Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект и предмет исследования




Оглавление

Введение

Глава I. Особенности становления культа святых в Галлии

Личность и деятельность святого Мартина Турского

Становление культа святого Мартина Турского

Глава II. Культ святых в контексте социально-политического и культурного развития Меровингского государства

Типизация святых в меровингский период

Политический аспект культа святых

Социальный аспект

Экономический аспект культа святых

Культурно-религиозный аспект

Развитие культа святого Мартина Турского в период Меровингского государства

Глава III. Церковная политика Карла Великого и культ святых в период Каролингского государства

Церковная политика Карла Великого

2. Развитие культа святых в Каролингском государстве

Заключение

Список использованных источников и литературы

Список сокращений

 


Введение

Постановка проблемы

Период раннего средневековья - время уникальное и чрезвычайно важное в процессе формирования специфической европейской культуры и европейского общества. Наиболее важным и влиятельным государственным образованием на территории Европы в этот период являлось Франкское государство, существовавшее на протяжении пяти столетий на территории будущей Франции и Германии. Именно в период существования Франкского государства формировалось не только будущее европейское средневековое общество с его оригинальной культурой и мировоззрением, но и специфическая средневековая религиозность. В процессе развития Франкского государства и в его пределах христианство как религия, впитывало в себя весь сложнейший комплекс различных по своему происхождению и сущности культур. Именно в нём оно преобразовывалось в специфическую христианскую культуру средневековой Европы. Эта культура, особенности религиозности её носителей в свою очередь оказали большое влияние на духовное и идеологическое формирование современного европейского общества.

Совершенно особое место в христианской религиозной культуре раннего средневековья занимает такое уникальное явление как культ святых, являвшееся неотъемлемой частью религиозной практики во Франкском государстве. Восприятие франкским обществом культа святых сыграло важную роль в процессе трансформации его религиозного сознания. В то же время и сама практика почитания святых испытывала на себе влияние этого процесса и в свою очередь отражала его. Культ святых, являясь неотъемлемой частью в жизни франкского общества, испытывал на себе влияние происходящих в нём социально-политических, экономических, и культурных процессов и в свою очередь также оказывал на них прямое либо опосредованное влияние. Образ святого, практика почитания святых в отличие от периода развитого средневековья в период Меровингского и Каролингского государства испытал достаточно серьёзную эволюцию, причинами которой явились в основном именно внешние факторы. Изучение эволюции культа святых как неотъемлемой составляющей религиозной жизни общества данного периода поможет глубже и яснее понять изменения, происходившие в процессе социально-политического развития Франкского государства, как, в некоторой степени образцового раннесредневекового европейского государства, а также выявить пути и степень влияния государственных преобразований в, частности проводившихся Карлом Великим, на церковную идеологию и религиозную практику общества.

В IV веке в Галлии активно развивается и широко распространяется культ святых, явление уникальное, мощное и чрезвычайно важное для проникновения христианской веры во все слои общества. Изучению культа отдельных святых посвящено немало работ, как в зарубежной, так и в отечественной историографии, но мы имеем недостаточно исследований, посвящённых глубокому и всестороннему анализу сущности этого явления и механизмам складывания культа святого. А ведь во многом именно через изучение культа святых мы можем выявить важнейшие этапы изменения в процессе христианизации сознания будущего европейского общества. Смысл, содержание и понимание культа святых изменялось во времени и было не одинаковым для разных категорий общества.

Историография

Прежде чем перейти к рассмотрению историографии по изучаемому вопросу, автор считает нужным заметить, что такому религиозно - культурному понятию как «святость», «святой», изучению многочисленных культов святых разных исторических периодов, святым не только католическим и православным, не только христианским, но и других мировых религий, предполагающих данное понятие, посвящено неимоверное количество как научной, так и околонаучной и популярной литературы. История изучения католического культа святых насчитывает многовековую историю, так как собственно критика этого явления, предполагающая выявление истоков того или иного культа святого началась ещё в период развитого средневековья. Историография, касающаяся проблемы изучения западноевропейских культов святых IV - X веков также невероятно обширна, и автор данной работы не имел возможности охватить всю её и при изучении литературы по рассматриваемой проблеме стремился выявить и изучить самые основные работы, посвящённые рассматриваемой проблеме, и лишь с того периода, когда началось подлинно научное её изучение. Следует также заметить, что поскольку изучаемое нами явление принадлежит к сфере религиозной, то по данному вопросу необходимо учитывать написана работа светским или духовным лицом.

Вплоть до конца XIX в. изучение культа святых в первую очередь подразумевало детальное рассмотрение житий отдельных святых. Отношение к ним также менялось в процессе смены политических и культурно - идеологических установок в Европе. Критическое изучение агиографических сочинений началось лишь в эпоху Нового времени. При этом часто преследовались определённые идеологические цели. Протестанты широко использовали жития святых для доказательства мошеннических приёмов церковнослужителей во главе с папой. Католики также активно пользовались материалами агиографии с целью опровержения ложных истолкований её их противниками. Со стороны протестантов культ святых намеренно представлялся в чрезмерно народной фольклорной оболочке. В католической же среде родилась как ответ на эти тенденции знаменитая школа болландистов с их фундаментальным проектом многотомного издания Acta Sanctorum. Метод их работы отличался чрезмерной скурпулёзностью. Подробнейшим образом исследовалась историческая основа легенды. Велись развёрнутые споры о времени составления тех или иных списков. Прежде всего изучались отдельные жития отдельных святых.

В эпоху Просвещения агиография была совершенно дискредитирована. Сообщения о чудесах расценивались просветителями как откровенный обман и мошенничество. Такое давление сказалось и на католической апологетике, которая пыталась спасти хотя бы историческую основу житий.

Перемены в отношении к агиографии произошли с приходом Романтизма, заинтересовавшегося агиографическими сочинениями как народным творчеством. Однако для перехода на новый уровень изучения житий святых этот период не дал никаких серьёзных результатов.

Применение историко-критического метода в изучении агиографии потребовал историзм XIX в. Однако в тот период жития святых стали восприниматься как исключительно специфический, уступающий по своим характеристикам хроникам и анналам исторический источник, и поэтому он был оставлен несколько в стороне. Однако методология изучения агиографических сочинений достигла значительного прогресса. Была оставлена простейшая критика житий святых с отбрасыванием всех сообщений о чудесах и принятием всего остального как должного. Исследование агиографии было поставлено на уровень подробного филологического анализа. К этому времени относятся имена одних из самых неутомимых исследователей и издателей не только агиографических, но и многих других источников раннего средневековья - Круша Б. и Левисона В.

Во второй половине XIX в. к житиям святых обратились религиоведы, и именно к этому времени относится открытие связи между христианским культом святых и языческими духовными и обрядовыми традициями. Этот поворот вызвал отклик со стороны католической апологетики в лице известнейшего представителя болландистской школы Ипполита Делегэй (1859 - 1941). Ко времени его деятельности уже накопилось внушительное количество литературы относительно культов отдельных святых, анализа конкретных житий. Ему принадлежит не только заслуга исследования нового обширного агиографического материала, но и анализ накопленного предшественниками методологического опыта, фактических данных об отдельных святых, выявления новых методик исследования культа святого, определения самого понятия «агиография», целей и задач агиографа. Им была проведена подробная классификация источников (не только агиографических) по степени их значимости для исследования того или иного культа, отрицательных и положительных сторон конкретных источников. Большое внимание Ипполит Делегэй уделял выявлению и исследованию языческих мотивов и первобытных верований в культе святых. При этом он активно использовал именно раннехристианские источники и агиографию меровингского периода. Стоит также отметить, что, несмотря на принадлежность его католической апологетике, Делегэй придерживается, в первую, очередь принципа исторической объективности. Так, относительно актуального в тот период мнения о языческом наполнении христианского культа святых он делает достаточно смелый для своего статуса и не потерявший и в настоящее время вывод: «Фактически, было бы весьма удивительно, если бы, стремясь распространить свои идеи внутри галло - римской цивилизации, Церковь приняла для общения с её людьми совершенно неизвестный язык и систематически аннулировала всё, что до тех пор давало выход религиозным чувствам»

К концу XIX - началу XX в. относятся также имена таких исследователей как Дюшесн Л. и Ле Блан, в центре внимания которых находились изучение агиографических и эпиграфических памятников ранней раннесредневековой Франции. В этот период культ святых начинает исследоваться не только в рамках агиографических источников, но постепенно включается в рамки общих исторических исследований, изучения социально - экономических процессов уже непосредственно периода Франкского государства. Особо стоит выделить французского историка Лесне Э. В своей работе «История церковной собственности во Франции» автор отметил и рассмотрел на примере обширного агиографического материала экономический аспект культа святых.

Со второй половины XX века начинают появляться исследования, в которых почитание святых рассматривается как явление, развивающееся в рамках социально - экономических и культурных процессов, происходивших в раннесредневековой Западной Европе, почитание святых начинает исследоваться в совокупности с изучением монашества (Нуэльга П., Воше А., Хэллет П.Е., Малон Э., Аврил Ж.). Нужно отметить, что меровингский культ святых явился предметом более пристального внимания исследователей нежели каролингский, что связано с особенностями общей культурно - религиозной ситуации, изменениями характера агиографии, произошедшими в Каролингском государстве, о которых будет сказано ниже. В новейшее время внимание к изучению церковной и религиозной практики, в частности и к культу святых в раннесредневековой Франции значительно увеличилось. Начиная с 90-х гг. вышло несколько прекрасных исследований, посвящённых изучению почитания святых во Франкском государстве (Фуракр П., Хэд Т., Эгрен П.), среди которых особенно стоит отметить две работы, посвящённые подробному исследованию становления и развития культа святых и его различным историко-культурным аспектам. Первое из них - исследование английского историка профессора Питера Брауна «Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве». В своей работе он исследует не только истоки христианского культа святых и его распространение в различных регионах христианского мира, но также делает ряд исключительно важных замечаний относительно сущности этого явления, его социально - экономического и духовного аспектов. В своём исследовании Питер Браун отдельно рассматривает такие элементы культа святых как почитание реликвий, паломничества, праздники в честь святых. Исследователь опирается на массу разнообразных источников.

Вторая и имеющая для рассматриваемой нами темы особое значение работа принадлежит французской исследовательнице Брижит Божар «Культ святых в Галлии: ранее время». Это исследование знаменательно тем, что в нём, впервые, была поставлена задача не просто общего рассмотрения особенностей меровингского культа святых и его развития, но сделана попытка проследить именно эволюцию этого явления от его становления в Галлии до конца VI в. В работе также впервые были отчасти исследованы такие вопросы как типизация меровингских святых, прослежена в некоторой степени связь культа святых с изменениями во взаимоотношениях церкви и государства в государстве Меровингов. Работа снабжена прекрасными дополнительными статистическими и картографическими и другими материалами. Исследование выполнено на основе огромной источниковой и библиографической базы.

Переходя к обзору отечественной литературы по изучаемому нами вопросу, нужно заметить, что, к сожалению, католическому культу святых в ней уделялось весьма скромное внимание. Совершенно отсутствуют монографические исследования, которые были бы посвящены конкретному рассмотрению культа святых раннесредневековой Франции. Однако, несмотря на это имеющиеся единичные работы конца XIX - начала XX вв. демонстрируют не уступавший в тот период западной медиевистике уровень исследования. В первую очередь стоит отметить две статьи выдающегося русского философа и историка Г.П. Федотова - «Чудо Освобождения» и «Боги подземные. К истории средневековых культов». Ценность этих работ для нашего исследования состоит, в первую очередь, в том, что в них меровингский культ святых рассматривается в рамках историко - культурного развития Франкского государства. Во второй из вышеупомянутых статей исследователем сделаны важные наблюдения об изменениях, произошедших в отношении к культу святых галльской церкви в период каролингского государства. Именно Федотовым был замечен один из важных мотивов меровингской агиографии, в котором отражены непростые отношения светских и церковных властей в меровингский период.

Другим важным отечественным исследованием, в котором были прослежены важные особенности развития средневекового культа святых как такового является работа нашего выдающегося медиевиста О.А. Добиаш-Рождественской.

В послереволюционный период в связи с известной переориентацией всей отечественной исторической науки культурно - религиозная проблематика в трудах отечественных историков отходит на второй план. Исследованию культа святых не было посвящено ни одной серьёзной работы. Агиографическая литература была использована немногими исследователями лишь с целью обличения церкви и духовенства, высказывался крайняя точка зрения о полном преемстве между языческими богами и христианскими святыми. (Докторов В.Г., Ранович А.).

Перелом произошёл в 70-е гг. и связан с именем известнейшего российского медиевиста А.Я. Гуревича. Его работы вновь вернули историческому исследованию культурно - религиозную проблематику. В его трудах, посвящённых средневековой, прежде всего народной культуре проблемы почитания святых занимают важное место, однако Гуревич, как нам кажется, несколько гиперболизует присутствие народных верований и народного фольклора в почитании святых. Однако, несомненно, им были сделаны важные наблюдения, касающиеся социального и духовного аспекта средневекового культа святого.

Существенное оживление в изучении истории религии вообще и христианского культа святых в частности произошло во второй половине 90-х и продолжается в настоящее время. В первую очередь стоит отметить работы Донченко А.И., Ярных В.С., посвящённые изучение отдельных аспектов галльского культа святых. Работы этих авторов вновь поднимают изучение этого явления на уровень качественного научного историко-культурного исследования. Особо отметим вышедший в 2006 г. сборник статей «Проблема святых и святости в истории России», включающий в себя также несколько статей как отечественных так и зарубежных учёных, посвящённых католическим святым. Особую значимость имеют ряд из них, посвящённых проблеме типизации святых, происхождению отдельных типов. Сам факт выхода данного сборника демонстрирует отрадный факт возобновления интереса друг к другу католической и православной традиции христианской духовности.

Необходимо в рамках рассмотрения посвящённых изучению культа святых исследований остановиться также на работах посвящённых изучению истории христианского монашества. Работы, посвящённые начальной истории монашества, его восточной традиции, (Сидоров Г.Т., Хосроев), истории западноевропейского средневекового монашества (Карсавин Л.П., Усков Н.Ф. Мулен Л ), западной и восточной монастырской культуре также внесли существенный вклад в изучение христианского культа святых.

Также при написании данного исследования использовались и общие работы по истории и феноменологии религии (Токарев, Розанов В. В., Забияко А. П., Пылаев М. А., Элиаде М.).

Таким образом, можно констатировать тот факт, что интерес к изучаемой проблеме, как у зарубежных, так и у отечественных исследователей в последние годы заметно вырос. Однако нужно также заметить, что до сих пор при исследованиях культа святых во Франкском государстве не был подвергнут изучению процесс его эволюции. Специально не изучались социальный, политический, экономические аспекты этого явления. Лишь отчасти затрагивался вопрос влияния церковной политики Карла Великого на почитание святых. К тому же в отечественной историографии не подвергался специальному исследованию рассматриваемый нами культ святого Мартина Турского, его становление и развитие.

Объект и предмет исследования

Основным объектом нашего исследования является влияние на культ святых и отражение в нём особенностей социально-политического, экономического и культурного развития Франкского государства Меровингов и Каролингов.

В качестве предмета исследования выступает процесс эволюции культа святых в период Франкского государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...