Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента
1. Методика обучения химии как наука. Задачи методики обучения химии. 2. Цели и задачи обучения химии в школе. Понятие "учебный предмет" и "учебный курс". Основные нормативные документы, определяющие химию, как школьный предмет. 3. Программа учебного курса химии. Отражение нормативных документов в программе. 4. Содержательная часть программы. Виды содержания. 5. Теории и законы как вид содержания школьного курса химии. 6. Факты как вид содержания курса химии. 7. Расчётные задачи как вид содержания обучения. 8. Творческие задачи как вид содержания курса химии. Требования к творческим задачам по химии. 9. Химический эксперимент как вид содержания обучения. 10. Учебные темы курса химии. Интенсивность обучения. 11. Этапы формирования химических знаний учащихся. Логическая система содержания. 12. Логика построения традиционных и нетрадиционных курсов химии в основной школе. 13. Характеристика системы средств обучения химии. 14. Учебник как важнейшее средство обучения химии. 15. Кабинет химии в средней школе. Требования, предъявляемые к кабинету химии. 16. Дидактические принципы обучения, их реализация на уроках химии. 17. Система методов обучения химии. 18. Стили педагогической деятельности учителя. 19. Урок как главная организационная форма обучения химии. Общие требования, предъявляемые к уроку химии. Классификация уроков химии. Структура уроков химии. 20. Планирование учителем уроков химии. Тематическое планирование уроков. Планы конспекты уроков. 21. Уроки приобретения учащимися новых знаний, их закрепления и совершенствования. 22. Сущность процесса объяснения. Виды объяснения. 23. Учет и контроль знаний по химии.
24. Анализ и самоанализ урока химии 25. Формирование у учащихся первоначальных химических понятий. 26. Методика обучения учащихся решению расчетных задач по химии. 27. Формирование знаний о классификации неорганических веществ. 28. Периодический закон, и изучение неорганической химии в средней школе. 29. Химический эксперимент, его значение и место среди методов обучения. 30. Цели и задачи уроков химии. Дидактические задачи этапов уроков. 31. Формы внеклассной и внеурочной работы по химии. 32. Методика проведения экскурсий в процессе обучения химии. 33. Методика проведения факультативных занятий по химии. 34. Методика проведения кружковых занятий по химии. 35. Методика проведения школьных химических олимпиад. 36. Методика проведения конференций "юных химиков". 37. Методика выявления пробелов в знаниях отстающих учащихся. Работа по преодолению недостатков в их знаниях. 38. Формирование системы понятий о веществе. 39. Формирование системы понятий о химической реакции. 40. Формирование системы понятий о растворах. 41. Методика изучения теории строения атома и химической связи. 42. Формирование знаний об электролитической диссоциации веществ. 43. Формирование знаний об окислительно-восстановительных реакциях. 44. Методика изучения металлов в основной и полной школе. 45. Методика изучения неметаллов в основной и полной школе. 46. Составить условие задачи на тему "Массовая доля элемента в веществе" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 47. Составить условие задачи на тему "Растворимость веществ в воде" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 48. Составить условие задачи на тему "Использование закона Авогадро в расчетах по уравнению реакций" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 49. Составить условие задачи на тему "Расчеты по уравнению реакции" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения.
50. Составить условие задачи на тему "Расчеты по уравнению реакции при условии избытка одного из реагирующих веществ" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 51. Составить условие задачи на тему "Расчеты по уравнению реакции с учетом значения выхода реакции" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 52. Составить условие задачи на тему "Расчеты с использованием постоянной Фарадея" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 53. Составить условие задачи на тему "Растворы" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 54. Составить условие задачи на тему "Массовая доля вещества в смеси" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 55. Составить условие задачи на тему "Вывод формулы неорганического соединения" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 56. Составить условие задачи на тему "Реакции в растворах веществ" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 57. Составить условие задачи на тему "Расчеты по уравнению реакции с участием газообразных веществ" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 58. Составить условие задачи на тему "Расчеты теплового эффекта реакции" и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 59. Составить условие задачи, в результате решения которой можно найти относительную атомную массу химического элемента, и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 60. Составить условие задачи, в результате решения которой можно найти относительную молекулярную массу химического вещества, и раскрыть методику объяснения учащимся ее решения. 61. Логики построения курсов органической химии в старшей школе. 62. Методика изучения теории строения органических соединений в средней школе. 63. Методика изучения классов органических соединений. 64. Методика изучения в профильной школе теории строения органических соединений. 65. Методика изучения в профильной школе темы «Углеводороды». 66. Методика изучения в профильной школе темы «Кислородсодержащие органические соединения». 67. Методика изучения в профильной школе темы «Азотсодержащие органические соединения».
68. Методика изучения в профильной школе белков, жиров и углеводов. 69. Методика изучения химических производств, химизации сельского хозяйства и экологических проблем. 70. Развитие учащихся при обучении химии. использование при обучении химии психологических теорий развивающего обучения. 71. Обучение учащихся основным приемам мышления при изучении химии. 72. Методические приемы совершенствования общеучебных умений. 73. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. 74. Формирование у учащихся в курсе химии научного мировоззрения. 75. Экологическое воспитание при обучении химии. 76. Составить условие задачи на тему "Вывод формулы органического соединения по данным о продуктах его сгорания" и раскрыть методику 77. Составить условие химической задачи, для решения которой требуются алгебраические преобразования, и раскрыть методику ее решения. 78. Составить условие задачи по выводу химической формулы кристаллогидрата и раскрыть методику ее решения. 79. Составить условие задачи на расчеты по параллельным реакциям и раскрыть методику ее решения.
9.3 Форма и содержание промежуточной аттестации. В конце 6, 7 и 8 семестра проводится промежуточная аттестация по соответствующим разделам. Форма аттестации - недифференцированный зачет.
Вопросы к зачёту (6-й семестр) 1. Дайте характеристику современных подходов к формированию содержания обучения химии. 2. Установите взаимосвязи между принципами обучения химии. 3. Проанализируйте структуру и содержание действующих программ по химии для средней школы. Каким общим задачам обучения подчинено это содержание? Обоснуйте последовательность изложения материала в программе. 4. Определите группы умений по химии на основе школьной программы. 5. На основе анализа программ и учебников выделите основное содержание химического языка и этапы его изучения. 6. Определите и сформулируйте основные группы целей обучения, воспитания и развития учащихся при изучении химии.
7. Проанализируйте основные идеи и теории школьного курса химии. 8. Дайте общую характеристику методов и средств обучения химии. 9. Обоснуйте принципы выбора методов для проведения конкретных уроков по химии. 10. Осуществите сравнительный анализ классификаций методов обучения (по дидактическим целям, источнику знаний, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся), дайте им оценку. 11. Составьте перечень вопросов для эвристической беседы на одном из уроков. 12. Разработайте план проведения практического занятия по теме. 13. Составьте опорный конспект урока: а) по сравнительному изучению азота и фосфора; б) по сравнительному изучению углерода и кремния; 14. Разработайте инструкцию к проведению лабораторных опытов при изучении амфотерности. 15. Предложите типологию познавательных задач для управления деятельностью учащихся по выбранной теме или разделу программы. 16. Отберите эксперимент для выбранного урока и аргументируйте его необходимость и значение, технику и методику проведения. 17. По указанию преподавателя составьте три задачи, различающиеся по уровню сложности, к одной из тем школьного курса химии. Обоснуйте свой вариант. 18. Определите виды выданных вам задач. К какому типу они относятся? На этой основе предложите классификацию задач. 19. Решите предложенную комбинированную задачу различными способами. Сравните выполненные решения и выберите из них: а) самые простые; б) наиболее ярко отражающие качественную и количественную сторону химических процессов; в) легче всего поддающиеся алгоритмизации. Какими критериями нужно руководствоваться при выборе того или иного способа решения задачи. 20. Объясните в чём различия по дидактическим целям практических занятий и лабораторных опытов. Каковы требования, предъявляемые к лабораторным опытам по химии? Перечислите последовательно этапы работы учащихся при проведении лабораторных опытов. 21. Прокомментируйте каждое требование к демонстрационному эксперименту. В чём достоинства и недостатки демонстрационного эксперимента? Что такое непосредственная и опосредованная демонстрация? 22. Объясните возможности применения демонстрационного эксперимента при организации изучения нового, при обобщении и повторении, закреплении знаний. Как определить оптимальное число опытов, демонстрируемых на уроке? 23. Покажите разные способы сочетания демонстрационного опыта со словом учителя на примере возгонки йода. Каково значение последовательности демонстрируемых опытов на уроке? 24. Изложите сущность требований к технике безопасности при выполнении химических опытов. Что такое техника и методика химического эксперимента? В чём их особенности?
Вопросы к зачёту (7-й семестр) 1. Составьте примеры экспериментальных задач разных типов, которые могут быть использованы на уроках химии в 9 классе при изучении металлов и неметаллов. 2. Опишите общие методические принципы формирования первоначальных химических понятий на основе атомно-молекулярной теории, особенности формирования понятий о химическом элементе, о простых и сложных веществах, о химической реакции на первоначальном этапе обучения. 3. Определите оптимальные методические приёмы, подходы и средства изучения основных стехиометрических законов химии: закона постоянства состава и его значение для усвоения первоначальных химических понятий, закона сохранения массы веществ и его экспериментальное обоснование. 4. Обоснуйте место и значение Периодического закона в курсе химии. Какова последовательность изучения Периодического закона и теории строения атома в основной школе и её развитие в профильной и базовой ступени образования. 5. Охарактеризуйте методические подходы к изучению Периодического закона и теории строения атома. Место и объём исторических сведений при изучении Периодического закона Д.И. Менделеева. 6. Обоснуйте связь с физикой при формировании и развитии понятия о Периодической системе как форме и выражения Периодического закона. 7. Расскажите о структуре системы понятий о химическом элементе, её основных компонентах, последовательности формирования понятия об элементе до и после изучения Периодического закона. 8. Приведите пример плана характеристики химического элемента и его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. 9. Охарактеризуйте методы развитие представлений учащихся о неметаллах в курсе химии. Общий обзор неметаллических элементов по группам и периодам. 10. Приведите пример уроков-обобщения знаний о неметаллах на основе сравнительного метода. 11. Охарактеризуйте методические подходы к изучению некоторых металлов по группам (Щелочные, щелочно-земельные металлы, алюминий, металлы побочных подгрупп). 12. Приведите пример уроков-обобщения знаний об оксидах, гидроксидах металлов, их классификации. 13. Обоснуйте место и значение изучения химической связи и строения вещества в школьном курсе химии, объём материала и последовательность изучения. Перечислите средства и методы изучения химической связи и строения веществ. 14. Опишите методику формирования понятия о химической связи на основе электронных и энергетических представлений, развитие понятий о видах химических связей, их прочности и способах образования в заключительном курсе химии. 15. Перечислите и поясните на конкретных примерах необходимые условия формирования понятия о комплексных соединениях в школьном курсе химии. Опишите методика изучения координационной теории А. Вернера. Приведите примеры реализации системы разноуровневых заданий при изучении комплексных соединений. 16. Перечислите этапы формирования структура содержания понятия «химическая реакция», её компоненты. Этапы формирования понятия о химической реакции в курсе химии средней школы. Взаимосвязь формирования понятия о химической реакции с формированием и развитием понятий о веществе и химическом элементе. 17. Раскройте методику изучения энергетики химических реакций. 18. Предложите и обоснуйте методику изучения скорости химических реакций в основном курсе химии. 19. Обоснуйте методику формирования понятий о об обратимых и необратимых реакциях и химическом равновесии. Развитие понятий о кинетике химических процессов в заключительном курсе химии. 20. Объясните последовательность формирования понятий о важнейших классах неорганических соединений. Краткая характеристика различных методических подходов к изучению оксидов, гидроксидов и солей. Расположение учебного материала об основных классах неорганических соединений и объём сведений о них в действующих про граммах и учебниках. 21. Выделите этапы изучения основ теории электролитической диссоциации. Место и значение теории электролитов в школьном курсе химии. Методические подходы к изучению процессов диссоциации электролитов и раскрытию их причин. 22. Предложите методику изучения гидролиза солей. Развитие понятий о свойствах водных растворов электролитов, о диссоциации воды, о гидролизе неорганических и органических соединений в курсе химии 11 класса. 23. Опишите развитие и обобщение знаний учащихся о гидроксидах и солях в свете теории электролитов. Развитие понятий о кислотах, основаниях и амфотерных соединениях в свете протолитической теории. 24. Выделите этапы формирования понятий об окислительно-восстановительных реакциях в школьном курсе химии. Особенности методики формирования обобщенного умения по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций. Обобщение знаний учащихся о закономерностях протекания окислительно- восстановительных реакций. 25. Обоснуйте отбор содержания и особенности формирования электрохимических понятий в заключительном курсе химии. Место и значение учебного материала об электролизе растворов солей и коррозии металлов в действующих программах и учебниках химии. 26. Обоснуйте роль химического эксперимента в системе формирования понятий об электролизе, гальваническом элементе, коррозии металлов и способах защиты от неё.
Вопросы к зачёту (8-й семестр) 1. Обоснуйте отбор содержания и особенности построения школьного курса органической химии. 2. Определите оптимальные методические приёмы, подходы и средства формирования понятий об электронном и пространственном строении молекул углеводородов. 3. Обоснуйте методику формирования понятий о механизмах химических реакций в органической химии при изучении углеводородов. 4. Перечислите и поясните на конкретных примерах необходимые условия формирования основных понятий органической химии, на которые указывает И.Н.Чертков. 5. Укажите особенности и этапы формирования понятий изомерии и гомологии при изучении углеводородов. Проиллюстрируйте каждый этап конкретными при мерами. 6. Выделите этапы формирования понятия о взаимном влиянии атомов в молекулах углеводородов, приведите соответствующие примеры. 7. Предложите план проведения урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Непредельные углеводороды». 8. Предложите и обоснуйте методику формирования понятия «ароматичность». Сравните строения и свойства бутадиена и бензола и обоснуйте целесообразность такого сравнения. 9. Выделите общее в строении и свойствах предельных, непредельных и ароматических углеводородов, признаки их различия и назовите приёмы и подходы для ознакомления с этими признаками углеводородов. 10. Укажите место и познавательное значение демонстрационного и лабораторного эксперимента при изучении углеводородов. 11. Объясните последовательность изучения классов органических соединений в школьном курсе химии. 12. Обоснуйте общий методический подход к изучению кислородсодержащих органических соединений. 13. Подберите примеры, раскрывающие связь между строением и свойствами кислородсодержащих органических соединений. 14. Поясните, в чём состоит развитие теоретических систем понятий химического, электронного и пространственного строения органических веществ при переходе от углеводородов к кислородсодержащим органическим соединениям. 15. Сравните строение и свойства этанола и фенола, укажите признаки их сходства и различия; предложите методические приёмы для ознакомления с этими признаками сравниваемых веществ. 16. Укажите место и познавательное значение демонстрационного и лабораторного эксперимента при изучении кислородсодержащих органических соединений. 17. Установите основные методические подходы к изучению азотсодержащих органических соединений, учитывая место данной темы в школьном курсе органической химии и особенности отбора её предметного содержания. 18. Поясните на конкретных примерах, в чём состоит преемственное развитие основных теоретических систем понятий курса органической химии при переходе от кислородсодержащих к азотсодержащим органическим соединениям. 19. Укажите место и познавательное значение демонстрационного эксперимента при изучении аминов и белков. 20. Приведите примеры азотосодержащих органических соединений, иллюстрирующие идею зависимости свойств веществ от их состав и строения. 21. Составьте и обоснуйте план проведения семинарского занятия по теме «Белки». 22. Предложите собственный вариант обобщения знаний учащихся об аминах с помощью таблицы. Сформулируйте задания для учащихся. 23. Составьте схему генетической взаимосвязи между классами органических соединений. Предложите различные варианты использования этой схемы в процессе итогового обобщения знаний учащихся по курсу органической химии. 24. Предложите проблемные ситуации для уроков по органической химии. Определите психолого-педагогические пути и методические приёмы их разрешения. 25. Раскройте основные правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при проведении опытов с органическими веществами.
В конце курса, (9 семестр) проводится экзамен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|