Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы и методы управления персоналом




Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, ко-

торым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления

персоналом.

Познавая принципы, люди открывают закономерности. Принципы управления пер-

соналом отражают требования объективно действующих экономических законов и законо-

мерностей, поэтому и сами являются объективными.

Таких принципов множество, но при всех условиях управление персоналом осущест-

вляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях

принципов:

• научности;

• демократического централизма;

• плановости;

• первого лица;

• единства распорядительства;

• отбора, подбора и расстановки кадров;

• сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;

человек ресурс личность

система

экономическая

социальная

Использование трудо-

вых ресурсов (human

labour management)

Управление

человеческим ресурсами

(human resource mamagement)

Управление персоналом

(personnel management)

Социальный

менеджмент (social management)

Определение

РАЗДЕЛ 1. Теория и методология

управления персоналом

• линейного, функционального и целевого управления;

• контроля исполнения решений и др.

В условиях становления рыночной экономики в российских организациях активно

осуществляется переход от «управления кадрами» по-советски к управлению персона-

лом. Поэтому актуальным является обобщение передового зарубежного опыта с целью

его практического использования в отечественных организациях. Современные зарубеж-

ные концепции и подходы к управлению персоналом выделяют следующие принципы

управления персоналом:

• ориентация на стратегический подход к управлению персоналом;

• подход к работнику как решающему фактору эффективности и конкурентоспо-

собности организации;

• экономическая целесообразность инвестиций в формирование и развитие челове-

ческих ресурсов;

• социальное партнерство и демократизация управления;

• обогащение труда и повышение качества трудовой жизни;

• непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов;

• профессионализация управления персоналом.

Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллективы

отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности

в процессе функционирования организации.

Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом:

. административные;

. экономические;

. социально-психологические.

Группа административных методов базируется на применении власти и норма-

тивном обеспечении трудовой деятельности. Административные методы управления

реализовываются в форме организационного и нормативного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию производственного и

правленческого процессов и включает в себя:

. организационное регламентирование (разработка положений о подразделениях, оп-

ределяющих их функции, права и обязанности, разработка штатного расписания);

. организационное нормирование (разработка различных нормативов, например,

трудовых (разряды, ставки), нормативы рентабельности, правила внутреннего

распорядка и т.д.);

. организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции ме-

тодические указания к выполнению работ, рабочие инструкции и т.д.).

Акты организационного нормирования и организационно-методического инст-

руктирования являются нормативными.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или

указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издают-

ся в целях придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются

линейным руководителем организации, распоряжения и указания – руководителями

подразделений.

Приказ – это письменное или устное требование руководителя решить определен-

ную задачу.

Определение

Тема 2. Методология управления персоналом

Распоряжение – это письменное или устное требование к подчиненным решить от-

дельные вопросы, связанные с поставленной задачей.

Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма,

с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Роль

экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых

ресурсов на достижение определенного результата.

Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заклю-

чающая в большинстве случаев в материальном стимулировании работников. Основным

мотивационным фактором, как правило, является заработная плата. Кроме того, сущест-

венный инструментарий управления персоналом представляет собой система выплат,

надбавок, льгот и т.д., предоставляющая дополнительные экономические рычаги воздей-

ствия на мотивацию сотрудников. Также к экономическим методам можно отнести эле-

менты социального обеспечения сотрудников (например, оплата питания, проезда, от-

дыха, предоставление различных видов страхования, в том числе медицинского и т.д.).

Применение экономических методов должно строго базироваться на их окупаемо-

сти. Это означает, что инвестирование средств в материальное стимулирование сотруд-

ников должно принести прибыль организации за счет повышения качества выполняемых

работ в планируемом периоде.

Социально-психологические методы управления персоналом основаны на ис-

пользовании закономерностей социологии и психологии и заключаются преимущест-

венно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Для осуществления воз-

действия на отдельную личность используются психологические методы, для воздейст-

вия на группу, коллектив – социологические.

К наиболее важным результатам применения психологических методов можно от-

нести минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов и т.д.),

управление формированием карьеры на основе психологических особенностей каждого

сотрудника, обеспечение здорового климата, формирование организационной культуры

на основе норм поведения и образа идеального сотрудника.

Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников

в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию с результатами трудовой деятельно-

сти, обеспечить эффективные коммуникации, разрешить производственные конфликты.

Социологические методы также являются научным инструментарием в работе с персо-

налом и позволяют собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и

обучения персонала, а также обоснованно принимать кадровые решения. Инструмента-

рий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социомет-

рический метод, метод наблюдения и т.д.

Методы управления персоналом также можно классифицировать по признаку

принадлежности к функциям управления (нормирования, планирования, организации,

координации, стимулирования, контроля, анализа, учета). По этому признаку выделяют-

ся методы:

. обеспечения организации персоналом;

. оценки персонала;

. организации оплаты труда;

. управления карьерой;

. профессионального обучения;

. управления дисциплинарными отношениями;

. обеспечения безопасных условий труда.

РАЗДЕЛ 1. Теория и методология

управления персоналом

Вопросы для самопроверки:

1. На основании чего формирует философия управления персоналом орга-

низации?

2. Чем отличаются друг от друга японская, американская и российская фи-

лософия управления персоналом?

3. В чем заключается концепция использования трудовых ресурсов?

4. В чем заключается концепция управления человеческими ресурсами?

5. В чем заключается концепция управления персоналом?

6. В чем заключается концепция социального менеджмента?

7. Перечислите принципы управления персоналом.

8. В чем заключаются административные методы управления персоналом?

Перечислите основные группы этих методов.

9. В чем заключаются экономические методы управления персоналом?

10. В чем заключаются социально-психологические методы управления пер-

соналом?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...