Ответственность за вред, причиненный работниками организации и актами власти
Ответственность организации за вред, причиненный по вине ее работников. Юридические лица, как известно, осуществляют деятельность через своих работников. Поэтому ГК определял правила ответственности организаций за вред, причиненный их работниками. Согласно ст. 445 ГК организация обязана возместить вред, причиненный по вине ее работников при исполнении ими своих трудовых (служебных) обязанностей. Как верно отмечалось в литературе, в ст. 445 ГК законодательно закреплено выработанное наукой советского гражданского права и многолетней судебной практикой положение о том, организация отвечает за действия не только органа, но и любого своего работника [1541]. Под исполнением трудовых (служебных) обязанностей понималось выполнение работы, обусловленной трудовым договором или работы, которая хотя и выходила за пределы трудового договора, но которая была поручена работодателем, либо вызывалась производственной необходимостью. Если причинение вреда и имело место на работе, но не вытекало из производственной деятельности работодателя, а было основано на личных отношениях сторон, работодатель, как правило, ответственности не нес. Как разъяснял п. 3 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 октября 1963 г., за вред, причиненный ее работниками хотя бы и по их вине, но не при исполнении ими своих трудовых (служебных) обязанностей, организация ответственности не несет. Вместе с тем, некоторые авторы, в частности, О.С. Иоффе, обоснованно утверждали, что в этом случае привлечение юридического лица к ответственности возможно, но лишь когда установлена его вина в неправильном выборе работника или неосуществлении за ним должного надзора (например, организация допустила к работе причинившее вред лицо, находящееся в состоянии опьянения)[1542].
В свою очередь, организация имела право в порядке регресса обратиться к работнику за возмещением суммы выплаченного потерпевшему возмещения по нормам трудового законодательства. Согласно ст. 49 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде[1543] работники несли ответственность в ограниченном объеме - обычно не свыше одной трети месячной тарифной ставки или оклада. Правила ст. 445 ГК являлись общими и применялись во всех случаях причинения вреда работниками при исполнении ими своих трудовых (служебных) обязанностей. Вместе с тем, ГК предусматривал специальные правила ответственности за вред, причиненный должностными лицами в области административного управления, а также должностными лицами правоохранительных органов (причинение вреда актами власти). Ответственность за вред, причиненный актами власти. Ответственность за вред, причиненный актами власти, выступал в виде ответственности за причинение вреда актами управления (ст. 446 ГК) и актами правоохранительных органов и суда (ст. 447 ГК). Названные виды деликтов объединял ряд следующих общих признаков: 1. они являлись специальным деликтами, к которым применялись как общие правила о деликтной ответственности, так и специальные; 2. вред причинялся актами власти, то есть актами, содержащими властные предписания, которым должны были подчиняться субъекты, в отношении которых они совершались, а не хозяйственно-техническими операциями. 3. в качестве причинителей вреда выступали специальные субъекты – должностные лица, совершающие акт власти при осуществлении служебной деятельности. Понятие должностного лица содержалось в примечании к ст. 170 УК РСФСР; 4. акт власти был признан неправильным, как совершенный с превышением власти или хотя и в ее пределах, но без достаточных юридических оснований. Признание акта власти неправильным относилось к компетенции тех же органов (судебных или арбитражных), которые рассматривали гражданский спор о возмещении причиненного вреда, если в специальном законе не предусмотрено иное (как, например, постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 16 января 1928 г. для случаев незаконного вмешательства в деятельность кооперации)[1544].
5. при наличии условий, указанных в ст.ст. 446, 447 ГК, ответственность за причиненный вред несли не сами причинители, а государственные учреждения и соответствующие государственные органы. Согласно ст. 446 ГК государственные учреждения отвечали за вред, причиненный гражданам неправильными служебными действиями их должностных лиц в области административного управления. Под государственными учреждениями понимались как собственно учреждения, так и предприятия и другие организации в тех случаях, когда на последних возлагалось осуществление деятельности в сфере административного управления. В этой статье были установлены различные правила ликвидации вредоносных последствий актов власти в имущественной сфере граждан, с одной стороны, и организаций – с другой. Если в качестве потерпевшего выступал гражданин, то ответственность за акты власти подчинялась общим правилам ст. 444 ГК, если иное не было предусмотрено специальным законом. За вред же, причиненный юридическим лицам, государственные учреждения отвечали в порядке, установленном законом. При этом в законе определялась не только собственно процедура, но и специальные основания (случаи) возложения такой ответственности. В действующем в тот период законодательстве к указанным случаям относились: 1) Сводный закон о реквизиции и конфискации имущества (постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 марта 1927 г.[1545]). Согласно ст. 21 указанного закона потерпевшие имущественный ущерб от незаконной реквизиции или конфискации были вправе требовать его компенсации с учреждения, должностными лицами которого соответствующие действия совершены; 2) постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 16 января 1928 г. «Об ответственности за убытки, причиненные незаконным вмешательством органов власти в деятельность кооперативных организаций»[1546]. Статья 4 этого постановления устанавливала ответственность учреждений за указанные действия.
3) статья 84 КТМ и Положение о государственных морских лоцманах[1547]. Статья 19 Положения определяла, что ответственность за аварию, происшедшую по вине морского лоцмана, несет морской порт, к которому он прикреплен. В соответствии со ст. 447 ГК за вред, причиненный гражданам неправильными служебными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и суда, соответствующие государственные органы, несли имущественную ответственность в случаях и пределах, специально предусмотренных законом. Статья 447 ГК по отношению к ст. 446 являлась специальной, и одновременно выступала в качестве исключения из правила ст. 446, распространившей действие общих оснований ответственности за вред, причиненный гражданам неправильными актами власти. Как видим, в ст. 447 ГК речь шла только о правоохранительных органах и суде и имелась в виду ответственность не за любые действия должностных лиц перечисленных органов, а лишь за те, которые были связаны с дознавательно - следственной и прокурорско-судебной деятельностью. Впервые специальная ответственность за вред, причиненный реабилитированному гражданину, была предусмотрена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей»[1548]. До издания этого акта правила ст. 447 ГК не применялись.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|