Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Содержание профессиональных компетенций, необходимых педагогу при решении задачи.




Задания.

1.    Сформулируйте 3-4 критерия для оценки профессиональной компетентности педагогов при решении ими выбранной образовательной задачи.

1.    Аргументируйте выбор инструментария диагностики профессиональной компетентности педагога ДОО, дайте характеристику выбранного инструментария.

 

Решение задачи:

Образовательная задача: Организация занятий по изобразительной деятельности (на примере сюжетного рисования).

Для того, чтобы сформулировать критерии для оценки профессиональной компетентности педагогов при решении выбранной задачи необходимо раскрыть содержание «Организации сюжетного рисования с детьми в детском саду», необходимо обратиться к опыту В. Б.

Косминской, которая формулирует основную цель сюжетного рисования так: научить

ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Общими задачами обучения сюжетному рисованию детей в детском саду являются следующие:

- научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;

- научить передавать взаимодействие между объектами;

- научить правильно передавать пропорциональные соотношения

между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Н. П. Сакулина

придерживается того мнения, что сюжетное рисование появляется уже у 3-4 летних

детей. И характерная его особенность состоит в том, что рисунок, фактически,

выступает как средство для создания истории.

1. Содержание профессиональных компетенций, необходимых педагогу при решении задачи.

Взяв за основу содержание задачи организации сюжетного

рисования, нами были сформулированы профессиональные компетенции, необходимые

педагогу для ее решения. Педагог должен быть способен:

·    Определять специфику сюжетных рисунков (Имеет знания,

умения, навыки по созданию сюжетного рисунка). Для организации

сюжетного рисования с детьми, педагог должен уметь определять замысел

сюжетных рисунков, передавать

детям содержание темы, выделять в ней главное; передать взаимоотношение между

объектами; выбирать композиционные и выразительные средства в зависимости от

замысла сюжетного рисунка: цвет, форму, композицию; образы персонажей в статике и движении; пропорциональные соотношения между объектами.   

Организовать подготовительную работу перед сюжетным рисованием:

обогащать знания детей об окружающем мире, в том числе используя обследовательские методы; отбирать материалы и методы;

организовать подготовку рабочего пространства, художественных материалов; учитывает доминирующий тип ориентации дошкольников, их интересы и предпочтения при определении содержания изображения.

    

Организовать образовательную деятельность по сюжетному рисованию: учитывает возрастосообразность при организации занятий по сюжетному рисованию: особенности изобразительной деятельности (сюжетного рисования) дошкольников разного возраста;

выбор тематики сюжетных изображений в зависимости от возраста детей; особенности использования приемов мотивации;

применяет различные методы и приемы обучения сюжетному рисования.

2.    Аргументирование выбора инструментария диагностики профессиональной компетентности педагога ДОО.

С целью изучения профессиональной компетентности педагога в организации сюжетного рисования с детьми нами был разработан кейс. Кейс – одна из эффективных, интерактивных, современных, образовательных технологий для диагностики профессиональных компетенций и краткосрочного обучения, направленная на формирование новых качеств и умений. Выступает не только как способ диагностики профессиональной компетентности педагога, но и как инструмент для обучения, при котором используется описание реальной ситуации. Суть кейс-технологии состоит в том, что усвоение нового является результатом активной самостоятельной деятельности воспитателя по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Иными словами - воспитатели должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить возможные пути решения и самостоятельно выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает проблему в открытом виде, педагогам предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

А также - содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения. Суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Кейс “Организация занятий по сюжетному рисованию”

 

Для диагностики профессиональной компетенции педагога по

теме «Организация сюжетного рисования с детьми», нами был разработан пример

кейса.

Важным этапом разработки кейса стало определение проблемной

ситуации кейса: описание ситуации должно было содержать информацию при которой

будет активизироваться профессиональный навык педагога в решении поставленной

образовательной задачи. Возникла необходимость в разработке конкретной

ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражающей тот комплекс знаний и

практических навыков, которые педагогам предстояло получить.

Воспитателям предлагалось предстать участником творческой

группы педагогов, которая была создана для помощи в подготовке занятия по

сюжетному рисованию для профессионального конкурса.

Вниманию творческой группы предлагался ряд

профессиональных творческих заданий. Например, воспитателям были представлены

иллюстрации детей разной тематики и жанра, среди которых необходимо было

определить рисунок, в котором отражена специфика сюжетного рисования и объяснить

почему.

Это задание позволило диагностировать как

педагоги определяют сюжетное рисование, видят ли отличительные черты этого

жанра, узнают ли, среди представленных вариантов, примеры картин с изображением

сюжета.

Для педагогов данное упражнение позволило

сформулировать для себя, понятие сюжетного рисования и определить, по каким

признакам они его определяют.

В следующем задании педагогам предстояло

предложить варианты организации предварительной работы для выбранного ранее

сюжетного рисунка в соответствии с возрастом (организация подготовки рабочего

пространства, отбор материалов и методов).

Важный показатель профессиональной

компетентности педагогов, это умение определять задачи и предлагать замысел

сюжетного рисования согласно возрасту детей. Поэтому при помощи этого

упражнения можно определить умеет ли педагог организовать предварительную

работу с детьми, подобрать замысел сюжетного рисования, необходимые материалы

согласно возрастным особенностям детей. Также, педагог мог вернуться к

предыдущему вопросу и уточнить свои предположения.

Следующим заданием для творческой группы

была представлена технологическая карта занятия. В ней необходимо было ответить

на вопросы и заполнить пустые графы. Так как часть информации в технологической

карте была представлена, то педагоги были поставлены в определенные рамки:

возраст детей, задачи которые необходимо было реализовать. Однако, педагог мог

предложить творческое нестандартное решение этой профессиональной задачи, а за

счёт представленной информации, познакомиться с вариантом оформления

технологической карты и проведения занятия по сюжетному рисованию, что могло

навести на новые идеи.

Последняя, но не по значению, задача в

кейсе, стала возможность предложения варианта замысла сюжетного

рисования для участия в конкурсе, исходя из определенной темы и задач:

Возрастная группа: средняя

Тема недели: " Как мы отдыхали летом? »

Задачи:

· уразвивать умение рисовать предметы круглой формы,

· продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции,

повторяя изображение одних и тех же предметов

·     

обращать внимание

детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости

(стоять, лежать и т. д. )

Педагогам необходимо было отойти от стандартных замыслов,

представленных в методических пособиях, и предложить актуальные, интересные для

детей. По результату данного упражнения, можно определить креативность

педагогов в определении замыслов для сюжетного рисования с детьми.

Весь кейс составлен простым, доступным для педагогов

языком. В нем представлены задания, направленные не только на возможность

продиагностировать профессиональные навыки педагога по организации сюжетного

рисования с детьми, но и стать толчком для профессионального самообразования по

данной теме. Кейс не перегружен формальной информацией, позволяет сохранить

динамику прохождения заданий. В нем разнообразные, но сбалансированные задания,

направленные на решение конкретных задач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...