Сравнительное исследование уровня инициативности воспитанников детского дома-школы № 59
Метод исследования: наблюдение. Наблюдение велось за группой детей в количестве 40 человек (в обоих учреждениях). Для наблюдения и регистрации инициативности (по трем выделенным направлениям) нами, согласно теоретическим соображениям первой главы, были составлены листы наблюдения. С такими листами наблюдения можно ознакомиться в Приложении 5, 6, 7. Наблюдение осуществлялось по трем направлениям: Первое - регистрировалось количество детей, проявивших различные виды инициативности (см. гл. I); один ребенок, проявляющий не один вид инициативности, считался несколько раз, поэтому общая сумма может быть больше 100%. Количественное соотношение проявления детьми различных видов инициативности можно посмотреть в Таблице 4.4, Приложение 4. Результатом такого наблюдения стало то, что по детскому дому-школе №59 инициативность чаще всего проявляется в виде участия в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего на других, активной поддержки коллектива в реализации назначенных планов (32,5%) и меньше всего в виде проявления самостоятельности и личного почина, независимого в решениях и действиях (2,5%). В детском доме № 2 самый большой процент (42,5%) также достигался в виде активной поддержки начинания, исходящего от другого человека. Однако, достаточно высокие проценты были набраны и по другим видам (признакам проявления): наличие у субъекта идей, выдумки, творчества (30%), проявление у субъекта новаторства, рационализаторства (32,5%), независимость в решениях, действиях, проявление личного почина, самостоятельности (20%), стремление к осуществлению разумного действия в непривычной обстановке, проявление находчивости, сообразительности (15%) и, наконец, организация коллектива, группы на реализацию собственных замыслов, идей и т.п. (12,5%). По всем видам (формам) проявления инициативности детский дом №2 набрал хороший, существенной высокий процент в отличие от детского дома-школы № 59.
Для детского дома-школы № 59 характерно активное включение в инициативу, исходящую от другого, его воспитанникам не свойственно проявление самостоятельной инициативы, личного почина. В детском доме №2 детям свойственно как проявление личного почина, идеи, так и активная поддержка начинаний другого. Кроме того, в детском доме №2 общий процент по всем видам проявления инициативности больше в два раза, чем в детском доме-школе №59. Это делает возможным предположение о том, что количество детей, проявивших инициативность в детском доме № 2 больше, чем в детском доме-школе № 59. однако, это требует дополнительной проверки. Второе - регистрировалось то, в каких сферах жизнедеятельности ребенок чаще всего проявляет инициативность (в любом виде). Данные этого наблюдения можно представить следующим образом:
Таблица 4.3
Для детского дома №2 характерно наиболее высокое проявление активности и инициативности детей в игровой деятельности (42%) и в свободной, «досуговой» деятельности (42,5%), самый низкий процент активности наблюдался в сфере общественной работы и труда. Дети, воспитанники детского дома-школы №59 самую высокую активность и инициативность проявили в игровой деятельности (15%), самую низкую - в сфере общественной работы и труда (2,5%). Таким образом, общий уровень активности в различных сферах воспитанников детского дома-школы №59 ниже, чем в интерната №2.
Третье - регистрировалось количество детей, проявивших различного вида инициативность в различных сферах (как минимум в двух) жизнедеятельности. Данные наблюдения можно представить следующим образом:
Таблица 4.4
Инициативным можно считать такого ребенка (см. 19), который проявил один или несколько признаков (видов) инициативности в не менее, чем двух сферах жизнедеятельности. Так как проявление ребенком инициативности в одной какой-либо сфере деятельности обусловлено, скорее всего, интересом к данной деятельности, а не инициативностью, как характеристикой личности. Таким образом, в детском доме № 2, по данным наблюдения, было зарегистрировано 11 детей, которые проявляли различные признаки (виды) инициативности, как минимум в двух сферах деятельности, (это составляет 27,5% от общего числа наблюдаемых детей), а в детском доме-школе №59 - 4 ребенка (что составило 10% от общего числа наблюдаемых детей). Количество инициативных детей в детском доме №2 оказалось в 2,5 раза выше, чем в детском доме-школе № 59. В целом, по результатам исследования инициативности можно сделать вывод о том, что воспитанники детского дома №2 характеризуются более высоким уровнем инициативности, чем воспитанники детского дома-школы №59. У них было зарегистрировано большее число различных видов (признаков) инициативности, и эти проявления затрагивали (приблизительно в равном соотношении) различные сферы из жизнедеятельности и, соответственно, количество инициативных детей в этом учреждении в 2,5 раза оказалось выше. В настоящей главе данной работы нами было проведено исследование: Во-первых, условий жизнедеятельности воспитанников учреждений интернатного типа № 2 и № 59, влияющих на развитие инициативности у детей. Во-вторых, исследовалась мотивационно-потребностная сфера и осознанность поведения воспитанников учреждений интернатного типа № 2 и № 59, В-третьих, исследовался уровень инициативности детей, воспитывающихся в этих учреждениях.
Исследование показало, что в различных условиях социальной среды детьми проявляется различный уровень инициативности. Так, детский дом № 2, в условиях социальной сферы которого, согласно исследованию, присутствуют такие критерии, влияющие на развитие у детей инициативности, как: Открытость среды (которая дает ребенку возможность видеть другой способ и уклад жизни, расширяет его мировоззрение, развивает критическое отношение к условиям собственной жизни, способствует развитию у ребенка желания и «стремления» что-либо изменить, чего-либо достичь и т.п.) Наличие возможности свободного, самостоятельного, авторского действия (именно это условие дает ребенку возможность для самовыражения, проявления выдумки, творчества, способствует проявлению инициативности, дает возможность путем проб и ошибок свободно, реально реализовывать свои идеи), Большая включенность взрослого (воспитателя) в деятельность ребенка, что способствует произвольности и осознанности ребенком своего поведения. Также, взрослый выступает в этой совместной деятельности как носитель, эталон, образец определенного действия и способа поведения. Демонстрирует виды возможного проявления инициативности, побуждает ребенка к активным, самостоятельным действиям и решениям и т.п.). Соответственно, у воспитанников детского дома № 2 лучше развита мотивационно-потребностная среда и осознанность поведения, присутствует критическое отношение к условиям собственной жизни и стремление что-либо изменить. Воспитанники детского дома №2 проявляют достаточно большое разнообразие в проявлениях формах проявления инициативности, эти проявления затрагивают все сферы их жизнедеятельности и количество инициативных детей в этом учреждении в 2,5 раза выше, чем в детском доме-школе №59, условия которого характеризуются: Закрытостью среды (дети почти все время находятся в условиях этой среды) Отсутствием возможности для самостоятельного, авторского действия (что не дает им возможности для самовыражения и проявления инициативности),
Директивным стилем общения между взрослым и ребенком, невключенностью педагога в деятельность ребенка. Дети интерната № 59 характеризуется отсутствием желания и стремления что-либо изменить, не критичным отношением к условиям своей жизни, полным совпадением и согласием с условиями этой жизни. У них низкая осознанность собственных действий и поведения, высокая ситуативность поведения. В их поведении проявляется меньше видов (признаков) инициативности, и эти проявления в основном затрагивают только игровую сферу деятельности ребенка и то только 15% (именно в игровой сфере, согласно исследованию условий интерната №59 присутствует то «свободное» пространство, в котором он может совершать какие-либо свободные, авторские действия). Из 40 детей младшего школьного возраста в детском доме №59, только четверых можно характеризовать как инициативных. Таким образом, условия среды детского дома № 2 в большей степени способствуют развитию у детей инициативности, и уровень инициативности его воспитанников выше, нежели в детском доме-школе №59. Заключение Таким образом, по данным проведенного нами исследования можно сделать вывод: Среда, которая способна обеспечить развитие инициативности у ребенка младшего школьного возраста, воспитывающегося в учреждении интернатного типа должна отвечать следующим условиям: Наличие пространства для свободного, самостоятельного авторского действия ребенка; Открытость среды (свободный деятельный информационный обмен с другими средами, наличие возможности перехода ребенка в другие социальные пространства, возможность видеть другой способ и уклад жизни); Общение между взрослым и ребенком в совместной деятельности, преследующее три основные цели: побуждение ребенка к самостоятельным, активным решениям и действиям; способствование развитию произвольности и осознанности поведения; демонстрация взрослыми незавершенного действия, «освобождающего» места детской инициативы и возможных форм ее проявления. Организация игровой деятельности таким образом, чтобы конец игры (содержание) инициировался самими детьми. С рекомендациями, учреждениям интернатного типа способствующими развитию инициативности детей, можно ознакомиться в Приложении 8. Список литературы 1. Абелюк Е. «Раскрепощенный голос поколения, свободе учатся с детства» // ж-л Дет-я литература, № 7, М. 1990 г., с. 3-16. 2. Божович Л.И. «Развитие воли в онтогенезе». // Избр. псих. труды / М., 1995 г. . Божович Л. И. «Проблемы формирования личности» /М.-В., 1995 г. . Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. «Опыт экспериментального изучения произвольного поведения». //ж-л Воп. психологии, №4, 1976г., с. 55-68
. Бжалова И.Г. «Об экспериментальном изучении воли» // ж-л Воп. психологии, №4, 1961 г., с. 54-60. . Василькова Ю.В. «Методика и опыт работы социального педагога» / М. 2001г. - с. 160. . Веденов А.В. «Воспитание воли у ребенка в семье» / М., 1952 г. . «Вопросы психологии воли и формирование волевых качеств учащихся» / М., 1965 г. . Выготский Л.С. «Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы». / собр. соч. в 6 т. - т.4., с. 274-278. . Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»// ж-л Воп. психологии, № 6, 1966 г., с. 64-76 . Выготский Л.С. «Орудие и знак в развитии ребенка».// Психология /М., 2002 г., с. 828-888. . Выготский Л.С. «Педология подростка» /собр. соч. в 6 т. - т. 4, с. 224. . Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Ступени общения» / М., 1996 г. . Гессен С.И. «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» /Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М., 1995 г. . Годовикова Д.Б. «Влияние сферы отношений ребенок-взрослый на его умственное развитие» // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. / М., 1976 г., с. 68-71. . Зак А.К. «Развитие умственных способностей младших школьников» М., 1994 г., с. 360. . Зинченко В.П. «Миры сознания и структура сознания» // ж-л Воп. психологии, № 2,1991 г., с. 15-37. . Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы» / Спб., 2000 г., с. 512 . Ильин Е.П. «Психология воли». / Спб., 2002 г., с. 288. . Ковалев Г.А. «Психическое развитие ребенка и жизненная среда» // ж-л Воп. психологии, № 1, 1993 г. . Леонтьев Д.А. «Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности» // психологический ж-л, 2000., т.21, № 1, с. 15-25. . Лукина А.К. «Социально-педагогическое проектирование пространства развития подостков (методическое пособие)» / Кр-к., 2002 г. . Маерс Д. «Социальная психология» / Спб., 2000 г., с.688, с.74-77. . Монтессори М. «Разум ребенка» /М., 1997 г. . Морено Дж.Л. «Театр спонтанности». / Кр-к, 1993 г. . Налимов В.В. «Спонтанность сознания» / М., 1989 г. . «Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими нарушениями (теоретические основы и практический опыт)» // Под ред. К. Грюневальда / Спб., 2003 г., с. 19-57 . Непомнящая Н. «Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста»// Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. / М., 1965 г., с. 358-395. . Непомнящяя Н. «Формирование воли» // ж-л Дошк. воспитание, № 9, 1963 г., с. 36-40». . Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» / М., 1996 г., с. 270-283. . «Общение и его влияние на развитие психики дошкольника» // Под ред. Лисиной М. И. // М., 1974 г. . «Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе» // М.И. Лисина,. Кангеля / Кишинев, 1987 г. . Овчарова Р.В. «Справочная книга социального педагога» / М., 2001 г. . Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска» / М., 2002 г. . Пиаже Ж. «Развитие мышления» // гл. 3., Избр. псих. труды. / М., 1994 г. . «Психическое развитие воспитанников детского дома» // Под ред. Дубровиной И.В., Рузской О. Г. / М., 1990 г. . Раттер М. «Помощь трудным детям» / М., 1987 г. . Реан А.А., Коломинский Я.Л. «Социально педагогическая психология» / Спб., 1999г., с. 416. . Реан А.А. «Психология человека: от рождения до смерти» / Спб., -М., 2003 г., с.137 - 199. . Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога»/ в. 2 т. - т. 1, М., 2002 г. . Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» // ч. 5, гл. 18 / Спб., 1999 г., с. 720. . Рыбалко Е.Ф. «Возрастная и дифференцированная психология» / Л., 1990г. . Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. «Младший школьник, его развитие и воспитание» / Казань, 1998г. . Смирнова Е.О. «Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе» // ж-л Воп. психологии, № 3, 1990 г., с. 49-58. . Смирнова Е.О. «Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах» / М., 1998 г., с. 256. . Смирнова Е.О. «Психология ребенка» / М., 1997 г., с. 384. . Смирнова Е.О., Лагутина А.Е. «Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме» // ж-л Воп. психологии, № 6, 1990 г., с. 30-38 . Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. «Условия становления произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве» / Магадан, 1993 г. . «Словарь иностранных слов» / М., 1990 г., с. 160. . «Словари: психологический словарь» / Ростов-на-Дону, 2003 г., с. 679. . Франкл В. «Человек в поисках смысла» / М., 1990 г. . Фромм Э. «Бегство от свободы» / М., 1990 г. . Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности» / Спб, 1999 г., с. 214-246. . Чхартишвили Ш.Н. «К вопросу о воле первоклассника» // ж-л Воп. психологии № 2, 1963 г., с. 109-116. . Эльконин Д.Б. «Возникновение игры в онтогенезе» // Психология игры / М., 1978 г. . Эриксон Э. «Жизненный цикл: эпигенез идентичности» // Идентичность. Юность и кризис// М., 1996 г. - с. 100-154. . Ясвин В.А. «Образовательная среда: от моделирования к проектированию». / М., 2001 г. . Интернет ресурсы: www babyshop.com.ua . www iis.ru . http: \\ golob.narod.ru Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|