами в правоотношении являются граждане (ст. 86 ГК), действия по спасанию социалистического имущества (ст. 472 ГК). В литературе ряд авторов к ним относил и акты творческой деятельности.

Включение в административные акты актов планирования было своеобразным ответом на попытку представителей хозяйственного права обособиться от права гражданского.,

В ст. 4 ГК ничего не говорится о сроках (обоснование их квалификации в качестве самостоятельной группы юридических фактов сделает цивилистическая школа юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова – школа В.П. Грибанова и С.М. Корнеева) и состояниях, хотя в самом ГК с ними связываются юридические последствия.

Не упоминается специально в ст. 4 ГК и о судебных актах, которые ряд исследователей включал в акты административные, причем некоторые ограничивали их решениями судов по преобразовательным искам (например, решение суда о разделе в натуре имущества, принадлежавшего на праве общей собственности нескольким лицам, в результате чего вместо общей собственности нескольких лиц возникает индивидуальная личная собственность каждого из бывших сособственников на выделенную в натуре долю).

Деление действий граждан и организаций (в первую очередь, сделок) на предусмотренные законом и не предусмотренные им, но «в силу общих начал и смысла гражданского законодательства» порождающие гражданские права и обязанности или (формулировка применительно к сделкам) не противоречащие закону, признавало участие частных лиц в правотворчестве, а также являлось развитием идей об аналогии закона и права (ч.4 ГПК РСФСР 1923 г., ч.3 ст. 12 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, ч.3 ст.10 ГПК).

Примеры правоотношений, возникших из действий, не предусмотренных законом, но соответствующих общим началам и смыслу гражданского законодательства, содержатся в

п.181 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25.03.1964 г.,

п.12 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16.06.1978 г.,

п.22 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29.06.1979 г.

В целом формулировки ст.4 ГК подтвердили вывод судебной практики, сделанный до издания Основ и новых ГК, о том, что советское гражданское законодательство не знает замкнутого перечня оснований возникновения обязательств и, шире, гражданских прав и обязанностей.

 


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7