Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и процесс мотивации




Мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того

или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием

внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.

Психологические исследования поведения человека на его рабочем месте не по-

зволяют определить точно, что побуждает человека к труду, но дают некоторые общие

объяснения мотивации и дает возможность создать прагматические модели мотивации

сотрудников.

В основе всех теорий мотиваций лежат понятия потребность и вознаграждение,

которые необходимо прояснить в первую очередь.

Потребность – это испытываемый человеком недостаток в чем либо, при-

нявший специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и ин-

дивидуальностью человека.

Потребности могут быть первичными (физиологические, врожденные нужды) и

вторичными (психологические, приобретенные). К первичным потребностям можно от-

нести голод, жажду, необходимость отдыха и сна, сексуальные потребности. В качестве

вторичных могут выступать потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и

потребность приобщения к кому-либо или чему-либо.

О существовании потребностей можно судить лишь опосредованно, на основе

анализа поведения людей. В результате такого анализа психологи пришли к выводу, что

потребность определяет мотив к действию. Потребность, осознаваемая человеком, побу-

ждает в нем состояние устремленности.

Побуждение (мотив) – это стремление удовлетворить осознанную по-

требность.

Побуждение заставляет человека осуществить набор совершенно определенных

действий, для того чтобы достичь удовлетворения потребности. Если цель достигнута,

человек приобретает положительный опыт, и в похожей ситуации стремится повторить

те действия, которые привели к достижению результата, и избегать того, что дает обрат-

ный эффект. Это называется законом результата. На основе этих выводов можно соста-

вить упрощенную модель мотивации поведения человека через потребности (рис. 18).1

1 Яхонтова Е.С. 2004.

Краткое

содержание

Определение

Определение

Определение

Тема 9. Оплата труда

и мотивация трудовой деятельности

Рис. 18. Упрощенная модель мотивации поведения

Если существуют потребности, побуждающие человека к достижению цели, зна-

чит менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувство-

вать, что они могут удовлетворить их, используя ту модель поведения, которая ведет к

достижения целей организации. Иными словами, необходимо создать такие условия,

чтобы цели организации были скоординированы с целями ее сотрудников.

Однако практически сделать это очень сложно, поскольку не существует одинако-

вых людей, а значит и потребности у разных людей разные. Кроме того, отличаются цели

и способы их достижения.

Вознаграждение играет большую роль в побуждении людей к эффективной ра-

боте. Определим вознаграждение как набор ценностей, полученных человеком в качестве

поощрения за эффективную деятельность.

Вознаграждение может быть внутренним (чувство достижения результата, само-

реализация, ощущение собственной значимости и т.п.) и внешним (повышение зарпла-

ты, продвижение по службе, повышение служебного статуса и т.п.).

Задача руководства состоит в том, чтобы определить, каким образом в каком про-

порциональном соотношении необходимо применять внутренние и внешние вознагра-

ждения, чтобы мотивировать сотрудников.

Процесс мотивации заключается в выборе наиболее значимых и актуальных в

данной ситуации неосознанных и осознанных желаний, стремлений и влечений, которые

могут стать мотивом поведения.

Этот выбор осуществляется последовательно (см. рис. 19). Сначала происходит оценка

и сравнение существующих у индивида потребностей. Они ранжируются по степени важно-

сти и актуальности в данный момент, а также возможности удовлетворения в данной ситуа-

ции. Одновременно тоже самое происходит с совокупностью интересов индивида.

Рис. 19. Процесс формирования мотива

Потребность

(недостаток

чего-либо)

Побуждения

или мотивы

Поведение

(действие)

Цель

Результат удовлетворения потребностей

(степень удовлетворенности)

МОТИВ

Потребности Интересы Ценности

Установки

РАЗДЕЛ 3. Технология управления

персоналом

Интересы характеризуются избирательным отношением к предметам и явлениям,

а также эмоциональной реакцией. Они определяются доминирующей направленностью

личности и обусловлены социализацией индивида. Между потребностями и интересами

индивида есть связь (интересы в определенной степени обусловлены потребностями), но

эта связь зачастую индивидом не осознается. Потребности и интересы могут быть как

кратковременными, так и устойчивыми. Они не только стимулируют индивида к дея-

тельности, но и сами формируются в результате этой деятельности.

Затем наиболее важные и актуальные потребности и интересы вступают в проти-

воборство за право стать мотивом и реализоваться в поведении индивида.

Мотив – это побуждение, довод в пользу избираемого действия, осознание

его смысла.

Наиболее значимая потребность или интерес проходит фильтр установок прежде,

чем стать мотивом поведения. Специалисты под установкой понимают стереотипную го-

товность выбрать определенную модель поведения в определенной ситуации. Готов-

ность к стереотипному поведению обусловлена индивидуальным или социальным опы-

том. Выделяют следующие виды установок:

. ситуативно-двигательные (моторные) – готовность совершать некоторые движе-

ния тела и физические действия его частями, например, поворачивать голову, захваты-

вать предметы кистями рук и так далее;

. сенсорно-перцептивные установки – готовность воспринять и идентифицировать

некоторые шумы, запахи, предметы (например, заставка на телевизионном экране как

фактор начала интересующей передачи, выделение звука и цвета из хаоса);

. социально-перцептивные установки – готовность восприятия социально значимых

объектов и явлений (например, наличие кабинета как символа власти);

. когнитивные установки – готовность к познанию, получению информации и вы-

явлению причинно-следственных связей.

В основе большинства установок индивида находятся ценностные ориентации и

нормы поведения, отвечающие на сакраментальные вопросы «что такое хорошо, и что

такое плохо». Ценностные ориентации могут быть моральными, идеологическими, поли-

тическими. Они являются продуктом социализации индивида и отражают его уровень

культуры и социальных реакций. Нормы могут быть как правовыми, так и моральными.

В любом случае нормы регламентируют поведение человека в обществе, определяя ожи-

даемую социальную оценку деятельности. Однако, в зависимости от культуры индивида

и особенностей его социализации, ценностные ориентации и нормы могут выступать в

виде внутреннего табу, исключающего выбор некоторых моделей поведения, которые не

соответствуют четким нравственным критериям. Именно поэтому ценностные ориента-

ции и нормы, служа фильтрами для потребностей и интересов, вызывают яркую эмо-

ционально-волевую реакцию индивида.

Однако прямой связи между установками и поведением индивида нет. В целом,

психологи выявили следующие закономерности.

Если параметры установки полностью совпадают с конкретной ситуацией, пред-

полагающей адекватную ей модель поведения, то установка определяет выбор модели

поведения, даже наперекор потребностям и интересам индивида.

Если установка является общей, а требуется специфическое действие, то установка

не определяет выбор модели поведения.

Определение

Тема 9. Оплата труда

и мотивация трудовой деятельности

Таким образом, установка приводит к определенной трансформации потребно-

стей и интересов в мотив, при этом мотив приобретает более приемлемую для ситуации

и более поощряемую социумом форму.

На этом этап мотивации завершен, и трансформация сознания в поведение пере-

ходит на следующий этап определения цели и планирования будущего поведения. Ин-

дивид выбирает, что и как он собирается делать для реализации мотива. В это время про-

исходит исследование имеющихся ресурсов и выявление альтернатив поведения.

Затем индивид выбирает наиболее приемлемую для себя и ситуации модель пове-

дения и реализует ее на практике. Реализованная модель поведения оценивается инди-

видом на предмет соответствия первоначальному плану и цели, эффективности в удов-

летворении определенного интереса и реакции (поощряющей или осуждающей) со сто-

роны окружающих. Модели поведения, получившие положительную оценку, закрепля-

ются в сознании в виде установки с целью последующего повторения в похожей ситуа-

ции. Как правило, индивид избегает повторять модели поведения, получившие отрица-

тельную оценку.

Таким образом, модели поведения, прошедшие проверку практическим опытом

индивида, становятся установками. Эти установки характеризуются специфичностью и,

поэтому, определяют последующее поведение индивида в похожей ситуации. Повторе-

ние ситуации неизбежно, поскольку типичные ситуации взаимодействия с окружающи-

ми индивида людьми детерминированы теми социальными ролями, которые он выпол-

няет. Принятие на себя той или иной социальной роли вынуждает индивида действовать

в соответствии с ее логикой. Эта логика выражается в формировании совокупности моде-

лей поведения, обязательных для убедительности и достоверности образа.

С целью получения эффективных результатов труда от своих подчиненных руко-

водителю необходимо осуществлять целенаправленное мотивирование персонала. Воз-

действие на мотивацию сотрудников включает следующие действия:

. формирование у сотрудника потребностей и интересов, в которых заинтересован

руководитель;

. усиление (поощрение) существующих потребностей и интересов сотрудника, ко-

торые соответствуют целям руководителя;

. содействие в реализации конструктивных мотивов;

. блокирование деструктивных мотивов;

. изменение деструктивных мотивов (переход в конструктивные).

Направления воздействия на мотивацию представлены на рис. 20.1

Рис. 20. Воздействие на мотивацию

1 Яхонтова Е.С., Эффективные технологии управления персоналом. СПб.: Питер, – 2003. – С. 27.

Воздействие руководителя

Потребности

сотрудника Интересы Стремления

сотрудника

Изменение мотивации

сотрудника

РАЗДЕЛ 3. Технология управления

персоналом

Воздействие на мотивацию работника можно осуществить, оказывая влияние на

его систему потребностей. Потребность становится основой поведения индивида только

в том случае, если для ее удовлетворения есть или могут быть созданы условия и средст-

ва. Тот, кто предлагает эти условия и средства, а также убедительно объясняет способ и

технологию действия по удовлетворению потребности, влияет на выбор данной потреб-

ности мотивом действия.

Воздействие на мотивацию можно также осуществить, оказывая влияние на инте-

ресы работника. Выделяют доминирующие (актуальные) и вспомогательные (потенци-

альные) интересы.

Руководители обладают прекрасными возможностями оказывать воздействие на

мотивацию своих подчиненных посредством влияния на их стремления. Если ситуация

не позволяет удовлетворить определенную потребность, но условия для ее удовлетворе-

ния могут быть созданы, то изменяется направленность сознания индивида на создание

таких условий. Эта направленность называется стремлением.

Воздействие на мотивацию сотрудника предполагает следующую последователь-

ность действий:

. оценка цели и задач мотивации сотрудника;

. выбор совокупности мотивов, адекватных цели и ситуации;

. моделирование и оценка структуры мотивации сотрудника;

. оценка степени значимости мотивов для сотрудника;

. оценка степени актуальности в конкретной ситуации;

. оценка степени достижимости в конкретной ситуации;

. сравнение цели, индивидуальной особенности мотивационной структуры и ре-

сурсных возможностей;

. выбор средств и методов оказания влияния;

. воздействие;

. оценка результатов воздействия и новые действия (изменение направления воз-

действия, продолжение и прочие).

Говоря о воздействии на трудовую мотивацию сотрудников со стороны работода-

теля, необходимо отметить, что в современной практике управления персоналом моти-

вирование сотрудников осуществляется по двум направлениям: материальное и немате-

риальное стимулирование.

Традиционно к материальному стимулированию относится заработная плата и

всевозможные премии. К нематериальным методам принято относить обеспечение со-

трудникам возможности профессионального роста, моральное стимулирование, а также

предоставление сотрудникам разнообразных льгот. Рассмотрим все эти методы более

подробно.

Оплата труда

Существует несколько определений понятия «заработная плата»:

– цена рабочей силы, определяемая в ходе переговоров между работниками и ра-

ботодателями при участии государства, обеспечивающего соблюдение достигнутых до-

говоренностей;

– величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудо-

вой вклад, призванная одновременно отражать стоимость его рабочей силы и результаты

его труда;

Тема 9. Оплата труда

и мотивация трудовой деятельности

– мера труда (трудового вклада), выраженная в денежных единицах, которая одно-

временно является мерой стоимости рабочей силы и мерой результативности труда.

Можно выделить четыре основные функции заработной платы:

1) воспроизводственную – обеспечение возможности воспроизводства рабочей силы;

2) стимулирующую (мотивационную) – повышение заинтересованности в развитии

производства;

3) социальную, способствующую реализации принципа социальной справедливости;

4) учетно-производственную, характеризующую меру участия живого труда в про-

цессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержек производства.

Каждая функция – это часть единого целого – заработной платы, и каждая функ-

ция предполагает не только существование других функций, но и содержит в себе их

элементы. Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводствен-

ная, стимулирующая, одновременно играют и социальную роль. В свою очередь в вос-

производственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная

функции заработной платы. Вместе с тем, при общем единстве одна из функций (или не-

сколько) в определенной степени противоположна другой, а то и исключает другую,

снижает результат ее действия.

Сейчас важнейшей задачей выступает усиление стимулирующей функции зара-

ботной платы в общей совокупности всех ее функциональных назначений. Возможность

достижения высокого уровня стимулирующей роли заработной платы обосновывается, в

первую очередь, тем, что в структуре доходов трудящихся и их семей она составляет пре-

обладающую часть доходов по сравнению с другими источниками.

Стимулирующая роль заработной платы может повышаться только на основе бо-

лее глубокого познания ее стимулирующей функции.

Стимулирующая функция заработной платы – ее свойство направлять интересы

трудящихся на достижение требуемых результатов труда (большего количества, более

высокого качества) за счет обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудово-

го вклада.

Стимулирующая роль заработной платы проявляется в обеспечении взаимосвязи

размеров оплаты труда с конкретными результатами трудовой деятельности работников.

Таким образом, стимулирующую роль можно представить как своеобразный «дви-

гатель» стимулирующей функции.

Повышение уровня стимулирующей роли заработной платы зависит от ряда фак-

торов, которые можно разделить на две группы:

. внутренние;

. внешние.

К внутренним относится организация заработной платы. Под организацией зара-

ботной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества и качества

с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов (нормирование, та-

рифная система, премии, доплаты и надбавки).

Из внешних факторов можно выделить следующие: преобразование системы

управления, организационных структур производства, правовых основ и норм хозяйст-

вования, соответствие спроса и предложения на товары и услуги, устранение приписок,

взяток, других видов нетрудовых доходов.

В зависимости от способа, характера влияния внешних факторов на стимулирую-

щую роль заработной платы можно выделить следующие:

– влияющие на действенность организации заработной платы (преобразование

системы управления, правовых основ и норм хозяйствования);

РАЗДЕЛ 3. Технология управления

персоналом

– влияющие на структуру доходов трудящихся и долю в них заработной платы

(получение доходов от собственности, приватизационных чеков, акций, нетрудовые до-

ходы и т.д.);

– влияющие на психофизическое состояние человека, его стремление к высоко-

производительному труду с целью получения большего вознаграждения (улучшения

микроклимата в коллективе и семье, условий труда, быта и отдыха работников).

Среди многообразия факторов повышения стимулирующей роли заработной пла-

ты доминирующее значение имеют внутренние факторы, т.е. организация заработной

платы, которая базируется на определенных принципах.

Принципы организации заработной платы – это объективные, научно обоснован-

ные положения, отражающие действие экономических законов и направленные на более

полную реализацию функций заработной платы.

Можно выделить следующие:

. неуклонный рост номинальной и реальной заработной платы;

. соответствие меры труда мере его оплаты;

. материальная заинтересованность работников в достижении высоких конечных

результатов труда;

. обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по сравнению

с темпами повышения заработной платы.

Каждый принцип отражает действие нескольких экономических законов (табл. 21).

Таблица 21

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...