Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование произведений третьими лицами, защита авторских прав




 

Под использованием произведения в литературе понималось любая регламентируемая эксплуатация объекта авторского права. Так, указывалось, что «использование произведения – это фактические действия, которыми создается возможность доступа к произведению для неопределенного круга его потребителей»[1616].

Бесплатное использование произведений без согласия автора. В ГК содержался значительный массив норм, допускавших бесплатное использование произведений.

Первый такой способ использования без согласия автора заключался в использовании изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного объекта авторского права, при этом предусматривалось два изъятия: во-первых, не допускалась переработка произведения повествовательного в драматическое или сценарий (и наоборот), во-вторых, была запрещена переработка драматического произведения в сценарий (и наоборот). Создание нового произведения на основе другого могло производиться путем его переработки, характерным признаком такого использования являлось заимствование элементов формы из другого произведения[1617].

Второй вариант бездоговорного использования заключался в воспроизведении отдельных изданных произведений науки, литературы и искусства (отрывков из них) в работах научного и критического характера, а также в учебных и политико-просветительских изданиях, пределы такого воспроизведения устанавливались подзаконными актами. Целью установления данного случая использования произведения являлось способствование распространению творческих результатов, их доступности для целей науки и образования, а также обеспечение условий для критического анализа.

Цель обеспечения доступности информации о новых объектах авторского права достигалась и посредством третьего варианта использования произведения без согласия автора, а именно путем размещения в периодической печати, кино, по радио и телевидению информации об опубликованных результатах творческой деятельности.

Четвертый вариант использования произведения был направлен на содействие общественной дискуссии и более широкое распространение выпущенных в свет произведений литературы, науки и искусства, поскольку допускал воспроизведение в газетах, кино, по радио и телевидению публично произнесенных речей, докладов, и опубликованных объектов авторского права. Для этих целей законодатель расширил понятие воспроизведения, включив в него транслирование по радио и телевидению публично исполняемых произведений непосредственно из места их исполнения.

Пятый способ использования касался только произведений изобразительного искусства и лишь в ситуации, когда они находились в местах, открытых для свободного посещения (но не в музеях или на выставках) и заключался в их свободном воспроизведении, при этом законодателем не указывались ни цели воспроизведения, ни его субъекта. Вместе с тем прямо запрещалось воспроизводить произведение посредством механического копирование.

Шестой случай бездоговорного использования произведения без выплаты вознаграждения автору, заключался в использовании опубликованного произведения для удовлетворения личных потребностей (включая его воспроизведение). Отсутствие указанного случая бездоговорного использования в ст. 492 ГК было вызвано спецификой цели и характера такого использования. Так, в литературе в том числе высказывалась позиция, что соответствующее использование «не является “использованием” в смысле авторского права. Оно предполагает воспроизведение лишь для удовлетворения личных потребностей, а не в виде промысла… Использование, о котором идет речь, не исключает восприятия произведения другими, кроме производящих воспроизведение, лицами, но это не неограниченный, а четко определенный круг лиц (гости и т.п.) и их ознакомление с произведением осуществляется не за плату»[1618].

Седьмой случай бездоговорного использования произведений был предусмотрен для произведений изобразительного искусства. Согласно ст. 513 ГК собственник вещи, в которой оно воплощено, имел право помещать ее на публичных выставках без выплаты автору дополнительного вознаграждения.

Восьмой случай использования произведения без согласия автора был установлен для архитектурных, инженерных и иных технических планов, которые были выполнены по заказу и обусловливался ролью, которую такие произведения играли в хозяйствовании. Целью созданий соответствующих произведений являлось не удовлетворение культурных нужд, а разработка решения поставленных технических задач, поэтому закон разрешал совершать фактические действия по реализации указанных решений без согласия автора и без выплаты ему дополнительного вознаграждения, а также воспроизводить их в печати.

Отдельно отметим, что ГК предусматривало свободу перевода, то есть возможность перевода произведения на другой язык без получения согласия его автора. В круг произведений, которые могли быть использованы таким образом, относились только изданные произведения, поскольку издание предполагало готовность объекта. При этом после одобрения готового перевода к использованию автору переведенного произведения направлялось уведомление о переводе.

Относительно того, являлся ли подстрочный перевод объектом авторского права, в литературе сложилось две позиции. Согласно первому подходу такому переводу могло недоставать творческого характера и, в частности, если он являлся приготовительной работой к литературному произведению, то он не представлял собой объект авторского права[1619]. Представители второй точки зрения указывали, что даже автор подстрочника выбирал между синонимами и вносил иной творческий вклад в создание произведения[1620].

Платное использование произведений без согласия автора. Советским авторским правом предусматривались также случаи платного бездоговорного использования произведений.

Первый способ бездоговорного платного использования, а именно публичное исполнение выпущенных в свет произведений, относился к таковым в определенной мере условно, поскольку если оно производилось без взимания платы с посетителей, то по общему правилу автор права на вознаграждение не имел, исключения могли быть предусмотрены подзаконными актами. В то же время, если плата с посетителей взималась, то автор обладал правом на вознаграждение в любом случае.

Второй случай бездоговорного платного использования охватывал запись опубликованных произведений с помощью технических средств (пленки, пластинки, магнитной ленты или иного устройства) для продажи населению или организациям, которые осуществляли публичное исполнение или показ произведений в записи[1621].

Третья ситуация использования произведения состояла в использовании композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом.

Четвертый случай использования был ограничен по объекту использования (произведения изобразительного искусства и фотографии) и по его направленности (использование только в промышленных изделиях).

Договорное использование произведений. Договоры в сфере советского авторского права включают в себя авторские договоры и договор о переделке произведения одного вида в произведение другого вида.

По авторскому договору автор передает или обязуется создать и в установленный договором срок передать свое произведение организации для использования обусловленным по договору способом, а организация обязуется осуществить или начать это использование в установленный договором срок, а также уплатить автору вознаграждение, кроме случаев, указанных в законе.

В литературе сформировались две основные точки зрения по вопросу о правовой природе авторского договора. Представители первого подхода считали, что в рамках данного договора происходила уступка автором права на произведение (теория уступки), сторонники второй точки зрения полагали, что автор только разрешал использовать произведение на определенных условиях (теория разрешения)[1622].

ГК предусматривал открытый перечень видов авторских договоров, сформированных по критерию способа использования произведения, при этом на практике проводилось дальнейшее разграничение договоров, в том числе по категориям произведений науки, литературы и искусства. В частности, сценарные договоры включали в себя сценарные договоры для кино и сценарные договоры для телевидения и радио[1623].

Советское авторское право предусматривало обязательную письменную форму авторского договора, за двумя изъятиями: договоры об опубликовании произведения в периодических изданиях и энциклопедических словарях. При этом судебная практика исходила из того, что если произведение по факту использовалось, то отсутствие договора или несоблюдении его письменной формы не являлось основанием для отказа автору в выплате вознаграждения и в удовлетворении иных требований[1624].

Стороны авторского договора, их права и обязанности. Авторский договор мог быть заключен только между физическим лицом и организацией. При этом автор, передавший произведение для использования какой-либо организации, не мог передать его другой организации для использования тем же способом (ст. 509 ГК).

К обязанностям автора относилась либо передача произведения организации (если объект уже создан), либо создание произведения и передача его в установленный срок (если произведение будет создано в порядке заказа). Произведение должно было быть передано организации в установленный срок и в обусловленном порядке, кроме того, если имел место договор заказа, то автор обязан был создать произведение в соответствии с условиями договора. Автор обязан был создать произведение лично. Срок и порядок передачи произведения мог регламентироваться типовым авторским договором[1625].

В свою очередь, организации были обязаны осуществить использование произведения в предусмотренный срок или начать такое использование, выплатить автору вознаграждение, а также рассмотреть произведение и известить автора о результатах такого анализа в установленный срок.

При исполнении обязанности по рассмотрению произведения, переданного автором, рассматривалось не только произведение, созданное по заказу, но и уже готовое к моменту заключения договора произведение. Выделялось три результата рассмотрения организацией произведения: одобрение; направление автору на доработку; отклонение. В случае направления на доработку организации необходимо было точно указать существо требуемых исправлений. Отклонение произведения должно было быть мотивировано и допускалось только по основаниям, предусмотренным договором (например, непригодность к публикации по идейно-художественным соображениям, исключение произведения из тематического плана по решению вышестоящей инстанции)[1626]. По истечении срока для рассмотрения произведения оно считалось одобренным.

Кроме того, организации (за отдельными исключениями) были обязаны осуществить или начать использование произведения обусловленным по договору способом в установленный тем же договором срок, который не мог превышать двух лет со дня одобрения его произведения.

Границы усмотрения сторон при определении суммы вознаграждения автору по договору определялись подзаконным нормативным актом, который устанавливает ставки вознаграждения. В литературе выделялись следующие виды ставок: твердые, ступенчатые, максимальные, предельные (верхний и нижний предел вознаграждения)[1627]. В случае если ставка отсутствовала, стороны определяли размер вознаграждения самостоятельно

Правовые последствия нарушения договора. Договор мог быть расторгнут организацией в одностороннем порядке в следующих случаях, когда автор: создал произведение не лично; по своей вине просрочил передачу произведения; создал произведение, не соответствовавшее условиям договора; выполнил заказанную работу недобросовестно; отказался вносить правки, которые ему были правомерно предложены организацией; передал произведение для использования третьим лицам.

К недобросовестному поведению автора относилось, в том числе, противоправное использование чужих работ, преднамеренное искажение фактов в документальном произведении или соответствующее искажение перевода[1628]. При этом действовала презумпция добросовестности. Если произведение правомерно отклонено организацией, но недобросовестность отсутствовала (творческая неудача), то автор сохранял право на гонорар по договору в полном размере или в определенной части.

Также были установлены последствия неисполнения организацией обязанности осуществить использование одобренного произведения или начать такое использование в установленный срок. В первую очередь, у автора возникало право потребовать выплату вознаграждения по договору в полном объеме, при этом договор продолжал действовать. Кроме того, он мог расторгнуть авторский договор и потребовать возврата переданных им экземпляров произведений.

Вместе с тем, в литературе выделялись следующие обстоятельства, при одновременном наличии которых вознаграждение выплачивалось автору не полностью: использование произведения объективно невозможно; соответствующие обстоятельства не были известны организацией и не могли быть ей известны в момент одобрения произведения; возможна доработка произведения для его последующего использования[1629].

Договор о переделке произведения. Отдельно ГК регулировал отношения, связанные с созданием нового произведения путем переработки повествовательного произведение в драматическое либо в сценарий и наоборот, или переработки драматического произведения в сценарий и наоборот. Поскольку указанное использование не могло происходить без получения согласия со стороны автора, для этого заключался договор о переделке произведения, при этом к обязанностям организации, заключившей с автором соответствующий договор, относилась выплата ему вознаграждения, если иное не указано законом, и запрос согласия автора оригинального произведения на опубликование переделанного произведения.

Защита субъективных авторских прав. Защита неимущественных прав автора (прав на воспроизведение, распространение и опубликование произведения, права на неприкосновенность произведения и ряда других прав) включала в себя три основные альтернативные меры. Если нарушение было устранимо, то лицо могло потребовать непосредственного внесения исправлений. В случае, когда это уже не было возможно, лицо вправе было требовать опубликовать в печати или иным способом распространить информацию о допущенном нарушении. Третьей, крайней мерой защиты выступало запрещение выпуска произведения в свет или прекращение его распространения.

Защита имущественных прав автора в случаях нарушения его авторского права производилась путем требования автором возмещения убытков, причиненных ему нарушением авторских прав, и была независима от мер по восстановлению нарушенных неимущественных прав.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...