Предпосылки возникновения этики
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Этика является важной составной частью древнего религиозного знания. В религиозных учениях содержатся предпосылки формирования современных представлений о морали. Моральная концепция буддизма. Буддизм (санскр. Buddha — просветленный) — одна из мировых религий, возникла в VI — V вв. до н. э. в Индии. Основатель — Будда (царевич Сидхартху, он же Шакьямуни, т.е. «мудрец из рода шаквев»). Согласно представлениям буддизма, физическая смерть не прекращает существования, поскольку умерший возрождается в другом человеке, божестве, духе, животном и т.д. Такое перерождение — не благо, а зло, ибо бытие в любой его форме — страдание. Форма перерождения живого существа, его жизненный путь и страдания определяются его кармой, т. е. деяниями, мыслями, чувствами во время прежних перерождений. Причина перерождений — привязанность к жизни. Главная цель — спасение и достижение нирваны (абсолютного небытия), т. е. перестройка сознания и поведения самого человека. Перестать перерождаться может только тот, кто смиренно и покорно переносит любые мучения, рвет все свои земные привязанности, подавит в себе все чувства, стремления, желания. Важнейшее моральное требование — соблюдение ахинсы, т.е. отказ от нанесения вреда кому бы то ни было, от «ответа злом на зло». Идеал буддизма — созерцатель, подавивший в себе все эмоции, бесстрастно взирающий на несправедливость, насилие, угнетение и т.д. Этика буддизма конкретизируется в учении о десяти черных грехах и десяти белых добродетелях. Грехи делятся на телесные (лишение жизни, разврат), речевые (ложь, клевета, злословие, насмешки) и грехи сознания (зависть, злоба, ересь). Предусмотрены наказания, ожидающие согрешившего. Добродетели — милосердие, усмирение вражды, почитание «священного писания», умеренность, раздача милостыни, правдивость, вера в истину религии — вознаграждаются лучшим перерождением, пребыванием в раю, окончательным спасением (нирвана).
Моральная концепция даосизма (школы Дао). Даосизм — философское учение о срединном или правильном пути познания и жизни — Дао, Главными этическими принципами даосизма являются: дао — всеобщий внутренний закон природы, общества и человеческого мышления; дэ — конкретное проявление дао в людях и вещах. В человеческом общении дэ приравнивается к заботе или способности совершенствовать мир. Дэ является началом таких добродетелей, как стремление делать добрые дела; осуществление недеяния, которое ограждает человека от порочных поступков. Исходя из этого, философ Лао-цзы утверждает, что за утратой небесного дао, или духовной полноты, следует человеческое дао, дэ или забота, за утратой заботы следует человеколюбие (жэнь), за утратой человеколюбия — справедливость, а после утраты справедливости — ритуал (ли). Ритуал является признаком отсутствия доверия и преданности людей друг к другу. Моральная концепция конфуцианства. Основной идеей конфуцианства является соблюдение строгой общественной иерарлии. Конфуций (551—479 гг. до н.э.), или Кун-цзы (учитель Кун) — основоположник конфуцианства — видел в морали основу государственного правления, потому что она помогает сплотить народ и сделатнтосударство нерушимой иерархией. Главными этическими принципами конфуцианства являются: жэнь — человеколюбие, «человеческое начало», милосердие, обозначает специфический признак человека и «программу» его деятельности. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не зная суть его нравственного призвания. Иначе говоря, человек есть то, что он сам из себя делает. Отношения между людьми наполняются нравственным смыслом в тот момент, когда они становятся взаимными;
сяо — почитание старших, равно распространяющееся на родственные и государственные отношения, так как страна сравнивается с большой семьей. Поведение человека в семье расценивается как основа для поведения в обществе. Человек может занимать в обществе высокое положение, если он уважает родителей; ли — соблюдение ритуалов, обычаев, норм и правил в отношениях между людьми. Под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы достойного поведения. Несоблюдение ритуалов наносит оскорбление людям. Ритуал держится на двух основаниях: сяо (сыновней почтительности) и чжен мин (исправлении имен). Исправление имен, выражается в формуле: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Имеется в виду честное выполнение каждым своего долга, вытекающего из выполняемой человеком функции в семье и обществе; тянь — духовный рост и духовная полнота человека, достигающиеся посредством соблюдения этических принципов. Духовность зиждется на добродетели, а добродетель выше образованности, так как красивые речи и манеры несравнимы с самопожертвованием; вэнь — культурный смысл человеческого бытия, воспитанность, как сплав природных, врожденных качеств личности и качеств, приобретенных в процессе воспитания, образования. Категории «жень», «сяо», «ли», «тянь», «вэнь» являются чертами идеальной личности, благородного мужа. По сути, все учение Конфуция представляет собой ответ на вопрос о том, как стать благородным мужем. По мнению Конфуция, образец и норму достойного поведения задает древность. Нравственные усилия человека должны быть направлены на то, чтобы подняться до уровня идеального прошлого. Учение Конфуция на протяжении почти двух с половиной тысяч лет пользуется в Китае безусловным признанием и почтением. Моральная концепция иудаизма. Основатель религии иудаизма Моисей (род., вероятно, в XIV—XIII вв. до н.э.) — законодатель и учитель еврейского народа. Моисей разработал детализированный свод правил, который регулировал все сферы жизни народа. Общей основой этого свода являются десять заповедей (Десятисловие, Декалог), которые звучат следующим образом: Я, Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов; Не сотвори себе кумиров... не поклоняйся им...; Не произноси имени Господа Бога твоего всуе; Помни день субботний; Почитай отца твоего и матерь твою; Не убий; Не прелюбодействуй; Не укради; Не лжесвидетельствуй; Не пожелай ничего... что есть у ближнего твоего.
Первые три заповеди предписывают почитать одного Бога, запрещают создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям Бога. Четвертая заповедь утверждает связь народа и Бога. Суббота — день, который отдается Богу, в то же время это день, в который уравниваются все слои общества в пределах Израиля. Пятая заповедь призвана подчеркнуть, что Декалог не отменяет родственные обязанности. Последние пять заповедей задают основную меру справедливости. Особенности Десятисловия заключаются в том, что его нормы регулируют внешние действия людей, а не их моральное мышление; не устанавливают индивидуальной нравственной ответственности — награды и наказания распространяются на потомков (например, проклятие до седьмого колена); не содержат идеи загробного воздаяния за добродетельную жизнь. Моисей учил не как философ, а как законодатель. Центром всех его усилий является государственное устройство Израиля, ^ч" Он делал ставку не на свободу духа, а на принудительную силу закона, поэтому его интересовали в первую очередь поступки, а не состояние души, его не интересовала посмертная судьба человека. Законы Моисея — законы Израиля, отношение к другим народам далеки от канонов Десятисловия, оно предполагает разделение людей на «своих» и «чужих». Моральная концепция христианства (возникло в I в. н. э.). Христианство, одна из мировых религий, исповедует идею единого Бога, обладающего абсолютной благостью, абсолютным знанием и абсолютным могуществом, имеющего причину в себе самом, по отношению к которому все существа и предметы являются его творениями: все создано Богом из ничего. Человек — не просто творение, а существо, обладающее относительной властью над миром, так как он подобен Богу. Это выражается в том, что человек создан свободным и его высшая цель — служение Богу — достигается им добровольно.
Христианство утверждает, что человек двойствен, плоть тянет его к земле и греховность человека непреодолима его собственными силами. Это возможно только с помощью Божественной благодати, прямого участия Бога. На вопрос учеников: «Так кто же может спастись?» — Иисус отвечает: «Человекам это невозможно. Богу же все возможно» (Матф., 9:26). Центром христианской этической концепции является идея любви к Богу. Она выше любви к человеку, выше всех земных привязанностей и целей. Любовь к ближнему является просто конкретизацией любви к Богу. Любить ближних надо потому, что они богоподобны. Христианство высоко оценивает очистительную роль страдания как самого сильного орудия в борьбе с мировым злом. Желательное с позиций христианства состояние человека в жизни — не спокойная безболезненность буддистского мудреца, но «сердце болезнующее», напряжение борьбы с собой и страдания за всех. Это проявляется в культах добровольного нищенства, молчальничества, затворничества, юродства и т.д. Покорность, прежде всего предстоятелям в церковной иерархии, есть аскетическое упражнение, в котором человек «отсекает свою волю» и через это парадоксальным образом становится свободным. Моральная концепция ислама. Основатель ислама, одной из мировых религий — Мухаммед (родился в 570 г. в г. Мекке). Основой его этико-нормативной программы является идея единого Бога. Предпосылкой и гарантией индивидуального счастья и общественного согласия является безусловная вера в Бога в том виде, в каком сам Бог счел нужным открыться людям. Ценность благочестивой праведности многократно усиливается тем, что она открывает путь к вечному блаженству. Проповеди пророка Мухаммеда составили Коран (от араб. — читать, декламировать) — священную книгу мусульман, их духовный и поведенческий канон, объект поклонения. Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном: исламская мораль пригодна для всех времен и народов, ничто не может в ней измениться. Из коранических предписаний и запретов образовался канонический закон — шариат, который остается одним из источников законодательства многих мусульманских стран. Новая община мусульман живет в соответствии со следующими основными положениями: члены общины составляют единый народ, племенные различия преодолены; люди делятся только на верных (мусульман) и неверных; кровная месть отменяется, верующие объединяются против общего врага (неверных); высшей силой является Аллах; Мухаммед — «печать пророков», последний в ряду пророков-посланников единого Бога (после Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса); Коран является последней книгой откровений.
«Пять столпов ислама» составляют: исповедание единобожия и пророческой миссии Мохаммеда; ежедневная пятикратная молитва; пост раз в году в месяц рамадан; добровольная очистительная милостыня; паломничество, хотя бы раз в жизни, в Мекку (хадж). Мухаммед формулирует идею священной духовной войны: война за истинную веру священна, добродетель веры выше порока убийства, смерть за веру открывает путь в рай. Основные положения ислама: миром правит Бог; Бог абсолютен, совершенен, вечен; Аллах является Богом истины, милосердия, справедливости; Бог един, «никого нельзя давать ему в сотоварищи»; человечеству предстоит страшный суд и затем второе творение. В день великого суда произойдет великое разделение: праведность и неправедность, добро и зло будут отделены друг от друга. Мухаммед не оставил специальной моральной доктрины. Этика как бы растворилась в его мировоззрении, поэтому принято считать, что мусульманская этика — это этика конкретных норм. Моральная концепция суфизма. Суфизм — философско-мистическое учение, возникшее в VIII в. Для представлений суфизма характерно слияние учения о познании, толкуемого с позиций мистического пантеизма (признания всего существующего проявлением Бога) с учением о нравственном самосовершенствовании человека. Выделяются три этапа пути человека к истине: шариат — познание закона и следование ему; тарикат — преодоление себялюбия как особой формы заточения в «темницу собственной шкуры» с опорой не только на разум, но и на сердце, с помощью таких психологических состояний и качеств, как, с одной стороны, озарение, экстаз, а с другой — осмотрительность, воздержанность, отказ от земных благ, смирение, упование на Бога; хакикат — подлинное бытие, которого достигают избранные, путем отбрасывания собственного «Я» и слияния с Богом. Достигший хакиката может уже не думать о законах, поскольку, обладая интуитивным познанием истины, не способен поступить плохо. Особое значение в суфизме имеет учение о постепенном приближении прозелита (мурида) через мистическую любовь к познанию Бога и слиянию с ним; высшая искренность перед Богом; огромная роль старца-наставника (муршид, пир), ведущего прозелита по мистическому пути до момента слияния с Богом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|