Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие закономерности, методы и принципы управления предприятием

 

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий и процессов, которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Менеджмент – это наука и практика организации и управления производством на предприятии. Организация производства заключается в наилучшем соединении для данных конкретных условий во времени и пространстве факторов производства: трудовых ресурсов, орудий и предметов труда, технологий, а управление – это целенаправленное воздействие на коллектив, координация деятельности для решения поставленных задач, приведение фактического хода работ в соответствие с планируемым. В деятельности любой организации можно выделить несколько групп функциональных процессов, которые являются объектом управления со стороны менеджмента: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом, учет и анализ хозяйственной деятельности, инвестиции.

Управление производством предполагает: разработку и проектирование продукта, выбор технологического процесса и оперативное управление ходом производственного процесса, управление закупкой материалов и запасами их на складах, контроль качества продукции.

Управление маркетингом призвано найти заказчиков, способствовать заключению договоров и достижению целей организации. Эта деятельность заключается в изучении рынка, рекламе, ценообразовании, создании системы сбыта продукции.

Управление финансами состоит в управлении процессом движения финансовых средств в организации, составлении бюджета и финансового плана, привлечении денежных ресурсов, распределении денег в организации и оценке ее финансового состояния.

Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает подбор и расстановку кадров, обучение, переподготовку и развитие кадров, создание условий для реализации творческих возможностей работников, поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.

Управление учетом и анализом хозяйственной деятельности заключается в сборе, обработке и анализе финансовой и другой информации с целью оценки экономических результатов производственно-хозяйственной деятельности и выявления возможностей повышения ее эффективности.

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей, способы осуществления управленческих функций. Все многообразие методов управления можно разделить на три группы: организационно-административные, экономические и социально-психологические.

Базой организационно-административных методов являются организационные отношения, в которых находятся сотрудники предприятия. Эти методы предусматривают формальное подчинение и принуждение работника к выполнению распоряжения руководителя. Каждый руководитель на своем уровне наделен правами, полномочиями и ответственностью. Эти методы опираются на власть руководителя и его права, не допускают двоякого толкования распоряжения, однозначны и обязательны к исполнению. Невыполнение указаний руководителя подчиненным рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет наказание. Применение организационно-административных методов обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Руководитель действует как администратор и прямо воздействует на объект управления через приказы, устные распоряжения, административные меры наказания: замечания, выговоры и др.

Экономические методы основаны на материальном интересе работников, стремлении больше заработать денег. Цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Эти методы проявляются, прежде всего, в расширении самостоятельности, свободы экономической деятельности коллективов участков, отрядов (структурных подразделений). В условиях самостоятельности коллектив распоряжается материальными ресурсами, зарплатой, частью полученного дохода (прибыли). Экономические методы способствуют проявлению инициативы работников, выявлению резервов, новых возможностей увеличения прибыли предприятия.

Социально-психологические методы предполагают применение средств воздействия на социальные процессы внутри предприятия, использование моральных стимулов к труду. Главная цель применения этих методов – создание в коллективе положительного социально-психологического климата, доброжелательных отношений, взаимопомощи, чувства единения (корпоративного духа), т. е. формирование коллектива с едиными целями и задачами, работающего как одна команда. Соответственно руководитель должен обладать знаниями в области социальной психологии, умением воспитывать и формировать положительные личные качества работников (трудолюбие, инициативность, ответственность, стремление к повышению квалификации и др.), уметь выявлять и разрешать конфликтные ситуации.

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Принципы управления бывают общие и частные.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. К ним относятся: эффективность, выборность и ответственность руководителей, коллегиальность и единоначалие в руководстве, стимулирование, экономичность, плановость и пропорциональность, целенаправленность, дисциплина и др.

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.

В управлении производством надо добиваться сочетания в использовании трудовых и материальных ресурсов. Поэтому большое значение в управлении имеет принцип достижения эффективности. Эффективность означает рациональное использование производственных фондов на каждом предприятии, увеличение объема продукции при непременном улучшении ее качества, устранение потерь рабочего времени. Работать эффективно – это значит сокращать затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов в расчете на единицу продукции.

Большую роль в управлении играют такие важные принципы, как выборность и ответственность руководителей, коллегиальность и единоначалие в руководстве. Подбор и выборы руководителя должны производиться, исходя из деловых качеств работника. Необходимо, чтобы на каждом участке хозяйственной деятельности были такие работники, которые по своему опыту работы, уровню подготовки и организаторским способностям соответствовали характеру поручаемой работы.

Единоначалие или подчинение всего коллектива воле одного руководителя лежит в основе управления. Коллегиальность в управлении означает коллективное обсуждение на совете трудового коллектива вопросов, которые после принятия решения проводятся в жизнь волей одного лица – руководителя, избранного этим коллективом.

Принцип материальной и моральной заинтересованности основан на использовании экономического закона распределения по труду. Поскольку человек всегда работает в коллективе, от производительности и качества его труда зависит успех общего дела. Следовательно, материальное поощрение работников и экономическое стимулирование коллективов предприятий за хорошую работу является важным рычагом управления.

Принцип экономичности управления направлен на сокращение затрат ресурсов на производство и реализацию продукции, на содержание аппарата управления, рост производительности труда, увеличение прибыли и рентабельности.

Принцип плановости и пропорциональности означает, что управление осуществляется на основе утверждённого плана, определяющего пропорции и темпы развития отраслей производства и предприятий и все стороны их деятельности.

Принцип целенаправленности управления содействует повышению его эффективности. Сущность этого принципа состоит в определении главной цели управления, обеспечении условий для достижения поставленной цели.

Важное значение в управлении производством имеет такой принцип, как соблюдение государственной дисциплины и личной ответственности руководящих работников. Повсеместное и неукоснительное соблюдение этого принципа особенно важно при управлении современным производством.

Все указанные принципы управления действуют на уровне разных органов системы управления производством во взаимосвязи, которая характеризуется единством действия принципов управления производством от предприятия до всего народного хозяйства. Принципы и закономерности управления производством выступают в системе управления в полном единстве. Объективной основой этого является взаимодействие системы экономических законов, единство интересов общества, коллективов предприятий и всех работников.

 

Функции и виды управления

 

Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. В процессе управления выделяют следующие основные функции: планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

Планирование – функция определения целей организации и задач для ее членов, которые необходимо выполнить для достижения этих целей. Планирование различается по времени действия плана на: стратегическое (долгосрочное), среднесрочное (до 5 лет), текущее (до 1 года), оперативное (на день, месяц, квартал). По функциональным направлениям разрабатывают планы производства, сбыта, по труду, финансам и др.

Организация как функция управления обеспечивает формирование структуры хозяйствующей единицы организации, а также обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, денежными средствами и др.

Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Координация – это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и взаимодействия между ними. С помощью этой функции осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления и действий руководителей.

Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации, сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными. По времени осуществления контроль бывает предварительным, текущим и заключительным.

Эти функции используются менеджерами на всех уровнях управления, но в разных соотношениях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...