Принципы и методы управления персоналом
Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, ко- торым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Познавая принципы, люди открывают закономерности. Принципы управления пер- соналом отражают требования объективно действующих экономических законов и законо- мерностей, поэтому и сами являются объективными. Таких принципов множество, но при всех условиях управление персоналом осущест- вляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: научности; демократического централизма; плановости; первого лица; единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; человек ресурс личность система экономическая социальная Использование трудо- вых ресурсов (human labour management) Управление человеческим ресурсами (human resource mamagement) Управление персоналом (personnel management) Социальный менеджмент (social management) Определение РАЗДЕЛ 1. Теория и методология управления персоналом линейного, функционального и целевого управления; контроля исполнения решений и др. В условиях становления рыночной экономики в российских организациях активно осуществляется переход от «управления кадрами» по-советски к управлению персона- лом. Поэтому актуальным является обобщение передового зарубежного опыта с целью его практического использования в отечественных организациях. Современные зарубеж- ные концепции и подходы к управлению персоналом выделяют следующие принципы управления персоналом:
ориентация на стратегический подход к управлению персоналом; подход к работнику как решающему фактору эффективности и конкурентоспо- собности организации; экономическая целесообразность инвестиций в формирование и развитие челове- ческих ресурсов; социальное партнерство и демократизация управления; обогащение труда и повышение качества трудовой жизни; непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов; профессионализация управления персоналом. Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллективы отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом: . административные; . экономические; . социально-психологические. Группа административных методов базируется на применении власти и норма- тивном обеспечении трудовой деятельности. Административные методы управления реализовываются в форме организационного и нормативного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию производственного и правленческого процессов и включает в себя: . организационное регламентирование (разработка положений о подразделениях, оп- ределяющих их функции, права и обязанности, разработка штатного расписания); . организационное нормирование (разработка различных нормативов, например, трудовых (разряды, ставки), нормативы рентабельности, правила внутреннего распорядка и т.д.); . организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции ме- тодические указания к выполнению работ, рабочие инструкции и т.д.). Акты организационного нормирования и организационно-методического инст- руктирования являются нормативными. Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или
указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издают- ся в целях придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации, распоряжения и указания – руководителями подразделений. Приказ – это письменное или устное требование руководителя решить определен- ную задачу. Определение Тема 2. Методология управления персоналом Распоряжение – это письменное или устное требование к подчиненным решить от- дельные вопросы, связанные с поставленной задачей. Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата. Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заклю- чающая в большинстве случаев в материальном стимулировании работников. Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата. Кроме того, сущест- венный инструментарий управления персоналом представляет собой система выплат, надбавок, льгот и т.д., предоставляющая дополнительные экономические рычаги воздей- ствия на мотивацию сотрудников. Также к экономическим методам можно отнести эле- менты социального обеспечения сотрудников (например, оплата питания, проезда, от- дыха, предоставление различных видов страхования, в том числе медицинского и т.д.). Применение экономических методов должно строго базироваться на их окупаемо- сти. Это означает, что инвестирование средств в материальное стимулирование сотруд- ников должно принести прибыль организации за счет повышения качества выполняемых работ в планируемом периоде. Социально-психологические методы управления персоналом основаны на ис- пользовании закономерностей социологии и психологии и заключаются преимущест- венно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Для осуществления воз- действия на отдельную личность используются психологические методы, для воздейст- вия на группу, коллектив – социологические. К наиболее важным результатам применения психологических методов можно от-
нести минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов и т.д.), управление формированием карьеры на основе психологических особенностей каждого сотрудника, обеспечение здорового климата, формирование организационной культуры на основе норм поведения и образа идеального сотрудника. Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию с результатами трудовой деятельно- сти, обеспечить эффективные коммуникации, разрешить производственные конфликты. Социологические методы также являются научным инструментарием в работе с персо- налом и позволяют собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала, а также обоснованно принимать кадровые решения. Инструмента- рий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социомет- рический метод, метод наблюдения и т.д. Методы управления персоналом также можно классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, планирования, организации, координации, стимулирования, контроля, анализа, учета). По этому признаку выделяют- ся методы: . обеспечения организации персоналом; . оценки персонала; . организации оплаты труда; . управления карьерой; . профессионального обучения; . управления дисциплинарными отношениями; . обеспечения безопасных условий труда. РАЗДЕЛ 1. Теория и методология управления персоналом Вопросы для самопроверки: 1. На основании чего формирует философия управления персоналом орга- низации? 2. Чем отличаются друг от друга японская, американская и российская фи- лософия управления персоналом? 3. В чем заключается концепция использования трудовых ресурсов? 4. В чем заключается концепция управления человеческими ресурсами? 5. В чем заключается концепция управления персоналом? 6. В чем заключается концепция социального менеджмента? 7. Перечислите принципы управления персоналом. 8. В чем заключаются административные методы управления персоналом? Перечислите основные группы этих методов. 9. В чем заключаются экономические методы управления персоналом? 10. В чем заключаются социально-психологические методы управления пер- соналом?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|