Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль игровой деятельности в развитии инициативности




 

В ряде исследований советских психологов было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением, организацией себя на достижение или преобразование чего-либо. В ролевой игре образ поведения другого человека выступает для ребенка как регулятор его собственного поведения. Принятие игровой роли оказывает существенное положительно влияние не только на управление внешним поведением ребенка, но и на овладение собственными познавательными процессами. В игре ребенок фантазирует, придумывает, творит, т. е. воплощает фантазии и идеи в реальность. Существует множество данных, доказывающих положительное влияние игры на разные формы произвольности, заставляют поставить вопросы: почему введение роли и сюжета оказывает столь «магическое» действие? Каков психологический механизм влияния роли на произвольное поведение ребенка? Отвечая на эти вопросы, Д.Б. Эльконин выделяет два таких механизма.

Первый из них состоит в особой мотивации игровой деятельности. Выполнение эмоционально привлекательной для ребенка роли оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Введение сюжета меняет смысл действий для ребенка и правила поведения, неразрывно слитые с привлекательной, желанной ролью и сюжетом, становится предметом (мотивом) его деятельности.

Второй механизм влияния роли на произвольное поведение детей состоит в возможности объективации своих действий, способствующей их осознанию. Правило, заключенное в роль, отнесено именно к ней и лишь через нее к самому ребенку. Этим значительно облегчается его осознание, ибо правило оказывается как бы внесенным вовне. Оценить свои действия, подчинить их сознательному определенному правилу ребенку дошкольного возраста очень трудно. В игре же правило как будто отчуждено, задано в роли и ребенок следит за своим поведением, контролирует его как бы через зеркало - роль. Таким образом, при выполнении роли существует своеобразное раздвоение, рефлексия. Образ, заданный в роли, выступает одновременно и как ориентир поведения, и как эталон для контроля [10, 45, 55].

Ролевая игра естественно и гармонично сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого, инициативного, произвольного действия: с одной стороны - повышение мотивационности, с другой - осознанности поведения. Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важных сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования волевого, произвольного поведения ребенка [9, 10, 55].

«Время игры» - это то время, в которое социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, воплощения новых идей и т.п.; похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя, и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и др.). Они начинают интересоваться трудом других, пробовать новое и допускать, что и на других людях в их окружении лежит определенная ответственность. Успехи в освоении речи и развитии моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет им участвовать в разнообразных общественных играх. Согласно Э. Эриксону, главным чувством идентичности во время игрового периода становится - «я-то, что я буду» [Цит. по 55].

Жизнь ребенка в современном обществе жестко регламентирована, оставляет ему мало свободы для выбора, для авторского действия, особенно в социальной сфере. Жизнь в современном обществе предельно открыта и требует постоянного самоопределения, самостоятельности и ответственности от своих членов. Подготовится к такой жизни полноценно возможно лишь имея опыт таких действий - самостоятельных, активных, социально значимых, инициативных - совершаемых детьми в игре.

Игра обеспечивает ребенку пространство свободы и самоопределения прежде всего в выборе темы игры, роли (содержания), в выборе круга общения и группы для совместной игровой деятельности. Игра - это пространство проб для ребенка, но это пробы, в которых происходит саморазвитие, реализация качеств, формирование социальной компетентности и ответственности, не носящее обязательного внешне регламентированного характера и потому обеспечивающее всестороннее развитие ребенка.

При этом, важное условие для взрослого, как уже отмечалось ранее: организовать игры так, чтобы дети приводили их к концу. Тогда, понемногу усложняясь, игра будет постепенно приучать их ставить все более и более отдаленные и устойчивые цели своей деятельности и, тем самым, незаметно для самого ребенка, перейдет в работу, личностное качество - самостоятельность, активность, инициативность[14].

Еще одной важной характеристикой пространства развития, помимо игры, является набор доступных деятельностей, возможность включения в различные виды деятельности. Роль деятельности как фактора развития личности проявляется в том, что она формирует не только операциональную структуру личности (знания, умения, способности, навыки, черты характера и т.д.), но и мотивационно-ценностную структуру.

Понятие ведущей деятельности как основы развития личности и типология ведущих деятельностей разработана Л.С. Выготским и его последователями, так в младшем школьном возрасте ведущим типом выступает учебная деятельность. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. К.Д. Ушинский определял основной смысл учения как подготовку к будущей деятельности - она требует высокой степени самостоятельности и произвольности.

Хорошо известны слова Л.С. Выготского «Осознанность и произвольность входят в сознание в том числе и через ворота научных понятий» [Цит. по 14].

Поэтому учебная деятельность также представляется нам важной, т.к. способствует развитию осознанности и произвольного поведения. В ней, также как и в игре, совместное действие с взрослым (действие, предопределенное задачей) становится источником самостоятельного, инициативного действия ребенка. А, кроме того, за счет формирования мотивационно-ценностных структур, свобода и самостоятельные действия ребенка носят положительно ориентированный характер и не дают выродиться в «произвол».

Подводя итог сказанному выше, хочется выделить, что развитие человека протекает во взаимодействии его с различными факторами среды. В становлении в личности человека инициативности важную роль играют:

Во-первых, свобода, наличие свободного пространства для свободных, автономных, авторских действий;

Во-вторых, развитие произвольности в поведении человека;

В-третьих, общение и взаимодействие между ребенком и взрослым, которое способствует развитию у ребенка произвольности, осознанного поведения, а также источником, транслирующим виды проявления инициативности и организатором ребенка на «авторский конец действия»;

В-четвертых, игровая деятельность, которая также способствует развитию произвольного в поведении, развивает мотивационно-потребностную сферу ребенка, а также служит у ребенка той сферой (пространством) в которой он может проявлять инициативность, осуществлять пробы, делать (совершать) выбор, проявлять самостоятельность и активность;

В-пятых, для расширения мировоззрения, критического отношения к своей жизни, наличия желаний, побуждений, стремлений не маловажным является открытый диалогический характер среды.

Учреждение интернатного типа (детский дом) - это особая жизненная среда, в которой растет и развивается ребенок. Эта среда имеет ряд специфических особенностей, которые, так или иначе, влияют на факторы, способствующие развитию инициативности у ребенка.

Наличие или отсутствие выделенных нами факторов в социальной сфере можно проверить с помощью следующих критериев:

. Открытость среды.

Свободный деятельностный и информационный обмен с другими средами;

. Наличие возможности перехода ребенка в другие социальные пространства (в другие среды), возможность видеть другой способ и уклад жизни и т.д.

. Фактор свободы и возможности свободных, самостоятельных, авторских действий:

. Наличие у ребенка возможности участвовать в регламентации собственной жизни (выработки норм и правил жизнедеятельности), возможность изменять уже существующие правила;

. Деятельностный, побудительный, а не запрещающий характер регламентации;

. Авторство ребенка в создании архитектурно-пространственного компонента среды (сюда входят: наличие возможности самостоятельно менять обстановку, наличие у ребенка собственного пространства, территории, контроль над нею и т.п.);

. Авторство ребенка во временной организации собственной жизнедеятельности (участие в регламентации собственного времени, самостоятельная установка режима дня и т.п.);

. Авторство ребенка в деятельном компоненте социальной среды (возможность выбирать вид деятельности и ее содержание, возможность изменить уже выбранную деятельность согласно интересу и предпочтению, участие ребенка в регламентации деятельности);

. Авторство ребенка в информационном компоненте социальной сферы (наличие у ребенка возможности самому выступать источником информации и т.п.);

. Наличие у ребенка возможности включиться в какое-либо дело или стать его автором.

. Фактор общения и взаимодействия с взрослыми.

. Наличие побуждения со стороны педагогов к активности ребенка, к принятию самостоятельных решений и т.п.;

. Совместное проектирование настоящего и будущего взрослых и детей в межличностном общении, совместной деятельности в виде целей и программы деятельности;

. Побуждение детей к развитию в учреждении «их» - детского органа самоуправления;

. Привлечение педагогами детей к активным действиям (конкурсам, праздникам, соревнованиям, проектам, исследованиям и т.п.);

. Демонстрация педагогами незавершенного (открытого) действия, «освобождающего» и демонстрирующего места детской инициативы и возможных форм ее проявления.

. Игровая деятельность

. Организация взрослыми игры таким образом, чтобы заканчивали, инициировали ее дети.

Проведя теоретический анализ фактов, способствующих развитию инициативности у детей, нами делается вывод о важности наличия в социальной среде выделенных критериев. Они способствуют инициативности у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...