Билет № 1. Оценка качества организации занятий с дошкольниками с учетом принципа возрастосообразности.
Контекст решения: Вам, как старшему воспитателю детского сада, предстоит оценить качество организации занятий, организованных педагогами в разных возрастных группах с учетом принципа возрастосообразности.
Задания.
1. Аргументируйте возрастные особенности детей младшего и старшего дошкольного возраста, которые важно учитывать при организации занятий.
2. Предложите и обоснуйте 3-4 критерия для оценки организации педагогами занятий с учетом возрастных особенностей дошкольников (на примере младшего и старшего дошкольного возраста).
Решение задачи:
Возрастосообразность - свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание наиболее эффективно, если осуществлять его в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка.
Каждый период возрастного развития – это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью многих изменений, определяющих своеобразие структуры личности человека на данном этапе его развития.
Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом — своевременно и последовательно. Обучать нужно последовательно, начиная с самого «корня». Но при этом учитывать природные способности каждого ученика.
Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врождённых свойств и способностей. То есть ребенок должен развиваться естественным путем, и не надо ему внушать взрослые взгляды на мир. Все это ребенок должен сам понять и освоить.
Выводы: Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических системах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. При различных трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.
Согласно ФГОС ДО один из принципов дошкольного образования: возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям.
Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Рассмотрим возрастные особенности детей младшего возраста, которые необходимо учитывать при организации занятий.
Эмоции: Эмоции
Резкие переключения;
эмоциональное состояние зависит от физического комфорта.
Их эм. состояние менее стабильно, настроение подвержено перепадам.
Самоконтроль развит не сильно.
Значимость эмоций при организации занятия:
Если тема занятия или деятельность не вызывает у ребенка интереса, то эффективность занятия сводится к минимуму.
Восприятие: предметный характер, то есть все свойства предмета (цвет, форма, величина и т. п. ) не отделяются у ребенка от предмета.
Он воспринимает их слитно с предметом.
При восприятии он видит не все свойства предмета, а только самые яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов.
Например: солнце жёлтое, клубника красная и сладкая. Действуя с предметами, ребенок начинает отличать их отдельные свойства, разнообразие свойств предмета.
Именно это развивает способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Значимость учета восприятия при организации занятия:
Дети младшего возраста познают окружающий мир преимущественно через сенсорику.
Т. к. восприятие ребенка еще не отделяет свойства предмета, необходимо включать занятия с действиями с предметами.
Внимание:
Непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую.
Удерживает внимание 10-15 мин.
Объем внимания 3-4 предмета.
Наиболее показательным примером непроизвольного внимания является ситуация,
когда малыш трех лет переключается с какого‑ либо занятия при появлении новых, ярких, интересных для него в данный момент предметов.
Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от степени заинтересованности ребёнка.
Значимость учета внимания при организации занятия:
Если занятие будет продолжаться
более, чем 15 минут, внимание
детей снизится и занятие станет неэффективным.
Речь: ситуативная и диалогическая.
С интересом слушает литературные произведения, отвечает на вопросы.
Развитие речи сильно зависит от взрослого: взрослый должен подавать пример: четко и правильно называть предметы, явления, комментировать и т. д. Не могут
устанавливать причинно-следственные связи.
Значимость учета особенностей речи при организации занятия: малоэффективным
будет включение вопросов «почему? », «зачем? »,
включение внеситуативных
обсуждений с детьми.
Мышление: Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки).
В его мышлении отражается действительность – то, что он увидел, услышал, почувствовал, пережил.
Малыш может рулить «как папа», учить уроки «как старший брат», вязать носки «как бабушка». И даже не просто копировать, а привносить что‑ то свое, творчески видоизменяя образец подражания
Значимость учеты особенностей мышления при организации занятия:
Неэффективным будет проведение занятий без опоры на конкретные, окружающие ребенка явления и предметы.
Рассмотрим возрастные особенности детей старшего возраста, которые необходимо учитывать при организации занятий.
Эмоции: у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний.
Значимость эмоций при организации занятия:
Эмоции тесно связаны
с личностными изменениями:
у детей появляются друзья, т. е. неэффективной будет работа в
подгруппах с теми детьми,
которым некомфортно друг с другом.
Восприятие: Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются
в различных видах деятельности.
Совершенствуется произвольность восприятия.
Оно становится самостоятельным процессом.
Ребенок может произвольно ставить перед
собой задачи на восприятие и
использовать для этого специфические приёмы.
Значимость учета восприятия при организации занятия:
Внимание:
становится более устойчивым и произвольным.
Они могут заниматься не очень
привлекательным, но нужным делом в течение
20-25 мин вместе со взрослым.
Значимость учета внимания при организации занятия:
Внимание связано с развитием саморегуляции, полезно будет
использование приемов
по развитию устойчивости внимания для подготовки детей к школе.
Речь: умение последовательно
и логически выстраивать свои действия,
рассказывать об этом. Речь становится также
более связной, внутренне согласованной и
монологической. Изменяется отражаемое в
ней содержание: значительное место начинают
занимать человеческие отношения.
Значимость учета особенностей речи при организации занятия:
Мышление: наглядно-образное
мышление с элементами абстрактного
Значимость учеты особенностей мышления при организации занятия:
Т. к. ребенок еще испытывает
затруднения в сопоставлении
сразу нескольких признаков
предметов, в выделении
наиболее существенного в
предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков
мыслительной деятельности
на решение новых задач, то необходимо учитывать
3-4 критерия для оценки организации педагогами занятий с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Младший возраст
Критерий
Учитываемые возрастные особенности
Показатель успешного проведения занятия
Продолжительность занятия
Концентрация внимания 10-15 минут, преимущественно непроизвольное (переключается с какого‑ либо
занятия при появлении новых,
ярких, интересных для
него в данный момент предметов)
Продолжительность занятия 15 минут
Смена деятельности
Мотивация к занятию
- Желание действовать и узнавать вместе со взрослым,
- Ориентация на
эмоциональность реакций.
- Чуткое восприятие
художественного
слова и музыки,
развито сопереживание.
- Игровой мотив
- Сюрпризный момент
- Мотивация с помощью
худ. слова/ музыки
Предпочитаемые формы, методы, приёмы организации занятия
- Наглядно-действенное мышление
- Внимание непроизвольно;
- Происходит развитие навыков тактильного и зрительного обследования и узнавания предметов
- Высокая двигательная
активность
- Включение наглядных
материалов, обращение
к опыту детей
- Смена видов деятельности
- Задания на сравнивание и группировку предметов
- Поэтапное объяснение (делай, как я)
- Задания, направленные на удовлетворение двигательной активности
Старший возраст
Критерий
Учитываемые возрастные особенности
Показатель успешного проведения занятия
Продолжит
ельность
занятия
Ребенок учится принимать задачи, поставленные перед ним взрослым, что постепенно подготавливает его к принятию позиции ученика. Ориентация не только на внутренние побуждения, но и на внешние требования — важный этап становления деятельности и общей социализации.
30 минут
Мотивация
к занятию
Познавательная потребность;
Взрослый выступает как источник познания об окружающей действительности;
Развитие эстетических чувств
Познавательное общение
со сверстниками и взрослым;
развитие творческого воображения, появление словесного творчества, интерес к продуктам (их использования в своей деятельности), которые были созданы самостоятельно детьми + в общении и взаимодействии отмечается стремление в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.