Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки возникновения этики




Этика является важной составной частью древнего религиоз­ного знания. В религиозных учениях содержатся предпосылки формирования современных представлений о морали.

Моральная концепция буддизма. Буддизм (санскр. Buddha — просветленный) — одна из мировых религий, возникла в VI — V вв. до н. э. в Индии. Основатель — Будда (царевич Сидхартху, он же Шакьямуни, т.е. «мудрец из рода шаквев»). Согласно пред­ставлениям буддизма, физическая смерть не прекращает суще­ствования, поскольку умерший возрождается в другом человеке, божестве, духе, животном и т.д. Такое перерождение — не благо, а зло, ибо бытие в любой его форме — страдание. Форма пере­рождения живого существа, его жизненный путь и страдания определяются его кармой, т. е. деяниями, мыслями, чувствами во время прежних перерождений. Причина перерождений — при­вязанность к жизни. Главная цель — спасение и достижение нир­ваны (абсолютного небытия), т. е. перестройка сознания и пове­дения самого человека. Перестать перерождаться может только тот, кто смиренно и покорно переносит любые мучения, рвет все свои земные привязанности, подавит в себе все чувства, стремле­ния, желания. Важнейшее моральное требование — соблюдение ахинсы, т.е. отказ от нанесения вреда кому бы то ни было, от «от­вета злом на зло». Идеал буддизма — созерцатель, подавивший в себе все эмоции, бесстрастно взирающий на несправедливость, насилие, угнетение и т.д. Этика буддизма конкретизируется в уче­нии о десяти черных грехах и десяти белых добродетелях. Грехи делятся на телесные (лишение жизни, разврат), речевые (ложь, клевета, злословие, насмешки) и грехи сознания (зависть, злоба, ересь). Предусмотрены наказания, ожидающие согрешившего. До­бродетели — милосердие, усмирение вражды, почитание «священ­ного писания», умеренность, раздача милостыни, правдивость, вера в истину религии — вознаграждаются лучшим перерождени­ем, пребыванием в раю, окончательным спасением (нирвана).

Моральная концепция даосизма (школы Дао). Даосизм — философское учение о срединном или правильном пути познания и жизни — Дао, Главными этическими принципами даосизма яв­ляются: дао — всеобщий внутренний закон природы, общества и человеческого мышления; дэ — конкретное проявление дао в людях и вещах. В человеческом общении дэ приравнивается к за­боте или способности совершенствовать мир. Дэ является нача­лом таких добродетелей, как стремление делать добрые дела; осу­ществление недеяния, которое ограждает человека от порочных поступков. Исходя из этого, философ Лао-цзы утверждает, что за утратой небесного дао, или духовной полноты, следует человече­ское дао, дэ или забота, за утратой заботы следует человеколюбие (жэнь), за утратой человеколюбия — справедливость, а после утра­ты справедливости — ритуал (ли). Ритуал является признаком от­сутствия доверия и преданности людей друг к другу.

Моральная концепция конфуцианства. Основной идеей кон­фуцианства является соблюдение строгой общественной иерар­лии. Конфуций (551—479 гг. до н.э.), или Кун-цзы (учитель Кун) — основоположник конфуцианства — видел в морали осно­ву государственного правления, потому что она помогает спло­тить народ и сделатнтосударство нерушимой иерархией. Главны­ми этическими принципами конфуцианства являются:

жэнь — человеколюбие, «человеческое начало», милосердие, обозначает специфический признак человека и «программу» его деятельности. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не зная суть его нравственного призвания. Иначе говоря, человек есть то, что он сам из себя делает. Отношения между людьми на­полняются нравственным смыслом в тот момент, когда они ста­новятся взаимными;

сяо — почитание старших, равно распространяющееся на родственные и государственные отношения, так как страна срав­нивается с большой семьей. Поведение человека в семье расце­нивается как основа для поведения в обществе. Человек может занимать в обществе высокое положение, если он уважает роди­телей;

ли — соблюдение ритуалов, обычаев, норм и правил в отно­шениях между людьми. Под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы достойного поведения. Несоблюдение ритуалов наносит оскорбление людям. Ритуал держится на двух основани­ях: сяо (сыновней почтительности) и чжен мин (исправлении имен). Исправление имен, выражается в формуле: «Государь дол­жен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Имеется в виду честное выполнение каждым сво­его долга, вытекающего из выполняемой человеком функции в семье и обществе;

тянь — духовный рост и духовная полнота человека, дости­гающиеся посредством соблюдения этических принципов. Духов­ность зиждется на добродетели, а добродетель выше образован­ности, так как красивые речи и манеры несравнимы с самопо­жертвованием;

вэнь — культурный смысл человеческого бытия, воспитан­ность, как сплав природных, врожденных качеств личности и ка­честв, приобретенных в процессе воспитания, образования.

Категории «жень», «сяо», «ли», «тянь», «вэнь» являются чер­тами идеальной личности, благородного мужа. По сути, все уче­ние Конфуция представляет собой ответ на вопрос о том, как стать благородным мужем.

По мнению Конфуция, образец и норму достойного поведе­ния задает древность. Нравственные усилия человека должны быть направлены на то, чтобы подняться до уровня идеального прошлого. Учение Конфуция на протяжении почти двух с поло­виной тысяч лет пользуется в Китае безусловным признанием и почтением.

Моральная концепция иудаизма. Основатель религии иуда­изма Моисей (род., вероятно, в XIV—XIII вв. до н.э.) — зако­нодатель и учитель еврейского народа. Моисей разработал де­тализированный свод правил, который регулировал все сферы жизни народа. Общей основой этого свода являются десять за­поведей (Десятисловие, Декалог), которые звучат следующим образом: Я, Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов; Не сотвори себе кумиров... не поклоняйся им...; Не произноси имени Господа Бога твоего всуе; Помни день субботний; По­читай отца твоего и матерь твою; Не убий; Не прелюбодействуй; Не укради; Не лжесвидетельствуй; Не пожелай ничего... что есть у ближнего твоего.

Первые три заповеди предписывают почитать одного Бога, за­прещают создавать других богов, предостерегают от необязатель­ного отношения к указаниям Бога. Четвертая заповедь утвержда­ет связь народа и Бога. Суббота — день, который отдается Богу, в то же время это день, в который уравниваются все слои обще­ства в пределах Израиля. Пятая заповедь призвана подчеркнуть, что Декалог не отменяет родственные обязанности. Последние пять заповедей задают основную меру справедливости.

Особенности Десятисловия заключаются в том, что его нормы регулируют внешние действия людей, а не их моральное мышление; не устанавливают индивидуальной нравственной ответственности — награды и наказания распространяются на потомков (например, проклятие до седьмого колена); не содержат идеи загробного воздаяния за добродетельную жизнь.

Моисей учил не как философ, а как законодатель. Центром всех его усилий является государственное устройство Израиля, ^ч" Он делал ставку не на свободу духа, а на принудительную силу закона, поэтому его интересовали в первую очередь поступки, а не состояние души, его не интересовала посмертная судьба чело­века. Законы Моисея — законы Израиля, отношение к другим народам далеки от канонов Десятисловия, оно предполагает раз­деление людей на «своих» и «чужих».

Моральная концепция христианства (возникло в I в. н. э.). Христианство, одна из мировых религий, исповедует идею еди­ного Бога, обладающего абсолютной благостью, абсолютным зна­нием и абсолютным могуществом, имеющего причину в себе са­мом, по отношению к которому все существа и предметы явля­ются его творениями: все создано Богом из ничего. Человек — не просто творение, а существо, обладающее относительной властью над миром, так как он подобен Богу. Это выражается в том, что человек создан свободным и его высшая цель — служение Богу — достигается им добровольно.

Христианство утверждает, что человек двойствен, плоть тянет его к земле и греховность человека непреодолима его собствен­ными силами. Это возможно только с помощью Божественной благодати, прямого участия Бога. На вопрос учеников: «Так кто же может спастись?» — Иисус отвечает: «Человекам это невоз­можно. Богу же все возможно» (Матф., 9:26).

Центром христианской этической концепции является идея любви к Богу. Она выше любви к человеку, выше всех земных привязанностей и целей. Любовь к ближнему является просто конкретизацией любви к Богу. Любить ближних надо потому, что они богоподобны.

Христианство высоко оценивает очистительную роль стра­дания как самого сильного орудия в борьбе с мировым злом. Желательное с позиций христианства состояние человека в жиз­ни — не спокойная безболезненность буддистского мудреца, но «сердце болезнующее», напряжение борьбы с собой и страда­ния за всех. Это проявляется в культах добровольного нищен­ства, молчальничества, затворничества, юродства и т.д. Покор­ность, прежде всего предстоятелям в церковной иерархии, есть аскетическое упражнение, в котором человек «отсекает свою волю» и через это парадоксальным образом становится свобод­ным.

Моральная концепция ислама. Основатель ислама, одной из мировых религий — Мухаммед (родился в 570 г. в г. Мекке). Осно­вой его этико-нормативной программы является идея единого Бога. Предпосылкой и гарантией индивидуального счастья и об­щественного согласия является безусловная вера в Бога в том виде, в каком сам Бог счел нужным открыться людям. Ценность благочестивой праведности многократно усиливается тем, что она открывает путь к вечному блаженству.

Проповеди пророка Мухаммеда составили Коран (от араб. — читать, декламировать) — священную книгу мусульман, их духов­ный и поведенческий канон, объект поклонения. Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном: исламская мораль пригодна для всех времен и народов, ничто не может в ней измениться. Из коранических предписаний и запретов образовался канонический закон — шариат, который остается одним из источников законо­дательства многих мусульманских стран.

Новая община мусульман живет в соответствии со следующи­ми основными положениями: члены общины составляют единый народ, племенные различия преодолены; люди делятся только на верных (мусульман) и неверных; кровная месть отменяется, ве­рующие объединяются против общего врага (неверных); высшей силой является Аллах; Мухаммед — «печать пророков», послед­ний в ряду пророков-посланников единого Бога (после Ноя, Ав­раама, Моисея, Иисуса); Коран является последней книгой от­кровений.

«Пять столпов ислама» составляют: исповедание единобожия и пророческой миссии Мохаммеда; ежедневная пятикратная мо­литва; пост раз в году в месяц рамадан; добровольная очиститель­ная милостыня; паломничество, хотя бы раз в жизни, в Мекку (хадж).

Мухаммед формулирует идею священной духовной войны: вой­на за истинную веру священна, добродетель веры выше порока убийства, смерть за веру открывает путь в рай. Основные поло­жения ислама: миром правит Бог; Бог абсолютен, совершенен, вечен; Аллах является Богом истины, милосердия, справедливо­сти; Бог един, «никого нельзя давать ему в сотоварищи»; челове­честву предстоит страшный суд и затем второе творение. В день великого суда произойдет великое разделение: праведность и не­праведность, добро и зло будут отделены друг от друга.

Мухаммед не оставил специальной моральной доктрины. Эти­ка как бы растворилась в его мировоззрении, поэтому принято считать, что мусульманская этика — это этика конкретных норм.

Моральная концепция суфизма. Суфизм — философско-мистическое учение, возникшее в VIII в. Для представлений су­физма характерно слияние учения о познании, толкуемого с по­зиций мистического пантеизма (признания всего существующего проявлением Бога) с учением о нравственном самосовершенство­вании человека. Выделяются три этапа пути человека к истине: шариат — познание закона и следование ему; тарикат — преодо­ление себялюбия как особой формы заточения в «темницу соб­ственной шкуры» с опорой не только на разум, но и на сердце, с помощью таких психологических состояний и качеств, как, с одной стороны, озарение, экстаз, а с другой — осмотрительность, воздержанность, отказ от земных благ, смирение, упование на Бога; хакикат — подлинное бытие, которого достигают избран­ные, путем отбрасывания собственного «Я» и слияния с Богом. Достигший хакиката может уже не думать о законах, поскольку, обладая интуитивным познанием истины, не способен поступить плохо. Особое значение в суфизме имеет учение о постепенном приближении прозелита (мурида) через мистическую любовь к познанию Бога и слиянию с ним; высшая искренность перед Бо­гом; огромная роль старца-наставника (муршид, пир), ведущего прозелита по мистическому пути до момента слияния с Богом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...