Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика инициативности




Введение

 

Условия современной жизни требуют от человека предприимчивости, инициативности и социальной активности. Во все времена остается актуальным вопрос о том, почему большинство воспитанников (выпускников) учреждений интернатного типа в жизни оказываются «не успешными». В чем причина?

Еще в 30-годы Х века Н.М. Щелованов, проводя исследования в учреждениях интернатного типа, сделал вывод о том, что в учреждениях интернатного типа дети могут успешно развиваться при условии хорошо организованной педагогической работы; что не разлука с родителями, а дефицит воспитания и специфика условий учреждений задерживают нормальное развитие ребенка и делают его «не успешным» в дальнейшей жизни.

Исследованию структуры и механизмов влияния социальной среды (условий, в которых живет и воспитывается ребенок) на развитие ребенка посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов: И.Д. Фрумина, Б.Д. Эльконина, Г.А. Ковалева, В.А. Ясвина, Г. Ричардсона, Л.С. Выготского и др.

На ранних стадиях онтогенеза влияние среды не осознается человеком, но оказывает решающее влияние на формирование его личности, перцептивных и когнитивных структур, а следовательно и структуры сознания, системы отношений ребенка и его самовосприятия в системе этих отношений. По мере взросления и накопления индивидуального опыта и формирования индивидуального психического склада личности, усиливает роль самого субъекта в выборе тех или иных систем внешних связей и отношений, стиля поведения, тех или иных компонентов среды. Таким образом, среда как бы субъективируется, человек сам выбирает преимущественные влияния, которые среда будет на него оказывать. Человек не только сам избирает отдельные компоненты среды, но и сам творит ее по уже существующим у него идеалам и образцам.

Э. Эриксон в своей работе «Жизненный цикл: эпигенез идентичности» указывает на то, что насколько человек будет «успешным» и самодостаточным в контексте данной социально-экономической системы, зависит от того, насколько у него разовьется чувство инициативности. Которое делает человека активным, предприимчивым, трудоспособным, ищущим. Инициативный человек - творец собственной жизни. Но, в свою очередь, то, насколько разовьется в человеке инициативность, зависит от тех условий, в которых он будет жить и воспитываться.

У ребенка в младшем школьном возрасте появляется произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Расширяется круг интересов, общение с взрослыми и сверстниками становится произвольным, направленным, опосредованным определенными правилами. Расширяется временная перспектива ребенка, возникает стремление, включится в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. Появляется возможность и желание что-либо сделать, изменить, чего-либо достичь и т.д. Поэтому младший школьный возраст представляется нам особенно важным в развитии у ребенка инициативности, в этом возрасте особенно важно учесть все факторы, которые способствуют становлению инициативности, а также определить какими критериям должна отвечать социальная среда учреждений интернатного типа, чтобы инициативность у воспитанников не только развивалась, но и укреплялась, находя положительный отклик.

Цель данной дипломной работы:

Исследование условий, способных обеспечить развитие инициативности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

Во-первых, определить психолого-педагогическую характеристику инициативности, ее психологический механизм, признаки проявления;

Во-вторых, провести теоретический анализ механизма влияния среды на развитие ребенка, а также факторов, способствующих развитию инициативности;

В-третьих, на основании выделенных факторов определить критерии оценки социальной среды;

В-четвертых, проанализировать специфику условий учреждений интернатного типа в соответствии с выделенными критериями и влияние этой специфики на инициативность детей;

В-пятых, провести сравнительное исследование условий двух учреждений интернатного типа и уровня инициативности их воспитанников.

Объект исследования: условия жизнедеятельности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (детском доме).

Предмет: влияние существующих условий на инициативность детей.

В ходе проведенного теоретического исследования условий учреждений интернатного типа, а также по материалам исследований: И.В. Дубровиной, А.Г. Русской, М. И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой, Е.О. Смирновой, А.М. Прихожан и др., нами было установлено, что специфика условий учреждений интернатного типа заключается, во-первых, в том, что такие учреждения являются закрытыми; во-вторых, дети испытывают дефицит общения и взаимодействия с взрослыми и в-третьих - жизнедеятельность детей в них строго регламентирована и не оставляет у ребенка возможности для самостоятельного, авторского действия. В связи с этим, нами в дипломной работе выдвигается гипотеза:

Необходимым условиям для развития инициативности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, является наличие пространства для свободного, самостоятельного, авторского действия.

Исследование проводилось на базе двух учреждений интернатного типа: детского дома-школы №59 и детского дома №2.

В исследовании приняли участие 80 детей младшего школьного возраста, а также воспитатели, руководители учреждения.

Для исследования в данной работе нами использовались следующие методы:

. Оценка условий социальной среды учреждений интернатного типа, влияющих на развитие у детей инициативности.

. Наблюдение проявления детьми инициативности (на основе выделенных признаков инициативности).

. Структурированное интервью по методике Е.О. Смирновой по исследованию мотивационно-потребностной сферы (наличие желаний, стремлений, потребностей) детей и осознанности детьми своих действий и поведения.

Данная дипломная работа состоит из: введения, 4 глав, заключения, списка литературы, приложения и выполнена на 96 листах, включает 9 таблиц, 4 рисунка, 8 приложений.

В первой главе: «Психолого-педагогическая характеристика инициативности», нами раскрывается определение инициативности, ее психологический механизм и признаки проявления.

Во второй главе: «Факторы, влияющие на развитие у детей инициативности», рассматривается вопрос о влиянии среды на развитие ребенка, а также проводится теоретический анализ факторов, способствующих развитию у детей инициативности, определяются критерии оценки условий среды учреждений интернатного типа.

В третьей главе: «Анализ специфики условий учреждений интернатного типа и ее влияния на инициативность детей младшего школьного возраста», приводится анализ специфики условий учреждений интернатного типа по выделенным критериям социальной среды.

В четвертой главе: «Исследования условий учреждений интернатного типа и уровня инициативности, воспитывающихся в них детей», проводится сравнительное исследование условий среды, а также исследование инициативности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, их мотивационно-потребностной сферы и уровня осознанности действий и поведения.


Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика инициативности

 

Инициативность - очень важная характеристика личности, так как является одной из определяющих «успешность» человека в жизни.

Часто говорят, что «первый шаг труден». Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным волевым качеством. Существенную роль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений, не маловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединенные и интенсивностью побуждения и активностью стремлений делают некоторых людей как бы «бродилом» в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей. [19,41].

Инициатива: [фр. Initiative, от лат. Initiare - начинать] - почин, побуждение к началу какого-либо дела, предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам [49,50].

Стремление к инициативе, ставшее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращаются в его инициативность. Инициативность делает человека активным, ищущим, «идейным» - творчески подходящим к своей работе [19].

В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, активностью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие [41].

Инициативность - это способность человека реализовать то, что он задумал, «запуск» дела, способность к самостоятельному, волевому, целенаправленному действию, энергичность, предприимчивость и социальная активность личности.

Истоки инициативности находятся в спонтанности. Дж. Морено писал: «… главный талант спонтанности - способность быстрого продуцирования идей и быстрого же воплощения этих идей в действия» (см. 25) - что это - как не инициативное поведение?

Спонтанность - это глубинный филогенетический фактор, формирующий человеческое поведение. Она находится в эмбриональной стадии развития, но потенциальные возможности спонтанности поистине безграничны [25].

Спонтанный (от лат spontaneous - самопроизвольный) - возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне [49].

Иначе говоря, субъективно волевое действие, воспринимаемое человеком, как «спонтанное», исходящее из него самого, не обусловленное никакими воздействиями, обстоятельствами, зависящее лишь от свободно принятого решения, намерения.

Спонтанное само по себе: производное от «законов» природы и «матрица» творческого. Едва ли можно назвать личностью человека, спонтанность которого равна нулю. С исчезновением спонтанности личность погибает. С ростом спонтанности развиваются личностные качества. И если возможности спонтанности безграничны, безграничен и потенциал личности. Личностное подобно реке, оно проистекает из спонтанного, но есть много других источников, питающих его. Личностное простирается далеко за пределы биологического организма, одно из таких запределий - межличностные отношения [25].

Отправная точка спонтанности лежит не вне ее, но в ней самой, в спонтанном состоянии. Оно не является чем-то предустановленным, застывшим и неизменным, оно как бы пульсирует, пульсирует ритмично, поднимаясь и опускаясь, возрастая и увядая, как все в природе, и, тем не менее, оставаясь отличным от природных явлений - это зреет в человеке и, наконец, вырывается наружу, например, в виде идеи, интереса, поступка и т.д. Примером можно привести такой феномен спонтанности, как творчество.

Спонтанность является изначальной характеристикой творческого акта. Творческому субъекту свойственно относится к спонтанному состоянию как присущей лишь ему деятельности, автономной и свободной от внешних и внутренних, неподвластных его контролю влияний. Внешне это проявляется в том, что человек начинает рисовать, писать стихи или другие литературные произведения, сочинять музыку, танцевать, создавать театр и исполнять в нем роли, блистать идеями, привлекая активно к этому других людей и т.д. [25, 26].

Все вышеперечисленное является самовыражением, попыткой найти свое место, призвание, реализовать потребности, а также попыткой создать другой мир, отличный и свободный от тех, в которых человек живет и существует. Этот мир может быть не реальным, но именно по этому ни кого не сковывающим, создается другое пространство для существования [25].

Таким образом, состояние спонтанности во всем своем многообразии не возникает автоматически. Оно не дано человеку изначально. Достаточно эффективными в качестве отправного состояния для спонтанного могут выступать различные факторы, как внешние, так и внутренние. Спонтанное состояние может быть вызвано лишь волевым усилием и не иначе как по собственной воле. Оно не возникает, однако, благодаря сознательным волевым усилиям, сознание, скорее, выступает тут в качестве заградительного барьера, но лишь благодаря внутреннему устремлению к свободе, которое в сущности, есть не что иное, как проявление раскрепощенной спонтанности. Спонтанность - это то, что рождается внутри личности, но реализуется вовне, в среде, как ответ на ее влияние [25, 26].

Термин «эмоции» или «условия» не дают полного представления о такого рода «состояниях». Поскольку такое состояние выступает, зачастую, не только в качестве мотива некоторого внутреннего процесса, но и определяет поведение, формирует также какие-то социальные, внешние отношения, т.е. организует связь данного «состояния» с «состояниями» другой личности. И из контакта между двумя «состояниями» носителями которых являются, естественно, два различных человека, рождается межличностная ситуация. Она, соответственно, отражает либо гармонию, либо конфликт [25, 26].

Таким образом, инициативность, выражаемую через инициативное поведение, можно назвать главным талантом спонтанности: способность быстрого продуцирования идей и быстрого же воплощения этих идей в действие.

В инициативности включается сложный механизм взаимодействия на первый взгляд противоположных процессов: непроизвольного и произвольного. На самом же деле спонтанность в инициативности проявляется в виде «идеи», толчка к действию, которая на уровне подсознания формируется и развивается под влиянием различных факторов, во многом обусловленных влиянием той среды, в которой живет и развивается человек.

Психологический механизм инициативности можно представить следующим образом:

 

Условия=> потребность=>  мотив =>
(факторы) «идея», «интерес» (побуждение к деятельности с целью удовлетворения потребностей, «идей» и «интереса» субъекта)
 деятельность=> результат  
(действие)    

 

Инициативность - действие, которое не предопределено требованиями извне, а вытекает из внутреннего интереса. Инициатива берет свое начало из спонтанного: условия внешней среды (факторы) влияют на человека как сознательно, так и подсознательно, определяя его потребности и интересы - рождается «идея», которая побуждает человека что-либо сделать, изменить, чего-либо достичь и т.д.

После того, как обозначился интерес и родилась «идея», инициативное поведение характеризуется с одной стороны как произвольное поведение (т.е. способность к овладению собой, своими внутренними действиями и организацией своего поведения - своего рода внутренняя дисциплина), а с другой - включает действия, направленные вовне, на предмет внешнего мира (чувственный или идеальный), на его достижение или преобразование.

Условия среды, в которых живет и развивается человек, также влияет на его ценностную структуру и его мотивационную сферу, которая придает смысл и побуждает к действию, определяет и направляет его социальную активность.

Инициативность чрезвычайно важное качество личности. Так как условия современной жизни, ее темп, для того, чтобы человек был в ней «успешен», а также самодостаточен в контексте данной социально-экономической системы - требуют от него предприимчивости, инициативности и социальной активности. Э. Эриксон указывает, что инициативность дает потенциальные возможности трудиться человеку продуктивно, она добавляет к автономии способность принимать на себя обязательства, планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы продвигаться вперед [53, 56].

Инициативность начинает активно развиваться согласно психосоциальным стадиям Э. Эриксона в «Возрасте игры» - дошкольном, и непосредственно продолжает в младшем школьном возрасте. Она находит сове выражение в инициативном поведении, характеризующемся следующими признаками: [см.: 19].

наличие у субъекта идей, выдумки, творчества;

проявление у субъекта рационализации, новаторства;

участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других, активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

организация коллектива, группы на реализацию собственных идей, замыслов;

стремление к осуществлению разумного действия в непривычной обстановке, проявление находчивости, сообразительности;

независимость в решениях и действиях, проявление личного почина, самостоятельности.

Из сказанного выше можно сделать вывод: что то, насколько разовьется в человеке инициативность и насколько она сможет проявиться и реализоваться, зависит от условий, в которых будет жить и воспитываться человек.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...