Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы прикладной этики




Прикладная этика — форма этического знания, непосредствен­но отражающего практические моральные и нравственные проб­лемы общества и индивида. Прикладная этика проводит теоре­тический анализ и решает проблемы морали. Основными проб­лемами прикладной этики являются: смертная казнь, эвтаназия, аборты, трансплантация органов, эгоизм рыночной конкуренции, насилие и др. Они считаются открытыми в силу того, что в отно­шении их невозможно дать однозначный ответ на вопрос о нрав­ственно достойных способах их решения. Применительно к ним речь идет не просто о нарушении общепринятых моральных пра­вил, а об отсутствии таких правил.

Описывая своеобразие открытых проблем, следует указать на их следующие признаки:

1) они связаны с правовыми и публичными сферами жизни общества, которые поддаются общественному регулированию и контролю. Само их наличие в качестве проблем свидетельствует о повышенных нравственных требованиях, предъявляемых к дея­тельности индивидов или организаций;

осмысление открытых моральных проблем не сводится толь­ко к выработке определенной моральной позиции. Оно требует специальных знаний;

открытые проблемы представляют собой такие отступления от моральных требований, которые могут иметь моральное зна­чение. Предполагается, что речь идет о ситуациях, когда лучший способ следования моральной норме — отступление от нее, по­тому что в индивидуальной жизни невозможно все ее проявления подвести под единые нормы.

Это прикладные и в этом смысле индивидуальные проблемы. А понимание индивидуального и единичного явления не может иметь логически обязывающих формул. Здесь существенна без­упречность не самого решения, а способа его принятия. Неслу­чайно поэтому практика открытых проблем морали в современ­ных обществах связана с деятельностью особых этических коми­тетов, призванных обосновать принимаемые решения и блоки­ровать любые злоупотребления.

Следует помнить, что принятие возможности существования открытых проблем и их неоднозначного, не согласующегося с об­щими моральными нормами решения может служить поводом для уже иного рода злоупотреблений. Возникает соблазн выдать безнравственное очевидно с моральной точки зрения явление общественной жизни за единичное явление и дать ему четкую нравственную оценку. Подобные «открытые» моральные пробле­мы наносят ущерб культуре и обществу и служат поводом для их деградации.

Современная этика — теория нравственных отношений, опре­деляемая условиями развития постиндустриального общества. Ее главными целями являются обоснование модели общественной жизни, основанной на принципах справедливости в рамках ин­формационной цивилизации, и гуманизация всей системы обще­ственных отношений на основах самореализации личности. В об­ществе, основанном на принципах справедливости, возрастает роль сферы морали и нравственности. Утверждаются новые виды этики: экологическая этика, биоэтика, этика ненасилия, этика здорового образа жизни.

Особенностью современной морали является сращивание про­фессиональных знаний и навыков работника с нравственными качествами его личности. Профессиональные решения требуют от личности принятия моральных обязательств. В современном обществе традиционные моральные ценности сочетаются с пра­вилами деятельности общества, а понятия добра, зла, совести, справедливости и ответственности должны соответствовать воз­росшему уровню духовной культуры, достижениям научных зна­ний. Современный нравственный человек должен быть скром­ным, гуманным, ответственным, непримиримо относиться к двой­ной морали, иметь самообладание и выдержку и дорожить дове­рием людей. Мораль современного информационного общества ориентирована на следующие ценности: благородство целей, идеа­лов и установок; гуманизм и прогресс; научный подход; ценность и значимость труда.

В процессе обучения в высшей школе развиваются профессио­нальные качества руководителя и специалиста, одновременно фор­мируются условия для его духовного роста, развитие позитивных стереотипов этичного поведения. «Национальная доктрина обра­зования в Российской Федерации» нацеливает на необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, воспита­ния патриотов, граждан, обладающих высокой нравственностью. Особый акцент делается на формирование у обучаемых «целост­ного миропонимания и современного научного мировоззрения». Кроссворд «Психология и этика» приведен в Приложении 1.

Современная мораль отражает реальные общественные и меж­личностные противоречия. Они могут быть разрешены на нрав­ственной основе, духовности, требовании от каждого следовать моральному долгу, нетерпимости к проявлениям безнравствен­ности. К числу признаков нравственного прогресса современно­го российского общества следует относить:

повышение уровня нравственности общества, неприятие без­духовности и аморальности;

создание условий для прямого действия нравственных зако­нов и обогащение этики как науки;

определение более совершенных и тонких способов воздей­ствия на отношения и поведение людей, для того чтобы сделать их более нравственными;

возрастание духовной свободы человека и расширение воз­можностей его совершенствования;

усиление влияния морали и нравственности на все сферы общественной жизни;

преодоление конфликтов путем применения моральных спо­собов влияния.

Основанием для утверждения о нравственном прогрессе обще­ства является повышение уровня сознательности и ответственно­сти каждого человека. Мораль должна развиваться на сближении должного и сущего, формировании высоких норм и идеалов, со­ответствующих требованиям информационной цивилизации, пу­тем слияния с нравственностью.

 

Этика и психология

Этика и психология (греч. ethika — обычай, нрав и psyche — душа) — науки, тесно соприкасающиеся между собой в изучении психики, сознания, поведения, отношений, побуждений, но ис­следующие их с разных точек зрения.

Вплоть до XVIII в..в философии не существовало четких гра­ниц между этикой и психологией. В этике господствовал натура­лизм и психологизм в истолковании природы нравственных мо­тивов как некоторых «естественных» стремлений и чувств чело­века. Это представление нашло наиболее законченное выражение в теориях нравственного чувства, где понятия и принципы мора­ли выводились из неких изначальных чувств и переживаний (одо­брения и осуждения, удовлетворенности и недовольства собой).

Первым натурализм в этике и психологизм в трактовке мора­ли подверг критике Кант. Он указал, что относиться с одобрени­ем к хорошему и с осуждением к плохому, испытывать внутрен­нюю удовлетворенность своими добрыми поступками и угрызе­ния совести от аморальных действий человек может только в том случае, если он уже является моральной личностью. Поэтому надо сначала определить, что такое моральное сознание, а потом уже говорить о том, в каких именно переживаниях оно выражается.

В противоположность психологии, которая занимается психи­ческой природой человека (каков он есть в действительности) и выясняет фактические субъективные причины и механизмы его действий, Кант определял этику как науку о должном поведении человека и о том, каковы должны быть его мотивы, если даже на самом деле он им не следует. Кант не смог выяснить социальную природу морали, а потому и истолковал моральное сознание как априорное в противоположность психике, которая эмпирически обусловлена. В этом проявилось его идеалистическое понимание морали.

Проблема соотношения этики и психологии остается нерешен­ной и в современной этике, которая либо трактует мораль как проявление человеческой психики, либо следует кантовскому противопоставлению эмпирически обусловленной психики и априорной, логической или иррациональной способности мо­рального суждения.

Предметом этической психологии может быть оцениваемое поведение субъекта, которое базируется на комплексе нравствен­но-окрашенных черт и проявляется в реальных поступках чело­века.

В марксистской теории проблема соотношения этики и пси­хологии получала научно-материалистическое решение: психоло­гия изучает закономерности развития человеческой психики, об­щие специфические свойства личности, социальных групп, про­цессы, протекающие в сознании человека и составляющие вну­тренние, субъективные причины его действий. Этика рассматри­вает поведение и духовный мир человека лишь постольку, по­скольку они определяются социально-историческими законами нравственности, отвечают или не отвечают моральным требова­ниям и обладают нравственным значением.

Отсюда вытекают и различные аспекты & трактовке некоторых понятий этики и психологии. Так, психология рассматривает свойства характера человека с точки зрения их обусловленности определенными психическими механизмами (стереотипами, при­вычками, склонностями, потребностями, чувствами), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти благоприобретенные ми, воспитанными в известных социальных условиях и которые внешне выражаются в соответствующих действиях, типичных для человека.

В свою очередь этика рассматривает моральные качества без­относительно к психическим механизмам, как общие характери­стики поведения множества самых различных людей и в зависи­мости от того, соответствуют или не соответствуют они нравствен­ным требованиям, дает им положительную или отрицательную оценку. Так, сила воли изучается психологией с точки зрения пси­хических механизмов, управляющих поведением человека, а в этике рассматривается как положительное нравственное качество, отвечающее известным требованиям морали, отразившим опре­деленные общественные потребности.

Таким образом, и психические процессы, свойства, состояния и моральные качества причинно обусловлены. При всем разли­чии этики и психологии эти науки взаимосвязаны. Этика разъ­ясняет нравственное значение тех или иных изучаемых психоло­гами действий, мотивов, характеров, а психология раскрывает психическую природу и условия формирования этих нравствен­ных явлений.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Что является объектом изучения этики?

Назовите основные подходы к определению нравственности и морали.

Нравственность — это:

а) область вкусов, предпочтений, нравственный человек — человек, при-
держивающийся тех принципов, которые ему предпочтительны;

б) способность руководствоваться в поведении высшими ценностями,
следование идеалам истины, человечности.

А по вашему мнению?

Укажите основные предпосылки формирования этики.

Какие основные проблемы прикладной этики вы знаете?

 

Глава 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...