Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование социально-трудовых отношений




Труд представляет собой одно из базовых условий жизни человека и общества.

Трудовая деятельность положена в основу любых общественных отношений и сущест-

венно влияет на отношения и взаимодействия людей. Труд является объектом изучения

различных наук, среди которых, в первую очередь, следует выделить социологию и эко-

номику. Социологи изучают особенности поведения и отношений между людьми, воз-

никающими в связи с трудовым процессом. Данный раздел социологии называется со-

циология труда. При этом экономисты рассматривают труд с точки зрения отдачи вло-

женных в него средств, а также с точки зрения эффективного управления ресурсами

субъектов экономики, а именно, трудовыми ресурсами. Управление трудовыми ресурса-

ми является предметом исследования для такой дисциплины, как менеджмент. Кроме со-

циологии и экономики, труд является объектом изучения таких наук как, психология,

юриспруденция, история, а также ряда естественных наук (инженерная психология, ме-

дицина, эргономика и т.д.)

Современные модели управления

Технократическая Экономическая Современная

Иерархия

с использованием

административных

методов

Персональная

зависимость

Узкая специализация

Исполнение

Внешний контроль

Авторитет

с использованием

материального

стимулирования

Мотивация

Групповая деятельность

Инициатива

Коллективный контроль

Лидерство

и партнерство

Приверженность

Виртуальная и сетевая

организация

Творчество

Самоконтроль

Тема 1. Персонал организации:

основные понятии и теории

С точки зрения влияния труда на жизнь общества в целом и отдельных индиви-

дуумов социологи выделяют следующие функции труда.

Социально-экономическая (репродуктивная) функциязаключается в воздейст-

вии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с

целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то

есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная (креативная, творческая) функциязаключается в удовлетворе-

нии потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда

создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая (интегративная) функциятруда заключается в

дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе.

С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса

различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных ви-

дов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к уста-

новлению определенных связей между разными категориями участников трудового про-

цесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально-

экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функциятруда обусловлена тем, что труд органи-

зовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценно-

стей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему соци-

ального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство,

экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструк-

ции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функциятруда связана с тем, что трудовая деятельность

расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей

работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками обще-

ственной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный

статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функциятруда проявляется в воздействии содержания

труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере

развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление со-

держания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким об-

разом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудни-

ков практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работни-

ков является одной из приоритетных функций управления персоналом современной ор-

ганизации.

Социально-стратификационная функциятруда является производной от соци-

ально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по-

разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудо-

вой деятельности признаются более, а другие – менее важными и престижными. Таким

образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию домини-

рующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участни-

ков трудовой деятельности по рангам – ступеням стратификационной пирамиды и лест-

ницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая дея-

тельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и

процессов в современном обществе. Изучение социально-трудовых отношений позволяет

выявить наиболее эффективные пути управления трудовыми ресурсами организации.

Рассмотрим социально-трудовые отношения более подробно.

РАЗДЕЛ 1. Теория и методология

управления персоналом

Социально-трудовымиотношениями называют взаимосвязи и взаимоотношения,

существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных тру-

довой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью

регулирования качества трудовой жизни.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениямиявляют-

ся отношения, основанные на соглашении между работником и работодате-

лем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы

по определенной специальности, квалификации или должности, подчине-

нии работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспече-

нии работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законода-

тельством, трудовым договором и т.д.)

При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия тру-

довых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и

психологический аспекты трудового процесса.

Социально-трудовые отношения можно рассматривать как систему, элементы ко-

торой соответствуют социальным, институциональным и законодательным аспектам ры-

ночной экономики. Рассмотрим следующие элементы системы социально-трудовых от-

ношений:

. субъекты социально-трудовых отношений;

. уровни социально-трудовых отношений;

. предметы социально-трудовых отношений;

. принципы социально-трудовых отношений;

. типы социально-трудовых отношений.

К субъектамсоциально-трудовых отношений относятся: наемный работник, ра-

ботодатель, государство.

Наемный работник– это физическое лицо, заключившее трудовой договор

(контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответст-

вии со своей квалификацией и своими способностями. Защитой интересов на-

емных работников занимаются, в первую очередь, профессиональные союзы.

Работодатель– это физическое или юридическое лицо (организация), нани-

мающее для работы одно или более лиц. При этом работодателем может

быть как собственник средств производства, так и его представитель (напри-

мер, руководитель организации, не являющийся ее владельцем).

Государствов системе социально-трудовых отношений выполняет законодатель-

ную функцию, а также выступает в качестве координатора и организатора данных отно-

шений, а также посредника и арбитра при трудовых спорах. C другой стороны, государ-

ство также является работодателем.

Уровнисоциально-трудовых отношений подразделяются на:

. индивидуальный и коллективный;

. государственный уровень, уровень организации, рабочего места и др.

Предметамисоциально-трудовых отношений являются различные аспекты тру-

довой жизни человека и организации. К ним относятся:

. организация и эффективность труда;

. наем-увольнение;

. оценка, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения;

. кадровая политика организации и т.д.

Определение

Определение

Тема 1. Персонал организации:

основные понятии и теории

Существуют следующие принципысоциально-трудовых отношений:

. законодательное обеспечение равенства прав и возможностей субъектов трудовых

отношений;

. принцип солидарности;

. принцип равноправного партнерства;

. принцип «господство-подчинение».

Данные принципы играют основополагающую роль в формировании типовсо-

циально-трудовых отношений. Ниже перечислены эти типы и приведены их основные

характеристики.

Патернализмподразумевает жесткую регламентацию поведения субъектов

трудовых отношений со стороны государства или руководства организации.

Социальное партнерствоозначает защиту интересов субъектов трудовых

отношений.

Конкуренцияпредставляет собой соперничество субъектов трудовых отно-

шений за возможность и лучшие условия реализации своих интересов в тру-

довой сфере.

Солидарность– это взаимная ответственность субъектов трудовых отноше-

ний, основанная на общности интересов в социально-трудовой сфере.

Дискриминацияозначает произвольное и незаконное ограничение прав

субъектов трудовых отношений, в результате которого нарушаются принци-

пы равенства возможностей на рынках труда.

Конфликт– это крайняя степень выражения противоречий и целей субъек-

тов трудовых отношений, проявляющаяся в виде трудовых споров, забасто-

вок и др.

Для эффективного функционирования системы социально-трудовых отноше-

ний необходимо ее регулирование как на уровне государства, так и на уровне самой

организации.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.