Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование социально-трудовых отношений




Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уров-

не в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполни-

тельной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного ре-

гулирования социально-трудовых отношений. Задачами такой системы является:

. законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;

. контроль исполнения законов;

. выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых

отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования

занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных си-

туаций и т.д.)

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регули-

рование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение

граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при

помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать

субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пен-

сионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав от-

дельных категорий граждан и т.д.

Определение

РАЗДЕЛ 1. Теория и методология

управления персоналом

Целями трудового законодательства являются:

. установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

. создание благоприятных условий труда;

. защита прав и интересов работников и работодателей.

Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осу-

ществляется на федеральном и региональном уровнях.

Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, средне-

срочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в со-

циально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на феде-

ральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные,

связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение

проблем отдельных отраслей.

В индустриально развитых странах процессы законотворчества получили актив-

ное развитие в 30–40-х годах XX века. Принятые в то время законы в основном касались

деятельности профсоюзов. В 50–60-х годах законодательство значительно усложнило го-

сударственное регулирование трудовых отношений. Новые законы были направлены

против всех видов дискриминации на рабочем месте, усиливали социальные гарантии

работникам, устанавливали детальные стандарты охраны труда и окружающей среды.

На данный момент трудовое законодательство представляет собой сложную разветвлен-

ную отрасль права в большинстве стран мира.

Существуют две основные модели государственного регулирования социально-

трудовых отношений: англо-саксонская и европейская (рейнская). Англо-саксонская мо-

дель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Ос-

новные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает

работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддер-

жания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монопо-

лий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на

предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и

нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на дос-

таточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского стра-

хования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников.

В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых от-

ношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования

трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России пред-

ставлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя

палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Разработкой и принятием законов за-

нимается нижняя палата, при этом верхняя палата обладает правом одобрения или от-

клонения принятых Думой законодательных актов. Каждая палата состоит из комитетов,

отвечающих за подготовку, экспертизу и обоснование принимаемых нормативных актов

по различным сферам современной экономической и общественной жизни. Так, напри-

мер, с целью нормотворчества в области регулирования социально-трудовых отношений

в Совете Федерации действует комитет по социальной политике, а в Государственной

Думе – комитет по труду и социальной политике.

Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов.

На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ,

формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жиз-

ни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральны-

ми и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами

Тема 1. Персонал организации:

основные понятии и теории

регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и соци-

альных отношений РФ (Минтруд).

В результате административной реформы количество министерств сократилось

с 23 до 15, а также уменьшилось количество членов Правительства, министров. Произош-

ло укрупнение одних министерств за счет объединения функций нескольких прежних

министерств, а также других органов исполнительной государственной власти. Нынеш-

ние министерства состоят из федеральных служб, агентств и ведомств. Функции бывшего

Минтруда были переданы Министерству здравоохранения и социального развития, со-

стоящему из пяти подведомственных федеральных служб и агентств:

. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополу-

чия человека;

. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

. Федеральная служба по труду и занятости;

. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;

. Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму.

Основными задачами данных органов исполнительной власти в области регули-

рования социально трудовых отношения являются:

. выработка политики в социально-трудовой сфере;

. разработка основных направлений деятельности Правительства в области соци-

ально-трудовых отношений;

. подготовка рекомендаций по регулированию оплаты и условий труда;

. разработка и реализация государственной политики в области занятости населе-

ния и регулирования рынка труда;

. ведение научно, исследовательской, методической и практической деятельности в

области управления трудовой деятельностью.

Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых от-

ношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушите-

лей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законода-

тельства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Ми-

нистерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации

государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается теория «человеческих отношений»?

2. В чем заключается теория «человеческих ресурсов»?

3. Чем отличаются друг от друга понятия «трудовые ресурсы», «кадры»,

«персонал», «человеческие ресурсы»?

4. Какие модели управления персоналом Вы знаете? В чем заключается каж-

дая модель?

5. Перечислите функции труда с точки зрения его влияния на жизнь обще-

ства в целом. Раскройте суть каждой функции.

6. Дайте определение социально-трудовых отношений в соответствии с Тру-

довым кодексом РФ.

7. Перечислите основные элементы социально-трудовых отношений. Оха-

рактеризуйте их.

8. Назовите основные задачи системы государственного регулирования со-

циально-трудовых отношений.

РАЗДЕЛ 1. Теория и методология

управления персоналом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...