Краткий очерк истории учений об этике
Проследим трансформацию этических представлений в наиболее значимых философских учениях. Сократ (470/469—399 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, развивавший «моральную философию», которую принято обозначать как этический рационализм. Главная задача философии в понимании Сократа — этическая: создание учения о том, как следует жить. Философ отождествляет нравственную доблесть со знанием. Основной целью познания Сократ провозглашает самопознание, и это есть безусловное высшее благо. Им признается относительный релятивизм: благо обусловливается пользой и удовлетворением; хорошее есть одновременно и полезное для достижения цели, с точки зрения которой оно определяется как хорошее. Деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести и благе. Как следствие, никто не может заблуждаться или дурно поступать по доброй воле. Отсюда всякое аморальное действие сводится к простому незнанию или заблуждению, а мудрость — к совершенному знанию. Платон (428/427—348/347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, основатель учения объективного идеализма. Основой всего сущего он считает невоспринимаемое чувствами и постигаемое только умом бытие или «идеи». Последние одновременно и причины всех вещей, и их умопостигаемые формы и образцы, по которым созданы вещи чувственного мира, и цель, к которой они стремятся. Наряду с миром идей существует материальный, чувственно воспринимаемый мир. Посредником между миром идей и материей Платон считает объемлющую мир «мировую душу». Над всеми вечными и неизменными идеями главенствует идея блага, которая доставляет предметам способность быть познаваемыми, существовать и получать сущность. Благо не есть сущность, но по достоинству и силе стоит выше пределов сущности и является непредполагаемым началом всего. Добродетель рассматривается как искусство, которому можно научить, а знание блага — как особая наука (этика). Для Платона характерен этический идеализм: все вещи направляются к благой цели, однако чувственный характер делает их неспособными достигнуть блага. Верховная цель всех живых существ, предмет их стремлений — счастье, которое состоит в обладании благом. Философия Платона включает учение о тройственном строении бытия: истинно сущих идей, мировой души и мира чувственных идей. Эта тройственность отображается в строении души человека, в которой различаются три способности: интеллектуальная (является господствующей), волевая и аффективная. Каждая индивидуальная душа есть истечение объемлющей мир мировой души. Структура души определяет основные добродетели: мудрость (добродетель ума), мужество (добродетель воли) и умеренность. Синтез и равновесие этих добродетелей осуществляются четвертой добродетелью — справедливостью.
Фома Аквинский (1226—1274) — выдающийся христианский мыслитель, считал, что познание истины возможно как с помощью чувств, так и посредством абстрактного мышления. Человек наделен свыше двумя типами интеллекта. Первый — пассивный, который усваивает опыт. Второй — активный, он является источником познания. Сущность человека 20 составляет бессмертие. Целью жизни философ считает мышление и стремление к познанию мира. Главное условие человеческой жизни — наличие морального закона, данного божественным откровением и поддерживаемого верой. Совесть в этической концепции этого моралиста есть акт оценки человеческих деяний в аспекте их отношения к добру и злу. Под бытием Фома Аквинский понимал Бога, сотворившего мир. Человеческая душа не погибает со смертью тела. Она — это двигатель тела и его форма. У человека есть возможность быть тем или иным, но она зависит от Бога, нуждается в его воле. Поскольку Бог — первопричина всего, то человек в рамках своей жизнедеятельности советуется с Богом, реализуя свободную волю как добрую волю. В этом ключе надо рассматривать и его этико-педагогическую концепцию. Фома Аквинский выделяет два способа обучения. Первый — «через открытие»: человек самостоятельно познает естественные законы. Второй — «через наставление»: посредник, учитель христианской морали помогает разобраться в тайнах бытия, открывает человеку путь к знанию.
Мишель де Монтень (1533—1592) — французский мыслитель и писатель. На этико-философскую доктрину Монтеня оказали влияние Сократ, Сенека, Эпикур. В своем главном труде «Опыты» философ обратился к изучению природы человека. Нравственный идеал, по Монтеню, заключается в том, чтобы жить согласно разуму: если страдание, наслаждение, любовь, ненависть подчиняются разуму, возникает добродетель, а все прочее — царствовать, накоплять богатства, строить — все это, самое большее, дополнения и довески. Монтень призывает к умеренности в удовольствиях: «Невоздержанность — чума для наслаждения». Философ считает, что воспитатель должен учить не отдельным конкретным знаниям, а пониманию существа дела. Надо, чтобы заучиваемое стало «собственностью» ученика. Основная цель воспитания состоит не в подготовке узкого специалиста, а в формировании личности. Монтень привнес в этику новый гуманистический нравственный принцип, заключающийся в разумной и добродетельной жизни. Философ не запугивает человека ужасами загробной жизни, он декларирует иную добродетель — «простую, торжественную, любвеобильную, кроткую, но вместе с тем и мужественную, питающую непримиримую ненависть к злобе, неудовольствию, страху и гнету». Единство души и тела, физического и духовного начал — это и есть составляющие блага и счастья человека. Приведем два афоризма этого философа: «Убеждение может быть достаточно сильным, чтобы заставить людей отстаивать его даже ценой жизни»; «Когда судят об отдельном поступке, то прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его».
Бенедикт Спиноза (1632—1677) — нидерландский философ. В произведении «Этика» он выделяет одним из объектов исследования аффекты — бурные душевные волнения, эмоциональные вспышки. Они опасны в своих крайних проявлениях: гордыня, зависть, ненависть, скупость, страх. «Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви, — пишет Б. Спиноза. — Но дело обстоит совершенно иначе с теми, которые дурны и должны избегаться нами, так как мы без них не только можем существовать, но именно тогда только, когда освободились от них, становимся такими, какими должны быть». Благодаря интеллектуальному познанию, обуздывающему страсти, человек у Спинозы становится поистине свободным. Именно Спинозе принадлежит определение свободы как познанной необходимости. Со времен Спинозы это понимание свободы противостоит ее вульгарному пониманию как возможности делать то, что захочется. Последнее, по существу, является произволом. Находясь во власти дурных страстей и неадекватных идей, человек наиболее зависим. Такому зависимому состоянию Спиноза как раз и противопоставляет власть адекватной идеи и высшей страсти — интеллектуальной любви к Богу. Именно в этом состоянии человек, согласно Спинозе, подлинно свободен, хотя и действует в соответствии с необходимостью. Поучительны следующие слова мыслителя: «Бесстыдство есть не что иное, как лишение или отказ от стыда не на основании разума, но или от незнания стыда, как у детей, дикарей и т.д., или оттого, что человек, к которому относились очень пренебрежительно, решается на все без разбора». Иммануил Кант (1724—1804), родоначальник немецкой классической философии, полагал, что Бог не может быть найден в опыте, не принадлежит к миру явлений, поэтому невозможно ни доказательство его существования, ни его опровержение. Религия есть предмет веры, а не науки или теоретической философии. Вера в Бога необходима, поскольку без этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с непререкаемыми фактами зла, царящего в человеческой жизни. Исходная предпосылка этики Канта заключается в том, что всякая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основной закон этики — формальное внутреннее повеление (осознание человеком долга) — категорический императив. Сознание нравственного долга строго отграничивается от чувственной эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок морален только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону. Нравственность находится вне всякой целесообразности, не служит удовлетворению социально-исторических потребностей и интересов человека. Основой нравственности признается осознание индивидом долга, который имеет абсолютное значение. В исполнении требований нравственности главное заключается в «доброй воле», в мотиве подчинения долгу, а не в совершении практических действий. В случае конфликта между чувственной склонностью и нравственным законом философ требует безусловного подчинения нравственному долгу.
В общем виде Кант определил мораль как область человеческой свободы в отличие от сферы внешней необходимости и природной причинности. Он полагал, что человеческий разум может создавать два вида нравственных правил: условные нравственные правила поведения человека, которые исходят из личного интереса и не могут стать основой нравственности; безусловные нравственные правила, которые имеют абсолютный характер веления и осуществляются в форме категорического императива. Характерным для этики Канта является представление об априорности морального сознания, бессмертии души и существовании Бога как гаранта справедливого воздаяния людям за их моральную деятельность в земной жизни. Иоган Готлиб Фихте (1762—1814) — немецкий философ-идеалист, рассматривал действие как реализацию нравственного закона, постулировал тезис о сверхиндивидуальном, трансцендентальном «Я», которое создает и сущее, и должное, и самих эмпирических индивидов. Это, по мнению философа, разрешало противоречие свободы (должного) и необходимости (сущего). Деятельность свободна в той мере, в какой осуществляется в соответствии с целью, но не как результат внешнего воздействия. Вместе с тем свобода не тождественна абсолютному произволу. Фихте осмысливал свободу как результат общественного развития: деятельность есть акт индивида, однако свободы он может достигнуть только в обществе. Общность рассматривается как «целесообразная общность», взаимодействие индивидов, ими самими организованное в соответствии с ими же установленными законами. Отсюда право есть необходимое условие нравственности, вместе они и составляют сферу этики. Осуществление нравственности немыслимо вне государства, которое призвано обеспечить нормальную жизнедеятельность своих граждан — в первую очередь обеспечить каждого собственностью. Для формирования совершенного общества государство должно быть выразителем единой воли всех членов этого общества. Нравственный идеал есть «великое единство чистого духа», достигаемое исключительно путем нравственного самосовершенствования. Оно представляет собой очищение нравственно совершенного трансцендентального «Я» от слабостей и пороков, присущих его воплощениям в отдельных индивидах — эмпирических «Я».
«Нравственным законом во мне неизменно определяется форма моего чистого Я...» Совесть — единственное основание морального долга, только совесть всегда и безусловно повелевает человеком. Только действие в соответствии с ней, а не под влиянием внешних обстоятельств может быть действительно нравственным. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий философ, положил начало историческому пониманию нравственности. В ранних работах он толковал иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга степеней развития духа. Духовная культура человечества представлена как постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познает себя как их творца. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно данных «вещей» и кончая «абсолютным знанием», т.е. знанием форм и законов, которые управляют изнутри процессом духовного развития — нравственности, религии, науки, искусства, политически-правовых систем. «Объективный дух» охватывает сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. «Объективный дух» развертывается в праве, морали и нравственности. Под нравственностью понимаются ступени объективизации человеческой свободы: семья, гражданское общество и государство. Общественный интерес выше интересов индивида, поэтому общественная нравственность выше индивидуальной нравственности. Процесс становления нравственности есть подчинение индивидуальности государственным интересам, поскольку «вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству». Основными нравственными ценностями философ считал труд и силу духа, выраженную в деятельности человека. Определяя свободу «необходимым условием и основой нравственности», он раскрывает диалектический характер связи свободы и необходимости. Согласно Гегелю, мораль — субъективный аспект поступков человека, какими он их видит. Это сфера личностных убеждений, переживаний, оценок. «Ряд поступков субъекта — это и есть он», обязательна реализация внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку «лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели». Мораль является продуктом современного классового общества, в котором люди разъединены, отчуждены от государства. Моральность — это форма соотношения индивида и общества, свойственная данному историческому периоду. Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ, атеист, его учение о нравственности исходит из единства и взаимосвязи «Я» и «Ты». В обосновании морали он опирается на принцип эгоизма, трактуемый им как сообразность поведения человека с природой и разумом. Позиция философа заключается в том, что эгоизм отрицает теологию, религию, деспотизм — силы, которые, обусловливая поведение человека извне, противоположны его природе и потребностям. Эти силы могут стать основой нравственности тогда, когда будут регулировать поведение человека в качестве его личных, эгоистических интересов. Материализм Фейербаха трактует добро как удовлетворение индивидуальных, обусловленных исключительно природой потребностей человека. Подчеркивается эмоциональная окрашенность теории морали: чувство — критерий нравственности; как добро воспринимается то, что доставляет людям удовольствие; наивысшее для человека — стремление к счастью. Индивидуальная мораль немыслима, поскольку нравственность предполагает не только наличие «Я», но и его контакты с другими людьми (с «Ты»). «Я» не может ни быть счастливым, ни вообще существовать без «Ты». Стремление к счастью для одного выходит за рамки эгоизма, оно неотрывно от счастья его близких и недостижимо вне человеческого единения. Как следствие, такое стремление становится нравственным долгом — не препятствовать счастью других. Джон Стюарт Милль (1806—1873) — английский философ-позитивист, систематизировал и методологически обосновал этическую доктрину утилитаризма: в основе морали лежит общее благо (общая польза), понимаемое как счастье большинства людей. Формула общего блага — «наибольшее счастье наибольшего числа людей», оно ассоциируется с общественным благосостоянием, порядком, стремлением к добродетели. Высшая из общественных добродетелей — справедливость — обязывает соблюдать законные права личности (прежде всего свободу и право собственности), платить добром за добро, не обманывать и быть беспристрастным. Всякая добродетель ценна не сама по себе, а как средство для достижения счастья или как часть счастья. Милль связывал счастье с качеством удовольствий, разделяя их на низшие (чувственные) и высшие (интеллектуальные). Нравственной природе человека, чувству собственного достоинства соответствуют исключительно высшие удовольствия. Критерием для определения качественного превосходства одного удовольствия над другим философ считал общественное мнение, в спорных случаях — мнение большинства («нравственный плебисцит»). Долг связывается им с применением таких средств достижения личной цели, которые бы не ущемляли общего счастья. Пьер Жозеф Прудон (1809—1865), французский философ, социолог и экономист, представитель этического абсолютизма. Исходил из идеи абсолютного разума, который правит миром и осуществляет вечные законы справедливости. В его трактовке справедливость выступает как закономерная тенденция природы и общества к уравновешиванию антагонистических сил и явлений и как моральное обоснование равенства и автономии индивидов в обществе, социальные связи которого создаются обменом равных взаимных услуг. Отождествлял поиски социальной справедливости с установлением равновесия, «баланса» различных классовых сил, полагая социальные противоречия принципиально неустранимыми. Женщине отводил подчиненную роль домашней хозяйки и покорной жены, не допуская ее участия в общественной жизни. Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) не создали специального учения о морали, они развивали собственные подходы к решению этических проблем. Исходным пунктом для их рассуждений служила критика идейных предшественников и сложившихся нравов. Марксизм не проповедует конкретного кодекса заповедей, он носит принципиально ненормативный и антиморализаторский характер. Нравственность людей определяется их образом жизни, который в свою очередь обусловлен сложившимся способом производства. Под производством здесь понимается не только создание материальных благ, но и производство всей общественной жизни. Таким образом, мораль — социальное явление. Выделение морали не из природы, а из особенностей исторического бытия людей позволяет избавиться от поисков «естественной» морали. Для человека естественно то, что он сам утвердит в социальной практике в качестве такового. Из этого делается вывод, что важно не столько понять и объяснить «моральную природу» человека, сколько преобразовать условия, в которых она проявляется. Отказ от поисков «вечной» морали вытекает из диалектического принципа, представляющего каждое явление в становлении и развитии. Как и все сущее, мораль подвержена смене качественных состояний. В непрерывном изменении мораль остается сама собой, сохраняя не внешние, а сущностные свои черты. Вечная нравственность проявляется каждый раз как особенная, исторически преходящая система, никогда не бытуя «в чистом виде». Неизменная же мораль рано или поздно превратилась бы в оковы для совершенствующейся личности, определив некий потолок нравственного развития. Но поскольку она вторична относительного реальной жизни самого человека, то мораль человека развивается им самим, это его средство самовыражения и саморазвития, а не нечто, стоящее над ним. Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ, идеолог нигилизма. Он выделял мораль господ и мораль рабов. Ницше отрицал мораль рабов, т.е. те нормы и устои, которые формировались веками античной философией, христианством и стали основой культуры современной европейской цивилизации. Отличительная черта морали рабов, по Ницше, фарисейство. Лицемерие и ханжество «проели насквозь» быт и мораль мещан, ведь давно известно, что люди осуждают те пороки, которым втайне хотели бы сами предаваться. Ницше говорил, что только раб мог поставить знак равенства между понятиями «добрый» и «неудачник», «глупец». Переоценивая традиционные ценности (неслучайно одна из его работ так и называется «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей»), Ницше выдвигает на первый план мораль господ. Личность, исповедующая ницшеанскую мораль, находится «по ту сторону добра и зла», ни перед чем не останавливается для осуществления своих стремлений. Именно благодаря Ницше в обиход вошло понятие «сверхчеловек». В книге «Так говорил Заратустра» немецкий мыслитель показывает тип нового человека («сверхчеловека»), для которого нет ничего недозволенного. Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) — социалист-утопист, исходил из антропологического принципа и концепции «разумного эгоизма», логика которого заключается в том, что в личный интерес индивида могут входить исполнение нравственных требований и содействие общему благу. Свою задачу в области этики философ обозначал как создание системы нравственности, построенной на революционно-демократических идейных принципах: служение народу, борьба за его свободу и счастье, революционный гуманизм, исторический оптимизм. В качестве факторов, формирующих нравственное сознание, он видел «естественные потребности», «общественные привычки и обстоятельства». Принадлежность к миру природы жестко детерминирует «сущность» человека. Эгоизм лежит в основе всей деятельности человека: он всегда «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия». От природы человек ни зол, ни добр, он стремится к удовольствиям и избегает неприятных ощущений и страданий, т.е. просто всегда следует своему самому сильному интересу. Эгоизм и стремление к осуществлению своих интересов есть единственный подлинный мотив человеческих поступков. Добродетель, справедливость, честность есть не отказ от эгоизма и собственного интереса, а редкое и счастливое совпадение его с интересами общественными. Действуя согласно своей выгоде, человек должен поступать разумно только так он достигнет пользы. Естественное стремление человека к благу реализуется лишь в случае борьбы против всего, что «неблагоприятно человеческому счастью». «Разумного эгоиста» его собственный личный интерес толкает на то, чтобы он свободно, без всякой мысли о долге, жертвенности и воздаянии действовал так, чтобы приблизить торжество избранного им идеала. Н.Г. Чернышевский отрицал наличие у человека свободы воли, признавая действие закона причинности и в нравственной сфере. «То явление, которое мы называем волею, само является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью». Человек не лишен свободы выбора в том смысле, что он может выбрать между той или другой тенденцией социального развития. Придавая решающую роль в поведении человека разуму, Н. Г. Чернышевский полагал, что можно научить людей видеть новые, прогрессивные тенденции и в этом смысле сделать их «новыми людьми». Этическая концепция Н.Г. Чернышевского изложена в сочинении «Антропологический принцип в философии» (1860), романе «Что делать?» (1863). Константин Петрович Победоносцев (1827 — 1907) — юрист, профессор Московского университета, автор популярного в дореволюционное время «Курса гражданского права», вошел в историю России как глава Святейшего Синода и ближайший советник российских императоров Александра III и Николая II. Все лучшие, нравственные начала в человеке, по мысли К. П. Победоносцева, от Бога. Нравственные и моральные качества в человеке — это божий дар. «Но всякий дар Божий есть талант, — замечает Победоносцев, — который велено возделывать». Постоянное нравственное самосовершенствование и самоограничение — единственный достойный человека путь в жизни. «Надо смолоду привыкнуть стеснять себя, показать себе предел, лишать себя во имя долга и правды». А сама жизнь «есть великий долг, налагаемый Богом на человека». Нравственное и духовное образуют в человеке «внутреннюю силу». Внутренняя, духовная, сила включает в себя качества разумения, умения и воли. По словам русского философа Ивана Александровича Ильина (1883 — 1954), «дело не в том, чтобы все люди стали праведниками; и неизвестно, осуществиться ли и когда — это неправдоподобное блаженство. Дело в том, чтобы каждое новое поколение расчищало в себе внутренние пути, ведущие к совести, и держало бы открытыми те священные ворота, за которыми она скрывается. Ибо бессовестное поколение, если оно придет когда-нибудь, погубит жизнь человека и его культуру на земле». Рамакришна (1836—1886), индийский мыслитель и религиозный реформатор, полагал, что все религии истинны и представляют собой различные пути к одному и тому же Богу, проповедовал единую всечеловеческую религию. Путем к реализации Божественного начала считал практическое выполнение религиозно-этических предписаний, составляющих сущность религии. Содержащийся в них идеал отречения отождествлял с исполнением своих обязанностей. Вернер Зомбарт (1863 — 1941) — немецкий экономист и философ. Разработал понятие «экономической системы» как некоей целостности, вызывающей к жизни специфические для нее экономические институты и представляющей собой выражение «духа» общества (отождествляя понятия духа и общества). Под деловой моралью он понимал, прежде всего, совокупность правил и предписаний поведения делового человека по отношению к окружающим. Деловую мораль он подразделял на «мораль в деле» и «мораль для дела». Мораль в деле (процесс ведения дел) — это благонадежность, пунктуальность в выполнении деловых обязательств и т.д., мораль верности договорам. Мораль для дела включает так называемые мещанские добродетели: умеренность, молчание, прилежание и т. д. В то же время Зомбарт считал, что истинно деловой человек должен быть завоевателем, организатором и торговцем. Он должен быть наделен интеллектуальной способностью составлять планы предпринимательства, обладать волей к действию, упрямством и т.д. Таковы, по мнению Зомбар-та, характеристики деловой морали, которую призвал к жизни рынок. Свами Вивекананда (1823—1902) — индийский мыслитель, религиозный реформатор, пропагандист неоведантизма, выступал против искусственного отделения религиозных культов от жизни. Абсолютизировал роль разумных усилий человека, полагая, что «нет ни греха, ни добродетели, есть только невежество». Раскрывая учение о йоге, в качестве обязательного условия выдвигал нравственные требования: быть правдивым, не завидовать, делать добро другим людям, не наносить вреда живому, не посягать на чужое достояние и т.д. Осуждал тех, кто занят исключительно личным спасением, и тех, кто, зная высокие принципы, не осуществляет их в собственной жизни («слишком многие борются с заблуждениями соседа»). Вивекананда настаивал на преимущественном значении индуизма, провозглашая его «матерью всех религий». Отрицал иллюзорность эмпирического мира и трактовал творение как Божественную игру. Выдвигая идеалом личности духовную отрешенность, одновременно проповедовал идею «мужественного индуизма», активного служения человечеству. В моральном бессилии индуизма видя влияние буддизма. В основе социальных воззрений мыслителя — теория четырех стадий общественного прогресса, в ходе которого последовательно возвышаются варны брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр. Современное себе общество считал царством вайшьев, будущее — царством шудр. Призывал к примирению кастовых сословий. Макс Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, считал, что дух капитализма — это новое морально-психологическое явление, которое поощряет накопление богатства, развитие предприимчивости и конкуренции в экономической жизни. Для процветания рынка в буржуазном обществе необходимо было разрушение характерных для традиционного общества представлений о «низменности» денежного богатства, торговли. Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте европейской культуры. Наиболее яркими проявлениями рациональности, по Веберу, являются: в экономике — изобретение двойной бухгалтерии; в политике — утверждение институтов формального права; в этике — честность отношений, прежде всего между кредитором и должником. Он обосновывал, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому направлению, обеспечивающему воспитание таких черт характера, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. Эрих Фромм (1900 — 1980) — американский социолог, философ немецкого происхождения, представитель неофрейдизма, автор концепций «гуманистического психоанализа» и «гуманистической (биофилийной) этики». Обосновывал, что человек обладает одновременно двумя потенциями: первичной, называемой биофилией (любовь к жизни), и вторичной, обозначаемой как некрофилия (любовь к смерти — психопатологический феномен). Основная альтернатива этики Фромма — выбор между биофилией и некрофилией. В условиях капитализма преобладает некрофилийная ориентация с чертами радикального гедонизма, неограниченного эгоизма и насилия, как следствие — утрата человеком смысла своего бытия. Для обретения человечности необходима гуманистическая этика, ценностями которой является не отрицание личности, а утверждение ее во всех проявлениях жизни; ориентация не на то, чтобы иметь больше вещей, а на то, чтобы быть человеком; не завоевание «свободы от», но достижение «свободы для»; не антагонизм между индивидами, а солидарность людей, основанная на всеобщей любви. Развитие гуманистической этики возможно на основе индивидуального «самопрозрения», достигаемого с помощью методов гуманистического психоанализа. Фромм критиковал Фрейда за отделение психологии от этики, уход от исследования вопроса о моральных и этических нормах как организующем начале жизнедеятельности человека. Фромм утверждал, что проблема неврозов неразрывно связана с этикой, «каждый невроз представляет собой моральную проблему», зачастую обусловленную моральными конфликтами. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества выражает социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, несовместимые с господствующими в обществе нормами. Типы социального характера совпадают с различными историческими типами отчужденности человека: накопительский, эксплуататорский, «рецептивный» (пассивный), «рыночный». «Рыночный характер» означает, что человек ощущает себя товаром на «рынке личностей». На товарном рынке и на рынке личностей действует один и тот же принцип определения стоимости. На первом продаются товары, на втором — личности. Цель «рыночного характера» — адаптация к условиям рынка: сохранить спрос на себя при любых условиях, складывающихся на рынке личностей («Я такой, какой я вам нужен»). В моральном отношении это деградация личности. Фромм выдвинул проект создания гармоничного «здорового» общества с помощью методов «социальной терапии», предложил проект «перевоспитания» американской нации. Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — принцип мировоззрения, в том числе и нравственности, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Этот принцип сложился на базе широкого идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения и явившегося выражением борьбы «третьего сословия» (буржуазии, ремесленников и крестьянства) против господства феодальной аристократии, духовенства, средневеково-религиозной идеологии. В противовес религиозно-аскетическому пониманию человека и морали гуманисты (Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Монтень, Ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашают человека венцом природы, центром мироздания. В человеке, с их позиций, должны гармонично сочетаться материальное и духовное начала; он имеет право на счастье в земной жизни, и его «естественное» стремление к счастью должно стать основой нравственности. В противовес религиозному толкованию мораль понимается ими как осуществление мирских целей: освобождения человека от всякого социального и духовного гнета, избавления его от несправедливости, пороков и невежества, совершенствования человеческой натуры, достижения людьми и полного благого получия в материальном и духовном отношении. Гуманисты придают большое значение разуму человека и настаивают на подчинении чувственных побуждений его контролю. В гуманизме выделяются два основных течения. Первое, выражающее интересы буржуазии, ставит в центр своего рассмотрения индивида, основой человеческого благополучия и свободы считает незыблемость частной собственности (учение «разумного эгоизма»). Представители второго течения — провозвестники утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампа-нелла, Т. Мюнцер) — ставят вопрос об имущественном равенстве или даже об уничтожении частной собственности как необходимом условии освобождения человека и избавления его от моральных пороков. При этом решение проблемы соотношения потребностей личности и ее обязанностей перед обществом видится в труде, который должен стать не только обязанностью каждого, но и источником счастья людей. Традиция утопического социализма получила дальнейшее развитие в трудах Оуэна, Сен-Симона, Фурье и русских революционных демократов — Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Коммунистический гуманизм получил научное обоснование в теории марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что наемный труд, эксплуатируемый капиталистом в целях получения прибыли, отрицает человека, изнуряет его физически, разрушает его духовно. Частная собственность разъединяет людей, приводит к деградации человека в духовном и моральном отношении. Ими ставится вопрос о создании подлинно человеческих условий в самом обществе, необходимых для гармонического развития индивида.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|