Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 1. Оценка качества организации занятий с дошкольниками с учетом принципа возрастосообразности.




Билеты к госам (окончательный вариант)

 

Билет № 1. Оценка качества организации занятий с дошкольниками с учетом принципа возрастосообразности.

Контекст решения: Вам, как старшему воспитателю детского сада, предстоит оценить качество организации занятий, организованных педагогами в разных возрастных группах с учетом принципа возрастосообразности.

Задания.      

1. Аргументируйте возрастные особенности детей младшего и старшего дошкольного возраста, которые важно учитывать при организации занятий.

2. Предложите и обоснуйте 3-4 критерия для оценки организации педагогами занятий с учетом возрастных особенностей дошкольников (на примере младшего и старшего дошкольного возраста).

 

Решение задачи:

Возрастосообразность - свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание наиболее эффективно, если осуществлять его в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка.

Каждый период возрастного развития – это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью многих изменений, определяющих своеобразие структуры личности человека на данном этапе его развития.

Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом — своевременно и последовательно. Обучать нужно последовательно, начиная с самого «корня». Но при этом учитывать природные способности каждого ученика.

Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врождённых свойств и способностей. То есть ребенок должен развиваться естественным путем, и не надо ему внушать взрослые взгляды на мир. Все это ребенок должен сам понять и освоить.

Выводы: Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических системах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. При различных трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.

Согласно ФГОС ДО один из принципов дошкольного образования: возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям.

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его струк­турные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Рассмотрим возрастные особенности детей младшего возраста, которые необходимо учитывать при организации занятий.

Эмоции: Эмоции Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. Их эм. состояние менее стабильно, настроение подвержено перепадам. Самоконтроль развит не сильно. Значимость эмоций при организации занятия: Если тема занятия или деятельность не вызывает у ребенка интереса, то эффективность занятия сводится к минимуму.
Восприятие: предметный характер, то есть все свойства предмета (цвет, форма, величина и т. п. ) не отделяются у ребенка от предмета. Он воспринимает их слитно с предметом. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только самые яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: солнце жёлтое, клубника красная и сладкая. Действуя с предметами, ребенок начинает отличать их отдельные свойства, разнообразие свойств предмета. Именно это развивает способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Значимость учета восприятия при организации занятия: Дети младшего возраста познают окружающий мир преимущественно через сенсорику. Т. к. восприятие ребенка еще не отделяет свойства предмета, необходимо включать занятия с действиями с предметами.
Внимание: Непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 10-15 мин. Объем внимания 3-4 предмета. Наиболее показательным примером непроизвольного внимания является ситуация, когда малыш трех лет переключается с какого‑ либо занятия при появлении новых, ярких, интересных для него в данный момент предметов. Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от степени заинтересованности ребёнка. Значимость учета внимания при организации занятия: Если занятие будет продолжаться более, чем 15 минут, внимание детей снизится и занятие станет неэффективным.
Речь: ситуативная и диалогическая. С интересом слушает литературные произведения, отвечает на вопросы. Развитие речи сильно зависит от взрослого: взрослый должен подавать пример: четко и правильно называть предметы, явления, комментировать и т. д. Не могут устанавливать причинно-следственные связи. Значимость учета особенностей речи при организации занятия:  малоэффективным будет включение вопросов «почему? », «зачем? »,  включение внеситуативных обсуждений с детьми.
Мышление: Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки). В его мышлении отражается действительность – то, что он увидел, услышал, почувствовал, пережил. Малыш может рулить «как папа», учить уроки «как старший брат», вязать носки «как бабушка». И даже не просто копировать, а привносить что‑ то свое, творчески видоизменяя образец подражания Значимость учеты особенностей мышления при организации занятия: Неэффективным будет проведение занятий без опоры на конкретные, окружающие ребенка явления и предметы.

 Рассмотрим возрастные особенности детей старшего возраста, которые необходимо учитывать при организации занятий.

Эмоции: у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. Значимость эмоций при организации занятия: Эмоции тесно связаны с личностными изменениями: у детей появляются друзья, т. е. неэффективной будет работа в  подгруппах с теми детьми, которым некомфортно друг с другом.  
Восприятие: Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Ребенок может произвольно ставить перед  собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приёмы. Значимость учета восприятия при организации занятия:  
Внимание: становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым.   Значимость учета внимания при организации занятия: Внимание связано с развитием саморегуляции, полезно будет  использование приемов по развитию устойчивости внимания для подготовки детей к школе.  
Речь: умение последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Речь становится также более связной, внутренне согласованной и монологической. Изменяется отражаемое в ней содержание: значительное место начинают  занимать человеческие отношения.   Значимость учета особенностей речи при организации занятия:  
Мышление: наглядно-образное мышление с элементами абстрактного Значимость учеты особенностей мышления при организации занятия: Т. к. ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении  сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач, то необходимо учитывать  

 

3-4 критерия для оценки организации педагогами занятий с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Младший возраст

Критерий Учитываемые возрастные особенности Показатель успешного проведения занятия
Продолжительность занятия   Концентрация внимания 10-15 минут, преимущественно непроизвольное (переключается с какого‑ либо занятия при появлении новых, ярких, интересных для него в данный момент предметов) Продолжительность занятия 15 минут Смена деятельности
Мотивация к занятию   - Желание действовать и узнавать вместе со взрослым, - Ориентация на эмоциональность реакций. - Чуткое восприятие художественного  слова и музыки, развито сопереживание. - Игровой мотив - Сюрпризный момент - Мотивация с помощью худ. слова/ музыки  
Предпочитаемые формы, методы, приёмы организации занятия - Наглядно-действенное мышление - Внимание непроизвольно; - Происходит развитие навыков тактильного и зрительного обследования и узнавания предметов - Высокая двигательная активность   - Включение наглядных  материалов, обращение  к опыту детей - Смена видов деятельности - Задания на сравнивание и группировку предметов - Поэтапное объяснение (делай, как я) - Задания, направленные на удовлетворение двигательной активности

 

Старший возраст

Критерий Учитываемые возрастные особенности Показатель успешного проведения занятия
Продолжит ельность      занятия   Ребенок учится принимать задачи, поставленные перед ним взрослым, что постепенно подготавливает его к принятию позиции ученика. Ориентация не только на внутренние побуждения, но и на внешние требования — важный этап становления деятельности и общей социализации. 30 минут
Мотивация к занятию   Познавательная потребность; Взрослый выступает как источник познания об окружающей действительности; Развитие эстетических чувств Познавательное общение со сверстниками и взрослым; развитие творческого воображения, появление словесного творчества, интерес к продуктам (их использования в своей деятельности), которые были созданы самостоятельно детьми + в общении и взаимодействии отмечается стремление в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.  - Познавательный мотив  - Мотив «украсить»  - Общественная мотивация  - Самопрезентация  - Соревновательный мотив  
Применяемые формы, методы, приёмы организации занятия Ведущая потребность – потребность в общении, общение – источник познания. мышление – наглядно-образное Потребность в оценке и полезности своего труда Преимущество совместных действий детей Включение схем, планов Создание продуктов
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...