Учреждения: Детский дом-школа № 59, Детский дом № 2.
«+» - критерий в условиях среды присутствует
«-» - критерий в условиях среды отсутствует
«+» - критерий в условиях среды присутствует, но в малом количестве.
Критерии среды, способствующие развитию у детей инициативности
Учреждение
№ 59
№ 2
1.
Открытость среды:
-
+
Свободный деятельностный и информационный обмен с другими средами
1.2. Наличие возможности перехода ребенка в другие социальные пространства, возможность видеть другой способ и уклад жизни.
-
+
2.
Фактор свободы и возможности свободных, самостоятельных авторских действий:
2.1.Наличие возможности у ребенка участвовать в регламентации собственной жизни, возможность изменять уже существующие правила.
-
+
2.2. Деятельностный, побудительный, а не запрещающий характер регламентации.
-
+
2.3.Авторство ребенка в создании архитектурно-пространственного компонента социальной среды.
-
+
2.4.Авторство ребенка во временной организации собственной жизнедеятельности
-
+
2.5. Авторство ребенка в деятельностном компоненте социальной среды
-
+
2.6. Авторство ребенка в информационном компоненте социальной среды.
+
+
2.7.Наличие возможности у ребенка включаться в какое-либо дело или стать его автором.
+
+
3.
Фактор общения и взаимодействия с взрослым
+
+
3.1. Наличие побуждения со стороны педагогов к активности ребенка, к принятию самостоятельных решений.
3.2. Совместное проектирование настоящего и будущего взрослых и детей в межличностном общении, совместной деятельности, в виде целей и программ деятельности.
-
+
3.3. Побуждении детей к развитию в учреждении «их» детского органа самоуправления.
-
-
3.4 Привлечение педагогами детей к активным действиям (конкурсам, праздникам, соревнованиям, проектам, исследованиям и т.п.).
+
+
3.5. Демонстрация педагогами незавершенного (открытого) действия, «освобождающего» и демонстрирующего места детской инициативы и возможных форм ее проявления.
-
+
4.
Игровая деятельность
-
-
4.1. Организация взрослыми игры таким образом, чтобы заканчивали ее дети.
Приложение 2
Количественное соотношение вариантов ответов по исследованию мотивационно - потребностной сферы детей детского дома № 59 и детского дома № 2
Рис. 1 - Исследование мотивационно - потребностной сферы: результаты беседы о желаниях, предпочтениях (в % от общего числа ответов)
Приложение 3
Количественное соотношение вариантов ответов по исследованию осознанности действий и поведения детей: детского дома - школы № 59 и детского дома № 2
Рис. 2 - Исследование осознанности действий и поведения. Результаты беседы о прошлых и будущих действиях (в % от общего числа ответов)
Приложение 4
Таблица 1 - Количественное соотношение проявления детьми различных видов инициативности
№
Признаки инициативности (виды)
Количество проявленных видов по учреждениям
№ 59
№ 2
1.
Наличие у субъекта идеи, выдумки, творчества.
7,5 %
30 %
2.
Проявление у субъекта рационализации, новаторства.
10%
32,5 %
3.
Участие в осуществление разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других; активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов
32,5 %
42,5 %
4.
Организация коллектива, группы на реализацию собственных замыслов, идей.
5 %
12,5 %
5.
Стремление к осуществлению разумного действия в непривычной обстановке, проявление находчивости, сообразительности.
7,5 %
15 %
6.
Независимость в решениях, действиях, проявление личного почина, самостоятельности.
2,5 %
20 %
(Один ребенок, проявляющий не один вид инициативности, считался несколько раз, поэтому общая сумма может быть больше ста).
Приложение 5
Таблица 2 - Лист наблюдения (количества детей, проявивших различные виды инициативности)
№
Признаки (виды) инициативности
Количество детей в учреждениях
№ 59
№ 2
1.
Наличие идеи, выдумки, творчества.
2.
Проявление рационализации, новаторства.
3.
Участие (поддержание) инициативы, исходящей от другого.
4.
Организация коллектива на реализацию собственной идеи и т.п.
5.
Стремление к осуществлению разумного действия в непривычной обстановке, находчивость, сообразительность.
6.
Независимость в решениях, действиях, проявление личного почина, самостоятельность.
Приложение 6
Таблица 3 - Лист наблюдения (проявления различных видов инициативности детей в различных сферах их жизнедеятельности)
Сфера деятельности
Учебная деятельность
Игровая деятельность
Общественная работа, труд
Досуг
№
Признаки (виды) инициативности
№ 59
№ 2
№ 59
№ 2
№ 59
№ 2
№ 59
№ 2
1.
Наличие идеи, выдумки, творчества.
2.
Проявление рационализации, новаторства.
3.
Участие (поддержание) инициативы, исходящей от другого.
4.
Организация коллектива на реализацию собственной идеи и т.п.
5.
Стремление к осуществлению разумного действия в непривычной обстановке, находчивость, сообразительность.
6.
Независимость в решениях, действиях, проявление личного почина, самостоятельность.
Приложение 7
Таблица 4 - Карта наблюдения за инициативностью ребенка
Ф. И. О. № _________
№
Признаки (виды) инициативности
Сфера деятельности
Учебная деятельность
Игровая деятельность
Общественная работа, труд
Досуг
1.
Наличие идеи, выдумки, творчества.
2.
Проявление рационализации, новаторства.
3.
Участие (поддержание) инициативы, исходящей от другого.
4.
Организация коллектива на реализацию собственной идеи и т.п.
5.
Стремление к осуществлению разумного действия в непривычной обстановке, находчивость, сообразительность.
6.
Независимость в решениях, действиях, проявление личного почина, самостоятельность.