Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правоотношения, связанные с продуктами творческой деятельности




(Бородин С.С.)

 

Общие положения советского авторского права, объекты и субъекты советского авторского права, субъективные авторские права

 

Понятие, источники и принципы советского авторского права. Советское авторское право в объективном смысле представляло собой совокупность норм, установленных государством для регулирования определенного круга общественных отношений, которые возникали в связи с созданием авторами произведений литературы, науки, искусства и их использованием[1591].

К источникам советского права относились не только законы, включая ГК, но и подзаконные нормативные акты СССР и РСФСР. Особое место отводилось типовым авторским договорам, которые представляли собой подзаконные нормативные акты, регламентирующие права и обязанности сторон с учетом специфики конкретных видов авторских договоров[1592]. Значение типовых авторских договоров проявлялось в двух основных аспектах. В первую очередь, в них указывались условия, обязательные для согласования между автором и организацией, во вторую очередь ряд положений типовых авторских договоров применялся в рамках договорных отношений и при их отсутствии в конкретном договоре, при этом такие условия могли быть изменены при заключении договора только в сторону улучшения положения автора[1593].

Советское авторское право строилось на ряде принципов, среди которых: принцип наделения автора исключительными личными и имущественными правомочиями, принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав и ограниченная отчуждаемость имущественных правомочий, принцип правового регулирование отношений, возникающих по поводу авторских договоров, принцип нормирования авторского вознаграждения[1594]. В советской литературе по авторскому праву выделяли также и принцип сочетания интересов граждан и общества в целом. Так, Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц говорили о принципе охраны творческой личности и имущественных интересов автора в сочетании с интересами общества, и, в частности, рассматривали исключительный характер авторских правомочий как выражение этого принципа[1595].

Объекты советского авторского права. Согласно ГК авторско-правовая охрана предоставлялась автоматически в силу создания объекта, выпуск произведения в свет не требовался, также охрана не обуславливалась регистрацией авторских прав на произведение.

Законодатель использовал два основных приема для определения объектов авторского права, поскольку, с одной стороны, был приведен примерный перечень соответствующих объектов, а с другой – указывались требования, которым должны удовлетворять объекты авторского права.

Понятие произведения науки, литературы и искусства в советской литературе нередко отождествлялось с понятием объекта авторского права[1596]. Вместе с тем, ряд исследователей рассматривал принадлежность к произведениям науки, литературы и искусства как отдельное позитивное требование для признания объектом авторского права и указывал, что такое произведение «представляет собой результат интеллектуальной деятельности, связанный с формой произведения, которую следует отличать от формы объективного выражения произведения»[1597]. Для любых произведений науки, литературы и искусства были установлены требования, при которых на них распространялась авторско-правовая охрана, согласно которым они должны были являться результатом творческой деятельности автора, выражаться в объективной форме, иметь возможность воспроизведения этой формы.

При определении творческого характера деятельности в советской литературе отдельное внимание уделялось новизне[1598]. Так, О.С. Иоффе говорил, что «творческий акт в собственном смысле слова… проявляется в новизне понятий или образов, либо в новизне выражающей их формы, либо в новизне того и другого, вместе взятых»[1599].

Относительно соотношения требования, согласно которому произведение должно выражаться в объективной форме, и требования о вопроизводимости этой формы, в советской литературе сложилось два основных подхода. Ряд ученых полагал, что эти два признака самостоятельны[1600], другие авторы считали, что воспроизводимость произведения вытекает из наличия у него объективной формы, в связи с чем этот критерий не является самостоятельным[1601]. Для некоторых произведений законодателем отдельно была подчеркнута необходимость фиксации в письменной форме.

Кроме того, прямо закреплялись критерии, которые не влияли на авторско-правовую охрану произведений науки, литературы и искусства: форма, назначение и достоинства произведения, способа его воспроизведения.

К результатам творческой деятельности, которые не охранялись авторским правом, относились: законы, судебные решения и официальные документы (к последним относились обезличенные документы, исходящие от органов, наделенных властными полномочиями[1602]); произведения народного творчества, авторы которых неизвестны (не являлись объектом авторского права в силу отсутствия индивидуального автора); древние акты и памятники (могли иметь конкретного автора, но при этом они созданы давно и с очевидностью срок действия авторских прав на них уже истек).

Субъекты авторского права. Субъектами авторского права являлись авторы - физические лица, творческим трудом которых создан объект авторского права, их наследники, а также организации.

В первую очередь признание авторских прав связывалось с территорией, на которой произведение впервые было опубликовано или находилось в объективной форме, критерий гражданства автора имел вторичное значение. Также авторские права лиц на произведения признавались на основании и в пределах международных соглашений, заключенных СССР. Произведение считалось выпущенным в свет (опубликованным), если оно издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо иным способом сообщено неопределенному кругу лиц.

При создании одного произведения творческим трудом нескольких лиц складываются отношения соавторства. Выделялось два вида соавторства: раздельное и нераздельное. При нераздельном соавторстве у соавторов возникало права только на одно произведение, в то время как раздельное соавторство вело к появлению прав как на коллективное произведение, так и на его самостоятельную часть, созданную конкретным автором[1603]. Также в литературе признавалась возможность появления соавторства в процессе исправления или переработки произведения (например, сценария), если для этого к автору сценария по его соглашению со студией присоединялся соавтор[1604]. С другой стороны, деятельность редактора соавторства не образовывала. Между соавторами могло быть заключено соглашение, которое определяло их отношения по его поводу, при его отсутствии права осуществлялись соавторами совместно, а вознаграждение распределялось в порядке, предусмотренном нормативными актами. Требование о творческом участии в создании работы оставляло за пределами соавторства ситуацию, когда автору оказывается техническое помощь (например, набор текста). Также в литературе указывалось, что недопустимо «принудительное соавторство»[1605].

Кроме авторов-физических лиц, к субъектам авторского права относились юридические лица. При этом советское авторское право признавало и возможность наделения юридического лица вновь возникшими авторскими правами, все такие случаи были прямо закреплены в законе. В первую очередь, признавалось авторское право на издания в целом за организациями, которые выпускали в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания. Во вторую очередь, юридическое лицо становилось носителем авторского права в отношении следующих объектов: кинофильм или телевизионный фильм (если оно осуществило их съемку); радио- и телевизионные передачи (если оно, как радио- и телевизионная организация, осуществило их передачу).

Отдельно отметим ситуацию создания произведения в порядке служебного задания. Она имела место, только если в содержание служебного задания прямо входило создание объекта авторского права[1606]. Право организации на использование таких произведений не обуславливалось выплатой вознаграждения, а основывалось на факте создания произведения в рамках служебного задания. При этом все случаи, когда автору выплачивалось вознаграждение за такие произведения, прямо предусматривались подзаконными актами. Таким образом, по общему правилу вознаграждение автору не выплачивалось[1607].

Общие положения о субъективных авторских правах. К субъективным авторским правам ГК относил следующие права: на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); на неприкосновенность произведения; на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе. При этом в советском авторском праве производилось разграничение права собственности на материальный носитель, в котором воплощено произведение, и субъективного авторского права на соответствующий нематериальный объект (в том числе нормы ст. 513 ГК).

В литературе субъективные авторские права разграничивались на личные неимущественные и имущественные права. К личным неимущественным правам большинство советских ученых относили: право на опубликование, право на воспроизведение, право на распространение, право на авторство и авторское имя; право на неприкосновенность произведения[1608]. Имущественным правом являлось право автора на получение авторского вознаграждения.

Советскими исследователями отдельное внимание уделялось анализу исключительного характера прав автора. Согласно взгляду, которого придерживались, в частности, Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшиц, исключительный характер прав советского автора заключался в том, что эти права были неотчуждаемы, неотторжимы от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, недопустим был перенос на другое лицо прав автора, при этом свойством исключительности обладали все авторские права[1609].

Авторско-правовые правомочия организаций значительно отличались от правомочий авторов-физических лиц. В первую очередь, они не обладали правом авторства, кроме того отсутствовало правомочие на публикацию под псевдонимом или анонимно, право на неприкосновенность произведения не включало правомочия на внесение в него изменений, право на получение вознаграждения также отсутствовало, поскольку доход получался не через авторский гонорар, а в процессе хозяйственной деятельности организации[1610].

Личные неимущественные права автора. Право авторства представляло собой правомочие на признание третьими лицами факта создания произведения конкретным автором, это правомочие было неотчуждаемо и могло принадлежать только действительному автору результата творческой деятельности, при этом остальные субъективные авторские права рассматривались как производные от него. В свою очередь право на имя, также неотчуждаемое, состояло в возможности автора снабдить произведение при его публикации своим именем или псевдонимом (но не чужим именем) или оставить объект авторского права без указания имени автора (то есть анонимно).

Право на опубликование состояло в том, что только автор или его наследники вправе были впервые предоставить неопределенному кругу лиц возможность ознакомиться с произведением. До момента непосредственного выпуска произведения в свет автор мог отказаться от его опубликования, хотя и понеся при этом ответственность, если она была предусмотрена договором.

Право на воспроизведение заключалось в возможности повторно придать произведению объективную форму, доступную для восприятия третьими лицами. Право на распространение означало возможность сообщения произведения другим лицам, в литературе отмечалось, что распространение могло происходить одновременно с воспроизведением, после него или без него[1611].

Последним личным неимущественным правом являлось право на неприкосновенность произведения. В советской литературе данное субъективное право описывалось не только как запретительное, но и содержавшее в себе позитивную возможность для автора (правомочие на внесение изменений в собственное произведение). Запретительный элемент права на неприкосновенность произведения и права на имя заключался в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещалось без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения. Право на неприкосновенность не препятствовало критике, а также созданию стилизаций, пародий.

Охрана неприкосновенности произведения осуществлялась и после смерти автора. Поскольку право на неприкосновенность произведения было непередаваемо, то полномочие по охране неприкосновенности произведения после смерти автора являлось самостоятельным полномочием[1612] (осуществляемым специально уполномоченным лицом. наследниками автора или организациями, на которые возложена охрана авторских прав)

Право на вознаграждение. Помимо личных неимущественных прав, ст. 479 ГК закрепляла также имущественное право автора на получение вознаграждения за использование произведения. Вопросы нормирования вознаграждения регулировались нормативными правовыми актами СССР и РСФСР.

Особенности осуществления прав на произведения изобразительного искусства. Для произведений изобразительного искусства был предусмотрен ряд особенностей осуществления соответствующих правомочий. Так, относительно правомочия по воспроизведению произведения изобразительного искусства в литературе отмечалось, что для его реализации автору мог быть необходим доступ к его материального носителю, в связи с чем он вправе был в судебном порядке потребовать от собственника обеспечить возможность в определенных пределах пользоваться таким произведением в натуре[1613]. Кроме того, в ст. 514 ГК содержались специальные правила опубликования, воспроизведения и распространения произведения изобразительного искусства, которое содержит изображение другого гражданина, согласно которым эти действия допускались лишь с согласия изображенного, а после его смерти – с согласия его детей и пережившего супруга. Согласие гражданина, изображенного в произведении, не требовалось в двух случаях: если он позировал за плату и если опубликование, воспроизведение и распространение произведения преследовало государственные или общественные интересы.

Срок действия авторских прав. Принудительный выкуп правомочия по использованию и объявление произведения достоянием государства. Авторские права действовали в течение всего срока жизни автора, а после его смерти ряд авторских полномочий переходил по наследству и продолжал действовать 15 лет с первого января года смерти автора. К правам, которые могли перейти к наследникам, в литературе относили права на выпуск в свет (опубликование), на воспроизведение, на распространение и на вознаграждение за использование произведения[1614]. В случае если наследников несколько, их взаимоотношения регулировались по правилам о соавторстве, а гонорар распределялся согласно наследственным долям[1615] (но доли в авторском праве не возникали). Законодатель предусмотрел режим раздельного подсчета срока действия авторского права для соавторов и их наследников, согласно которому период отсчитывался применительно к каждому конкретному автору и авторские права прекращались в разное время.

В отличие от авторских прав, носителями которых являлись физические лица-авторы, права, которыми наделялись юридические лица, являлись бессрочными и не прекращались ни при реорганизации, ни при ликвидации юридического лица.

После окончания срока действия авторских прав произведение могло использоваться бесплатно любыми лицами любым способом без чьего-либо согласия, при этом продолжала охраняться неприкосновенность произведения.

Вместе с тем отметим, что советское авторское право допускало принудительный выкуп государством правомочия по использованию как опубликованного, так и не опубликованного произведения у автора или его наследников. Выкупленное авторское правомочие действовало бессрочно, порядок и условия использования таких произведений устанавливались Советом Министров РСФСР, а не закреплялись в ГК. Кроме выкупа произведений, предусматривалась возможность установления специального режима использования произведений, срок действия авторских прав на которые истек, а именно объявление его достоянием государства. Порядок и условия использования произведений при этом определялись Советом Министров РСФСР.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...