Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 5. Обновление организации РППС в детском саду.




Контекст решения. Как старший воспитатель детского сады, Вы планируете организовать внутрифирменное обучение, направленное на обогащение навыков преобразования развивающей предметно-пространственной среды для поддержки проявлений инициативы детей в контексте тематики образовательной деятельности.

Задания:

1. Аргументируйте направления преобразования развивающей предметно-пространственной среды для поддержки проявлений инициативы детей в контексте тематики образовательной деятельности.

2. Определите замысел и составьте аннотацию мероприятия в рамках внутрифирменного обучения педагогов по обогащению их профессиональных навыков в решении обозначенной проблемы (с учетом конкретной темы образовательной деятельности), определите и аргументируйте формат мероприятия, его ожидаемые результаты.

Решение задачи:

Исследователи: М. Н. Полякова и А. Г. Гогоберидзе (оснащение помещений ДОУ), Л. С. Римашевская. Коллектив кафедры (пособие Перечень оборудования и т. д. ) А. М. Вербенец (художественно-эстетическая направленность РППС), Р. И. Яфизова, Л. К. Ничипоренко (в контексте учета субкультурных предпочтений детей). Вне кафедры: Е. О. Смирнова, коллектив ФИРО, Шиян О. А.

Программа ДЕТСТВО примерно с. 204 (Способы и направления поддержки детской инициативы)

Существуют несколько подходов к конструированию РППС.

Среди идей Монтессори особенно привлекло в организации ППРС разнообразие дидактического материала, разработанная Монтессори-среда со своей логикой. В каждом центре пособия расположены в доступе детей, материалы выполнены из экологичных и долговечных материалов, цвета преобладают спокойные и светлые. Основная идея ее метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, са­мообучению и саморазвитию. Такая специально подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться незави­симым.

В Вальдорфской школе упор идет на развитие воображения самого ребенка, поэтому в среде преобладают игрушки, которые только намекают на определенный предмет, сделанные из природных материалов или своими руками. Особенно хочется отметить Вальдорфскую куклу, ее изготавливают сами дети, чем старше они становятся, тем более детализированной становится кукла. Среда наполнена природным материалом, нитками, кусочками ткани, для творчества детей.

В авторском детском саду Тихеевой Е. И. особый упор на материальную обстановку, окружающую ребенка: в ППРС присутствуют растения, цветы и животные. Постижение предметов детьми дает представление о цвете, форме, размере, весе, материале, числе, звуке, слове, о пространстве, о назначении предметов. «Среди пустых стен дети не научатся говорить». Обогащение среды за счет комплекса материалов: разнообразный счетный материал, модели времени, пространства (схемы, планы), числовые модели (палочки Кюизенера, линейные модели), конструкторы, дидактические, развивающие игры.

Само понятие «предметно-развивающая среда» было введено в лек­сику педагогов и дизайнеров после 1988 года, когда вышла Концепция дошкольного воспитания. В 1990-е годы в работах В. А. Петровского, Л. М. Клариной, С. Л. Новоселовой поднимается вопрос обогащения предметно-развивающей среды.

Под развивающей предметно-пространственной средо й следует по­нимать естественную комфортабельную обстановку, рационально ор­ганизованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновре­менное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. (Гогоберидзе, Солнцева)

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы.

Определим понятие детской инициативности - согласно работам Выготского, Смирновой, это способность преодолевать ситуацию в соответствии с собственным замыслом. В качестве контекста тематики образовательной деятельности выбрана тема «Космос» в старшем дошкольном возрасте.

1. РППС ДОУ должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Необходимо преобразовывать ее прежде всего исходя из этих требований. Поскольку детская инициативность проявляется в свободной деятельности ребенка, в группу должны быть неорганизованно помещены предметы, украшения, по теме «Космос». Оборудование, которое давно находится в группе, но будет использоваться в рамках заданной темы необходимо заблаговременно убрать из пространства группы для дальнейшего создания сюрпризных моментов. Необходимо сделать игровую среду группы не структурированной по темам, а с «хаотично» расположенными средствами для сюжетно-ролевых игр, добавив в разные зоны элементы, связанные с темой космоса – фотографии космоса, фигурки космонавтов, планет, ракет. Для повышения интеллектуальной активности детей можно использовать такие предметы, как сломанные (с возможностью починки) ракеты, игры-головоломки. В начале ОД в группы возвращаются унесенные элементы среды, оформленные в соответствии с тематикой Космоса (например, для подвижных игр - кольцеброс, балансиры, модули). Поддержка детской инициативности и самостоятельности возможна в групповой деятельности, например - прохождении квест-игр, в которой у детей есть возможность самостоятельного поиска решения, выбора пути достижения цели.

 

2. Мероприятие «Космически» преображаем группу»

Приглашаем Вас на мероприятие, посвященное модернизации группы в преддверии темы «Космос». На мероприятии мы ответим на вопрос, как обновить среду группы для повышения интереса и инициативности детей, научимся своевременно вносить элементы в группу и убирать их.

Мероприятие предполагает формат мастер-класса с элементами круглого стола. Для повышения интереса к теме предполагается заранее оформить аудиторию в соответствии с тематикой.

Ожидаемые результаты:

- Педагоги узнают об условиях, определяющих инициативность старших дошкольников;

- Педагоги научатся создавать доступную для детей среду группы;

- Педагоги научатся организовывать сюрпризные моменты для повышения мотивации детей и интереса к деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...