Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль общения и взаимодействия с взрослыми для развития инициативности




 

М.И. Лисина проводила исследования, которые показали, что общение с взрослым создает оптимальные условия для развития личности ребенка, его произвольности, самосознания, личностных качеств, влияет на формирование внутреннего плана действий и сферы его эмоциональных переживаний, служит образцом поведения и т.п. М.И. Лисина сформировала положение о том, что общение является как бы сквозным механизмом смены ведущих деятельностей. Это положение было конкретизировано и развито в ряде экспериментальных работ, результаты которых могут свидетельствовать о том, что зарождение новой мотивации и новых форм деятельности ребенка происходит со взрослым. При этом взрослый является для ребенка не только носителем средств, образцов и способов действия, но и живым олицетворением тех мотивационных, смысловых уровней, которыми ребенок пока не овладевает. На эти уровни он может подняться только вместе с взрослым - через общение, совместную деятельность и общие переживания. Таким образом, работа взрослого в зоне ближайшего развития ребенка (совместная деятельность взрослого и ребенка над тем, что ребенок один пока делать не умеет, но во взаимодействии осваивает). И это, уже освоенное действие становится основой для нового, уже самостоятельного действия ребенка. Задача взрослого - не заслонить собой, а открыть новое содержание, делать его привлекательным и субъективно значимым. Взаимодействие между ребенком и взрослым в котором взрослый является посредником между ребенком и каким-нибудь культурным содержанием, можно назвать процессом приобщения.

Взрослый как бы приобщает ребенка к новому предмету его деятельности и сознания, причем, в процессе такого приобщения он не только передает ребенку средства овладевания своим поведением, но и мотивирует новую деятельность, делает ее аффективно значимой.

Приобщение происходит не одновременно, а через ряд следующих этапов:Латентный. Новый предмет деятельности еще «не виден» ребенку; он существует в скрытой, латентной форме как атрибут присутствия взрослого. Однако, благодаря тому, что взрослый не просто демонстрирует новый способ действия, а передает ему аффективный заряд, т.е. ярко выраженный свой интерес и эмоционально выраженное отношение, подготавливая следующий этап - в определенный момент происходит «открытие» нового предметаОткрытие. Ребенок начинает видеть новый предмет и новый способ действия. Эмоциональная притягательность предмета, мотивирующая направленный на активность, его образ и способ действия с ним, открываются перед ребенком в неразрывном единстве. Ребенок открывает в предмете собственный способ действия (например, в игре он понимает, что может выполнить роль другого и знает, как именно это делать). Взрослый при этом как бы уходит в тень, уступая место на «экране» сознания ребенка новой для него реальности.

Но первоначально этот «открытый» предмет может побуждать активность ребенка только в присутствии взрослого. Для того чтобы возникла собственная деятельность ребенка, необходим следующий этап.Поддержка. Взрослый своим присутствием, оценками, образцами поддерживает и стимулирует активность ребенка. Предмет становится мотивом собственных действий ребенка независимо от присутствия взрослого. Здесь уже можно говорить о сформированности новой деятельности, в которой есть и собственные стремления и желания ребенка, и способы регуляции поведения [31, 32, 44, 45].

Таким образом, освоенное действие становится источником другого, уже самостоятельного действия. Также от взрослого в значительной мере зависит и то, насколько у ребенка во взаимодействии появится чувство инициативности, с какой степенью яркости оно проявится. Очень важно отношение взрослого к проявлению у ребенка собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему развитию проявления инициативности способствует и признание взрослыми права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка. Э. Эриксон указывает на то, что дети идентифицируют себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы [56].

Таким образом, общение и взаимодействие ребенка и взрослого должно проходить (быть организовано) в совместной деятельности. Причем, носить «неформальный», свободный характер.

Все сказанное выше способствует тому, что дети растут любознательными, активными, творческими, ищущими.

Можно добавить, что, также в качестве средства осознания своего поведения и овладения им, могут выступать образцы или способы действия. Так Д.Б. Эльконин, развивая положение Л.С. Выготского, связывал становление своего поведения со способностью действовать по образцу. Так же как отмечала М.И. Лисина, действия ребенка становятся произвольными, осознанными и способствуют развитию мотивов, побуждений, идей, когда они опосредованны представлением о том, как «надо действовать». Этот образ поведения может быть задан в форме обобщающего правила, поведения конкретного человека или игровой роли [10, 55].

У ребенка должна быть возможность пробовать. Эту пробу он может осуществить в игровой деятельности. С одной стороны, это как бы несерьезно, но с другой - осуществляется выбор, оценка - нравится поступать или нет и т.п.

Поэтому овладение игровой деятельностью является немаловажным фактором в развитии произвольного и инициативного поведения. И в целом инициативности - как личного качества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...