Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительное исследование по методике Е.О. Смирновой: мотивационно-потребностной сферы и осознанности поведения воспитанников учреждений интернатного типа




 

В сравнительном исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста детского дома-школы № 59 (40 человек) и детского дома

№ 2 (40 человек).

Метод исследования: структурированное интервью с детьми:

а) О желаниях и предпочтениях;

б) О прошлых и будущих действиях (осознанность своего поведения).

Инициатором беседы был взрослый. Он задавал ребенку вопросы, конкретизировал или переформулировал их, чтобы ребенку было легче на них ответить. Число и характер вопросов жестко не фиксировались, они зависели от активности ребенка, от его отношения к беседе, однако обязательный минимум соблюдался. Взрослый во время беседы стремился к созданию неформальной обстановки.

За основу брались следующие вопросы:

А: (исследование мотивацинно-потребностной сферы)

Что ты больше всего на свете любишь?

Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?

Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и т.п.

Что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь)?

Тебе все нравится в детском доме? Что бы ты хотел изменить?

Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Чего ты хочешь?

В: (осознанность поведения)

Что ты делал только что, когда я позвала тебя?

Расскажи, чем вы занимались сегодня на занятиях (допустим в школе)?

Случались ли с тобой вчера, позавчера, или еще раньше что-нибудь интересное, важное, смешное? Расскажи, пожалуйста!

Что ты собираешься делать после нашей с тобой беседы?

Что будешь делать сегодня вечером или завтра?

Анализ ответов детей.

Рассматривая варианты ответов детей о своих желаниях и предложениях, выделились следующие типы ответов:

 

А) отсутствие ответа - молчание или ответы типа «не знаю», «ничего».
Б) ситуативный, стереотипный ответ - ребенок называл предметы, находящиеся в его зрительном поле
В) предметы - отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные (игрушки, продукты питания и т.п.)
Г) занятия - дети называли свои любимые игры или виды деятельности
Д) общение - дети свободно в форме повествования называли то, что хотели бы делать

 

Таблица 4.1

Варианты ответов

Учреждение

 

№ 59 № 2
А Отсутствие ответа 30% 20%
Б Ситуативный, стереотипный ответ 40% 20%
В Предметы 19% 20%
Г Занятия (сообщение) 6% 30%
Д Общение 5% 10%

 

Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей (в % от общего числа ответов)

Количественное соотношение вариантов ответов по исследованию мотивационно-потребностной сферы воспитанников учреждения № 59 и № 2 можно также посмотреть в Приложении 2.

Как видно по данным таблицы 4.2., подавляющее большинство ответов воспитанников детского дома-школы №59 имели ситуативный, стереотипный характер. Многие дети на вопрос взрослого «Что ты любишь?» или «Чего хочешь?» отвечали «ничего», «не знаю» или просто напряженно молчали. Некоторые дети перечисляли предметы достаточно конкретные, но отсутствующие в наличной ситуации. Наиболее характерными для воспитанников детского дома-школы № 59 были ситуативные ответы. Дети просто называли то, что видели перед глазами или просто держали в руках. На вопрос взрослого «Что бы ты хотел от волшебника?» - ребенок называл какой-нибудь предмет, причем, который находился у него в руке или рядом с ним. Вообще вопросы взрослого «Что бы ты хотел сделать, изменить?» и просто «Что ты хочешь?» вызывали у детей недоумение и ответы были такими: «А тут что-то можно изменить?», либо «А что тут можно изменить?». Дети просто не могли себе представить, что можно «хотеть», «изменить» или «делать». Их желания были связаны с конкретной ситуацией или с альтернативным предметом: например «хочу убрать шкаф», «передвинуть кровать», и т.п. Лишь у нескольких человек желания выходили за пределы непосредственной ситуации; они хотели - машину, дом и пр., причем сообщение об этих желаниях было в форме рассказа.

В детском доме № 2 нам представилась другая картина. Значительно меньше встречалось ситуативных ответов и отсутствия ответов, а также простого перечисления предметов (количество ответов разделилось поровну: 20%, 20%, 20%). Но у многих детей детского дома №2 ответы были представлены в виде сообщения, и все дети рассказывали о том, чего хотят.

Причем у этих детей практически не встречались фантастические, волшебные желания, хотя вопрос о волшебнике (6) располагал к этому. Все стремления испытуемых были вполне реальными, подобных содержательных ответов у воспитанников детского дома-школы № 59 практически не наблюдалось. Существенные различия между детьми из детского дома № 2 и детского дома-школы № 59 были выявлены также в отношении к условиям своей жизни. Ни один человек - воспитанник их детского дома-школы № 59 не смог дать содержательный ответ на вопрос - что ему не нравится или что он не любит. Их ответы сводились к фразам - «не знаю», «все нравится», «мало сладкого» и т.п. Дети детского дома №2 охотно перечисляли самые разнообразные обстоятельства своей жизни: «когда ставят двойки», «когда не пускают гулять», «утром рано вставать», «нельзя поздно смотреть телевизор» и т.п.

Воспитанники детского дома-школы № 59 не проявили ни какой критичности по отношению к условиям своей жизни. Они не хотели ничего изменить. Ни кто из них не выразил содержательного недовольства: ответы были - «все нравится». Хотя встречались отдельные ответы, когда дети жаловались на других (Бедрина - постоянно плачет, Данил - не умеет застилать постель и т.п.), но нам представляется, что подобные жалобы скорее воспроизводили замечания и оценки воспитателя, чем отражали собственные чувства и отношения ребенка.

Таким образом, сравнительный анализ результатов беседы о желаниях и предпочтениях детей детского дома-школы № 59 и детского дома № 2 выявил относительную бедность и ситуативность желаний и стремлений детей из детского дома-школы № 59, их связанность с воспринимаемой обстановкой.

В то время как дети детского дома №2 отличились критическим отношениям к условиям своей жизни, желанием ее изменить. Полагаем, что эти различия вызваны фактом обучения воспитанников детского дома №2 в общеобразовательной школе совместно с детьми, которые живут и воспитываются в семье. Эти воспитанники имеют возможность перехода в другие социальные пространства, а также более емкий, свободный деятельностный и информационный обмен с другими средами. (См. Приложение 1). Дети детского дома-школы № 59 такой возможности не имеют, поэтому у них отсутствует отношение к условиям своей жизни: незнание другого уклада и способа жизни приводит к некритичному приятию окружающего, к полному совпадению с ним, к отсутствию побуждений и стремлений что - либо изменить, и как следствие пассивному поведению.

Анализируя ответы и высказывания детей во время беседы о прошлых и будущих действиях (осознанности своего поведения), выделились следующие варианты ответов:

а) Отсутствие ответа - «не знаю», «забыл», молчание.

б) Стереотипное повторение одного ответа.

в) Перечисление режимных моментов - (спал, гулял, кушал, и т.п.)

г) Сообщение о своих действиях - (смотрел телевизор, играл в больницу и т.п.)

д) Развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях.


Таблица 4.2

Варианты ответов

Учреждение

 

№ 59 № 2
А Отсутствие ответов 30 % 17 %
Б Ситуативный ответ, стереотипный ответ 35 % 20%
В Перечисление режимных моментов 24% 35%
Г Ответ в виде сообщения 6% 16%
Д Общение, развернутый ответ 5% 12%

 

Результаты беседы о желаниях и предпочтениях (осознанности поведения) (в % от общего числа ответов).

Количественное соотношение вариантов ответов по исследованию осознанности поведения воспитанников учреждений интернатного типа №59 и №2 можно также посмотреть в Приложении 3.

Сопоставление ответов испытуемых из детского дома-школы №59 и детского дома №2 отмечает примитивность высказываний первых. Содержательные ответы детей сводились к перечислению режимных моментов (гулял, ел, спал). У воспитанников детского дома №2 ответы были очень разнообразны, не поддавались классификации по единому основанию. Как правило, в детском доме-школе №59 (большинство детей) стереотипно повторяли один и тот же ответ «смотрел телевизор», а в значительной степени ответ был «не помню» или молчание. Воспитанники детского дома №2 включали в ответ других людей (друзей, одноклассников и т.п.) и в качестве желания выступает совместное с ними действие. Такие ответы были объединены в одну группу, обозначились как «общение». Для воспитанников детского дома №2 характерно более свободное и содержательное общение, даже перечисление режимных моментов они делали отлично от воспитанников интерната № 59.

Характерно, что большинство воспитанников детского дома №59 не были в состоянии рассказать что-либо о том, какое занятие проводил с ними воспитатель всего полчаса назад, а вопрос «Что ты делал перед тем, как я тебя позвала» вызвал недоумение и молчание (иногда в сопровождении с пожатием плечами). Наиболее трудными для них представлялись вопросы об их планах на будущее. Здесь никто из детей ничего более или менее конкретного сказать не мог (воспитанники детского дома №2 тоже испытывали затруднения, хотя и в меньшей степени). Как правило, в обоих учреждениях планы сводились опять же к перечислению режимных моментов: пойду спать, играть, смотреть телевизор и т.п. Хотя у воспитанников детского дома №2 в этом перечислении чаще встречались сообщения о том, с кем и как они играли, что делали на уроке, во время прогулки и т.п. Они чаще подробно и развернуто старались рассказать о событиях своей жизни. Как уже отмечалось выше, для воспитанников детского дома №2 вопросы о будущих действиях также представляли трудности и сводились к перечислению режимных моментов, однако чаще случалось фиксировать содержательные сообщения детей об их планах на будущее (Вечером пойду гулять с Колей и Сашей или воспитателем на улице… и т.п.). Не трудно увидеть, что планы детей на будущее задаются и определяются близкими взрослыми, т.е. совместно с ними деятельностью, которую взрослые планируют вместе с ребенком.

Характерно, что у детей, живущих в учреждении интернатного типа (детском доме) осознание своих действий происходит через те моменты, которые организует и обозначает воспитатель (еда, прогулка, сон), однако, в условиях закрытых учреждений эти моменты однообразны, примитивны и не становятся персональным достоянием самого ребенка, поскольку распространяются на всю группу.

В целом, результаты моей беседы с детьми свидетельствуют о том, что дети из детского дома не выделяют и не фиксируют в сознании своих действий; они не помнят что делали, не знают, что будут делать, временной план собственных действий у них практически не развит. Однако, оценка условий, способствующих становлению инициативности воспитанников детского дома № 2 по критериям: («открытость среды», «совместная деятельность взрослого и ребенка» см. Приложение 1) получила в большинстве своем положительную характеристику, и воспитанники детского дома № 2 показали лучшие результаты по сравнению с воспитанниками детского дома-школы №59, у которых по данным критериям характеристика отрицательная.

Отсюда можно сделать вывод, что условия детского дома №2 в большей степени способствуют развитию у детей осознанности поведения, чем условия детского дома-школы №59.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...