Государственное регулирование социально-трудовых отношений
Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уров- не в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполни- тельной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного ре- гулирования социально-трудовых отношений. Задачами такой системы является: . законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах; . контроль исполнения законов; . выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных си- туаций и т.д.) Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регули- рование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений. К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пен- сионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав от- дельных категорий граждан и т.д. Определение РАЗДЕЛ 1. Теория и методология управления персоналом Целями трудового законодательства являются: . установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; . создание благоприятных условий труда; . защита прав и интересов работников и работодателей. Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осу- ществляется на федеральном и региональном уровнях.
Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, средне- срочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в со- циально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на феде- ральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей. В индустриально развитых странах процессы законотворчества получили актив- ное развитие в 30–40-х годах XX века. Принятые в то время законы в основном касались деятельности профсоюзов. В 50–60-х годах законодательство значительно усложнило го- сударственное регулирование трудовых отношений. Новые законы были направлены против всех видов дискриминации на рабочем месте, усиливали социальные гарантии работникам, устанавливали детальные стандарты охраны труда и окружающей среды. На данный момент трудовое законодательство представляет собой сложную разветвлен- ную отрасль права в большинстве стран мира. Существуют две основные модели государственного регулирования социально- трудовых отношений: англо-саксонская и европейская (рейнская). Англо-саксонская мо- дель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Ос- новные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддер- жания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монопо- лий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на дос- таточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского стра-
хования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников. В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых от- ношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России пред- ставлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Разработкой и принятием законов за- нимается нижняя палата, при этом верхняя палата обладает правом одобрения или от- клонения принятых Думой законодательных актов. Каждая палата состоит из комитетов, отвечающих за подготовку, экспертизу и обоснование принимаемых нормативных актов по различным сферам современной экономической и общественной жизни. Так, напри- мер, с целью нормотворчества в области регулирования социально-трудовых отношений в Совете Федерации действует комитет по социальной политике, а в Государственной Думе – комитет по труду и социальной политике. Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жиз- ни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральны- ми и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами Тема 1. Персонал организации: основные понятии и теории регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и соци- альных отношений РФ (Минтруд). В результате административной реформы количество министерств сократилось с 23 до 15, а также уменьшилось количество членов Правительства, министров. Произош- ло укрупнение одних министерств за счет объединения функций нескольких прежних министерств, а также других органов исполнительной государственной власти. Нынеш- ние министерства состоят из федеральных служб, агентств и ведомств. Функции бывшего
Минтруда были переданы Министерству здравоохранения и социального развития, со- стоящему из пяти подведомственных федеральных служб и агентств: . Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополу- чия человека; . Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; . Федеральная служба по труду и занятости; . Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; . Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму. Основными задачами данных органов исполнительной власти в области регули- рования социально трудовых отношения являются: . выработка политики в социально-трудовой сфере; . разработка основных направлений деятельности Правительства в области соци- ально-трудовых отношений; . подготовка рекомендаций по регулированию оплаты и условий труда; . разработка и реализация государственной политики в области занятости населе- ния и регулирования рынка труда; . ведение научно, исследовательской, методической и практической деятельности в области управления трудовой деятельностью. Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых от- ношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушите- лей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законода- тельства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Ми- нистерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений. Вопросы для самопроверки: 1. В чем заключается теория «человеческих отношений»? 2. В чем заключается теория «человеческих ресурсов»? 3. Чем отличаются друг от друга понятия «трудовые ресурсы», «кадры», «персонал», «человеческие ресурсы»? 4. Какие модели управления персоналом Вы знаете? В чем заключается каж- дая модель? 5. Перечислите функции труда с точки зрения его влияния на жизнь обще- ства в целом. Раскройте суть каждой функции. 6. Дайте определение социально-трудовых отношений в соответствии с Тру- довым кодексом РФ. 7. Перечислите основные элементы социально-трудовых отношений. Оха- рактеризуйте их. 8. Назовите основные задачи системы государственного регулирования со- циально-трудовых отношений. РАЗДЕЛ 1. Теория и методология управления персоналом
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|