Подряд на капительное строительство (Бронникова М.Н.)
Существовали два способа капитального строительства — подрядный и хозяйственный. При подрядном способе работа ведется специализированными строительными и монтажными организациями. Этот способ экономически более выгодный и является основным. Хозяйственный способ характеризуется тем, что работа осуществляется организацией, которая ведет строительство, поскольку объект предназначается ей. По договору подряда на капитальное строительство организация-подрядчик была обязана своими силами и средствами построить и сдать организации-заказчику предусмотренный планом объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и в установленный срок, а заказчик был обязан предоставить подрядчику строительную площадку, передать ему утвержденную проектно-сметную документацию, обеспечить своевременное финансирование строительства, принять законченные строительством объекты и оплатить их (ст. 368 ГК). Договор подряда на капитальное строительство являлся консенсуальным, взаимным и возмездным. ГК закреплял три вида договора подряда на капитальное строительство (ст. 369): 1) заказчик заключал договор с одной строительной организацией - генеральным подрядчиком, ответственным за весь комплекс строительных работ; 2) генеральный подрядчик заключал договор со специализированными организациями на выполнение отдельных видов работ - договор субподряда. При этом полную ответственность перед заказчиком нес генеральный подрядчик; 3) заказчик с согласия генерального подрядчика заключал договор на выполнение специальных работ с монтажными и другими специализированными организациями - прямой подрядный договор.
Правовое регулирование договора подряда на капитальное строительство имело следующие особенности: 1. договор подряда на капитальное строительство - это самостоятельный договор в общей системе обязательств по производству работ, урегулированный главой 31 ГК. Положения главы 30 ГК не распространялись на подрядные отношения по капитальному строительству. Однако общие положения об обязательствах (главы с 15 по 20 ГК), безусловно, применялись к рассматриваемому договору; 2. договоры подряда на капитальное строительство заключались и исполнялись в соответствии с правилами, утверждаемыми Советом Министров СССР, либо в установленном им порядке (ч. 1 ст. 372 ГК). На момент принятия ГК действовали Правила о подрядных договорах по строительству, которые были утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 24 августа 1955 г. № 1552. 24 декабря 1969 г.[1345] Впоследствии Советом Министров СССР Постановлением от 26.12.1986 № 1550 были утверждены новые Правила о договорах подряда на капитальное строительство[1346]; 3. особые правила о договорах подряда на капитальное строительство в колхозах утверждались в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР (ч. 2 ст. 372 ГК). Сторонами договора подряда на капитальное строительство выступали только организации. Заказчиком была та организация, для которой объекты капитального строительства возводились. В качестве заказчика могла выступать как уже созданная организация, так и вновь создаваемые дирекции строящихся предприятий. Если стоящийся объект предназначался для нескольких организаций, то одно из них выделялась в качестве головного заказчика. Подрядчиком могла быть лишь строительная организация - строительный трест. Договор подряда на капитальное строительство заключался в письменной форме (ст. 44 ГК). В п. 2 Указания Государственного арбитража СССР от 20 июня 1970 г. № И-1-20 «О рассмотрении органами арбитража споров, возникающих при заключении и исполнении договоров подряда на капитальное строительство» было предусмотрено, что «без договора подряда запрещено выполнять и финансировать строительно-монтажные работы»[1347].
Подрядные отношения по капитальному строительству возникали из сложного юридического состава: - утверждение технической документации, рабочих чертежей и сметы на годовой объем работ; - включение объектов капитального строительства, имеющих на 1 сентября года, предшествовавшего планируемому, перечисленные выше документы, в титульные списки; - оформление обязательного для обеих сторон акта планирования - плана, в том числе плана финансирования, плана работы подрядчика; - заключение договора подряда на капитальное строительство и дополнительного соглашения к нему, в том числе содержащее особые условия оказания сторонами услуг, передачи материалов и оборудования и выполнения сторонами других обязательств (п. 11 Правил о договорах подряда на капитальное строительство). Содержание договора составляли следующие условия: 1) предметом договора подряда на капитальное строительство выступала деятельность по строительству объекта, что следовало из буквального толкования ст. 268 ГК. Вместе с тем, в юридической литературе вопрос о предмете договора подряда на капитальное строительство носил дискуссионный характер. Сложившиеся в тот период мнения можно разделить на следующие группы: - предмет договора - это результат производственной деятельности подрядчика, передаваемый заказчику (М.Я. Черняк, А.А. Каравайкин[1348]); - предмет договора - это выполнение определенной работы (В.Ф. Чигир[1349]); - предмет договора - это и выполнение определенной работы, и результат выполненной работы (Ю.К. Толстой, О.С. Иоффе[1350]); 2) срок договора подряда на капитальное строительство был существенным условием, что прямо следовало из ст. 268 ГК. Юридическое значение имели сроки окончания строительства объекта в целом и срок завершения отдельного этапа. Многообразие прав и обязанностей сторон договора подряда на капитальное строительство в юридической литературе[1351] и в Правилах о договорах подряда на капитальное строительство было систематизировано в зависимости от сферы их реализации, а именно:
а) права и обязанности по материальному обеспечению строительства (раздел III «Обеспечение строительства материалами и оборудованием» Правил о договорах подряда на капитальное строительство): заказчик, в частности, был обязан: - оформить отвод земельного участка под строительство, подготовить подрядчику строительную площадку, передать ему утвержденную проектно-сметную документацию (п.4 Правил о договорах подряда на капитальное строительство); - обеспечить строительство технологическим, энергетическим, электротехническим и общезаводским оборудованием и аппаратурой (ст. 368 ГК, п. 21 Правил о договорах подряда на капитальное строительство), - обеспечить строительство электроэнергией, водой, построить подъездные дороги, при наличии у заказчика собственных объектов водо-, газо-, паро- и энергоснабжения и других вспомогательных устройств, а при отсутствии у заказчика собственных объектов водо-, газо-, паро- и энергоснабжения при строительстве в городах и других населенных пунктах он был обязан передать подрядчику не позднее чем за месяц до начала работ документы о разрешении соответствующих организаций на пользование водой, газом, паром и электроэнергией от существующих источников в соответствии с проектом производства работ (п. 33 Правил о договорах подряда на капитальное строительство), - обеспечить подрядчика материалами, если такая обязанность была возложена на заказчика специальными постановлениями (ст. 368 ГК), например, при выполнении строительно-монтажных работ по прямому договору материалы; подрядчик по общему правилу был обязан - обеспечить строительство всеми материалами, деталями и конструкциями для выполнения строительно-монтажных работ, предусмотренных договором подряда на капитальное строительство (п. 21 Правил о договорах подряда на капитальное строительство), - принять все меры к обеспечению сохранности вверенного ему заказчиком имущества и нес ответственность за всякое упущение, повлекшее за собой утрату или повреждение этого имущества (п. 25 Правил о договорах подряда на капитальное строительство);
б) права и обязанности в рамках оказания дополнительных услуг (раздел IV. «Услуги сторон» Правил о договорах подряда на капитальное строительство): заказчик обязан был, например, - передавать подрядчику на условиях аренды здания и сооружения, числящиеся в составе основных фондов заказчика и могущие быть использованными для нужд строительства, а также предоставлял подрядчику возможность пользования услугами своих мастерских и других подсобных производств в порядке, предусмотренном особыми условиями к договору подряда на капитальное строительство (п. 29 Правил о договорах подряда на капитальное строительство); - при наличии у заказчика собственных или арендованных железнодорожных путей и подвижного состава он был обязан предоставить подрядчику возможность пользования ими, а при наличии службы эксплуатации транспортного хозяйства - обеспечить перевозку грузов подрядчика по внутризаводским железнодорожным путям (п. 32 Правил о договорах подряда на капитальное строительство); подрядчик обязан был, в частности, - обеспечить временную подводку магистральных сетей водопровода, канализации, паропровода и сжатого воздуха и других сетей к объектам строительства до мест присоединения разводок, включая распределительные устройства (п. 35 Правил о договорах подряда на капитальное строительство); - выполнять работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту временных и постоянных дорог и сооружений на этих дорогах, построенных за счет сметы на строительство и используемых для нужд строительства (п. 36 Правил о договорах подряда на капитальное строительство); в) права и обязанности в рамках производства, финансирования и сдачи-приемки работ (раздел V. «Условия производства работ» и раздел VI. «Сдача и приемка законченных строительством объектов и выполненных строительно-монтажных работ. Платежи и расчеты» Правил о договорах подряда на капитальное строительство): заказчик имел право - осуществлять контроль и технический надзор за соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ проектам и сметам, - в любое время проверить ход и качество строительных и монтажных работ, а также качество используемых материалов, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика (ст. 370 ГК). При этом выявленные заказчиком недостатки, допущенные по вине подрядчика (или субподрядчика), подрядчик должен был устранять за свой счет; заказчик обязан был - обеспечить своевременное финансирование строительства. Причем финансирование, расчеты при капитальном строительстве осуществлялись через Стройбанк СССР в соответствии с Правилами финансирования строительства (п. 58 Правил о договорах подряда на капитальное строительство):
- акцептовать счета подрядчика за выполненные им строительно-монтажные работы не позднее 72 часов после получения счета учреждением банка, финансирующим заказчика, при разногласиях между заказчиком и подрядчиком по расчетам заказчик обязан был акцептовать счет в бесспорной части, заказчиком и подрядчиком по согласованию с банком мог быть установлен порядок оплаты счетов за выполненные работы с последующим акцептом, отказ от акцепта платежных документов за выполненные строительно-монтажные работы, предоставленные услуги и переданные материалы был возможен лишь в случаях, установленных Стройбанком СССР и Госбанком СССР по согласованию с Госстроем СССР; подрядчик был обязан построить и сдать в установленный срок подрядчику в соответствии с проектно-сметной документацией предусмотренный планом объект. Правила о договорах подряда на капитальное строительство предусматривали необходимость приемки отдельных этапов выполненной работы, а также выполненной работы целиком. Предоставленному заказчику ГК праву осуществлять контроль и технический надзор за соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ проектам и сметам, корреспондировала обязанность подрядчика являться по вызову заказчика для составления акта о недостатках выполненных работ. В случае неявки представителя подрядчика по вызову заказчика для составления акта о недостатках выполненных работ заказчик имел право составить односторонний акт, который направлялся подрядчику. Этот акт приобретал силу при отсутствии в течение двух недель возражений против него со стороны подрядчика и его вышестоящей организации. В этом случае заказчик мог устранить дефекты самостоятельно, предъявив подрядчику счет за произведенные работы. Все работы, скрываемые последующими работами и конструкциями (возведение фундаментов, устройство гидроизоляции и др.), подлежали приемке заказчиком с составлением актов освидетельствования этих работ. Для приемки этих работ подрядчик обязан был вызвать представителя заказчика. В случае неявки представителя заказчика в указанный подрядчиком срок подрядчик составлял односторонний акт. Вскрытие работ в этом случае по требованию заказчика производилось за его счет (п. 51 Правил о договорах подряда на капитальное строительство). Согласно п. 57 Правил о договорах подряда на капитальное строительство устранение всех недоделок и дефектов в строительных и монтажных работах, отмеченных в актах рабочих и государственных приемочных комиссий, в сроки, установленные этими актами, лежали на обязанности генерального подрядчика и организаций, производивших монтажные и специальные строительные работы по прямому договора подряда. В соответствии с Правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий и сооружений, утвержденных Госстроем СССР 30 декабря 1962 г.[1352], для приемки законченного строительством объекта создавались государственные приемочные комиссии, основной задачей которой являлась проверка состояния и качества выполненных строительно-монтажных работ, а также готовность объекта к нормальной эксплуатации. После приемки вводимого в эксплуатацию объекта составлялся акт приемки, который представлялся на утверждение в вышестоящую организацию. Ответственность за нарушение договора подряда на капитальное строительство наступала в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по договору подряда на капитальное строительство в форме уплаты ответственной стороной неустойки (пени), а также в форме возмещения в сумме, не покрытой неустойкой, убытков, выразившихся в произведенных другой стороной расходах, в утрате или повреждении ее имущества (ст. 371 ГК). Размер неустойки и виды нарушений, за которые она уплачивалась, предусматривались в Правилах о договорах подряда на капитальное строительство. Так, раздел VII Правил о договорах подряда на капитальное строительство назывался «Имущественная ответственность» и устанавливал исчерпывающий перечень оснований наступления ответственности в форме неустойки. Например, ответственность в форме штрафа в размере 50 рублей наступала за каждый день просрочки предоставления заказчиком подрядчику документации, необходимой для составления генерального и годового договоров подряда (п. 60), в форме пени в размере 3 % от стоимости не переданного в срок оборудования наступала за каждый день просрочки передачи оборудования для монтажа (п. 61). Пунктом 22 Указания Государственного арбитража СССР от 20 июня 1970 г. № И-1-20 «О рассмотрении органами арбитража споров, возникающих при заключении и исполнении договоров подряда на капитальное строительство» предусмотрено, что «взыскание с заказчика установленных п. 61 Правил санкций производится независимо от того, повлекли ли допущенные заказчиком нарушения задержку в выполнении строительно-монтажных работ. Если заказчиком допущено нарушение нескольких обязательств, принятых по договору, подрядчик вправе взыскивать санкции за каждое нарушение». В целях стимулирования сдачи объекта в установленный срок ч. 2 ст. 371 ГК закрепляла условие о том, что суммы неустойки (пени), уплаченные подрядчиком за нарушение сроков выполнения отдельных работ, возвращались подрядчику в случае окончания всех работ по объекту к установленному договором конечному сроку. При этом, в соответствии с пунктом 21 Указания Государственного арбитража СССР от 20 июня 1970 г. № И-1-20 «О рассмотрении органами арбитража споров, возникающих при заключении и исполнении договоров подряда на капитальное строительство» «под установленным договором сроком следует считать окончание строительства всего объекта в первоначально установленный договором срок, а не выполнение годового объема работ, предусмотренного дополнительным соглашением»[1353]. Договор подряда на капитальное строительство прекращался исполнением. Ни ГК, ни Правила о договорах подряда на капитальное строительство не предусматривали возможность расторжения договора. Вместе с тем, Правила о договорах подряда на капитальное строительство допускали возможность консервации или прекращения строительства (п. 47 Правил о договорах подряда на капитальное строительство). В этом случае заказчик обязан был: - принять от подрядчика в срок по согласованию сторон, но не позднее двух месяцев со дня приостановления работ, законсервированные или прекращенные строительством предприятия, сооружения и объекты, а также имеющиеся материальные ценности, которые подрядчик не может использовать на строительстве других объектов; - возместить подрядчику убытки, понесенные им в связи с расторжением или изменением договоров на поставку материалов и конструкций, а также расходы, связанные с перевозкой материальных ценностей на другие стройки; - подрядчик был обязан выполнять все строительно-монтажные работы, связанные с обеспечением сохранности объектов, строительство которых законсервировано, а также ремонтные и восстановительные работы по указанным объектам по согласованной с заказчиком смете за счет средств, предусмотренных в сводной смете строительства на непредвиденные работы и затраты. Объекты, строительство которых возобновлялось после консервации, передавались заказчиком подрядчику по актам, с указанием технического состояния объектов на день передачи. Если объект строительства был уничтожен или испорчен в результате стихийного бедствия, то на основании п. 48 Правил о договорах подряда на капитальное строительство заказчик обязан был оплатить подрядчику стоимость выполненных им до стихийного бедствия работ и заключить с подрядчиком соглашение на выполнение работ по восстановлению и капитальному ремонту объектов, поврежденных в результате стихийного бедствия. Однако, если уничтожение или порча выполненных работ является следствием непринятия подрядчиком зависящих от него мер к их сохранности, восстановительные работы подлежат выполнению подрядчиком за свой счет.
Перевозка (Муратова А.Р.)
В советской юридической литературе всегда подчеркивались роль и значение транспорта, грузовых и пассажирских перевозок в развитии народного хозяйства[1354]. Важнейшее народнохозяйственное значение социалистического транспорта обусловливало и предопределяло роль правового регулирования транспортной деятельности в СССР[1355]. Нельзя не отметить, что в советское время, и особенно в период с 1960 по 1990 г.г., было издано большое количество научных работ, посвященных правовому регулированию отношений, возникающих при перевозках грузов, пассажиров и багажа. Научным исследованием проблем договора перевозки занимались многие известные ученые-цивилисты: М.К. Александров-Дольник, С.С. Алексеев, А.М. Белякова, А.Г. Быков, В.В. Витрянский, Г.С. Гуревич, В.А. Егиазаров, А.Д. Кейлин, А.Л. Маковский, М.С. Орданский, Д.И. Половинчик, Я.И. Рапопорт, Г.П. Савичев, О.Н. Садиков, В.Т. Смирнов, М.А. Тарасов, Р.О. Халфина, Б.Л. Хаскельберг, М.Е. Ходунов, Б.Б. Черепахин, Х.И. Шварц и др. В связи с этим можно сказать, что, развитие гражданско-правовой доктрины в советский период оказалось едва ли не самым плодотворным для отношений, вытекающих из договора перевозки. Гражданский кодекс содержал (применительно ко всем видам перевозок) отдельные определения договора перевозки грузов и договора перевозки пассажира (ст.ст. 373, 374 ГК). Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа и ответственность сторон по этим перевозкам в соответствии с Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик должны были определяться уставами (кодексами) отдельных видов транспорта и издаваемыми в установленном порядке правилами (ч. 1 ст. 375 ГК). Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и ответственность сторон по этим перевозкам должны были определяться в соответствии с ГК Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утверждаемым Советом Министров РСФСР, и издаваемыми в установленном порядке правилами автомобильных перевозок (ч. 2 ст. 375 ГК). Так, отношения, связанные с перевозкой по внутренним водным путям, регулировались Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР[1356] (далее - УВВТ), воздушные перевозки - Воздушным кодексом Союза ССР[1357] (далее - ВК), морские перевозки - Кодексом торгового мореплавания Союза ССР[1358] (далее - КТМ), перевозки железнодорожным транспортом - Уставом железных дорог Союза ССР[1359] (далее - УЖД). Регулирование перевозок автомобильным транспортом было отнесено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик к ведению последних. Специальные нормы о договоре перевозки автомобильным транспортом содержатся в ГК (ст.ст. 377-379 и 383). В РСФСР Устав автомобильного транспорта РСФСР был утвержден 8 января 1969 г.[1360] (далее - УАТ). Кроме того, правовое регулирование перевозок по отдельным вопросам перевозочной деятельности осуществлялось рядом специальных постановлений Совета Министров СССР, тарифами, приказами и инструкциями министерств и ведомств, а также правилами перевозок соответствующим видом транспорта[1361]. Особенностью советского периода, оказавшей сильнейшее воздействие на договор перевозки груза, являлось всеобъемлющее планирование грузовых перевозок, что объяснялось особой ролью транспорта как связующего звена между сферами производства и потребления[1362].[1363] Утвержденные в установленном порядке планы перевозок имели обязательный характер, как для транспортных организаций, так и для грузоотправителей. Во исполнение плана перевозок перевозчик обязан был предоставить указанные в плане перевозочные средства, а грузоотправитель - предъявить к перевозке предусмотренный планом груз. Указанные действия перевозчика и грузоотправителя предшествовали исполнению обязательств, вытекающих из договора перевозки груза (ст. 373 ГК). Необходимо отметить, что в цивилистической науке вопрос о взаимодействии плана и договора при грузовой перевозке являлся частным в общей проблеме соотношения плана и договора в планово-договорных обязательствах, которой в советской юридической литературе всегда уделялось пристальное внимание. Так, некоторые ученые считали, что основанием возникновения правоотношения по перевозке в полном объеме является административный акт (плановое задание), а договор служит лишь средством конкретизации прав и обязанностей, установленных для сторон административным актом (планом)[1364]. Другие же придерживались той позиции, что обязательство по перевозке возникает из договора, а план порождает для сторон лишь обязанности совершить определенные оперативно-хозяйственные действия, направленные на завязку транспортного правоотношения и заключение договора[1365]. Согласно третьей точке зрения, в основе обязательственных отношений по перевозке лежит сложный фактический состав, включающий в себя в качестве элементов план и договор (или и другие элементы), которые в своей совокупности и порождают правоотношение по перевозке[1366]. Гражданский кодекс предусматривал ответственность транспортных организаций и грузоотправителей за невыполнение плана перевозок (ст. 376 ГК)[1367][1368]. Основания и условия ответственности за невыполнение плана перевозок отличались значительным своеобразием по сравнению с обычными основаниями и условиями гражданско-правовой ответственности. Ответственность за невыполнение плана перевозок строилась не на принципах вины, но она не основывалась и на принципах безвиновной ответственности. ГК (ч. 3 ст. 377 ГК) указывал на обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности за невыполнение плана перевозок. Все транспортные уставы и кодексы также включали в себя закрытые перечни обстоятельств, служивших основаниями освобождения от ответственности за невыполнение планов перевозок, как перевозчика, так и грузоотправителя (каждого в отдельности) (ст.ст. 145, 146 УЖД, ст.ст. 183, 184 УВВТ, ст. 93 ВК, ст. 131 УАТ)[1369]. В отличие от общего правила об объеме ответственности за невыполнение обязательств, ответственность сторон за неисполнение обязательства подачи-загрузки перевозочных средств определялась в виде штрафа[1370], который дифференцировался в зависимости от характера перевозочных средств (ст. 144 УЖД, ст. 182 УВВТ) либо определялся в процентном отношении к сумме провозной платы (ст. 92 ВК, ст. 127 УАТ)[1371]. Правовая характеристика договора перевозки груза[1372], исходя из содержания ст. 373 ГК, сводится к тому, что он является возмездным, двусторонним и сконструирован по модели реального договора. В юридической литературе широкое распространение получила точка зрения, согласно которой все виды договоров, кроме договора морской перевозки - чартера, являются реальными[1373]. В то же время некоторые ученые считали договор автомобильной перевозки груза консенсуальным договором, объясняя это тем, что рассматриваемый договор, равно как и договор навигационный – на водном транспорте, специальный договор – на воздушном транспорте, является длительным договором, где момент сдачи груза к перевозке не совпадает с моментом заключения договора[1374]. Такие длительные договоры относили не к договорам перевозки, а к договорам о заключении в будущем конкретных договоров перевозки отдельных партий груза[1375]. Относительно деления договора перевозки на договор перевозки «данного» груза и на договор о заключении «будущих конкретных договоров», в цивилистической литературе указывалось, что такое деление является искусственным, в связи с тем, что оба эти вида следует отнести к договорам перевозки, в первом случае это - реальные договоры, а во втором - консенсуальные. Следовательно, договор перевозки... в одних случаях - реальный, а в других - консенсуальный[1376]. Таким образом, гражданско-правовая доктрина признавала, что договор перевозки груза может быть как реальным, так и консенсуальным. Участниками обязательства по перевозке грузов признавались, как это следует из легального определения договора перевозки, грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель[1377]. Необходимо заметить, что в советский период в цивилистической науке вопрос о том, в силу каких обстоятельств грузополучатель (не совпадающий в одном лице с грузоотправителем) становился участником отношений по перевозке грузов и каковы основания возникновения его прав и обязанностей, был одним из самых дискуссионных. Самой распространенной в цивилистике теорией, объясняющей правовое положение грузополучателя, и выдвинутой еще в начале 20-х годов, была концепция договора перевозки как договора в пользу третьего лица, в качестве которого и выступал грузополучатель (О.С. Иоффе, А.Л. Маковский, Б.Л. Хаскельберг, Б.Б. Черепахин, Х.И. Шварц, Е.Д. Шешенин и др.)[1378]. Суть второй концепции заключалась в том, что грузополучатель не являлся особым участником договора перевозки, в связи с чем, грузополучатель вместе с грузоотправителем признавались одной, а перевозчик - другой стороной договора перевозки (Я.И. Рапопорт, М.К. Александров-Дольник и др.)[1379]. В рамках третьей концепции, грузополучатель признавался самостоятельным субъектом договора перевозки, а не единой с грузоотправителем стороной договора. Данный вывод обосновывался тем, что договор перевозки является договором особого рода, специфика которого как раз и состоит в том, что грузополучатель, не принимая участия в заключении договора, тем не менее становится его самостоятельным субъектом (М.А. Тарасов, Г.П. Савичев и др.)[1380]. Форма и порядок заключения договора перевозки груза определялись транспортными уставами и кодексами, устанавливающими письменную форму договора для всех видов транспорта. Общим для всех видов транспорта являлось то, что передача груза перевозчику для перевозки всегда сопровождалась заполнением специального перевозочного документа. Традиционно основным перевозочным документом признавалась транспортная накладная (ст. 84 ВК, ст. 67 УВВТ, ст. 38 УЖД), где отражались важнейшие условия перевозки груза. Значение транспортной накладной состояло в том, что она не только выполняла роль письменной формы договора перевозки груза, но и служила документом, удостоверяющим ход и результаты исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки[1381]. ГК в качестве важнейших условий договора перевозки указывал на срок доставки груза[1382], размеры провозной платы, сборов за выполнение автотранспортными организациями дополнительных в перевозке работ и операций[1383]. Правила об иных условиях перевозки грузов устанавливались транспортным законодательством (ст. 375 ГК). В легальном определении договора перевозки грузов (ст. 373 ГК) сформулированы основные права и обязанности перевозчика и грузоотправителя, детализация которых проводилась в транспортных уставах и кодексах[1384]. Кроме того, транспортное законодательство предусматривало для сторон договора перевозки дополнительные права и обязанности, которые, в конечном итоге, были направлены на надлежащее исполнение договора. ГК предусматривал имущественную ответственность за нарушение договорных обязательств, в частности, за несохранность груза[1385] и несвоевременную доставку его в пункт назначения[1386] (ст.ст. 380, 382 ГК). Независимо от наличия общих положений, определяющих пределы ответственности по договору перевозки, и их содержания, все транспортные уставы и кодексы включали в себя схожие нормы об ограниченном размере возмещаемого перевозчиком ущерба, причиненного несохранностью перевозимого груза, который определялся применительно к отдельным формам несохранности груза. Наряду с возмещением ущерба в случае утраты или недостачи перевозимого груза перевозчик должен был возвратить полученную за этот груз провозную плату, если она не входила в цену утраченного или недостающего груза (ст. 151 УЖД, ст. 135 УАТ, ст. 195 УВВТ, ст. 100 ВК, ст. 163 КТМ)[1387]. Имущественная ответственность за неисполнение договорных обязательств могла быть возложена и на грузоотправителя (или грузополучателя). Например, за задержку транспортных средств выгрузкой взыскивается штраф, устанавливаемый в зависимости от характера перевозочных средств и времени просрочки (ст.ст. 155-159 УЖД, ст.ст. 197-200 УВВТ, ст.ст. 94, 109 ВК). Кроме перевозки груза, к одной из важнейших задач транспорта относилась и перевозка пассажиров и багажа. Договор перевозки пассажира характеризовался как консенсуальный, двусторонний и возмездный договор (ст. 374 ГК)[1388]. Советское законодательство признавало договор перевозки пассажира отдельным видом договора перевозки, при этом, не выделяя в качестве такого договор перевозки багажа. В то же время в юридической литературе высказывались различные мнения по вопросу о правовой природе последнего[1389]. Отношения, вытекающие из договора перевозки пассажиров и багажа, регулировались транспортными уставами и кодексами, учитывающими специфику складывающихся отношений на различных видах транспорта. При этом прослеживалась однородность в содержании элементов договора перевозки пассажира и багажа. Так, права и обязанности сторон, вытекающие из договора перевозки, в значительной степени являлись однотипными для всех видов транспорта: перевозчик должен был предоставить пассажиру место в соответствии с проездным билетом последнего; принять от него багаж; своевременно доставить пассажира и его багаж в пункт назначения; выдать багаж пассажиру или иному лицу по предъявлении багажной квитанции; обеспечить безопасность пассажира в пути следования, а пассажир был обязан уплатить определенную плату за проезд. Также на пассажира возлагался ряд обязанностей, связанных с необходимостью соблюдения общественного порядка, правил безопасности и обеспечения сохранности имущества транспортных организаций. Говоря об урегулированности отношений, связанных с перевозкой пассажиров и багажа, необходимо обратить внимание на недостаточно подробную регламентацию ответственности сторон по договору перевозки пассажира и багажа транспортным законодательством[1390]. В целях унификации многочисленных разнообразных правил, устанавливающих претензионно - исковой порядок разрешения споров, которые применялись на различных видах транспорта, нормы о порядке и сроках предъявления претензий и исков[1391], вытекающих из перевозки, были включены в ГК (вслед за Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.), а также содержались в транспортных уставах и кодексах[1392], где они подверглись определенной конкретизации. Следует отметить, что даже с учетом имевшей место детализации и конкретизации претензионно - искового порядка применительно к отдельным видам транспорта он выглядел единообразно[1393].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|