Общепедагогические методы обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 · Рассказ - словесный метод эмоционального изложения с незначительной долей новой информации. · Лекция (от лат. «чтение») - словесный метод изложения со значительным содержанием новой информации (до 85%) (Пак М.С.). · Лекция – это последовательное изложение учебного материала с соблюдением требований научности, доступности, эмоциональности, связи с другими организационными формами обучения (Зайцев О.С.). · Повествование – описание конкретных научных химических фактов, развёртывающихся во времени (например, история открытия различных химических объектов). · Рассуждение – изложение с последовательным развитием положений, доказательств, подводящих учащихся к определённым выводам и заключениям. · Беседа – словесный метод в вопросно – ответной форме с постановкой вопросов и нахождением ответа на них. Образовательный стандарт - нормативный документ, определяющий содержание и уровень образования, а также требования к результатам усвоения. Логику построения курса, используемые учебники и программы стандарт не определяет. Олимпиада химическая - форма эпизодической внешкольной работы по предмету. Выделяют этапы олимпиады (для Москвы): школьный, межшкольный (или районный), окружной, городской теоретический, городской практический, заключительный Всероссийский. Основная школа - часть общеобразовательной школы, включающая 5-9 классы. Выпускники основной школы получают неполное среднее образование. Отметка – количественное выражение результата обучения. Оценка – процесс диагностики и выставления отметки Обязательный минимум содержания – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано представить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.
Педагогический тест – множество заданий специфической формы, позволяющее объективно измерять уровень подготовленности испытуемого по определенной области знания. Педагогическая технология – совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. План занятия – краткое обозначение основных элементов базовой, дидактической и методической структур занятия, системный перечень действий педагога и обучающихся. Предметные результаты образовательной деятельности - Конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета. Принцип вариативности - предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок. Понятие - форма знания, логически оформленная общая мысль о предмете. В школьном курсе химии формируются три основные системы понятий: о веществе, о химических реакциях, о растворах. Поурочное тематическое планирование - документ, отражающий определенную систему уроков, соответствующую программе, распределенных по темам и объединенных поставленными задачами обучения. Примерное поурочное планирование составляется автором программы или методистом. Поурочное планирование учителя составляется на основе примерного планирования.
Программа учебная - это основной научно-методический документ, определяющий содержание, логическую структуру, распределение времени обучения по темам, а также требования к результатам усвоения. Представления - это чувственные образы (мысленные картины) географических объектов. Разделяются на представления памяти и воображения. Причинно-следственные связи - выражают причинные отношения между объектами, явлениями, процессами. Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Профильная - часть общеобразовательной школы, включающая в себя 10-11 классы. В соответствии с концепцией «О профилизации старшей ступени образования» изучение химии в профильной школе может осуществляться на базовом, профильном и углубленном уровнях. Вместо курсов химии, физики и биологии в профильной школе может изучаться курс «естествознание» (3 часа в неделю). Общие понятия - это класс однородных предметов и явлений, носящих одно и то же наименование (главные и подчиненные).Прием - это элементы, составные части, из которых складываются методы обучения (беседа, рассказ, объяснение, нанесение на контурную карту, сравнение и т.д.). Одни и те же приемы могут быть составной частью разных методов. Проблемное изложение - назначение этого метода - показать образец доказательного решения проблемы. Репродуктивный метод - основное назначение - научить школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации или по образцу. Специфические методы в химическом образовании: · Наблюдение химических объектов – метод целенаправленного восприятия химических объектов или специально приготовленных образовательных средств органами чувств. · Моделирование химических объектов – метод изучения химических объектов с помощью моделей. · Модель – образец, отображающий или воспроизводящий существенные признаки или свойства оригинала химического объекта. · Описание химических объектов – метод изложения с последовательным раскрытием признаков и особенностей химического объекта.
· Объяснение – метод изложения, раскрывающий сущность химических объектов, связи между изучаемым и теми теоретическими положениями, истинность которых доказана. · Предсказание – метод, выполняющий прогностическую функцию на основе важнейших химических понятий, законов, теорий химии и её ведущих идей. К этой же группе относятся химический эксперимент и решение химических задач. · Эксперимент химический школьный - вид содержания и метод обучения. Подразделяют на: демонстрационный эксперимент, лабораторные опыты и практические занятия. Средства обучения - материальные объекты, способствующие выполнению целей и задач обучения, многогранный комплекс объектов, предметов, приборов, приспособлений и т.п. Для школьной химии к средствам обучения относятся: учебные программы, учебники, книги, таблицы, схемы, диаграммы, макеты и модели, диапозитивы и диафильмы, кинофильмы и телепередачи, компьютерные программы, школьная химическая лаборатория и др. Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем. Типовая (примерная) образовательная программа – программа, которая утверждается Министерством образования РФ, является базисной в работе по данному профилю и может быть рекомендована в качестве примерной по той или иной образовательной направленности. Термин - слово, которым обозначается понятие. Тест - в психологии и методике система стандартизированных заданий определенного содержания и обладающих определенной статистической характеристикой. По результатам выполнения заданий теста судят об определенных характеристиках личности, о сформированности знаний и умений и т.п.
Тестовое задание - задание, включенное в тест. Различают задания с закрытой формой ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом. Теория - система научных принципов, отражающих понимание сущности объективной реальности вид содержания обучения. В химии: атомно-молекулярная теория, теория строения атома и химической связи и др. Тип урока - элемент классификации уроков. Уроки различных типов характеризуются различными наиболее существенными дидактическими задачами, связанными с объяснением нового материала, совершенствованием ранее полученных знаний или с контролем знаний. Традиционный курс химии - систематический курс химии, логика которого подчиняется развитию системы понятий о веществе. Критерием истинности знаний в традиционном курсе химии служит эксперимент, а не учитель и учебник. В традиционном курсе обобщение происходит на основе изученных фактов. Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Упражнение - вид задания нацеленного на закрепление полученного умения. Уровень изучения химии - глубина объяснения сущности химических явлений, определяемая изучаемым теоретическим материалом. Различают эмпирико-аналитический, атомно-молекулярный, периодического закона, теории строения атома и др. уровни. Урок химии - это 40-45 минутное занятие по химии с постоянным составом учащихся (классом) в процессе которого учитель реализует поставленные задачи обучения, развития и воспитания учащихся. Учебное занятие – промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным учебным предметом (Л.В. Егорова). Учебная задача - химическое задание, которое требует выполнения конкретных учебных действий в соответствии с установленным самостоятельно способом решения. Учение – специфическая форма управляемой или полностью самостоятельной познавательной деятельности человека, направленная на овладение опытом предшествующих поколений. Учебные пособия – печатные, графические, изобразительные и др. материалы, предназначенные для обеспечения доступного и наглядного восприятия учащимися изучаемых предметов и явлений. К учебным пособиям относятся словари, справочники, таблицы, карты, картины, макеты, модели, коллекции минералов и т.п.
Цели образования - заключаются в общекультурном, личностном и познавательном развитие учащихся, обеспечивающим такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Частично-поисковый метод - назначение - постепенное приобщение школьников к творческой деятельности. Эксперимент в образовании – научно обоснованная и корректно поставленная проверка выработанной в результате теоретического поиска гипотезы, направленная на повышение эффективности образовательной деятельности. Методическое издание «Теория и методика обучения химии»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|