Основные проблемы прикладной этики
Прикладная этика — форма этического знания, непосредственно отражающего практические моральные и нравственные проблемы общества и индивида. Прикладная этика проводит теоретический анализ и решает проблемы морали. Основными проблемами прикладной этики являются: смертная казнь, эвтаназия, аборты, трансплантация органов, эгоизм рыночной конкуренции, насилие и др. Они считаются открытыми в силу того, что в отношении их невозможно дать однозначный ответ на вопрос о нравственно достойных способах их решения. Применительно к ним речь идет не просто о нарушении общепринятых моральных правил, а об отсутствии таких правил. Описывая своеобразие открытых проблем, следует указать на их следующие признаки: 1) они связаны с правовыми и публичными сферами жизни общества, которые поддаются общественному регулированию и контролю. Само их наличие в качестве проблем свидетельствует о повышенных нравственных требованиях, предъявляемых к деятельности индивидов или организаций; осмысление открытых моральных проблем не сводится только к выработке определенной моральной позиции. Оно требует специальных знаний; открытые проблемы представляют собой такие отступления от моральных требований, которые могут иметь моральное значение. Предполагается, что речь идет о ситуациях, когда лучший способ следования моральной норме — отступление от нее, потому что в индивидуальной жизни невозможно все ее проявления подвести под единые нормы. Это прикладные и в этом смысле индивидуальные проблемы. А понимание индивидуального и единичного явления не может иметь логически обязывающих формул. Здесь существенна безупречность не самого решения, а способа его принятия. Неслучайно поэтому практика открытых проблем морали в современных обществах связана с деятельностью особых этических комитетов, призванных обосновать принимаемые решения и блокировать любые злоупотребления.
Следует помнить, что принятие возможности существования открытых проблем и их неоднозначного, не согласующегося с общими моральными нормами решения может служить поводом для уже иного рода злоупотреблений. Возникает соблазн выдать безнравственное очевидно с моральной точки зрения явление общественной жизни за единичное явление и дать ему четкую нравственную оценку. Подобные «открытые» моральные проблемы наносят ущерб культуре и обществу и служат поводом для их деградации. Современная этика — теория нравственных отношений, определяемая условиями развития постиндустриального общества. Ее главными целями являются обоснование модели общественной жизни, основанной на принципах справедливости в рамках информационной цивилизации, и гуманизация всей системы общественных отношений на основах самореализации личности. В обществе, основанном на принципах справедливости, возрастает роль сферы морали и нравственности. Утверждаются новые виды этики: экологическая этика, биоэтика, этика ненасилия, этика здорового образа жизни. Особенностью современной морали является сращивание профессиональных знаний и навыков работника с нравственными качествами его личности. Профессиональные решения требуют от личности принятия моральных обязательств. В современном обществе традиционные моральные ценности сочетаются с правилами деятельности общества, а понятия добра, зла, совести, справедливости и ответственности должны соответствовать возросшему уровню духовной культуры, достижениям научных знаний. Современный нравственный человек должен быть скромным, гуманным, ответственным, непримиримо относиться к двойной морали, иметь самообладание и выдержку и дорожить доверием людей. Мораль современного информационного общества ориентирована на следующие ценности: благородство целей, идеалов и установок; гуманизм и прогресс; научный подход; ценность и значимость труда.
В процессе обучения в высшей школе развиваются профессиональные качества руководителя и специалиста, одновременно формируются условия для его духовного роста, развитие позитивных стереотипов этичного поведения. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» нацеливает на необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, воспитания патриотов, граждан, обладающих высокой нравственностью. Особый акцент делается на формирование у обучаемых «целостного миропонимания и современного научного мировоззрения». Кроссворд «Психология и этика» приведен в Приложении 1. Современная мораль отражает реальные общественные и межличностные противоречия. Они могут быть разрешены на нравственной основе, духовности, требовании от каждого следовать моральному долгу, нетерпимости к проявлениям безнравственности. К числу признаков нравственного прогресса современного российского общества следует относить: повышение уровня нравственности общества, неприятие бездуховности и аморальности; создание условий для прямого действия нравственных законов и обогащение этики как науки; определение более совершенных и тонких способов воздействия на отношения и поведение людей, для того чтобы сделать их более нравственными; возрастание духовной свободы человека и расширение возможностей его совершенствования; усиление влияния морали и нравственности на все сферы общественной жизни; преодоление конфликтов путем применения моральных способов влияния. Основанием для утверждения о нравственном прогрессе общества является повышение уровня сознательности и ответственности каждого человека. Мораль должна развиваться на сближении должного и сущего, формировании высоких норм и идеалов, соответствующих требованиям информационной цивилизации, путем слияния с нравственностью.
Этика и психология Этика и психология (греч. ethika — обычай, нрав и psyche — душа) — науки, тесно соприкасающиеся между собой в изучении психики, сознания, поведения, отношений, побуждений, но исследующие их с разных точек зрения. Вплоть до XVIII в..в философии не существовало четких границ между этикой и психологией. В этике господствовал натурализм и психологизм в истолковании природы нравственных мотивов как некоторых «естественных» стремлений и чувств человека. Это представление нашло наиболее законченное выражение в теориях нравственного чувства, где понятия и принципы морали выводились из неких изначальных чувств и переживаний (одобрения и осуждения, удовлетворенности и недовольства собой). Первым натурализм в этике и психологизм в трактовке морали подверг критике Кант. Он указал, что относиться с одобрением к хорошему и с осуждением к плохому, испытывать внутреннюю удовлетворенность своими добрыми поступками и угрызения совести от аморальных действий человек может только в том случае, если он уже является моральной личностью. Поэтому надо сначала определить, что такое моральное сознание, а потом уже говорить о том, в каких именно переживаниях оно выражается. В противоположность психологии, которая занимается психической природой человека (каков он есть в действительности) и выясняет фактические субъективные причины и механизмы его действий, Кант определял этику как науку о должном поведении человека и о том, каковы должны быть его мотивы, если даже на самом деле он им не следует. Кант не смог выяснить социальную природу морали, а потому и истолковал моральное сознание как априорное в противоположность психике, которая эмпирически обусловлена. В этом проявилось его идеалистическое понимание морали. Проблема соотношения этики и психологии остается нерешенной и в современной этике, которая либо трактует мораль как проявление человеческой психики, либо следует кантовскому противопоставлению эмпирически обусловленной психики и априорной, логической или иррациональной способности морального суждения.
Предметом этической психологии может быть оцениваемое поведение субъекта, которое базируется на комплексе нравственно-окрашенных черт и проявляется в реальных поступках человека. В марксистской теории проблема соотношения этики и психологии получала научно-материалистическое решение: психология изучает закономерности развития человеческой психики, общие специфические свойства личности, социальных групп, процессы, протекающие в сознании человека и составляющие внутренние, субъективные причины его действий. Этика рассматривает поведение и духовный мир человека лишь постольку, поскольку они определяются социально-историческими законами нравственности, отвечают или не отвечают моральным требованиям и обладают нравственным значением. Отсюда вытекают и различные аспекты & трактовке некоторых понятий этики и психологии. Так, психология рассматривает свойства характера человека с точки зрения их обусловленности определенными психическими механизмами (стереотипами, привычками, склонностями, потребностями, чувствами), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти благоприобретенные ми, воспитанными в известных социальных условиях и которые внешне выражаются в соответствующих действиях, типичных для человека. В свою очередь этика рассматривает моральные качества безотносительно к психическим механизмам, как общие характеристики поведения множества самых различных людей и в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они нравственным требованиям, дает им положительную или отрицательную оценку. Так, сила воли изучается психологией с точки зрения психических механизмов, управляющих поведением человека, а в этике рассматривается как положительное нравственное качество, отвечающее известным требованиям морали, отразившим определенные общественные потребности. Таким образом, и психические процессы, свойства, состояния и моральные качества причинно обусловлены. При всем различии этики и психологии эти науки взаимосвязаны. Этика разъясняет нравственное значение тех или иных изучаемых психологами действий, мотивов, характеров, а психология раскрывает психическую природу и условия формирования этих нравственных явлений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Что является объектом изучения этики? Назовите основные подходы к определению нравственности и морали. Нравственность — это: а) область вкусов, предпочтений, нравственный человек — человек, при- б) способность руководствоваться в поведении высшими ценностями, А по вашему мнению? Укажите основные предпосылки формирования этики. Какие основные проблемы прикладной этики вы знаете?
Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|